EdTech
#статьи

X5 Group и «ВкусВилл» пошли в EdTech. Зачем им это нужно и чему они учат?

Всё больше торговых сетей запускают собственные EdTech-проекты. Разбираемся, для чего они это делают и какую выгоду могут получить.

Фото: Marko Geber / Getty Images

Сразу несколько российских ретейлеров — X5 Group, «ВкусВилл» и маркетплейс Ozon — запустили собственные платформы для онлайн-обучения.

Выясняем, какие задачи надеются решить с помощью образования торговые сети и насколько у них это получается.


Чему учит ретейл

Metro

Торговая сеть Metro, которая и ранее делала акцент на работе с малым бизнесом, в сентябре 2021 года запустила проект Stanfood.

Скриншот: Stanfood

Чему можно научиться. Создатели академии заявили, что проект ориентирован на профессионалов. Отсюда и программы курсов: «Хлеб для ресторана», «Кондитерская линейка изделий для пекарни», «Шеф-кондитер. Как создать свой успешный бренд и бизнес». Хитом продаж в академии обозначен курс ценой в 15 тысяч рублей «Суши, роллы, wok, японская кухня для ресторана и доставки». Также на платформе есть курс для новичков.

Цена вопроса. На момент написания материала самый недорогой однодневный курс «Новая русская кухня глазами женщины» стоил 9000 рублей. Для сравнения: обучение по программе «Введение в профессию „Повар“» стоит 34 000 рублей. Периодически академия организует бесплатные лекции именитых поваров и рестораторов.

Скриншот: Stanfood

Особенности обучения. Занятия проходят очно на территории ВДНХ. Можно выбрать степень сложности, наставника и курс. Занятия с ориентиром на задачи и потребности ресторанного рынка ведут преподаватели-практики.

Объясняя идею запуска образовательного проекта, в Metro напомнили, что миссия компании — поддержка малого бизнеса. Ретейлер отметил высокую потребность в доступном профессиональном образовании у предпринимателей.

«ВкусВилл»

Компания «ВкусВилл» осенью 2021 года вошла в образовательный сегмент с проектом «ВкусВилл Образование». Пока единственный курс, который предлагает платформа, — кондитерское производство. Программа нацелена на любителей, кондитеров-надомников и управляющих предприятиями профессионалов. Среди преподавателей — сотрудники «ВкусВилла», а также руководитель кондитерского производства «Фабрика мечты» Ирина Степанова.

По утверждению авторов проекта, «ВкусВилл Образование» поможет получить профессиональные навыки и научит тому, как и где их правильно применять.

Скриншот: «ВкусВилл Образование»

Чему можно научиться. Восьминедельная программа обучения разделена на восемь тематических модулей. Всё как в обычном учебном заведении: студенты изучают планирование и организацию, логистику, себестоимость и рентабельность производства, системы учёта и маркировки продукции и основы командообразования. В программу включены семь практических занятий, каждое из которых можно сразу применить на собственном производстве.

Особенности проекта. Обучение ведётся в формате группового чата. Участникам также предоставляется доступ к видеоэкскурсии на реальное кондитерское производство. Лучшие ученики тарифа «Под присмотром» получают возможность пройти практику в «Фабрике мечты».

Цена вопроса. На момент написания материала студентам предлагали выбрать из двух вариантов: формат «Я сам» за 6000 рублей и вариант «Под присмотром» за 11 250 рублей. Вводный вебинар можно посетить бесплатно.

X5 Group (торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»)

X5 Group подошла к теме образования основательно. Ещё в декабре 2020 года компания объявила об открытии в Московском физико-техническом институте (МФТИ) кафедры промышленного анализа данных в ретейле.

Скриншот: сайт МФТИ

Компания заявила о долгосрочном сотрудничестве с вузом и намерении выпускать ежегодно по 20 специалистов на базе физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ. Х5 стала первым продуктовым ретейлером, открывшим собственную кафедру для системной работы с данными на базе вуза.

Для поступления в магистратуру требуется знание алгоритмических языков программирования, основ математического анализа, математической статистики, прикладной линейной алгебры, основ машинного обучения, теории вероятностей, случайных процессов, теории и практики реляционных баз данных.

Чему можно научиться. Выпускники получат навыки анализа данных для мониторинга рынка, прогнозирования спроса, оптимизации производства и планирования промоакций, смогут предложить бизнесу комплексные цифровые решения.

Также Х5 Group объявила о долгосрочном сотрудничестве с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ). Результатом стал запуск совместной прикладной программы «Инновации в ретейле» для студентов НИУ ВШЭ и других вузов. «Мы хотим повысить качество образования с учётом актуальных потребностей бизнеса и наработанной экспертизы и открывать карьерные возможности для талантливых студентов», — отметил директор по инновациям Х5 Retail Group Иван Мельник. X5 Group не скрывает, что с помощью образовательных проектов пытается получить конкурентное преимущество на рынке.

Летом 2021 года X5 Group также начала поиск специалистов для собственной EdTech-экосистемы. Речь шла о запуске платформы, включающей в себя внутренний и внешний маркетплейсы образовательных продуктов.

Вакансия была отправлена в архив ещё в июле. Официально запуск образовательной платформы ретейлер пока не анонсировал.

Скриншот: X5 Retail Group / hh.ru

Как Ozon трансформировал свой интерес к EdTech

Ozon был одним из первых ретейлеров в России, обративших внимание на EdTech. История компании показала, что путь в образование может быть непростым, а некоторые решения придётся признать ошибочными.

В 2019 году Ozon запустил первые образовательные проекты — программу Ozon Masters и курсы для детей Ozon Academy. Позже ретейлер представил ещё два направления: курсы для взрослых Ozon New Skills и школу разработки Ozon Go. При этом ретейлер сделал часть программ бесплатными, пообещав, что обучаться по ним смогут студенты со всей страны. Преподавать в Ozon Education пригласили как экспертов компании, так и специалистов ведущих российских вузов: МФТИ, ВШЭ и других.

Однако уже в августе 2021 года команда объявила о закрытии проекта, отметив, что такое решение стало неожиданностью для них самих. «Возможно, детское образование от Академии обретёт новый формат», — добавили в компании.

Изображение: аккаунт Ozon Academy в Instagram*

На момент написания этого материала официальный сайт проекта остаётся неактивным, а упоминания о нём остались лишь в соцсетях.

Та же участь постигла и школу Ozon New Skills, созданную для обучения самым востребованным IT-профессиям.

На сегодняшний день на сайте Ozon есть упоминание лишь об одном образовательном проекте — E-commerce Online School. Он ориентирован на предпринимателей.

В разговоре со Skillbox Media представители Ozon не стали называть причины закрытия EdTech-направления. В компании уточнили, что ретейлер сконцентрировал образовательные проекты вокруг технологий, наиболее востребованных в самой компании.

В первую очередь это касается школы Ozon Go — теперь она называется Route 256. В ней учат сразу четырём видам разработки (QA, Frontend, Go и C#). Также компания развивает программу в области анализа данных Ozon Masters — часть Route 256. Здесь есть два направления: теоретическое с уклоном в программирование и сфокусированное на практических кейсах. Лучшие выпускники потом получают предложение работать в Ozon Tech.

Как отмечает директор по персоналу Ozon Tech Анастасия Кучай, программа Ozon Academy продолжает работу, но только для детей сотрудников ретейлера. Она полностью бесплатна.

EdTech для ретейла: следование тренду, попытка заработать или способ решить кадровые проблемы?

По данным совместного исследования TalentTech, «Нетологии» и EdMarket, к 2030 году 6% мирового рынка образования будет приходиться на корпоративные проекты. Его общий объём к этому сроку достигнет 10 трлн долларов.

«Образовательные потребности пользователей кардинально изменились в сравнении с тем, что было 10–20 лет назад. Скорость, прикладной характер и удобство превратились в обязательные элементы учебного процесса. В то же время компании стремятся решать огромный спектр задач за счёт EdTech — привлекать, адаптировать, активировать, развивать, удерживать и возвращать. Поэтому появляются такие концепции, как lifelong learning, microlearning, edutainment и прочие. Более того, в разных сферах обучение становится конкурентным преимуществом», — объясняет интерес ретейла к сфере EdTech руководитель продукта «Обучение» «БКС Мир инвестиций» Никита Тарутин.

По данным «Нетологии», в 2020 году рынок онлайн-обучения в России вырос на 30–35%, его общая стоимость составила 60 млрд рублей. В 2021-м он может вырасти ещё на 20–25%, прогнозируют эксперты.

При этом авторы исследования отмечают, что появление в российском EdTech новых игроков стало заметным трендом ещё во второй половине 2018 года. «Они агрессивно борются за аудиторию — отчасти копируя успешные бизнес-модели старожилов рынка, отчасти заступая в новые и малоосвоенные ниши», — указывают они.

Какие задачи решают образовательные платформы от ретейла сейчас?

  • Готовят кадры для компаний (проекты Х5 Group) или обучают партнёров для более эффективного взаимодействия (Ozon).
  • Повышают лояльность к торговой марке и привлекают внимание потенциальных партнёров (Metro, «ВкусВилл»).
  • Удовлетворяют потребность клиентов в хобби и развлечениях (Metro, «ВкусВилл»). По данным TalentTech, чуть больше половины россиян (55%) выбирают дополнительное образование для саморазвития и удовольствия, а не для карьерного роста. Таким образом, онлайн-обучение успешно конкурирует с другими видами досуга.
  • Готовят базу или прощупывают почву для более масштабных образовательных экспериментов (Ozon, Х5 Group).

Пока образовательные проекты ретейла — это скорее «игра вдолгую». Отложенный эффект сработает, когда обученные специалисты начнут создавать для компаний новые бизнес-ценности и конкурентные преимущества.

«В ближайшие 10–15 лет дипломы и резюме в привычном понимании потеряют свою значимость, а работодатели будут смотреть на набор навыков, который есть у человека», — говорит управляющий партнёр IT-холдинга TalentTech Андрей Митюков. Он уверен, что у каждого будет цифровой след и цифровое портфолио, а также понимание того, какие умения востребованы на рынке труда.

«Самым простым, быстрым и эффективным способом получить новые навыки и встроиться в стремительно меняющуюся реальность будет именно онлайн-образование», — подвёл итог Митюков.

Что ещё можно почитать про EdTech

EdTech в России интересует не только ретейлеров. Обучать людей востребованным навыкам и специальностям также пытаются IT-компании и банки. А вот в Китае EdTech-стартапам приходится несладко — из-за введённых властями ограничений отрасль потеряла миллиарды долларов. Об этом и многом другом вы можете узнать из нашего Telegram-канала «EdTech по полочкам».


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована