Стриптиз во время чемпионата и гроб с логотипом: как спортсмены и менеджеры зарабатывают на спорте
И почему самые большие деньги приносят вовсе не билеты.


Gearstd / metamorworks / Shutterstock / сайт ФК «Барселона» / сайт ФК «Спартак» / Евгений Рыбкин для Skillbox Media
Доходы от спортивных соревнований складываются из нескольких основных статей. Федерации и клубы пополняют казну с продажи телеправ, спонсорских контрактов, распространения билетов и атрибутики. Чем выше интерес к соревнованию и его статус, тем более внушительные суммы стоят на кону. Прибыль от самых топовых событий может составлять миллиарды долларов.
Стриптиз ради спонсоров
У соревнований планетарного масштаба главный источник дохода — права на трансляцию и деньги от спонсоров. Локальные турниры больше рассчитывают на заработок от продажи атрибутики и билетов.
По данным организаторов Чемпионата мира по футболу 2014 года, 42% всех доходов пришлись на продажу телеправ, а 33% составили спонсорские отчисления.
Аналогичная ситуация с Олимпийскими играми. Совокупно от прав и спонсоров игры получают около 90% всех доходов.
Зимняя Олимпиада в Сочи считается самой успешной по спонсорской поддержке. Отчисления в итоге принесли зимним Играм в субтропиках около 1,2 млрд долларов.
Компании поддерживают соревнования, чтобы выйти на новую аудиторию, сформировать связь бренда с активным образом жизни и улучшить имидж.
Весомый вклад спонсоров заставляет организаторов очень щепетильно относиться к рекламе во время крупных соревнований. Из-за этого даже появилось новое правило в футболе.
28 февраля 2004 года в силу вступило правило, что игрок будет наказан жёлтой карточкой за частичное снятие или натягивание футболки на голову во время празднования гола. Формально такой поступок приравняли к неспортивному поведению. Но истинные мотивы заключались в том, что игроки часто надевали под основную форму футболку спонсора, который заплатил только футболисту. FIFA такое личное спонсорство не одобрила.
Датский футболист Никлас Бендтнер решил обойти систему. В матче Евро-2012 после забитого гола он продемонстрировал трусы, на которых красовался логотип одной букмекерской конторы. В Европейской футбольной федерации стриптиз не оценили. Бендтнер получил одноматчевую дисквалификацию и штраф в 100 тысяч евро.
С пелёнок до гробовой доски
Если спортсмены стараются заработать на том, что снимают с себя одежду, то клубы, наоборот, получают прибыль от того, что надевают на себя болельщики. Самые популярные предметы атрибутики — футболки и шарфы с символикой команд. Чтобы доходы росли, ассортимент постоянно расширяют.
В продаже всё чаще стал появляться мерч для самых маленьких. Чтобы, когда дети подрастут, они могли безапелляционно заявить, что за любимый клуб они болеют с пелёнок. Сначала бум на детские аксессуары охватил Европу. Теперь такие товары появляются и в России. Например, на сайте московского футбольного клуба «Локомотив» представлены комбинезоны, пинетки и слюнявчики в фирменных красно-зелёных цветах.

Среди товаров с клубной символикой встречается и совсем не спортивная продукция. В Аргентине выпускают пиво с логотипом местной команды «Бока Хуниорс». А многие поклонники столичного «Спартака» помнят популярную газировку «Спартак-Кола».
Самые оригинальные товары со спортивными логотипами выпускают в Бразилии. Здесь торгуют гробами с эмблемами футбольных клубов. Любовь к футболу до гроба, не иначе.

Самый дорогой билет
Продажа билетов и абонементов на спортивные события — одна из важных статей дохода рынка спортивных событий.
В 2019 году клубы Российской футбольной премьер-лиги заработали на билетах и абонементах больше 3 млрд рублей.
Именно билетные поступления в бюджет стали больше всего проседать из-за ковидных ограничений. Например, Олимпиада в Токио проходит полностью без зрителей. Аналитики оценивают убытки из-за таких мер в 20 млрд долларов.
Где и когда был продан самый дорогой билет на спортивное событие, доподлинно не известно. Дело в том, что, когда речь заходит о важнейших матчах, в дело включаются перекупщики. На чёрном рынке цена на билет может в десятки раз превышать номинал. Естественно, никакая статистика не учитывает эти данные.
На официальном рынке одними из самых дорогих стали билеты на Суперкубок по американскому футболу в 2011 году. Самое дорогое место стоило 9 тысяч долларов. Лучшие билеты распродали задолго до начала матча.

Он сказал: «Поехали!»
Желающих попасть на престижные спортивные события обычно больше, чем билетов на трибуны. Чтобы не пропустить долгожданный матч, фанаты идут на ухищрения. Во время чемпионата мира по футболу в России в 2018 году на турнир впервые за 36 лет попала сборная Перу. У перуанцев на матчи своей сборной был повышенный спрос, кто-то даже продавал машины и недвижимость, чтобы попасть на стадион.
Один перуанский болельщик, чтобы гарантированно получить билет, решил как следует растолстеть. Тучные зрители входят в категорию людей с ограниченными возможностями, и для них продаются специальные билеты. Перуанец за несколько месяцев поправился на 24 килограмма и заполучил вожделенный билет.
70-летний немец Губерт Вирт пошёл дальше, а точнее — поехал. На ЧМ-2018 в Россию он отправился без билета в надежде на чудо. Путешествие мужчина совершил на тракторе. За месяц он преодолел более 2,5 тысячи километров. Трактор 1936 года выпуска Губерт оснастил прицепом, в котором организовал спальное место. В дороге его сопровождал верный друг, пёс по кличке Хекс.

Организаторы не могли пройти мимо такой милой истории. Когда болельщик добрался до «Лужников», ему вручили билет на матч сборной Германии.
Вообще, фанатичная преданность любимым командам — не исключение. Согласно данным одного опроса, 18% спортивных болельщиков готовы уволиться, если работа помешает им попасть на какой-либо важный финал. 37% любителей спорта готовы потратить свои сбережения скорее на поход на стадион, чем на семейный отдых.
А опрос, проведённый в Индии среди любителей крикета, показал, что 42% поклонников игры отменят медовый месяц, если он помешает им попасть на финальные матчи. Похоже, спорт для таких людей больше, чем любовь.