Бизнес
#статьи

Виртуальные вещи за реальные деньги: зачем покупать и куда надеть

Цифровую сумку Gucci продали за 4000 долларов, почти вдвое дороже физического оригинала. Почему так дорого? Кому нужны вещи, которые нельзя носить?

maximeutopix / unsplash

В обычной жизни все ходят в одинаковой одежде — простых серых олимпийках и спортивных брюках. Это удобно. Зато своему цифровому аватару можно выбрать любую причёску и одежду. Разумеется, не бесплатно. Люди так много времени проводят в виртуальном мире, что готовы тратить на это с трудом заработанные деньги. Так выглядит мир из эпизода «Пятнадцать миллионов заслуг» сериала «Чёрное зеркало». Он вышел в 2011 году.

Кадр из сериала «Чёрное зеркало»

Десять лет спустя всё это уже не кажется фантастикой. Из-за пандемии многие компании перевели работников на гибридный график, а то и на вечную удалёнку. Их сотрудники с облегчением сменили офисные костюмы на джинсы и худи. В Zoom уже можно улучшить свою внешность с помощью фильтров, а в Instagram* — выложить фото в дизайнерской одежде, которой никогда не существовало в реальности. О том, как устроен рынок цифровой моды, читайте в разборе Skillbox Media.

От геймерских скинов до дизайнерских платьев

Первая виртуальная одежда появилась вместе с компьютерными играми. И довольно быстро стало понятно, что игроки готовы платить за цифровые «луки» реальными деньгами. Так, в игре 2007 года «Sims 2: Стиль H&M» уже можно было примерить на симов последние модели шведского fashion-гиганта.

Digital-мода много лет развивалась в основном в играх. Она стала частью рынка скинов, то есть изменений облика героя. Ввести платные скины — один самых распространённых способов монетизировать игру. Так, во вселенной Fortnite, где уже зарегистрированы 250 млн пользователей, каждый месяц продают скинов на 220 млн фунтов. По прогнозам сервиса Statista, в 2022 году мировой рынок скинов достигнет объёма 36 млрд фунтов, то есть 3,66 трлн рублей.

Но в 2020 году цифровая одежда перестала быть чем-то ориентированным исключительно на геймеров. Из-за пандемии и локдауна в онлайн-пространство ушли и работа, и шоу, и дружеские вечеринки. Всё это в доковидном мире было связано с модой: офисный костюм и одежду для выхода в свет тщательно подбирали. Это помогало настроиться на рабочий день или получить больше удовольствия от ивента. На карантине альтернативой реальным лукам стали элементы дополненной реальности — маски и фильтры соцсетей.

В ответ на это ретейлеры стали активно развивать AR-направление. У многих брендов такие наработки были и до пандемии. Например, бренд L’Oreal ещё в 2018 году запустил сервис, позволяющий «примерить» помаду или краску для волос онлайн. А компания Burberry интегрировала дополненную реальность в мобильную версию поисковика Google. Пользователи, которые искали товары бренда со смартфона, могли увидеть их рядом с собой, оценить реальный размер, обойти вокруг и рассмотреть со всех сторон.

Ускоренное развитие технологий на фоне ковидных ограничений привело к тому, что в 2021 году мысль «надеть» цифровую одежду на реальное изображение уже не кажется странной. За виртуальные вещи теперь готовы платить не только геймеры, но и обычные пользователи соцсетей. Потенциальных покупателей стало в несколько раз больше, и производители одежды уже обратили на это внимание.

Иван Ургант в цифровой одежде Gucci позирует для обложки GQ.

В отчёте The State of Fashion 2021 McKinsey говорится, что итогом 2020 года, скорее всего, станет 90-процентный спад экономической прибыли (после 4-процентного роста в 2019 году). Эксперты компании отмечают, что из-за масштабных изменений в покупательском поведении и разрушения традиционных цепей поставок fashion-ретейлеры смотрят в будущее с тревогой и пытаются найти в происходящем положительные стороны. Одной из них может стать цифровая мода: треть опрошенных топ-менеджеров в сфере моды считают, что именно digital открывает для их бизнеса больше всего возможностей в 2021 году.

Цифровые версии своих вещей сегодня выпускают Prada, Moschino, Gucci и Nike. Из российских дизайнеров в этом направлении уже работают Александр Терехов и Алёна Ахмадуллина.

Куда можно «надеть» цифровой лук

На игру

Видеоигры — по-прежнему один главных рынков для производителей цифровых вещей. Сейчас в эту нишу начали выходить люксовые бренды. Именно в игровом мире Roblox проходил аукцион, на котором виртуальную сумку Gucci продали за 4115 долларов (при том, что настоящая обошлась бы покупателю всего в 2450 долларов). Бренд Louis Vuitton создал скины для игры League of Legends, а Martin Margiela представил новую коллекцию 2020 года одновременно и в физическом формате, и в симуляторе Animal Crossing от Nintendo.

На съёмку для соцсети или глянца

К тому, что люди устраивают фотосессии ради лайков, все давно привыкли. Часто для таких съёмок покупают или берут в аренду дизайнерские вещи. В 2021 году, чтобы произвести впечатление на подписчиков, достаточно купить цифровой лук на одной из платформ, которые их предлагают. Виртуальную вещь «наденут» на вашу фотографию и подгонят по фигуре. Весь процесс занимает меньше суток.

Многие клиенты площадки DressX, которая продаёт цифровую одежду, используют Instagram* для работы. Этот магазин также популярен среди путешественников. «Цифровая мода делает процесс создания контента для инфлюенсеров намного проще, быстрее и дешевле. А путешественникам она экономит место в багаже и позволяет создавать красивый уникальный контент, даже когда поездка уже завершена. Фотографии из путешествий можно просто „переодеть“ в виртуальную одежду», — пояснили в DressX.

Удобство цифровой моды оценили и стилисты из глянцевых журналов: провести съёмку с цифровыми луками проще, чем традиционную. Особенно в условиях пандемии. Модель, стилист и фотограф могут находиться в разных местах и координировать работу онлайн. Цифровые вещи уже демонстрировали на страницах Vogue и GQ.

Дороже всего стоят именно те категории digital-вещей, которые лучше смотрятся в кадре:

  • Одежда из материалов, которые не могут существовать в реальном мире. Например, из жидкого серебра или кожи дракона.
  • Качественно выполненные цифровые версии реальных вещей от известных дизайнеров. На фото в Instagram* они выглядят максимально реалистично.

Никуда. Повесить в NFT-шкаф

Предметы цифрового гардероба можно коллекционировать так же, как реальные вещи и аксессуары от известных модных домов. В цифровом пространстве уже есть свои эксклюзивы — лимитированные партии вещей, которые, по расчётам покупателей, со временем будут дорожать. Такая покупка — прежде всего инвестиция в будущее. Но цифровой аксессуар или костюм нельзя просто положить в шкаф на несколько лет. Скины существуют только в той игре, где они были созданы, и если на сервере произойдёт сбой, то владелец вещи может её потерять.

Самый надёжный способ закрепить свои права на вещь — купить невзаимозаменяемый токен, NFT. Токенизация digital-объектов удобна и для покупателя, и для бренда. Если обойтись без неё, то вещь могут скопировать, а это снизит её стоимость. «Маркетплейсы токенизированных вещей — это будущее fashion-экономики», — считает Меган Каспар, соосновательница компании Magnetic, которая специализируется на инвестициях в блокчейн.

Fast fashion в опасности

Digital-одежда удовлетворяет тот же запрос покупателя, что и остромодный масс-маркет: быстро и за небольшие деньги собрать новый лук, выложить фото в соцсети и получить лайки.

Но если в реальности 4000 рублей стоят вещи от H&M и Zara, то на маркетплейсе цифровой моды за те же деньги можно «одеться» в Alexander Terekhov.

Цифровое платье Alexander Terekhov Digital #1 стоит 4000 рублей. Фото: Alexander Terekhov / Replicant Fashion

Но возможность купить вещи от люксовых брендов по цене масс-маркета — не единственное преимущество цифровой моды. Производственный цикл в традиционной индустрии моды длится полгода. Именно столько времени проходит от возникновения идеи до выпуска коллекции. Лидеру сегмента fast fashion, компании Inditex, удалось сократить этот срок до двух недель. Поэтому трендовые вещи появляются в магазинах Zara почти в то же время, что и на показах высокой моды. Но цифровую одежду можно создавать ещё быстрее — за считаные дни и даже часы. Соосновательница платформы по продаже виртуальной одежды DressX Дарья Шаповалова считает, что «цифровая мода — это новый fast fashion. Если мы действительно хотим, чтобы мода была быстрой, она должна быть цифровой».

Когда виртуальная мода обгонит реальную

Пока до этого далеко. Регина Турбина, которая создала маркетплейс цифровой одежды replicant.fashion, так описала состояние рынка digital-моды: «Я знаю всего четыре крупные площадки, где можно купить цифровые вещи. Это хорватский Tribute Brand, проект с киевскими корнями DressX, который базируется в Америке, индийский XR Couture и наш replicant.fashion». Все четыре компании появились в течение последнего года. За это время на площадке replicant продали около 700 луков, а DressX обслужил более тысячи клиентов.

Регина Турбина (replicant.fashion) уверена, что «цифровая мода в том виде, в котором она существует сейчас, должна трансформироваться и перерасти во что-то новое. Должен измениться сам конечный продукт. Но пока непонятно, что это будет. Мы ищем это прямо сейчас. И все проекты, которые предлагают покупателю взаимодействие с цифровой одеждой, пока только собирают знания, которые нужны для создания этого нового продукта».

Несмотря на скромные объёмы, инвесторы, эксперты и стартаперы видят в новом рынке потенциал. «Мы предполагаем, что через 10 лет рынок цифровой одежды составит не менее 13 млрд долларов» — заявила Skillbox Media Дарья Шаповалова (DressX). «Цифра позволяет моде развиваться, не нанося ущерба экологии. И чем быстрее будет расти популярность цифровых каналов, тем больше это будет востребовано. Мне кажется, что уже через 30 лет 70% одежды будет существовать в онлайне — её можно будет примерять и постоянно менять — и лишь 30% будет реально производиться. Уже лет через 15 онлайн-площадки будут отгружать не сотни луков в год, как сейчас, а миллионы», — рассказал Skillbox Media эксперт по инновациям в ретейле Борис Агатов. По его мнению, чтобы это произошло, нужны две вещи: чтобы люди ещё больше времени общались в цифровых каналах в режиме реального времени и чтобы появились технологии, которые будут естественно отображать виртуальную одежду, причём не только на фото, но и в движении.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Digital Fashion Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована