Бизнес
#статьи

Оценка бизнеса: всё, что о ней нужно знать любому предпринимателю и менеджеру

Рассказали, что такое оценка бизнеса, в каких случаях она требуется и как проходит.

Иллюстрация: Оля Ежак для SKillbox Media

Оценка бизнеса — определение стоимости компании.

Стоимость компании нужно знать, если её планируют продавать или покупать. Также бизнес обязательно оценивают при его реорганизации или банкротстве.

Хотя официально оценкой бизнеса могут заниматься только сертифицированные оценщики, всем предпринимателям полезно знать, как она проходит. Например, чтобы понимать, от чего зависит стоимость компании, или самому определить её ориентировочный диапазон.

В статье рассказываем:


Что такое оценка бизнеса и для чего её проводить

Оценка бизнеса — процесс определения его стоимости. Объектом оценки может быть компания целиком, доля в её уставном капитале или пакет акций.

Оценкой бизнеса занимаются независимые оценщики. Они анализируют состояние отрасли, изучают документы компании, делают финансовый анализ, проводят расчёты и подготавливают отчёт об оценке. Дальше бизнес использует этот отчёт для своих целей.

Вот ситуации, когда нужна оценка бизнеса:

  • продажа/покупка компании или её доли;
  • слияние, поглощение, ликвидация и другие типы реструктуризации компании;
  • выкуп акций или имущества у акционеров компании;
  • решение споров о стоимости имущества компании — например, налоговых или конфискационных;
  • страхование бизнеса.

Во всех этих случаях компания должна обязательно обратиться к оценщикам для того, чтобы они подготовили отчёт об оценке.

Также компания может проводить оценку «для себя». Например, чтобы:

  • понимать реальную стоимость компании;
  • принимать грамотные управленческие решения — от каких бизнес-процессов лучше отказаться, а в какие, наоборот, инвестировать;
  • готовить корректные бизнес-планы, основанные на действительных, а не прогнозных показателях;
  • оценить кредитоспособность компании и возможность использовать активы как залог.

Подходы и методы в оценке бизнеса

Есть три подхода к оценке бизнеса: сравнительный, затратный и доходный. При каждом используют свои методы оценки. Подробно все подходы и методы оценки описаны в ФСО V — Федеральном стандарте оценки. Мы расскажем главное, что о них нужно знать.

Сравнительный подход. Чтобы понять, сколько стоит компания, её сравнивают с аналогичной, стоимость которой известна. Для этого используют цены совершённых сделок или цены из объявлений о продаже.

Предпочтительнее использовать цены совершённых сделок — так стоимость оцениваемого бизнеса будет достовернее. Если сведений о совершённых сделках у оценщика нет или их недостаточно, он может использовать цены в объявлениях.

При сравнительном подходе цены компаний-аналогов корректируют в зависимости от разных нюансов. Вот некоторые из них:

  • Возможная разница между ценой предложения и итоговой ценой сделки. На момент оценки итоговая цена сделки неизвестна, поэтому оценщик снижает стоимость для возможного торга.
  • Период, в который предложение о продаже находится на рынке. Чем он больше, тем выше вероятность торга.
  • Насколько характеристики компаний-аналогов соответствуют характеристикам оцениваемой компании. Например, если у оцениваемого бизнеса три склада, а у аналога четыре, оценщик должен внести корректировку на «лишний» склад.
  • Насколько цены аналогов соответствуют другим предложениям на рынке. Если они завышены или занижены, оценщик должен исключить их из расчёта.

В оценке бизнеса сравнительный подход применим не всегда — сложно найти две одинаковые или хотя бы похожие компании. Даже если такой аналог найдётся, будет сложно получить достоверную информацию о нём.

Затратный подход. Опирается на стоимость активов компании. Предполагает, что стоимость бизнеса зависит от размера понесённых на него расходов.

Согласно этому подходу, стоимость бизнеса — деньги, которые останутся у собственников, если они продадут всё имущество компании и раздадут все долги.

Есть два основных метода затратного подхода в оценке бизнеса:

  • Метод чистых активов. Оценщик оценивает материальные и нематериальные активы компании — например, недвижимость, транспорт, оборудование, ценные бумаги, товарные знаки, собственные изобретения компании. Затем из этой суммы вычитает величину обязательств — долгов.
  • Метод ликвидационной стоимости. Оценщики рассчитывают сумму, которую собственник получит, если ликвидирует компанию и распродаст все материальные активы по отдельности. В этом случае учитывают затраты на демонтаж, комиссионные выплаты, налоги на продажу имущества и другие сопутствующие затраты.

Затратный подход используют в случаях, когда бизнес не приносит стабильных доходов. Например, когда компания создана недавно либо находится на этапе ликвидации. Подход не применяют, когда у компании мало или нет активов.

Доходный подход. Опирается на возможные будущие доходы компании. Предполагает, что стоимость компании зависит от размера доходов, которые компания будет генерировать в будущем. Соответственно, чем больше прибыли приносит бизнес, тем он дороже.

В доходном подходе есть два метода — метод прямой капитализации и метод дисконтирования. Чаще всего применяют метод дисконтирования. Оценщик прогнозирует будущие доходы компании на несколько лет вперёд. Затем с помощью ставки дисконтирования дисконтирует их к дате оценке. То есть рассчитывает, сколько будущие доходы будут стоить «сегодня». Дальше суммирует эти будущие потоки и делит на величину (1 + i)n, где i — ставка дисконтирования, n — период прогноза в месяцах. Получившееся значение — стоимость бизнеса.

Как правило, покупателей компаний или будущих инвесторов интересует не количество и стоимость её активов, а размер доходов, который они смогут от неё получить. Поэтому доходный подход лучше всего работает, когда нужно определить стоимость бизнеса для дальнейшей покупки/продажи или инвестиций в него.

У каждого подхода своя логика расчётов — ни один из них не применим во всех случаях оценки. Поэтому оценщик учитывает индивидуальные особенности и специфику бизнеса, цель оценки, вид стоимости.

Оценщик может использовать все три подхода, может — только два или один, если этого достаточно для достоверного расчёта. При этом он должен обязательно обосновать в отчёте об оценке, почему не применял другие подходы.

Подготовка к оценке бизнеса

Вот три шага, которые компания должна сделать перед оценкой.

Первый шаг — определить цель оценки. Основные цели оценки мы перечисляли выше — чаще всего это:

  • купить или продать компанию или её долю;
  • провести реструктуризацию компании;
  • разработать бизнес-план или долгосрочную стратегию развития;
  • оценить финансовые результаты деятельности компании и на основе них принять дальнейшие управленческие решения.

От цели оценки будут зависеть подходы и методы, которые оценщик будет использовать, а также вид стоимости, который он будет определять.

Стоимость бизнеса может быть рыночной, ликвидационной или инвестиционной. Например, рыночную стоимость определяют для целей покупки/продажи компании. Инвестиционную — чтобы понять целесообразность инвестирования в компанию. Ликвидационную стоимость рассчитывают в случаях вынужденного отчуждения бизнеса — например, при банкротстве.

Второй шаг — выбрать оценщика. Оценщики могут работать в оценочных компаниях или на себя. У них обязательно должны быть такие документы:

  • диплом о профессиональной переподготовке в области оценочной деятельности;
  • квалификационный аттестат по направлению оценки бизнеса;
  • свидетельство о членстве в СРО оценщиков;
  • полис страхования профессиональной ответственности оценщика.

При выборе оценщика важно обращать внимание на его опыт работы в этой сфере и репутацию. Репутацию можно проверить, например, по отзывам в открытых источниках.

Третий шаг — собрать документы. Окончательный пакет документов запросит оценщик, но заранее можно подготовить:

  • копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор);
  • копии документов об образовании юридического лица;
  • бухгалтерскую отчётность за последние три года (формы 1–5);
  • копии документов о деятельности компании (например, бизнес-план);
  • информацию о наличии или отсутствии у бизнеса обременений и иных ограничений (например, обременения залогом);
  • документы на объекты недвижимости компании (выписку из ЕГРН, правоустанавливающие документы, технические документы, договоры долгосрочной аренды);
  • документы на движимое имущество (правоустанавливающие документы, ПТС);
  • реквизиты заказчика оценки (для юридических лиц — карточку организации, для физических лиц — копию паспорта РФ).

Как проходит оценка бизнеса поэтапно

После того как компания определила цель оценки и собрала первичный пакет документов, она обращается к оценщику.

Дальше процесс оценки бизнеса проходит пять этапов.

Подготовка. На этом этапе оценщик и компания-заказчик согласовывают цель оценки, сроки работ и их стоимость. На основании этого составляют задание на оценку и заключают договор.

Задание на оценку — обязательный документ, в который включают информацию:

  • об объекте оценки и имущественных правах в отношении него;
  • о цели оценки;
  • о предполагаемом использовании результатов оценки;
  • о виде стоимости, которую нужно определить;
  • о дате оценки;
  • о допущениях, которые нужно будет учесть при оценке.

Подробнее о задании на оценку, а также об общих понятиях оценки, подходах и требованиях к проведению оценки можно почитать в ФСО IV.

Идентификация и анализ объекта оценки. На этом этапе оценщик изучает предоставленные и запрашивает дополнительные документы, которые понадобятся для определения стоимости бизнеса. При необходимости — выезжает в офис компании, получает недостающую информацию от собственников или менеджеров.

Анализ рынка и окружения. Оценщик проводит маркетинговые исследования рынка — анализирует факторы, которые могут повлиять на экономическую деятельность и развитие компании.

Расчёты. Это основной этап. Специалист подбирает подходы и методы оценки, которые подойдут для оцениваемого бизнеса и целей оценки. Затем проводит расчёты: определяет стоимость нематериальных активов компании, недвижимого и движимого имущества. На этом же этапе на основе бухгалтерской отчётности компании оценщик рассчитывает рентабельность и ликвидность бизнеса — делает вывод о финансовом состоянии компании.

Составление отчёта об оценке. Это заключительный этап оценки. Оценщик собирает данные о проделанной работе и оформляет их в отчёт.

Отчёт об оценке — документ, которые составляют в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, ФСО VI и правилами СРО, в которой состоит оценщик. В отчёте оценщик отражает своё профессиональное суждение относительно стоимости бизнеса.

Вне зависимости от вида объекта оценки отчёт об оценке должны содержать разделы, перечисленные в разделе II ФСО VI. Вот основные разделы:

  • Основные факты и выводы. Это информация о бизнесе, результаты оценки и итоговая величина стоимости бизнеса.
  • Задание на оценку.
  • Сведения о заказчике оценки и об оценщике.
  • Допущения и ограничительные условия, которые оценщик использовал при проведении оценки.
  • Описание объекта оценки.
  • Анализ рынка объекта оценки и других внешних факторов, которые не относятся непосредственно к объекту оценки, но влияют на его стоимость.
  • Описание процесса оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов. Оценщик также должен обязательно приложить проведённые расчёты.
  • Согласование результатов. В разделе согласования результатов должно быть приведено согласование результатов расчётов, полученных с применением различных подходов.

Дальше оценщик передаёт подготовленный отчёт заказчику, а заказчик использует его для своих целей.

Главное

  • Оценка бизнеса — процесс определения его стоимости. Чаще всего бизнес оценивают при его продаже или покупке, реорганизации или банкротстве.
  • Оценкой бизнеса занимаются независимые оценщики. Они анализируют состояние отрасли, изучают документы компании, делают финансовый анализ, проводят расчёты и подготавливают отчёт об оценке.
  • Перед оценкой бизнеса компании нужно определить цель оценки, выбрать оценщика и подготовить пакет документов.
  • При оценке используют три подхода — затратный, доходный и сравнительный. При выборе подхода оценщик учитывает индивидуальные особенности и специфику бизнеса, цель оценки, вид стоимости.

Эти материалы Skillbox Media могут быть вам интересны

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Профессия Финансовый менеджер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована