Кино и музыка
#статьи

Феномен «Аигел»

Чем покоряет татарский хип-хоп о любви, несвободе и воле.

Кадр: «Аигел» / YouTube

В начале декабря глобальный чарт Shazam возглавила песня «Пыяла» из саундтрека к сериалу «Слово пацана». Она написана дуэтом «Аигел» в 2020 году и исполняется на татарском. Композиция покорила также топ-50 мирового чарта TikTok Billboard и заняла первую позицию в «Яндекс Музыке», VK и российской части Apple Music.

Самое время вспомнить:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Тюремная история

Айгель Гайсина, поэтесса и актриса озвучки, и Илья Барамия, битмейкер, познакомились, когда Айгель решила поставить музыкальный спектакль на основе своего сборника стихов «Суд». В 2015 году она попросила Барамию помочь с музыкальным оформлением постановки. К тому времени Илья уже был признанной легендой российского андерграунда: он делал биты для групп «Ёлочные игрушки», 2H Company, «Самое большое простое число». Илья услышал голос Айгель и, восхищённый, предложил ей вместе заниматься музыкой. Так появился проект «Аигел».

Успех пришёл к дуэту в 2017 году с альбомом «1190», который вдохновлён личной историей Гайсиной. Её парень Темур Хадыров в 2015-м подрался с её бывшим мужем, получил обвинение в покушении на убийство и сел на три года, а Айгель его ждала. Это ожидание нашло отражение в альбоме: песня «Ария судьи» в шуточно-сказочной форме рассказывает о вынесении приговора, трек «1190» — о свидании в изоляторе временного содержания, «Невеста» — о свидании на зоне.

Главным хитом альбома, во многом благодаря фактурному клипу Ильи Соловьёва, стала песня «Татарин». Она посвящена жизни Айгель в ожидании парня — она даёт Темуру слово, что ни с кем не вступит в отношения, пока тот сидит в тюрьме. При этом она обращается к тем, кто к ней подкатывает, и угрожает возможной встречей со злым парнем: «А мой парень татарин, / В любви авторитетен, / У него пуля в пушке для твоей черепушки».

Кстати, прочитайте интервью с исполнителем главной роли в клипе Гошей Бергалом. Он очень крутой фотограф.

В российской музыке тема близких и родственников тюремных заключённых и связанных с ней жизненных ситуаций почти не представлена, а российское инди и вовсе от неё далеко. Обычно песни про тюрьму в российской музыке повествуют о жизни за решёткой. Большая их часть вышла из шансона, он же блатняк, эксплуатирующего и возносящего тюремные нравы. Возник большой поколенческий разрыв — молодёжи такая музыка неинтересна. «Аигел» же исполняет хип-хоп о тех, кто на воле, и для тех, кто на воле. Неудивительно, что дуэт сразу приковал к себе внимание молодой аудитории, а клип на того же «Татарина» за шесть лет набрал более 110 миллионов просмотров.

Помимо искренней, дерзкой и современной лирики, своей популярностью дуэт «Аигел» обязан музыке, которая одновременно модная и экспериментальная. Звучание «Аигел» напоминает 2H Company: тяжёлые хип-хоп-биты на основе электронных звуков со слегка хаотичным и контринтуитивным ритмическим рисунком, быстрый и эмоционально выразительный речитатив, занимающий почти всё пространство трека, с небольшим количеством инструментальных проигрышей, почти без припевов с чистым пением. Объём текста на единицу времени зашкаливает.

Подача Гайсиной не похожа ни на что в российском хип-хопе: она то очень технично зачитывает рэп, то декламирует стихи, то поёт, причём переходы от одного к другому выглядят стихийными.

Сразу после выхода альбома на «Аигел» обратили внимание издания, пишущие о самой модной российской музыке, в том числе независимой, такие как The Flow и «Афиша». При этом популярность «Татарина» привела группу к выступлению в «Вечернем Урганте», куда приглашали не только поп-певцов, но и свежее российское инди. «Аигел» очень необычно смотрелась среди фрешменов: «Комсомольск» поёт про любовь и московское метро, рядом «Каждый раз» Монеточки, а вот Айгель в спортивном костюме, изгибаясь, читает про зону, иногда переходя на татарский, пока рядом дерётся с воздухом актёр, в клипе сыгравший парня Айгель.

Илья Барамия рассказывал в интервью Юрию Дудю (объявлен в России иностранным агентом), что одним из вдохновителей продакшена «Аигел» был Джеймс Блейк — певец, который сочетает R& B и сложное электронное продюсирование с элементами дабстепа, фюьче-гэриджа и других жанров британского электронного андерграунда.

Хотя «Аигел» звучит по-другому, песни Блейка вдохновили Барамию на создание медленного, холодного, электронного звука, толкающего слушателя, с широким пространством внутри трека, с мрачными синтезаторными призвуками и реверберацией ударных. Например, очевидно влияние стиля Блейка на бит трека «Невеста», чья мрачная вибрация баса напоминает андерграундный британский дабстеп (пример — «Skeng» The Bug & Flowdan).

Также Барамия фанатеет от Run the Jewels — хип-хоп-дуэта опытных андерграундных рэперов Killer Mike и El-P, для которого характерен брутальный электронный продакшен. Илья даже посылал Айгель сборник минусов RTJ, под которые она пробовала зачитывать свои тексты ещё на стадии написания песни. По словам Барамии, ему нравится, как RTJ использует олдскульный кач и прыгучесть и при этом обходит штампы с помощью современного продакшена.

В интервью проекту Save the Night Илья говорил, что его главная задача — показать всё богатство голоса Айгель, используя минимум инструментов, потому что переусложнённый продакшен будет отвлекать от голоса, который и есть главный ресурс группы. Чтобы подчеркнуть голос Айгель и придать ему объёма, Илья много играет с реверберацией, однако не добавляет её через компьютерные плагины, а записывает на отдельную дорожку и регулирует интенсивность.

О чём ещё читает и поёт «Аигел»

Тюрьма, менты, суды — такой образ сложился у «Аигел» в глазах широкой публики. Он поддерживался самим дуэтом: как говорила Айгель, она не может писать о том, что не пережила сама, а поэтому пацанско-тюремная тематика из песен никуда не ушла. «Чёткий» — техно про алкотанцы буйного пацыка в ресторане, «Две недели» — песня про последние дни ожидания парня из тюрьмы (в декабре 2017-го Темура выпустили по УДО), «Принц на белом» — история отношений полицейского и преступницы.

Но это только верхушка айсберга. В интервью Дудю Айгель говорила, что песня «Татарин» в действительности далека от общего направления творчества дуэта. В интервью каналу «Говорящие головы» Айгель отметила, что из-за «Татарина» к группе пришло много случайных слушателей. Они не очень понимали музыку «Аигел» в целом и захейтили группу, когда послушали альбом и обнаружили, что большинство песен не связаны с блатной романтикой.

Другие слушатели, напротив, сторонятся дуэта из-за «ауешной» тематики. Первой песней «Аигел» стала «Невеста», и, как вспоминает Айгель, когда она послала песню Илье, тот сказал, что не представляет, что с этим делать, и что отторжение будет сильным, но хотя бы поэтому нужно сделать песню.

Реакция «музыка классная, но текст жесть» часто прилетает дуэту.

Переписка

Формально это песня про письма на зону, но мировоззренчески она посвящена асоциальности Айгель. Девушка признавалась, что не любит взаимодействовать с людьми вживую, говорить по телефону и видеосвязи. Даже первая встреча Айгель и Ильи произошла только на репетиции перед первым концертом в московском клубе «Археология», а весь альбом они сделали по переписке. Выступать вживую Айгель и вовсе не хотела. Когда боишься мира, то выход один — творить в надежде на то, что кто-то услышит и поймёт.

«Переписка — это такая пытка,

Замурован, если сидишь в бетоне,

И писать умеешь лишь kiss в открытку

И дабстеп в редакторе «Аблетоне»».

Духи огня

Композиция открыла другую Айгель, стихи которой нелегко привязать к реальности. Это история любви, но непонятно, с кем — с человеком или с духом. Флёр шизотерики витает над треком, завораживает языческими или оккультными мотивами. Этого же типа трек «Тело» — одновременно бодипозитивное высказывание о трудностях принятия своего тела и декларация неприятия телесной формы существования человека.

Voodoo Doll

Мрачный настрой и загадочная лирика сделали «Аигел» группой, которую любят как ценители экспериментального хип-хопа, так и поклонники готической эстетики. «Аигел» даже записала совместный трек с Velial Squad — хоррорной хип-хоп-группой, которая читает агрессивный рэп в оккультной эстетике. Замогильный шёпот Айгель напомнает IC3PEAK — группу со схожей с «Велиалами» эстетикой.

Топи

Полнее всего тёмная сторона «Аигел» раскрылась в саундтреке к сериалу «Топи». Это история в духе фолк-триллера: молодые модные столичные люди приехали в северную деревню Топи, которая оказалась совсем не приветливой. Угрюмые пейзажи и лесная психоделика давят на психику героев. Стиль первых альбомов «Аигел» к такому темпу повествования вряд ли бы подошёл — слишком энергичная музыка, слишком много текста и яростной подачи.

Илья начал по-новому программировать биты: они стали медленнее и легче, появилось больше атмосферных текстур, красивых фоновых синтезаторов. Айгель почти перестала читать, а вместо этого томно и загадочно пела. Никакой тюремной эстетики здесь уже нет, зато стало больше абстрактных образов и безрадостных, скомканных чувств.

Любовная лирика

Песен про любовь и отношения у «Аигел» больше всего — правда, чувства часто спрятаны в потоке образов. Расшифровать их до конца вряд ли можно, зато эмоция ясно считывается — героине не очень весело. Айгель этого и не скрывает: по её словам, вся её музыка рождена из боли и страданий, а выразить что-то радостное получается редко. В любовных песнях то «Кровят эсэмэски, нацарапанные тобой, / Ночами на моём сердце порочном», как в песне «Мне мерещится земля», то «Плачет девочка твоя, ждёт любви», пока «В сердце мальчика — свинец, он его вынес / После смены с литейного завода», как в песне «Слёзы девочки твоей», то Айгель «танцует под прицелом», пока любовь прячется от неё, как в песне «Моя любовь».

«Пыяла» и альбом на татарском

Заглавная песня «Пыяла», то есть «Стекло», была написана ещё в 2020 году для саундтрека к «Топям». Создателям сериала она не понравилась. В итоге песня вошла в одноимённый альбом, записанный только на татарском — строки на этом языке и раньше проскальзывали в песнях дуэта. Айгель говорила Дудю, что на татарский язык очень удобно перейти, если хочешь записать танцевальную песню. В нём короткие и взрывные слова, которые удобно укладывать в танцевальный бит. Этим татарский похож на английский — и отличается от русского, где средняя длина слова больше и уложить слова в быстрый бит сложнее.

Для Айгель переход на татарский не был политическим заявлением — это было продиктовано творческими потребностями. Исполнительница хотела самовыражаться на родном языке:

«Это мой родной язык, я его люблю. Я ходила в татарский садик, до пятого класса в татарскую школу. Сейчас у меня стареют бабушки, стараюсь проводить с ними больше времени и больше говорить на татарском — я от этого прямо ну очень кайфую, от того как этот язык возвращается в активную речь».

Заглавная «Пыяла» — это песня с техно-ритмом, но довольно лёгкая и мелодичная, близкая по структуре к поп-музыке. В центре — характерная для «Аигел» любовь под напряжением:

«Стекло любви швыряешь — пусть смотрит,

Стекло подлинного счастья бьёшь, разбиваешь на осколки.

Глаза в глаза, глаза в глаза, глаза в глаза, глаз моих свет стыдится,

Рука в руке, рука в руке, рука в руке, в руке — осколок стекла».

Стекло — это развёрнутая метафора любви, которая может быть как чистой и прозрачной, так и острой и ранящей. Но есть у этой песни и второй смысловой слой, политический. На текст Айгель вдохновили протесты в Беларуси и жёсткая ответная реакция власти. Стекло — это также метафора разных форм насилия в обществе. Его проявляет государство по отношению к гражданам, родители — по отношению к детям, мужчины — к женщинам, сильные — к слабым.

Илья Барамия не понимает тексты на татарском и не просит их переводить — он предпочитает сосредоточиться на чувствах или атмосфере, а не на смысле:

«Как оказалось, татарский хорошо взаимодействует с музыкой. И это важно для Айгель: она очень любит свой язык. Поёт, пишет и дышит на нем.

А мне нравится работать с разными языками, особенно учитывая то, что я слушаю много музыки, которую не понимаю: на английском, немецком, татарском, грузинском, украинском, японском, испанском, португальском».

В подтверждение его слов — трек «Онытырмын», шелестящая и пружинистая атмосфера которого вызывает ассоциации с паутиной.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована