13 лучших регги-хитов в истории — без Боба Марли
Ямайскую музыку обычно ассоциируют с Бобом Марли, забывая о других важнейших исполнителях. Считаем, что это несправедливо!
Фото: Frank Micelotta / Getty Images
Регги появилось в конце шестидесятых в бедных районах Ямайки и стало музыкой свободы, любви и борьбы за права. За годы развития жанр пережил множество мутаций (сходился с электроникой и хип-хопом, сливался с поп-музыкой), однако всегда сохранял характерное звучание, которое может узнать каждый.
В этой статье поговорим о песнях, которые прославили регги на весь мир, и о том, как жанр трансформировался со временем.
Do the Reggay — Toots & The Maytals
Жанр: регги, рокстеди
Год: 1968
Журнал Rolling Stone поставил Тутса Хибберта на 71-е место в списке лучших вокалистов. Но он знаменит и как один из главных популяризаторов регги.
К 1968 году уже было понятно, что с Ямайки доносятся особенные звуки, но их считали частью танцевальной музыки. Песня Do the Reggay первой произнесла на весь мир слово «регги» и тем самым обозначила жанр.
Однако она ещё находилась под сильным влиянием ска и рокстеди. Ска — это быстрая музыка с энергичными духовыми, а рокстеди — переходная фаза между ска и регги.
Вскоре под влиянием сельской музыки менто, американского ритм-н-блюза и тринидадского калипсо певцы стали замедлять звучание. На первый план вышла бас-гитара, что потом сильно повлияло на развитие регги.
Israelites — Desmond Dekker & The Aces
Жанр: ска, регги
Год: 1968
Песня Десмонда Деккера и его группы заняла первое место в чартах Великобритании и девятое — в США.
Музыкально это смесь среднетемпового регги и ска. Но песня важна скорее идеологически, поскольку она рассказывает о растафарианцах — приверженцах культа, сложившегося вокруг последнего эфиопского императора Хайле Селассие, которого считали воплощением бога и называли Джа. Несмотря на то что растафарианство было немногочисленной сектой, именно с ним впоследствии стала ассоциироваться Ямайка.
В те годы растафарианцы считались маргиналами, многие из них жили в нищих районах с высоким уровнем преступности. Их, как сектантов, презирало общество, в особенности христианская церковь. Название песни отсылает к вере растаманов в то, что они являются одним из колен Израилевых — племенем, составляющим часть общего еврейского народа.
Деккер исполнил песню на креольском варианте английского, который плохо понимают за пределами Ямайки, но успеху песни это не помешало.
Cherry Oh Baby — Eric Donaldson
Жанр: регги
Год: 1971
Эта песня в оригинале не попала в чарты за пределами Ямайки, однако стала популярной через других исполнителей. Например, свои каверы записали The Rolling Stones и UB40 (пожалуй, самая популярная группа белого регги).
Внутри страны песня Эрика Дональдсона была хитом, поэтому на её примере удобно объяснить определяющий для музыкальной культуры Ямайки феномен риддимов.
Риддим — это ритм-секция регги-трека: ударные, бас, клавишные и другие инструменты. Но если в других жанрах обычно считалось плохим тоном брать что-то из трека коллеги и использовать это в своём произведении, то в регги к этому относились проще. Под риддим, который был основой хитовой песни, часто записывали свои версии другие музыканты.
Причина такого лёгкого отношения к музыке в регги — уличное происхождение жанра. В те годы на улицах ямайских городов было модно проводить импровизированные вечеринки. Андеграундные исполнители соревновались, выставляя свои саунд-системы (самодельных «монстров» из множества динамиков) прямо на улицу и стараясь привлечь как можно больше народа жирным басом и хитовыми мотивами.
После того как регги оформился как жанр и стал известен в мире, его музыканты всё равно не стеснялись делать свои версии хитов. Так родились, например, песни Филлис Диллон и Байрона Ли с отсылками к Cherry Oh Baby.
The Harder They Come — Jimmy Cliff
Жанр: регги
Год: 1972
Важным событием для жанра стал выход фильма «Тернистый путь». Главную роль в нём сыграл певец Джимм Клифф, он же записал саундтрек.
Кинокартина ярко показывает политический характер классического регги, который многие не считывают из-за языкового барьера и лёгкости музыки. Ямайцы пели о борьбе с бедностью, капитализмом и колониализмом, защите прав растафарианцев.
Сцены снимали в настоящих гетто, используя местное наречие. Главный герой Иванхо Мартин хочет выбраться из социальной пропасти за счёт музыки, но его обирают звукозаписывающие компании. Он втягивается в наркоторговлю и становится народным героем после того, как убивает полицейских, приехавших его задержать.
Chase the Devil — Max Romeo
Жанр: регги
Год: 1976
Часто бывало, что ямайские хиты вирусились в других странах благодаря более поздним переработкам. Для Макса Ромео Chase the Devil и другие песни создал Ли Scratch Перри, один из главных продюсеров в истории Ямайки. Chase the Devil была довольно популярна на родине, а сейчас это одна из самых узнаваемых регги-песен в мире.
Это произошло благодаря Prodigy и паре культовых рэперов. Лидер Prodigy Лиам Хоулетт семплировал вокал Макса Ромео и басовую партию Ли Перри в песне Out of Space, мегахите начала девяностых.
Уже в 2003-м молодой Канье Уэст заимствовал отрывок Chase the Devil, создавая бит для песни Jay-Z Lucifer. Так переработки от одних из самых знаменитых людей в истории рейва и хип-хопа вывели рядовую песню семидесятых в число наиболее узнаваемых песен из Ямайки.
Bam Bam — Sister Nancy
Жанр: регги
Год: 1982
В семидесятые на Ямайке расцвёл даб — жанр ремиксов на регги, в котором на первое место вышли изыски звукорежиссёра. Продюсеры очищали оригинальные треки от вокала, гитар, клавишных и духовых, делая максимальный акцент на ритме ударных и пульсации глубокого баса. Также музыканты экспериментировали с эффектами — например, накладывали эхо.
Хотя песня Sister Nancy содержит вокал, минимализмом ритм-секции она очень напоминает даб. По сути, весь инструментал построен на утробных вибрациях баса, а голос Нэнси обволакивает густой слой эха. А рефрен Bam Bam прочно вошёл в поп-культуру — его семплировали, возможно, чаще, чем любую другую ямайскую песню. Примеры: Канье Уэст, Lizzo и Jay-Z в песне с Дэмианом Марли — сыном Боба, тоже исполняющим регги.
Under Me Sleng Teng — Wayne Smith
Жанр: дэнсхолл
Год: 1985
Дэнсхолл появился как более быстрая версия регги, но Уэйн Смит перевернул жанр, запустив его цифровую эпоху. Это первый трек в жанре, ритм-секция которого не сыграна на живых инструментах, а целиком сгенерирована на синтезаторе.
Смиту в руки попал синтезатор Casio MT-40, созданный в Японии фанаткой регги Хироко Окудой. Найдя пресет (стандартный записанный звук) Rock, Смит сделал его основой ритм-секции. Под этот риддим пели все кому не лень.
С Under Me Sleng Teng началась долгая история любви регги и электронной музыки: без ямайского влияния не появились бы такие жанры, как джангл, драм-н-бейс, трип-хоп, дабстеп. Ну и куда без прямого цитирования.
Call Me Rambo — Ackie
Жанр: дэнсхолл
Год: 1986
Ямайцы часто эмигрировали, но продолжали петь свою музыку и на чужбине. Многие уезжали в бывшую метрополию, в Великобританию. Там регги покоряло хит-парады, а в андеграунде рождались свои знаковые треки, которые создавали почву для появления новых жанров.
Песня Call Me Rambo от британца с ямайскими корнями Ackie в 1986–1987 годах захватила андерграунд Лондона: её ставили на пиратских радиостанциях, на подпольных вечеринках и в мелких клубах. Ackie отразил агрессивную сторону ямайского звука: пел о противостоянии ФБР и КГБ, вставлял семплы из «Рэмбо» и звук вертолёта из игровой консоли Commodore C64. Ритм-секция наполовину собрана из немузыкальных отрывков, предвосхищая эксперименты рейв-продюсеров девяностых.
Dem Bow — Shabba Ranks
Жанр: дэнсхолл
Год: 1990
Иногда благодаря риддимам даже появлялись новые жанры. Шабба Рэнкс был популярен в США, особенно в среде рэперов. Но больше всего Шабба повлиял на Пуэрто-Рико, где песня Dem Bow создала новый жанр — реггетон.
Паттерн ударных из Dem Bow, уходящий корнями в ритуальную музыку Африки, стал популярен на вечеринках в Пуэрто-Рико, под него зачитывали местные рэперы. Позже продюсеры, используя технику семплирования, нарезали ямайские риддимы на мелкие кусочки и склеивали их в новый бит.
Изначально реггетон был очень политизированным жанром, несущим посыл о бедности баррио — бедных районов острова. Но в нулевых жанр попал в американские чарты, стал более попсовым и менее грязным. Сейчас песни в этом стиле записывают даже поп-звёзды, например Шакира, а звук ассоциируется не с баррио, а с роскошными вечеринками у бассейна.
Here Comes the Hotstepper — Ini Kamoze
Жанр: хип-хоп, регги-фьюжен
Год: 1994
В первой половине девяностых на вершину главного американского чарта Billboard Hot 100 попали две песни, смешивающие регги и хип-хоп. Одна — Informer от белого канадца Snow, который вырос в окружении ямайцев и читал на креольском английском. С самой Ямайки же пришёл хит от Ini Kamoze.
В отличие от классического регги, Here Comes the Hotstepper основана на американских семплах соул-певца Бобби Бёрда и хип-хоп-классики La Di Da Di от Doug E. Fresh и Slick Rick. Бравада про гангстера, которого боятся офицеры, типична для хип-хопа, но встречается и на Ямайке. Из регги Ini Kamoze взял вокальный стиль.
It Wasn’t Me — Shaggy & RikRok
Жанр: дэнсхолл, поп
Год: 2000
В середине девяностых Shaggy гремел с хитом Boombastic, который был весьма хип-хоповым, но доступным для людей, не привыкших к агрессивной музыке с улиц. Но главным его хитом стала песня It Wasn’t Me, попавшая на первые места в чартах США и Великобритании и собравшая семь платиновых дисков (то есть песню купили более 7 миллионов раз).
It Wasn’t Me внесла важнейший вклад во внедрение регги-мотивов в поп-музыку. Тут есть и хип-хоп-бит, и лёгкий поп-припев, и весёлая карибская атмосфера — в XXI веке многие летние хиты писались по такой формуле.
No Lie — Sean Paul feat. Dua Lipa
Жанр: дэнсхолл, поп
Год: 2016
Шон Пол стал лицом современной поп-музыки с Ямайки благодаря фитам с топ-звёздами, лёгким танцевальным мотивам, простым битам с влиянием клубной музыки.
От традиционного регги здесь осталось не так много. Не приходится говорить и о социальной направленности, заботе о нищих и растафарианском самоопределении. Ямайский стиль прочно слился с типичной англо-американской поп-музыкой и стал играть по её правилам.
Raggamuffin — Koffee
Жанр: дэнсхолл, хип-хоп
Год: 2019
Но есть и обратные примеры мейнстримной музыки с Ямайки. Певица Koffee в 19 лет стала первой женщиной, взявшей «Грэмми» за лучший регги-альбом, а также самой молодой обладательницей приза в целом. При этом в её репертуаре есть песни, достойные традиций жанра.
Словом «раггамаффин» за пределами Ямайки часто называли дэнсхолл, но в самой стране так именовали людей из гетто со своими модой, сленгом и музыкой, противопоставленными богачам. Koffee укоряет правительство за пренебрежение к молодёжи и вооружённое насилие так же, как это делали раггамаффины в семидесятых и восьмидесятых.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс