Кино
#статьи

Какой актёр Андрей Миронов

И почему нам его мало.

Кадр: фильм «Сказка странствий» / «Мосфильм» / «Совинфильм»

7 марта 1941 года родился Андрей Миронов — главный романтик советского кино, а ещё театральный актёр и режиссёр. Он был заложником типажа — и тем не менее подарил нам много-много радости, а также чуточку печали и удивления. Вспоминаем самые важные роли, исполненные актёром, который стал символом советского кинематографа и который — что тоже символично — ушёл из жизни, когда история этого кинематографа подошла к концу.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как Андрей Миронов стал актёром;
  • почему театральный Андрей Миронов был даже интереснее киношного;
  • какие кинопроекты сделали его легендой ещё при жизни;
  • почему драматический Миронов и комедийный такие разные и что посмотреть, чтобы увидеть его во всём великолепии.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как Андрей Миронов оказался на сцене и на экране

Миронов почти попал в кино ещё в 1952 году, когда ему было одиннадцать: он прошёл кинопробы в массовку к фильму «Садко», но был отвергнут режиссёром Александром Птушко — по легенде, за то, что отказался снять модное поло, надетое под рубище нищего.

В 1960 году Миронов — студент Высшего театрального училища имени Бориса Щукина — снялся у Юлия Райзмана в картине «А если это любовь?». Фильм вышел на экраны в 1962 году и был успешен в прокате, — хотя и не понравился критикам. В первую очередь истории о любви старшеклассников, забулленных обществом, досталось за мнимую неубедительность персонажей — хотя сценарий был списан с реальных событий. Картину критиковали и за безнравственность: в СССР секса не было даже у взрослых, а говорить о чувственном опыте несовершеннолетних и подавно не пытались.

Миронов здесь — одноклассник влюблённых, который сеет между ними раздор, не веря в их чувства. К этой небольшой роли он отнёсся профессионально: чтобы лучше понимать своего персонажа, даже придумал ему биографию. В этом неуклюжем пухлом подростке, стриженном под ёжик и глядящем стеклянными глазами, невозможно узнать красавца, который несколькими годами позже станет любимцем публики благодаря пластичности, изяществу и тёплому, эмоционально выразительному пению. Картина же, несмотря на критику, вышла воодушевляющей, напоминающей о частной жизни, о которой в стране коммуналок и общественности говорили мало. А Миронов стал известен в киноиндустрии.

В том же году актёр поступил в труппу Московского театра сатиры и принял несколько предложений сняться в кино. В 1963 году вышел ромком «Три плюс два» Генриха Оганесяна — эту летнюю комедию посмотрели порядка 35 миллионов советских зрителей. Им молодой, выгоревший на солнце блондин Миронов на фоне моря и пляжа пришёлся по сердцу — а на не слишком уж «дикарскую» бороду, над которой шутила съёмочная команда, они, похоже, не обратили внимания. Лёгкий, остроумный фильм с натурными съёмками, элементами покадровой анимации, переодеваниями и равноправными отношениями между городскими интеллектуалами на отдыхе и сегодня смотрится свежо и современно.

В том же 1963 году умер ведущий актёр Театра сатиры Владимир Лепко, и Миронова ввели в спектакль «Клоп» — визитную карточку театра по пьесе Маяковского. Это был один из первых театральных проектов, в котором Миронову пришлось работать с комедией и сатирой, — именно это стало его профилем в кино. Другой его фишкой была чрезвычайная музыкальность, которая открылась зрителю после спектакля «Женский монастырь» (1964). Миронов пел и танцевал, а критики и зрители отмечали поразительную лёгкость исполнения — как будто всё это давалось ему без усилий, просто по щелчку пальцев.

«Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова вышел в 1966 году. Миронов сыграл продавца комиссионного магазина — и хотя это была роль второго плана, образ был сложным и глубоким. Рязанов в «Неподведённых итогах» написал:

«Я предложил ему роль Димы Семицветова — человека, променявшего высшее образование, диплом, специальность на судьбу ловкача-продавца, деляги, спекулянта. Тогда этот персонаж олицетворял авторские антипатии. А сейчас Дима Семицветов не только типичен, он попросту „герой нашего времени“. Чеховский Лопахин, доведенный до абсурда».

Андрей Миронов (справа) в роли Димы Семицветова
Кадр: фильм «Берегись автомобиля» / Киностудия «Мосфильм» / Творческое объединение «Луч»

Уже в 1968 году Миронов снялся в культовой «Бриллиантовой руке» (1969) и готовился сыграть главную роль в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Как Андрей Миронов стал главным театральным актёром столицы

Пока в кино Миронову доставались вторые роли, на театральной сцене он уже стал звездой. В 1966 году он исполнил первую главную роль на театральной сцене — в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии». Его Дон Жуан — не просто змей-искуситель, а страдающий от конфликта с обществом мечтатель. Так проявилась ещё одна, романтическая сторона таланта актёра.

Неоднозначен и Фигаро в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» (1968): жизнерадостная «кружевная» комедия положений с переодеваниями и подслушиваниями становится трагедией. Такая интерпретация нашла бы место и на современной театральной сцене, ведь Фигаро Миронова — нонконформист и ценитель свободы, а сама постановка становится чуть ли не антицензурным манифестом. «Фигаро» остался с Мироновым на всю жизнь: в этой роли он потеряет сознание на сцене Рижского оперного театра 14 августа 1987 года — и умрёт два дня спустя.

Как Андрей Миронов стал главным романтиком советского кино

В 1972 году выходит картина «Достояние республики», где Миронов играет мечтательного Шиловского — художника и, возможно, настоящего маркиза, который обитает на чердаке в разгар революции под носом у чекистов и дружит с мальчишкой-беспризорником. Именно эта роль сформировала актёрское амплуа Миронова: он и творец, ценящий красоту, и бесстрашный авантюрист, лёгкий в общении и к тому же музыкальный.

Примерно такой же живой образ у него в «Невероятных приключениях итальянцев в России» (1974). Он идеально вписывается в контекст эксцентрической комедии, не уступая итальянскому партнёру — главному актёру Пазолини Нинетто Даволи, и при этом удерживает тонко проработанный образ советского милиционера, влюблённого в заезжую охотницу за советскими сокровищами. В этом фильме, помимо актёрского таланта, проявилась чисто человеческая смелость Миронова. Вот как говорил об этом качестве открывший его Эльдар Рязанов:

«В фильме было множество трюков, которые заставляли актёра почти в каждом кадре сдавать экзамен на физическую силу, тренированность, спортивность и на… храбрость, бесстрашие, мужество. И здесь Андрей поразил меня тем, чего я в нём никак не мог предположить. Всё-таки он рос в обеспеченной, интеллигентной актёрской семье. Вряд ли он был в детстве представителем дворовой шпаны, заводилой уличных драк, не похоже, чтобы в юные годы он был отчаянным хулиганом, драчуном, забиякой. Однако все трюки, требовавшие незаурядного бесстрашия, в картине Миронов выполнял сам».

Как Андрей Миронов пытался выйти из привычного амплуа

В 1975 году состоялась премьера телеспектакля «Возвращение» в постановке Павла Резникова, удивившая многих. Андрей Миронов и его герой Борис Вязовнин — будто бы совершенно разные люди. Один наполнен энергией и жизнью, другой — само опустошение. Эта роль открывает для Миронова новую область работы. Теперь он не только жизнерадостный романтик, но и одинокий страдалец. Теперь он и Чацкий в новой постановке «Горе от ума» (1976), и стоматолог Фарятьев в «Фантазиях Фарятьева» (1979). Впрочем, в кино он всё равно остаётся поющим и гротескным авантюристом с отрицательным обаянием — Остапом Бендером в «12 стульях» (1977), циничным министром — в «Обыкновенном чуде» (1979).

​​Андрей Миронов в роли Остапа Бендера
Кадр: фильм «12 стульев» / «Экран»

Миронов пытается вырваться из привычного лёгкого амплуа — например, просится к Рязанову в застойную и мелодраматичную «Иронию судьбы», но получает отказ: слишком красив и обаятелен, чтобы играть закомплексованного Лукашина («Поверить в то, что какая-то неведомая Ира могла [ради Павлика] пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно», — скажет Рязанов).

Но в редких случаях, когда ему удавалось сломать предубеждения и получить нетипичную роль, он становился буквально неузнаваем. Так, Александр Митта, режиссёр картины «Сказка странствий» (1983), утвердил Миронова на роль странствующего лекаря-изобретателя Орландо не в последнюю очередь из-за его желания меняться. Философствующий скиталец с печальными глазами и душевной болью за всё человечество превратил и без того неоднозначную сказку в экзистенциальную притчу. Вероятно, переменам способствовали и внешние обстоятельства — 6 марта 1982 года умер отец Андрея, Александр Менакер.

В этом же году остановлены съёмки фильма «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. Госкино сочло картину неподходящей для советского гражданина из-за «недостоверности» отражения тридцатых на экране. Сегодня мы можем назвать показанное в «Лапшине» гиперреализмом: готовясь к съёмкам, режиссёр исследовал архивы, ходил на допросы заключённых под видом понятого, даже общался с милиционерами на пенсии, которые помнили эпоху чисток, и скорее копнул слишком глубоко, чем нафантазировал. Этим он и напугал государственных заказчиков.

Миронов в этом фильме — писатель Ханин. Его прообраз — литератор и переводчик Валентин Стенич, друг Юрия Германа, расстрелянный в 1938 году. У Миронова Ханин пытается застрелиться самостоятельно —сцену неудавшегося самоубийства Миронов выделял как сложнейшую в работе над ролью. В этот период лёгкость и наивность экранных образов Андрея Миронова наконец слетает.

Андрей Миронов в роли писателя Ханина
Кадр: фильм «Мой друг Иван Лапшин» / «Ленфильм»

«Мой друг Иван Лапшин» всё таки вышел на экраны в 1984 году и стал прорывом в работе со смешением игровых и неигровых форм в кино.

В 1987 году выходит «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой — сюжет фильма был создан вокруг роли Миронова, и проект запустили в работу только после его согласия на роль. Джонни Фёст — человек, который знакомит диких и необузданных ковбоев с кинематографом, стараясь с его помощью показать им истинные ценности. Поначалу очарованные граждане в итоге предпочитают высокому искусству картины с гэгами и туалетным юмором, и Фёсту приходится уехать из злополучного местечка.

К сожалению, эта картина стала для Андрея Миронова последней. Мистер Фёст действительно покинул город.

Каким актёром был Андрей Миронов

Андрей Миронов работал с различными типажами и всегда разбирал роли логически, представляя себе ценности и взгляды героя и формируя его детальный портрет. Он  был разноплановым и многогранным, сомневался в себе, искал, принимал вызовы профессии и видел в них шансы для личностного роста.

Грустно признавать, но нам мало что осталось от таланта Миронова: он больше реализовался как театральный артист, а в кино долгое время был заложником образа обаятельного авантюриста — вроде Гены Козодоева из «Бриллиантовой руки» или Маркиза из «Достояния республики». Это в театре у него не было конкретного типажа — для нас же плёнка сохранила две ипостаси.

С одной стороны, Миронова-романтика, — того самого бесстрашного, лёгкого на подъём героя, который может очаровать и развеселить всех вокруг. С другой — Миронова с печальными глазами, разломанного изнутри частным или публичным конфликтом. Он кажется приветливым и компанейским, но страдает или опустошён.

C уходом Миронова советское кино будто окончательно утратило безмятежность, изящество и беззлобную иронию, по которой мы, кажется, тоскуем до сих пор.

Лучшие комедийные роли Миронова

Бриллиантовая рука (1969)

Геша Козодоев — франт и авантюрист, готовый на любые инициативы, даже если они не приведут к успеху. Миронов филигранно работает с пластикой, подчеркивая иррациональность персонажа летящими движениями, а манерность — отбрасыванием челки одним движением головы. Подобная нарочитость идеально вписывается в эксцентричный фильм, особенно хорошо она смотрится в дуэте Лёлика (Анатолий Папанов) и Геши, подельников и собутыльников.

12 стульев (1977)

Остап Бендер был ролью мечты Миронова, и это чувствуется с первых секунд появления его на экране — с таким видимым удовольствием актёр произносит каждое слово. Он опять играет ироничного авантюриста, но ставки повышаются: Остап Бендер в этой истории становится антигероем, запутывающим планы окружающих. Кстати, на этот раз при работе над ролью придумывать мимику и пластику персонажа не пришлось — Миронов позаимствовал их у своего друга и мастера киноэпизода Александра Ширвиндта. Трубку, которую в кадре курит Бендер, кстати, взяли у него же.

Берегись автомобиля (1966)

Детективная комедия с уклоном в социальную проблематику рассказывает историю Юрия Деточкина, страхового агента и на досуге актёра самодеятельности в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Андрей Миронов здесь — один из клиентов Деточкина по имени Дима Семицветов. Возможно, именно история Семицветова из комиссионки, который торговал из-под полы, в свое время побудила Андрея Миронова научиться хорошо водить и купить собственную Волгу «как со съёмочной площадки». «Берегись автомобиля» открыл для актёра новые возможности в карьере, но и заложил фундамент амплуа обаятельного жулика и авантюриста, которое тяготило его в последние годы жизни.

Трое в лодке, не считая собаки (1979)

«Куда, скажите мне, мужчины, бежать от нервных передряг?» — поёт Миронов, исполняя ряд персонажей в различных эпизодах этой двухсерийной музыкальной комедии. Он и трактирщик, и пьяный рыбак, и странный дядюшка, и сам Джером Клапка Джером — культовая фигура для юмористической литературы. Вообще, у Миронова здесь чуть ли не в каждой сцене — небольшое перевоплощение. Эти комик-релифы разряжают слегка затянутый и ровный сюжет.

Невероятные приключения итальянцев в России (1974)

Советско-итальянская комедия о казусах путешествия иностранцев из Москвы в Ленинград в поисках сокровищ. Для многих в постсоветском пространстве картина уникальна, хотя европейский зритель может воспринимать её иначе — она сильно напоминает комедию «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» 1963 года, и в пользу этого говорит итальянское название рязановского фильма (Una matta, matta, matta corsa in Russia — «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России»).

Герой Миронова здесь — Андрей Васильев из уголовного розыска, который сопровождает гостей под видом тургида и старается быть с ними на одной волне. Это ему вполне удаётся благодаря открытости. Самому же Миронову удавались сложнейшие трюки. Он сам висел над Невой на краю разведённого моста, спускался по ковровой дорожке из окна шестого этажа гостиницы, а также беседовал с живым львом.

Лучшие драматические роли Миронова

Фантазии Фарятьева (1979)

Классический сюжет, взятый из одноимённой пьесы Аллы Соколовой, рассказывает историю близких, но неспособных понять друг друга людей. Странноватый Павел Фарятьев, будто Дон Кихот, живёт в собственных мечтах и вступает в конфликт с реальностью, которая не может принять его фантастические истории. Миронов играет реалистично, на грани натурализма, который вскоре поглотит отечественное кино и будет неласково зваться чернушным.

Сказка странствий (1982)

Сказка для взрослых или философская притча? Александр Митта задумывал фильм универсальным — доступным и интересным как для детей, так и для взрослых. Фильм явно отсылает к критике государственного устройства, а Орландо, бродячий изобретатель, творит не только волшебство. Он реальнее, чем кажется, и несёт нам мир и здоровье (во всех смыслах).

Мой друг Иван Лапшин (1984)

Журналист Ханин — давний знакомый Ивана Лапшина, начальника уголовного розыска (Андрей Болтнев), кусочек жизни которого нам показывает Алексей Герман. Мы успеваем узнать и о бывшей жене Ханина, и о симпатии к актрисе (Нина Русланова), и о его суицидальных мыслях. Миронов был выбран на эту роль преимущественно из-за того, что история героя остается за кадром: убедительно сыграть персонажа с бэкграундом — чрезвычайно сложная актёрская задача.

Достояние республики (1971)

Шиловский, он же Маркиз, становится главным романтическим образом Андрея Миронова в кино. Он всё тот же авантюрист, как и во многих комедийных работах, но Маркиз — творец и мечтатель. В его душе разворачивается конфликт между преступником и идеалистом, а его судьба вызывает сочувствие.

Человек с бульвара Капуцинов (1987)

Комедийный вестерн, в котором Андрей Миронов — Джонни Фёст — старается донести правильные ценности людям с помощью демонстрации правильных фильмов. Синематограф может быть целительным, и он уверен в этом. Но, к сожалению, большинство видят в фильмах лишь развлечение, и мистер Фёст вынужден покинуть негостеприимный городок. По крайней мере, на этом заканчивается его экранная история.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована