Бизнес
#подборки

Как жить в России (по подписке). Спокойный сон, нестрашная одежда и другие сервисы

Рассказываем о самых интересных сервисах и разбираемся, почему в России хотят запретить навязывание подписок на экосистемы.

Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media

Согласно исследованию Zuora, за последние 9 лет рынок подписок вырос на 435%. Сервисами, работающими по подписке, пользуются 78% респондентов из разных стран, а ещё 75% уверены, что в будущем станут всё чаще выбирать эту модель потребления.

По данным «Райффайзенбанка», в России на каждого активного пользователя приходится в среднем 3–4 подписки. При этом 25% пользователей платят за услуги, которые не подключали сами, — часто за них это делают дети или другие члены семьи.

Таким образом, подписка на онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы и даже доставку еды постепенно становится в России обычным делом. Но некоторые сервисы выпадают из этого ряда. Рассказываем о самых необычных подписках, доступных в России и за рубежом, и разбираемся, куда движется этот рынок.


Подписка на матрас

Эта услуга ориентирована в первую очередь на тех, у кого не хватает денег на новый матрас. За рубежом такие сервисы работают уже давно. Так, месячная подписка на матрас в Индонезии и Таиланде будет стоить менее 2 долларов в месяц.

В России похожую услугу пока предоставляет только одна компания. Производитель обещает, что в комплекте с ортопедическим матрасом подписчики получат чехол и подушки, а при желании — ещё и трансформируемое основание.

Минимальная стоимость такой подписки составляет 990 рублей в месяц. В эту цену также входят доставка, установка, вывоз старого матраса и гарантия. Договор предлагается заключить на четыре года, потом компания может обменять комплект на новый. Он будет стоить на 20% дешевле. Правда, воспользоваться услугой могут пока только жители Москвы и Московской области.

Подписка на носки

Можно оформить подписку и на простые товары — например, носки. Услуга очень популярна на Западе, где работают десятки похожих сервисов.

Подписчики могут выбрать дизайн носков и периодичность получения новых пар. В среднем услуга обойдётся в 9–13 долларов в месяц.

Скриншот: St. Friday

Тренд был подхвачен и в России. Например, один интернет-магазин предлагает получать каждый месяц семь пар носков за 999 рублей. У клиентов даже есть возможность выбрать настроение подписки — яркое, тёмное или ассорти. Заказать доставку носков можно до двери или до ближайшего пункта самовывоза.

Подписка на лезвия

Первым подписку на лезвия запустил в 2012 году стартап Dollar Shave Club. Компания бросила вызов классической модели потребления и предложила клиентам пять картриджей для бритвенных станков всего за доллар в месяц. Эта стратегия оправдала себя, и уже к 2019 году проект оценивали в миллиард долларов.

В один год с Dollar Shave Club в России запустили похожий стартап «Просто клуб бритв». Его клиенты могут регулярно получать бритвенные принадлежности при цене подписки от 1799 рублей в год.

Не осталась в стороне и Gillette, которая представила подписочный сервис в 2017 году. Стоимость стартового набора — 399 рублей. В дальнейшем клиенты каждые два месяца должны платить 1189 рублей за четыре сменные кассеты.

Подписка на бесконечный гардероб

Подписки на одежду — вариант для тех, кто хочет выглядеть модно и экономить время на походах в магазин. Именно так завлекает подписчиков сервис Menlo Club, который даёт возможность регулярно обновлять гардероб за 153 доллара в месяц.

Некоторые компании и вовсе предлагают оформить подписку на аренду одежды. Такой подход позволяет клиентам не только освободить шкафы, но и регулярно появляться на публике в новых вещах. Так, подписчики российского сервиса Take a look каждую неделю могут выбирать пять предметов одежды, которые курьер привезёт прямо к двери.

Цена химчистки и доставок уже входит в стоимость подписки. Услугу предлагают протестировать за 4999 рублей. За эти деньги курьер привезёт пять выбранных вами вещей, которые нужно будет вернуть через две недели. Тарифный план с четырьмя доставками в месяц обойдётся в 12 999 рублей.

Скриншот: Take a look

На сайте уже собраны готовые образы, над которыми поработали стилисты. Собрать гардероб можно для отпуска, повседневной носки, для вечернего выхода и визитов в офис.

Подписка на вино

Популярная за рубежом подписка на вино адресована любителям этого напитка, которые хотят расширить свой кругозор и попробовать незнакомые сорта.

Некоторые сервисы предлагают готовые подборки от сомелье, другие опираются на вкусы самих подписчиков. Например, пользователи американской платформы Winc могут оценивать полученные напитки, чтобы в дальнейшем присылаемые наборы лучше соответствовали их предпочтениям.

Подписку на вино можно приобрести и в России. Правда, из-за законодательного запрета на дистанционную продажу алкоголя забирать бутылки придётся лично.

В Украине винную подписку и вовсе продвигают как образовательный проект. Нужно выбрать, сколько бутылок в месяц вы хотите получать, а образовательные материалы и сюрпризы доставят вместе с напитками.

Подписка на растения, безопасные для домашних животных

За рубежом за 65 долларов в месяц можно подписаться на подборку нетоксичных видов растений, которые не принесут вреда животным.

«Эта подписка идеально подходит для тех, у кого дома есть любопытный питомец или маленький ребёнок, который тащит всё в рот», — рассказывает продавец об услуге.

Скриншот: The Sill

В России пока распространён более простой вариант такой подписки — доставка цветов. На старте нужно просто выбрать размер букета, периодичность доставки и адрес получателя.

Подписка на соусы

Поклонники приправ могут оформить ежеквартальную подписку на соусы. «На поиск подходящего соуса часто уходит много времени. Мы изучим всё это многообразие за вас, чтобы вы тратили меньше времени на выбор идеальных приправ и больше времени наслаждались ими», — обещает продавец.

Цена такой подписки — 11 долларов в месяц.

Фото: @saucebossbox / Instagram*

Похожий сервис пытаются запустить и в Украине. Здесь подписчикам предлагают выбрать остроту соуса и количество доставляемых бутылок, а содержимое станет для получателей сюрпризом.

Подписка на спокойствие

Авторы собрали целый комплекс успокаивающих методик для снятия стресса. Это медитации, а также библиотека историй о сне, которая обновляется каждую неделю. Помимо прочего, в подписку входят эксклюзивные музыкальные треки для расслабления. Год спокойного сна создатели оценили в 70 долларов.

В противовес этому сервису в России запустили подписку на впечатления. Создатели предлагают клиентам квесты, тематические мероприятия и интеллектуальные игры, которые будут подобраны после заполнения специальной анкеты.

Подписка на поворот колёс

В июле 2021 года стало известно, что одна из главных функций флагманского электромобиля Mercedes-Benz EQS будет доступна только по подписке.

Фото: Patrick Lang / Mercedes

За возможность разблокировать поворот заднего моста и увеличить манёвренность машины производитель будет брать плату в размере 489 евро за год или 1169 евро за три.

Компания Илона Маска Tesla тоже не обошла стороной тему подписки. В каждом автомобиле есть набор технических средств для работы автопилота. Однако разблокировать эту функцию можно лишь за дополнительную плату.

Подписка на автомобиль (спойлер: это не лизинг)

Популярная за рубежом услуга пришла в Россию недавно. В отличие от обычного лизинга, подписка дополнительно решает целый ряд проблем автовладельца. В пакет входит регистрация в ГИБДД, техобслуживание, страхование, круглосуточная помощь на дороге, замена расходных материалов и шин и даже их хранение.

Оформить подписку можно как у автодилера, так и в банке. Сервис пока доступен только в крупных городах. Цена зависит от выбранной модели и срока подписки. Автомобиль можно забронировать и забрать со стоянки, пользуясь только приложением.

Подписка на экосистемы — новый тренд

Крупные игроки тоже пытаются встроиться в тренд на подписки. В этом преуспели «Сбер», «Яндекс», VK Group и другие компании с собственными экосистемами. Схема проста — подписка открывает доступ к определённым услугам экосистемы, а также позволяет копить и тратить баллы при пользовании сервисами компании. Например, подписчики «Яндекс Плюса» за фиксированную плату могут просматривать фильмы, слушать музыку и получать кешбэк на дальнейшие покупки внутри экосистемы. Похожий список услуг предлагают и банки.

«Для банка это очевидное повышение абонентской платы и, как следствие, рост прибыли с каждого подключившегося клиента. Условия договорённостей, которые заключаются между банком и партнёрами, обычно также взаимовыгодны. Партнёрам не нужно тратиться на рекламу, они просто выплачивают вознаграждение с каждого клиента банка, сделавшего у них покупку, так получая прямую продажу и экономя на больших рекламных кампаниях», — рассказал Skillbox Media эксперт Академии управления финансами и инвестициями, автор Telegram-канала «Экономизм» Алексей Кричевский.

В качестве примеров удачного внедрения подписочной модели на этом рынке эксперт приводит кейсы «Сбера» и «Тинькофф Банка».

«Компании, входящие в состав экосистемы и предоставляющие скидки и бонусы по подписке „Сбера“, уже раскручены и регулярно используются людьми и без подписки. Кейс второго банка показывает грамотную работу с партнёрами, плюс разница в условиях обслуживания карт и вкладов с подпиской и без неё довольно существенная», — заявляет эксперт и делает вывод, что такие продукты будут появляться и у других банков по мере создания конкурентоспособных экосистем.

Свежее подтверждение этого прогноза — недавно анонсированное Газпромбанком участие в подписке «Огонь» от компании «Сеть партнерств». Она объединяет скидки, бонусы и привилегии от аптек «Асна», онлайн-кинотеатра ivi, компаний групп «Газпром» и «Севергрупп», магазина электроники «Ситилинк», страховой группы «Согаз» и других. Так, при покупке парфюмерии в «Рив Гош» подписчикам обещают скидку до 30%, на покупках в «Ленте» можно сэкономить до 13%. Заёмщикам Газпромбанка «Огонь» обещает сниженный процент на ипотеку, кредит и лизинг.

В автономной некоммерческой организации (АНО) «Цифровая экономика» даже разработали целый комплекс мер по борьбе с навязыванием услуг экосистемами.



* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована