«Акира»: как аниме-фильм Кацухиро Отомо навсегда изменил современную поп-культуру
Подростки со сверхспособностями, уличные банды и депрессивный киберпанк.


Кадр: мультипликационный фильм «Акира» / Tokyo Movie Shinsha Co., Ltd.
В 1988 году Кацухиро Отомо выпустил фильм «Акира» — экранизацию своей одноимённой манги. История про подростков-байкеров и секретный правительственный эксперимент стала хитом в Японии, а позже открыла жанр аниме для всего мира. Спустя почти тридцать лет картиной Отомо вдохновляются аниматоры, режиссёры и даже рэп-исполнители. А знаменитый дрифт главного героя на красном байке повторили во множестве фильмов и сериалов.
26 июня 2025 года ленту впервые покажут в российском кинопрокате. В честь премьеры объясняем, почему «Акира» — золотая классика аниме.
В тексте расскажем:
- что творится на улицах Нео-Токио;
- чем «Акира» похож на мультфильмы студии Disney;
- почему Кацухиро Отомо — Пётр I от аниме-индустрии;
- кто придумал скрестить Акиру и дуэт Daft Punk.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.
О чём аниме «Акира»
В 1988 году столицу Японии разрушил чудовищный взрыв. Спустя несколько десятилетий на руинах возводят новый город — футуристичный Нео-Токио. На его освещённых неоном улицах дерутся подростки на байках: банда «Капсулы» против шайки «Клоунов».
Во время очередной стычки байкер Тэцуо из «Капсул» натыкается на странного ребёнка с морщинистой серо-голубой кожей. Мальчик оказывается сбежавшим подопытным со сверхъестественными способностями. После контакта с ним у Тэцуо тоже пробуждается загадочная сила, поэтому прибывшие на место военные забирают обоих в секретную лабораторию.

Глава «Капсул» по имени Канэда отправляется искать пропавшего друга. Объединившись с участницей сопротивления Кэй, он узнаёт о правительственных экспериментах над детьми. Военные на секретных объектах учат подопытных использовать сверхспособности: телекинез, предвидение и телепатию. А псионическая мощь Тэцуо способна достичь уровня Акиры — подопытного мальчика, ответственного за уничтожение старого Токио.
Пробуждающаяся сила начинает сводить байкера с ума. Ещё с детства, которое они с Канэдой провели в приюте, Тэцуо чувствовал себя обделённым. Поэтому теперь он упивается своей мощью, разрушая здания и убивая друзей из банды. Нео-Токио становится эпицентром глобального конфликта. Местные жители, недовольные властями, поддерживают буйного подростка, как мессию. Военные пытаются устранить опасного подопытного и не допустить нового разрушения города. А Канэда стремится спасти лучшего друга от него самого.

По завязке истории с разрушением Токио видно, как новое поколение японцев, не заставшее бомбардировку городов Хиросимы и Нагасаки, пытается отрефлексировать трагедию. Но это не единственная национальная травма, показанная в «Акире». Опыты над детьми и массовые протесты в Нео-Токио метафорически изображают боли современников Кацухиро Отомо. Молодёжь в Японии росла в системе, где залогом успеха были не талант и амбициозность, а терпение и послушание.
Новые поколения японцев не могли направить свою энергию в созидательное русло, и это привело к социальной напряжённости. Далеко не всем молодым людям нравилась перспектива десятилетиями торчать у основания карьерной лестницы, пока их коллеги в возрасте занимают кабинеты начальников.
Банда Канэды и Тэцуо — прямая отсылка к агрессивной субкультуре байкеров босодзоку, в которую изначально входили ветераны Второй мировой войны. Позже к ним присоединилась и неустроенная молодёжь: они дрались с полицейскими, крушили машины и избивали прохожих. Для босодзоку это было одним из способов протестовать против несправедливого мироустройства.

Читайте также:
Как создавали фильм
На момент выпуска манги «Акира» в 1982 году Кацухиро Отомо было двадцать восемь лет. До этого он уже успел выпустить несколько успешных комиксов. Например, в незаконченной манге Fireball автор рассказывает про группу молодых борцов за свободу, — они стремятся разоблачить диктатуру суперкомпьютера в безымянном футуристичном мегаполисе. А комикс Domu — история про многоквартирный дом, в котором происходит череда таинственных самоубийств. Эту мангу, как и Fireball, можно назвать предшественницей «Акиры»: во всех трёх произведениях есть элементы научной фантастики, а в сюжете фигурируют люди с экстрасенсорными способностями.
В «Акире» мангака запечатлел многие черты последних десятилетий эпохи Сёва: неустроенность молодёжи, подготовка к Олимпиаде в Токио, бурный экономический рост. Сам Отомо называл мангу историей своих юных лет, которую он перенёс в недалёкое будущее. Первые главы «Акиры» вышли в 1982 году и быстро завоевали популярность в Японии. Изначально автор не предполагал, что историю адаптируют для экрана. Но с ростом популярности «Акиры» экранизация стала лишь вопросом времени.
Экономический расцвет Японии сыграл Отомо на руку: на аниме-адаптацию «Акиры» в сумме выделили около 1,1 миллиарда иен — примерно 10 миллионов долларов по курсу тех лет. Поэтому везде пишут, что бюджет по тем временам был рекордным. На самом деле, по словам продюсера картины Кэна Цуноды, на производство «Акиры» ушло около 700 миллионов иен, а остальное потратили на маркетинг. Для сравнения, год спустя вышла картина «Ведьмина служба доставки» с бюджетом 800 миллионов иен.
Над экранизацией «Акиры» трудились более ста сотрудников из семи студий. Немало времени ушло на создание видов Нео-Токио с его уличными голограммами, яркими вывесками и небоскрёбами. Чтобы передать эстетику города, создатели использовали рекордные на тот момент 327 цветов, а 50 из них создали специально для фильма.
Многие события фильма происходят ночью, — это редкость для аниме того времени. В студии не хватало красок, чтобы изобразить вечерние сцены, поэтому художникам пришлось смешивать пигменты и подбирать нужный цвет. Старания окупились: в итоге аниматоры смогли реалистично показать падающую на персонажей тень и полуночные пейзажи города. А для костюма и байка Канэды использовали особый оттенок красного.

До «Акиры» аниме снимали с частотой 12 кадров в секунду — так было быстрее и дешевле. Внушительный по тем временам бюджет позволил Отомо увеличить частоту до 24 кадров. Поэтому анимация в фильме более плавная, а боевые сцены получились динамичными и эффектными.
Визуально «Акира» больше остальных аниме напоминает классическое кино — в этом и заключался замысел режиссёра. Другой новаторской чертой фильма стал новый подход к озвучиванию, который Отомо перенял у студии Disney. Раньше звуки в аниме записывали поверх готовой анимации. В «Акире» всё наоборот: голоса записывали перед отрисовкой, чтобы аниматоры могли подогнать мимику персонажей под реплики актёров.

Читайте также:
Как «Акира» влюбил в аниме весь мир
За пределами Японии аниме долгое время оставалось нишевым увлечением, хотя в прокате показывали известные картины вроде «Могилы светлячков» Исао Такахаты или «Навсикаи из долины ветров» Хаяо Миядзаки. Именно «Акира» приковал взгляды всего мира к японской анимации и культуре.
И по духу, и по визуальному стилю фильм разительно отличался от тогдашнего мейнстрима — классических мультфильмов Disney. «Акиру» снимали отнюдь не для детей: в нём показывали коррупцию, произвол властей и жестокость. Например, свихнувшийся Тэцуо разрушает улицы, а бандиты убивают собак и срывают одежду с беззащитной девушки.
Создавая жестокий мир Нео-Токио, Отомо вдохновлялся классикой западного киберпанка — «Бегущим по лезвию». По забавному совпадению, первый том манги «Акира» вышел в тот же год, что и фильм Ридли Скотта. Другим источником вдохновения стала культовая картина Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Темы борьбы с угнетением и страха перед технологиями, которые поднимал Отомо, были хорошо понятны западной аудитории. А необычный нарратив и захватывающий сеттинг помогали зрителям быстрее проникнуться историей. Для них «Акира» стал не только возможностью осмыслить свои переживания из-за будущего, но и новым эстетическим опытом.
После выхода «Акиры» и без того набирающий популярность киберпанк окончательно стал мейнстримом. Хотя фильм нельзя назвать «чистым» представителем жанра, пессимистичный взгляд режиссёра на состояние общества и высокие технологии стал отправной точкой для многих мангак и режиссёров Японии. Влияние «Акиры» можно заметить в аниме «Призрак в доспехах», «Алита: Боевой ангел» и «Ковбой Бибоп». А философские идеи фильма легко отследить в культовом тайтле Хидэаки Анно «Евангелион».

Картина Отомо повлияла и на западное кино. Фильмы вроде «Терминатора-2» и «Сквозь горизонт» пусть и не заимствуют сюжетные элементы из «Акиры», но продолжают тренд на мрачную научную фантастику. А режиссёрский дуэт Вачовски — давние поклонники аниме — прямо цитирует Отомо в «Матрице». Например, культовая сцена, где Нео останавливает пули, — оммаж моменту из «Акиры», где Тэцуо с помощью телекинеза заставляет снаряд застыть в воздухе.
Кто ещё вдохновлялся «Акирой»
Хотя после выхода фильма прошли десятки лет, следы «Акиры» можно увидеть в популярных сериалах, играх и даже музыкальных клипах. Некоторые авторы ограничиваются небольшими отсылками: в «Тёмном рыцаре» режиссёра Кристофера Нолана появляется банда клоунов, до боли напоминающая шайку из Нео-Токио. А в компьютерной игре Cyberpunk 2077 можно покататься на алом байке как у Канэды.

История Тэцуо из «Акиры» вдохновила создателей фильмов «Специальный полуночный выпуск» и «Хроника». Сюжет обеих картин строится вокруг подростков-экстрасенсов: один вместе с отцом прячется от сектантов и правительственных агентов, другие используют сверхспособности ради развлечения и впоследствии ступают на путь героя Отомы. В фильме «Петля времени» Райана Джонсона тоже есть персонаж, напоминающий Тэцуо. Сам режиссёр однажды упомянул, что вдохновлялся «Акирой».
Правительственные эксперименты над одарёнными детьми фигурируют и в сериале «Очень странные дела» братьев Дафферов. Одна из главных героинь по имени Одиннадцать живёт на секретном объекте, где изучают экстрасенсорные способности. Позже она сбегает из лаборатории и благодаря другим героям учится жить в гармонии с новой силой. И, в отличие от Тэцуо, старается использовать свои способности во благо.

Сильнее всех «Акирой» вдохновлялся рэпер Канье Уэст. В клипе на песню Stronger он использует семпл трека Harder, Better, Faster, Stronger дуэта Daft Punk и примеряет на себя образ Тэцуо. Одна из начальных сцен клипа воссоздаёт момент, когда героя исследуют в правительственной лаборатории. А далее Уэст разыгрывает эпизод с побегом из больницы. На несколько секунд в клипе даже мелькают байкеры, отсылающие к банде «Капсулы». Позже на презентации альбома Donda Уэст ещё раз вспомнил про любимое аниме: на этот раз он примерил ярко-красный костюм Канэды.
Используя эстетику киберпанка, Кацухиро Отомо открыто указывает на человеческие пороки: алчность, жестокость, стремление к власти и желание стать богом. При этом ему удалось создать трогательную историю о травме поколения и силе дружбы. «Акира» смог задеть зрителя за живое и благодаря этому вкупе с новаторской режиссурой Отомо — стать мгновенной классикой аниме. А значит, всегда есть шанс, что персонаж нового фильма или сериала вдруг пафосно затормозит на мотоцикле.