Бизнес
#статьи

На что хватило мозгов: как ИИ конкурирует с портными и косметологами

Из-за интеграции искусственного интеллекта мир скоро может столкнуться с исчезновением некоторых медицинских и ремесленных профессий.

: кадр из мультфильма «хеллбой: меч громов»

Ещё в 2018 году в Москве прошли соревнования между врачами и искусственным интеллектом. Нейросеть и опытные дерматологи должны были поставить диагноз по фотографиям новообразований на коже. В итоге «живые» специалисты не выдержали конкуренции с компьютером — тот оказался эффективнее при выявлении меланомы.

Несмотря на успех подобных экспериментов, искусственный интеллект пока не получил широкого распространения в медицине. Зато нейросети набирают популярность в индустрии моды и красоты. Например, в апреле 2021 года розничная сеть «Магнит» запустила в своих магазинах «Магнит Косметик» технологию виртуального тестирования макияжа E-Visage.

Умное зеркало на базе искусственного интеллекта позволяет тестировать декоративную косметику в режиме дополненной реальности. Похожая технология используется в масках Snapchat и Instagram*, которые могут выровнять цвет лица, сделать ресницы объёмными или наложить заячьи уши. Рассказываем, как цифровые технологии помогают примерить одежду, подобрать средства для ухода за кожей и определиться с цветом волос.

Виртуальный макияж

В 2006 году канадская компания по разработке ПО ModiFace выпустила на рынок решение на основе технологий дополненной реальности. Оно позволяло покупателям не тестировать косметику на своём лице, а подбирать новый образ в виртуальном отражении.

Так в магазинах косметики в Европе появились первые умные зеркала. В библиотеку таких гаджетов загружали онлайн-каталог помад, румян, теней, тональных кремов и красок для волос известных брендов, с помощью которых можно было «собрать» новый образ.

Позже на рынке появились бьюти-зеркала с искусственным интеллектом от других производителей — HiMirror и Amorepacific. Принцип работы у всех подобных устройств одинаковый: алгоритм оценивает состояние кожи и подбирает индивидуальную программу ухода за ней.

В зеркало встроена камера, которая сканирует лицо пользователя и с помощью анализа Big Data определяет, в каком оно состоянии. Гаджет фиксирует морщины, пигментные пятна, покраснения, круги под глазами или расширенные поры, отслеживая все изменения. После этого устройство указывает на проблемные места, которым необходим особый уход.

Также бьюти-зеркала можно синхронизировать со специальными мобильными приложениями. Эти сервисы позволяют получать уведомления о необходимости пить больше воды или нанести солнцезащитный крем.

По данным MarketsandMarkets, к 2023 году объём мирового рынка умных зеркал составит около 4,4 млрд долларов.

На рынке можно найти много умных зеркал, которые будут не только подбирать макияж или следить за кожей, но и выступать в роли персонального фитнес-тренера или проигрывать музыку, когда вы принимаете душ. По данным MarketsandMarkets, к 2023 году объём мирового рынка таких устройств составит около 4,4 млрд долларов.

Как рассказала Skillbox Media д. м. н., профессор кафедры дерматовенерологии и косметологии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Юлия Галлямова, умные зеркала пока не пользуются особой популярностью у врачей.

«Подбор индивидуального ухода — это не только оценка состояния кожи, но и учёт возраста и пола пациента, его образа жизни, предпочтений. Зеркало пока не способно в полной мере оценить такие особенности», — отметила она.

При этом Галлямова не исключает, что устройства, возможно, приживутся в телемедицине и позволят специалистам получить дополнительные данные о пациенте. Кроме того, умные зеркала могут пригодиться в клиниках с большим потоком посетителей — помогут сократить время консультации.

Сейчас, чтобы подобрать косметику или сделать виртуальный макияж, совсем не обязательно выходить из дома или покупать дополнительное устройство. В магазинах приложений можно встретить много сервисов, позволяющих примерить на себя тот или иной макияж, цвет волос или даже новую причёску.

Также воспользоваться услугами виртуального визажиста на базе искусственного интеллекта предлагают многие продавцы косметики. К примеру, на сайте Armani Beauty можно загрузить фотографию и поэкспериментировать с образами. Сайт L’Oreal и вовсе предлагает пройти диагностику кожи лица. При этом все разработчики предупреждают, что результат такого анализа не является медицинским диагнозом.

Виртуальная примерочная

В девяностые в России многие покупали одежду на рынках, примеряя её за тряпичной ширмой на картонке. В 2000-х появились торговые центры с удобными примерочными, а в конце 2010-х люди стали всё чаще заказывать одежду через интернет и забирать её в пунктах выдачи. Неизменным оставалось только одно — примерка.

Привычная концепция поменялась, когда появились виртуальные примерочные и рынок стал переходить в онлайн. Впервые такая услуга пришла в Россию в 2011 году. Искусственный интеллект, основываясь на параметрах фигуры клиентов, помогал им подобрать подходящую одежду, чтобы они не тратили много времени на примерку. Устройства не были идеальными, и выбранная на мониторе вещь не всегда соответствовала реальным размерам, зато покупатели могли заранее понять, какой фасон одежды им лучше подойдёт.

В 2014-м во «ВКонтакте» и в Facebook* были запущены агрегаторы интернет-магазинов одежды, имеющие функцию онлайн-примерки. Они предоставляли пользователям возможность задать параметры своего тела и посмотреть, как понравившаяся вещь будет сидеть на обезличенном манекене. После этого покупку можно было оплатить в один клик.

Ещё через год на российском рынке появился 3D-сканер, позволяющий отсканировать фигуру покупателя. Устройство представляло собой небольшой круглый подиум с вертикальными балками по краям, на которых размещены камеры. Его устанавливали в магазинах или ТЦ, благодаря чему посетители могли подобрать одежду в соответствии со своим размером, типом фигуры, цветом волос, глаз и бюджетом.

Позже громоздкое устройство заменили на виджет, который встраивается на сайт. В шаблоны приложения уже загружены данные о 98 типах фигуры, а потому для подбора одежды пользователю не нужно сканировать тело. Достаточно загрузить фотографию в полный рост и указать свои параметры, а нейросеть автоматически составит рекомендации по подбору одежды и покажет, как выбранная вещь будет сидеть на покупателе. Подобный виджет используется, например, на сайтах брендов Marks & Spencer и s.Oliver.

Если раньше при выборе одежды надо было точно знать параметры своего тела, то теперь всю работу берёт на себя искусственный интеллект. Нейросеть научили по фотографии определять антропометрические данные человека и «надевать» на него вещь. Правда, пока что для корректной работы алгоритма желательно, чтобы снимки были сделаны в обтягивающей одежде.

По словам старшего менеджера по инновациям стартапа по разработке 3D-сканеров Texel Александра Абрамова, виртуальные примерочные помогают не только покупателям, но и магазинам.

«В среднем количество возвратов у наших партнёров сократилось до 40% — и примерно в три раза увеличились продажи среди людей, которые пользуются цифровой примерочной», — отметил он.

По оценке Фонда развития интернет-инициатив, к 2025 году размер рынка виртуальных примерочных превысит 7,5 млрд долларов.

Виртуальная одежда

В 2019 году голландский стартап The Fabricant создал первое в мире цифровое платье и продал его на аукционе за 9,5 тысячи долларов. На данный момент это самый дорогой предмет одежды, существующий лишь в виртуальном пространстве.

Чтобы обзавестись цифровым нарядом, достаточно оплатить понравившуюся вещь и загрузить свою фотографию. Снимок будет обработан при помощи нейронной сети, которая определит ключевые точки и перенесёт одежду на фото. Затем полученный результат предлагается загрузить в социальные сети.

Подобрать одежду можно и через Telegram-бот. Правда, пока что сервис предлагает однотипные варианты вне зависимости от возраста человека и его фигуры. Например, бот считает, что Ким Кардашьян, Ирине Шейк и королеве Елизавете II подойдут минималистичное серебристое облегающее платье, серебристый свитшот и чёрные брюки с декоративными металлическими вставками и костюм киберпанка с шипами на плечах.

По словам основателя бренда цифровой одежды replicant.fashion Регины Турбиной, во многом виртуальные наряды создаются для развлечения, чтобы человек один раз «примерил» такую вещь и поделился фотографией в соцсетях. Однако технология приносит выгоду и обычным кутюрье, которые теперь имеют возможность опробовать будущие коллекции в цифровом формате, не расходуя ткань.

«Цифровая одежда создаётся по тем же лекалам, что и физическая. В программе можно выбрать настройку ткани, выгрузить лекала и отшить по ним реальную вещь», — отметила Турбина в разговоре со Skillbox Media.

Виртуальный портной

В российских вузах ввели новую специальность — цифровой модельер. В отличие от традиционных дизайнеров одежды, они проектируют будущие коллекции в виртуальном пространстве, что позволяет избежать множества примерок и пошива реальных макетов.

В своей работе цифровые модельеры используют 3D-сканеры, которые помогают им в создании лекал. Получив антропометрические данные человека, специалисты могут загрузить эту информацию в программу для построения выкроек и уже на цифровом аватаре конструировать одежду.

Модельер-конструктор Анна Костюченко считает, что технологии не решают всех проблем, но в 90% случаев помогают избежать ошибок на начальных этапах разработки одежды, а также позволяют сэкономить время и материалы. По её мнению, подобное решение будет полезно в индивидуальном пошиве.

«Технология помогает не только вносить корректировки в лекала до раскроя на ткани, но и делать реалистичную визуализацию», — рассказала Костюченко Skillbox Media.

Искусственный интеллект позволяет отобразить поведение ткани в программе и даже сделать проход по подиуму. В 2020 году бренд Hanifa провёл первый подобный показ одежды. Сконструированные на компьютере модели дефилировали в виртуальном пространстве, демонстрируя крой вещей.

Как подчеркнула управляющая ателье Ирины Логиновой Мира Лемар, нет ничего точнее, чем ручное построение. Программы на данный момент не могут распознать некоторые особенности фигуры, например сутулость. А погрешность даже в 1% может стать катастрофической для идеальной посадки изделия.

Куда движется индустрия?

Несмотря на консерватизм в портном деле, цифровая мода успешно развивается. Появляются международные платформы продаж таких нарядов. Программы цифрового дизайна стали доступными, и на рынок приходит всё больше дизайнеров, которые создают такую одежду.

Основатель Fashion Factory School Людмила Норсоян уверена, что люди всё равно продолжат покупать и носить физическую одежду. При этом цифровой гардероб может пригодиться в будущем, когда с развитием технологий многие обзаведутся интерактивными аватарами, рассказала она Skillbox Media.

Дизайнер цифровой одежды Kai Kai Татьяна Румянцева отметила, что сейчас ещё рано говорить о сколько-нибудь заметном снижении производства физической одежды в пользу цифровой.

«Это движение началось слишком недавно, и многих функций она выполнять не может. Цифровую одежду стоит рассматривать не как одежду, а как вид коммуникации между брендами и его аудиторией, между пользователями соцсетей и их подписчиками», — добавила она.

Румянцева уверена, что всё больше брендов будут предоставлять пользователям возможность онлайн-примерки, а также использовать AR- и 3D-технологии в презентациях и рекламе. «Кто даст более реальный опыт соприкосновения со своей одеждой в онлайн, тот и будет любимцем покупателей», — резюмировала она.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Философия искусственного интеллекта Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована