Бизнес
#истории

«Счастливый фермер» для инвесторов: зачем студент геймифицирует агротех

Вдохновившись играми 2000-х, Артемий Шадрин придумал приложение, где можно сажать виртуальные овощи и инвестировать в реальные фермы. Это сработает?

Andrea Piacquadio / Pexels / pikisuperstar / freepik / Polina Vari для Skillbox Media

Мы узнали у Артемия, как будет устроена его площадка и на чём он планирует зарабатывать, а также попросили экспертов оценить потенциальные риски для инвесторов и фермеров и перспективы стартапа.


Как виртуальные клеточки с морковью стали реальным активом

Идея стартапа возникла весной 2020 года. Студент Финансового университета Артемий Шадрин обратил внимание на браузерные игры с фермами, где нужно управлять хозяйством, развивать его и выращивать урожай. Они появились в конце 2000-х и выходят до сих пор. «Я подумал: а что, если эти виртуальные клеточки, где растут морковь и капуста, станут осязаемыми и будут представлять собой реальный актив, в который можно инвестировать?» — вспоминает Шадрин.

Скриншот: приложение Happy Ranch / Google Play

Сначала Артемию показалось, что эту идею будет невозможно реализовать. Молодой человек думал, что коллективные онлайн-инвестиции в малые и средние предприятия сельского хозяйства запрещены законом. Но, изучив федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», принятый в 2020 году, он понял, что препятствий на самом деле нет. Так возник проект CloudFarm — приложение, которое позволяет инвестору управлять инвестиционным портфелем в форме игры.

Как работает CloudFarm

Фермеры, готовые участвовать в проекте, должны будут зарегистрироваться на CloudFarm и пройти финансово-юридическую проверку. На этом этапе руководство сервиса оценит риски для потенциальных инвесторов.

После проверки и подписания необходимых договоров фермер при поддержке платформы формирует и публикует в приложении свой инвестиционный проект, который становится доступен всем пользователям.

Со своей стороны инвестор также регистрируется на платформе и открывает счёт. После этого сразу можно начать инвестировать. Инвестору будут доступны все активные проекты фермеров, он сможет ознакомиться с каждым из них. Помимо описания проекта, инвестор увидит и условия займа — срок, сумму и доходность. А принять окончательное решение, вкладываться в проект или нет, поможет рейтинговая система платформы, которая будет ранжировать фермеров по истории реализации проектов на платформе CloudFarm и по ряду других показателей.

Для каждого инвестиционного проекта будет определён срок, в течение которого в него можно инвестировать. Если за это время наберётся необходимая сумма, деньги сразу же поступят фермеру. В случае недобора все собранные средства вернутся инвесторам. Минимальный порог инвестиций составит всего 1 тысячу рублей.

Управлять инвестиционным портфелем можно будет в игровой форме. На экране смартфона человек увидит поле из клеточек. В этих клеточках и будут «расти» его инвестиции в виде той культуры, в которую он вложился (например, помидоров).

Почему проект актуален для сельскохозяйственного рынка

В России, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, насчитывалось около 200 тысяч сельскохозяйственных предприятий. В 2021 году Росстат проводит микроперепись сельского хозяйства. В ней будут участвовать 41,9 тысячи сельскохозяйственных организаций, 144,9 тысячи крестьянско-фермерских хозяйств и ИП, а также 82,6 тысячи некоммерческих товариществ и 16,5 млн личных подсобных хозяйств. Все они — потенциальные пользователи платформы. Фермеры могут рассчитывать на государственные субсидии, однако, как следует из доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в 2020 году лишь 8% из них получили такую поддержку. Согласно исследованию Deloitte 2019 года, 46% сельхозкомпаний собирались искать дополнительные источники финансирования.

Артемий Шадрин считает, что сегодня сельскохозяйственный рынок в России в целом не очень развит, но благодаря этому у него сохраняется большой потенциал. «Это видно в том числе по инициативам, исходящим от государства и крупных агрохолдингов. Последние стараются модернизировать производство и закупать автоматизированные системы для обработки полей». Всё это возможности для агротех-стартапов. «То, что рынок не развит, значит, что он сможет быстро вырасти», — говорит Артемий.

С ним согласна Анастасия Курбатова, CEO краудинвестинговой площадки OneStart.ru. По её оценке, к 2026 году объём российского рынка цифровых технологий в сельском хозяйстве достигнет 1,8 трлн рублей.

Проектов, подобных CloudFarm, в России пока нет. Разработчики приложения надеются, что его уникальный формат станет конкурентным преимуществом и позволит захватить часть растущего рынка.

Сначала CloudFarm планирует сотрудничать с самыми опытными и прогрессивными фермерами. Это позволит проекту со временем заинтересовать и привлечь остальных игроков.

Как и на чём CloudFarm будет зарабатывать

Действующие российские краудлендинговые платформы заявляют о 20–35% годовой доходности, но Артемий Шадрин считает, что эти данные завышены. Он оценивает доходность своего будущего продукта между доходностью выгодного депозита и средней доходностью индекса S&P 500, то есть примерно в 7–13%.

CloudFarm будет платформой с умеренным, а не повышенным риском. Согласно финансовой модели, площадка планирует ежегодно тратить в среднем 6 млн рублей. Окупаемость должна наступить на пятый год. На первых этапах это будет низкомаржинальный бизнес с небольшой комиссией, а потом платформа начнёт предлагать дополнительные услуги — например, консалтинг или доставку моркови и капусты напрямую инвесторам, которые вложились в эти овощи.

С CloudFarm Артемий Шадрин вышел в финал конкурса стартапов на базе Финансового университета и получил целевое финансирование в 300 тысяч рублей. На эти деньги он планирует глубже исследовать рынок и совершить первые инвестиционные сделки.

Чем рискуют инвесторы и фермеры

Один из главных рисков для CloudFarm — инвестиционный проект может не собрать нужную сумму. Именно поэтому администрации платформы придётся следить за тем, чтобы инвесторов было достаточно, а фермерские проекты их по-настоящему интересовали. Для этого планируется создать прозрачную рейтинговую систему фермеров, которая, в частности, будет основана на истории реализации проектов. Фермерам с высоким рейтингом будут доступны лучшие инвестиционные условия.

Фото: Maksim Safaniuk / Shutterstock

Пока CloudFarm остаётся нереализованным проектом, но до конца 2021 года Артемий Шадрин планирует презентовать сайт-приложение, провести маркетинговую кампанию и привлечь первых инвесторов. Сейчас он работает над проектом вместе с одногруппницей Еленой Чирковой. Команда CloudFarm консультируется с менторами из венчурной среды, а также ищет агрономов, риск-аналитиков, юристов, бэкенд-разработчиков и дизайнеров для развития проекта.

В будущем Артемий Шадрин планирует сделать CloudFarm глобальной платформой, поскольку при всех возможностях считает российский рынок рискованным. «Непосредственно я рисков не несу, они ложатся на инвесторов. Но нужно понимать, что я рискую не деньгами, а репутацией. Выход за рубеж — важное решение с точки зрения расширения бизнеса, — объясняет Шадрин.

Что думают про CloudFarm эксперты

Разработчики проекта CloudFarm, скорее всего, столкнутся с массой проблем, рассказал Skillbox Media руководитель отдела по инвестиционному консультированию «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. Среди них — скоринг заёмщиков и необходимость обеспечивать инвесторам серьёзный уровень доходности, явно выше 10–15% годовых с учётом довольно высоких рисков. «Это будет сложно сделать, не обладая большими базами данных о кредитах, которые обычно доступны банкам», — убеждён эксперт.

Геймификация может создавать иллюзию сниженных рисков и простоты, что опасно для инвесторов, считает Кирилл Комаров. «В реальности прямые инвестиции в фермерские хозяйства — довольно сложный способ заработка. Особенно в России, где рынок сельского хозяйства довольно конкурентный и на нём есть крупные холдинги с большой долей», — резюмирует он.

Как рассказала Skillbox Media инвестиционный менеджер фонда «ТилТех капитал» Анна Слободенюк, зачастую участниками краудинвестинговых площадок становятся компании, которые неспособны привлечь деньги коммерческих банков, фондов, частных инвесторов. «Даже тщательный отбор проектов со стороны сервиса неспособен снизить высокий риск дефолта. В данном случае не имеет значения, в каком секторе работают компании — агро или что-то иное», — говорит эксперт. По мнению Анны Слободенюк, авторы проекта CloudFarm, возможно, недооценивают сложность работы с клиентами, инвестирующими небольшие суммы.

Но не все эксперты настроены пессимистично. Так, исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский считает, что создать единый сервис для фермерских хозяйств — «хорошая идея». Геймификация, по мнению Косминского, повышает вовлечённость пользователей, но инвесторов будут волновать и другие моменты. Например, риски, связанные с погодными условиями, то, какие удобрения и технологии используются в хозяйстве, потребительский спрос на фермерские продукты. «Успех платформы будет напрямую зависеть от того, насколько позитивный опыт получат её участники», — заявил эксперт.

Управляющий партнёр фонда Fuel for Growth Андрей Зюзин также отметил, что геймификация сейчас набирает популярность. Однако проект на этой стадии отвечает не на все вопросы потенциальных инвесторов. Например, пока неясно, как будет организовано владение долями.

Изображение: блог Артемия на vc.ru / MetroList Services / Unsplash

Партнёр компании «Поток.Холдинг» Армен Минасян считает, что CloudFarm выгодно отличается от конкурентов, потому что собирается работать с новым сегментом: «На российском рынке уже более 40 компаний, занимающихся краудлендингом. Большинству из них меньше трёх лет. Как правило, они не пытаются освоить новую нишу, а просто копируют продуктовую линейку более опытных и крупных игроков».

Эксперт отмечает, что, с одной стороны, краудлендинг в России — это высокий риск для инвестора, а с другой — аграриям нужны дешёвые кредиты с учётом сезонности и с индивидуальными графиками. «Так как же угодить и инвестору, и заёмщику? Ребята, на мой взгляд, очень элегантно решили эту задачу с помощью геймификации и вовлечения инвестора в бизнес, который он финансирует», — сказал Skillbox Media Минасян.


Научитесь: Профессия Мобильный разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована