Кино
#статьи

Хит или провал? Разбираем «Спираль» Дзюндзи Ито

Стоит ли смотреть жуткую новинку от маэстро хоррор-манги?

Кадр: мультипликационный сериал «Спираль» / Fugaku / Akatsuki

28 сентября 2024 года стриминговая платформа Max выпустила долгожданное аниме «Спираль» по одноимённой манге Дзюндзи Ито. Адаптация должна была выйти ещё в 2020 году, но работу приостановили из-за пандемии. Фанаты были готовы ждать сколько угодно, ведь наряду с пугающим сюжетом оригинальная манга славилась эффектным визуальным стилем, тщательной проработкой линий и штриховки.

Чтобы повторить такую качественную работу в анимации, нужно много времени. В итоге перенос премьеры пошёл «Спирали» на пользу. Во всяком случае — первой серии. Студия Fugaku успела поработать только над ней, оставшиеся три создали в Akatsuki. Эта разница стала заметна всем: рейтинги сериала после второй серии значительно снизились. Что не так с последними эпизодами и за что тайтл всё же можно похвалить — рассказываем в статье.

Вы узнаете:

Чем знаменит Дзюндзи Ито

Дзюндзи Ито — легендарный мангака, работающий в жанре ужасов. С помощью детализированных иллюстраций он рассказывает по-настоящему жуткие истории. Фишка работ Ито — мастерски вплетать кошмары в повседневность. Читатель замечает их не сразу, оттого пугается ещё сильнее. В манге Ито персонажи от запаха гниения заражаются и превращаются в монстров, обворожительная главная героиня поедает плоть ухажёров, а дети становятся куклами. Самые известные его работы — «Рыба», «Чёрный парадокс», «Томиэ: Возвращение» и «Спираль», которая в итоге стала культовой.

Кошмары, которые создаёт мангака, иррациональны и беспричинны. В своих работах Дзюндзи Ито превращает в чистый хоррор самые повседневные вещи, прямо как Стивен Кинг. Их творчество действительно часто сравнивают, а мангаку называют Стивеном Кингом от мира манги.

Магазин манги Дзюндзи Ито в Бангкоке, Тайланд
Фото: Opasbbb / Shutterstock

И хотя комиксы Дзюндзи Ито уже давно признаны на международном уровне и отмечены премией Айснера, с экранизациями маэстро постоянно не везёт. Киностудии то и дело пытаются с разных сторон подойти к адаптациям Дзюндзи Ито, но у режиссёров не получается качественно передать хоррор-атмосферу, которую мангака создаёт в рисунках. Оттого практически каждая экранизация выглядит карикатурно, а зрители лишь подавляют зевки в ожидании финала.

В 2000 году режиссёр Акихиро Хигути решил экранизировать мангу «Спираль» в виде кинофильма. Но маленький бюджет и плохая компьютерная графика превратили одну из самых популярных и жутких работ Ито в затянутое, монотонное повествование о школьниках. Чуть позднее, в 2012-м, в студии Ufotable зайти решили с другого угла — сделать анимационный фильм по мотивам «Рыбы». И снова провал: постапокалиптическая манга была испорчена кривым 3D.

Кадр: мультипликационный сериал «Рыба» / Ufotable

После череды неудач киностудии поняли, в чём главная ошибка. Пытаться передать пугающую атмосферу комиксов Дзюндзи Ито не теми приёмами, что использует мангака, — заведомо провальная идея. Режиссёрское видение оказалось здесь неуместным, поэтому студии решились на эксперимент — попробовать анимировать истории в стиле «оживших» страниц манги. Так в 2019 году родилась идея о новой экранизации «Спирали».

Что происходит в «Спирали»

В маленьком японском городке Куродзу над жителями нависает страшное проклятие. Всё начинается с отца главного героя — старшеклассника Сюити Сайто, — который становится одержим спиралью. Мужчина закручивает в неё всё, что его окружает: еду, предметы интерьера, аксессуары. В какой-то момент безумие окончательно поглощает его — отец Сюити сворачивает в спираль собственное тело.

После этого постепенно сходит с ума от ужаса и горя мать главного героя. Она винит спираль в смерти мужа, поэтому пытается избегать узора во что бы то ни стало. Женщина срезает кожу, чтобы убрать завитки на подушечках пальцев, и обрезает свои вьющиеся волосы.

Но безумие продолжает распространяться и на других жителей городка. Адзами Куротани — подруга главной героини Кириэ Госимы — тоже соприкасается со спиралью. Шрам на её лбу, который раньше напоминал полумесяц, постепенно начинает закручиваться и сводить с ума всех, кто взглянет на него.

Но спираль — далеко не первая странность в жизни Адзами. Она рассказывает Кириэ, что после того, как упала в детстве и получила шрам-полумесяц, все, в кого она влюблялась, отвечали девушке взаимностью. На протяжении первой серии зрителя подводят к мысли, что девушка как-то связана с началом спирального безумия в городе.

Возможно, за этим кроется какая-то более глобальная причина? Ведь природа тоже словно начинает потакать сумасшествию: в городе учащаются смерчи и водовороты, на небе всё чаще появляются облака-завитки, которые больше напоминают элементы картины Винсента Ван Гога «Звёздная ночь». А некоторые жители по неведомым причинам принимают форму улиток, повторяя узор спирали.

Кадр: мультипликационный сериал «Спираль» / Fugaku / Akatsuki

За что все полюбили первую серию

В первом эпизоде наслоение сюжетных линий смотрелось органично: паранойя стихийно окутывала Куродзу со всех сторон, вызывая чувство безысходности. При этом повествование не казалось скомканным, ведь связь между событиями если и не выглядела очевидной, то подразумевалась благодаря мини-зацепкам.

В сюжете первой серии авторы поставили перед зрителями много интригующих вопросов, так что наблюдать за событиями было интересно. Куда приведёт развязка каждой сюжетной линии — непонятно. Смогут ли герои выяснить, откуда взялось проклятие? Почему отец Сюити стал первым обезумевшим из-за спирали? Как в этом замешана Адзами? Сам Дзюндзи Ито назвал эпизод «соответствующим его ожиданиям». Но остальные показывать мангаке, видимо, не стали.

Жуткую атмосферу надвигающегося безумия точно передали с помощью характерной рисовки Ито. Мангака любит приём «сюрприз на следующей странице», который показали в тайтле благодаря немного «подвисающим» движениям персонажей. В моменты перехода тел персонажей в форму спирали это выглядит особенно пугающе и граничит с боди-хоррором. Такой кивок в сторону оригинала в случае со «Спиралью» Дзюндзи Ито оказался весьма удачным — именно этого не хватило в предыдущей адаптации истории, которую экранизировали в виде фильма.

Изначально создатели хотели сделать сериал в цвете, но в последний момент отказались от этой затеи. Они не стали отходить от чёрно-белого оригинала и перенесли ту же палитру на экран.

Некоторые кадровые фреймы со всеми пейзажами и задними планами в точности повторяют рисовку оригинальной манги. Это результат сочетания традиционной ручной анимации с элементами компьютерной графики. Благодаря этому большинство сцен в первой серии выглядят «ожившими» страницами манги. При этом тайтл не кажется слепой копией комикса, ведь атмосферу здесь создаёт не только рисовка.

Кадр: мультипликационный сериал «Спираль» / Fugaku / Akatsuki

Актёры озвучки — сэйю — тонко улавливают изменения в настроении персонажей и мастерски передают их для зрителя. А ответственный за музыку Колин Стетсон создал для аниме тягучие, гипнотические партитуры, которые увлекают вслед за историей, прямо как спираль.

Комбинация духовых и струнных, по очереди сменяющих друг друга, передаёт атмосферу города, который погружается в хаос. Сам Стетсон был очень рад поработать над тайтлом: «Я просто обожал заниматься этой музыкой и жить в странном, великолепном, ужасающем и захватывающем мире спиралей, который создал Ито-сэнсэй».

При таком мастерском подходе и слаженной командной работе проект был обречён на успех. Критики и зрители остались в восторге от первого эпизода, отмечали тон серии и соответствие первоисточнику. Столько лет ожиданий прошло не зря, поклонники наконец получили достойную экранизацию манги Дзюндзи Ито. Но с выходом второй серии рейтинги стали падать, а зрители — задаваться вопросом, что же случилось.

Что не так со следующими эпизодами

Когда студия Fugaku после первой серии передала проект команде Akatsuki, «Спираль» стала заметно проседать. Вообще, изменение работающей над тайтлом студии — распространённая практика в аниме-индустрии.

Например, первые три сезона «Атаки титанов», создала Wit, а над четвёртым трудились в MAPPA. Это не помешало авторам подарить истории настолько фееричный финал, что его обсуждал весь мир. Сам факт передачи аниме другой студии редко приводит к снижению качества. Но в случае со «Спиралью» что-то пошло не так.

Первое, что бросается в глаза, — снижение качества анимации. В первом эпизоде герои двигались размеренно, словно усиливая эффект надвигающейся паранойи. Со второго эпизода персонажи практически перестают двигаться. И если в первой серии это выглядело эффектно и пугающе, теперь кажется, что над анимацией работают начинающие художники. Бедность картинки порой доходит до смешного: герои могут истошно кричать и вскакивать с мест от испуга, но визуально они еле шевелятся и лишь слегка открывают рот.

Кадр: мультипликационный сериал «Спираль» / Fugaku / Akatsuki

Это сказывается и на восприятии жанра тайтла. Во второй серии «Спираль» напоминает больше комедию, чем хоррор. Сериал теряет атрибуты, которые придавали ему «жутковатости». И если в первом эпизоде атмосфера накаляется с самого начала, во втором эпизоде не происходит ничего страшного вплоть до конца. А попытки заставить картинку выглядеть жуткой смотрятся нелепо: рисовка часто отстаёт от звука.

Маскируя недочёты анимации, художники щедро приправляют её 3D-графикой. Но и это не спасает ситуацию: из-за смены кадров персонажи сначала кажутся объёмными, а уже в следующей сцене — плоскими.

И если на халтурную рисовку фанаты ещё были готовы закрыть глаза (во всех смыслах), то на рваное повествование — нет. В первой серии это было скорее изюминкой аниме и накаляло обстановку в сюжете, но со второго эпизода приём перестал работать.

Создатели скачут между сюжетными линиями и резко переключаются с одной на другую, при этом совершенно забывая про некоторых героев. Они хаотично появляются, исчезают по непонятным причинам и так же спонтанно возвращаются. Так происходит, например, с мёртвым поклонником Кириэ, который оказывается в кадре на несколько секунд, а затем пропадает до конца сериала.

В отличие от автора манги, создатели тайтла не объясняют, почему он превратился в ходячего мертвеца. Кажется, что все события пытаются уложить в маленькое количество эпизодов, при этом упуская ключевые моменты манги. Фирменная атмосфера подступающего безумия исчезает из-за фрагментарности подачи.

Стоит ли смотреть «Спираль»

Видимо, пока Дзюндзи Ито создавал жуткую мангу о проклятии спирали, над ним довлело собственное — проклятие неудачных экранизаций. И хотя после первой серии следующие подарили лишь разочарование, посмотреть «Спираль» всё же стоит. Не как отдельное произведение, но как повод познакомиться с работами мангаки.

Несмотря на недочёты, аниме-адаптация всё ещё выглядит заметно лучше и точнее предыдущих экранизаций. В последних трёх эпизодах тоже есть несколько зрелищных моментов. Например, сцена, где пара влюблённых школьников сплетается телами воедино, чтобы их не разлучили родители. Или сюжетная линия с загадочным маяком, сжигающим всех своим светом.

Кадр: мультипликационный сериал «Спираль» / Fugaku / Akatsuki

К счастью, заданный в первой серии уровень интриги мотивирует досмотреть тайтл до конца, чтобы понять, в чём же там дело. Следование канону здесь играет сериалу на руку: тон манги, создающий в итоге скорее антикатарсис, нежели классический катарсис, испортить довольно сложно. Тем более Ито создавал её не только в традиции японского хоррора, но и вдохновляясь западной классикой.

Так, своих работах мангака часто делает отсылки к произведениям Говарда Лавкрафта. Например, Куродзу очень похож на изолированный прибрежный городок Иннсмут из лавкрафтовских историй.

Сцена после титров окончательно закольцовывает историю в лучших традициях «Атаки титанов». Так что для тех, кто не был знаком с работами Ито до этого, «Спираль» может стать неплохой отправной точкой. А для фанатов — возможностью посмотреть на жуткие ожившие рисунки художника.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована