Бизнес
#статьи

Лайки войны, шеры уничтожения. Как Роскомнадзор борется с соцсетями и что будет дальше

Разбираемся с экспертами, почему регулятор ополчился на соцсети и кто победит в борьбе интересов.

Фото: Chip Somodevilla / Getty Images


С начала 2021 года Роскомнадзор активно требует от иностранных корпораций удалять запрещённый контент. В ход идут угрозы и штрафы, а компании их зачастую игнорируют. Есть ли риск, что соцсети уйдут из России навсегда? Чем закончится конфликт интересов и насколько в нём замешана политика? Разбираемся вместе с юристами и топ-менеджерами из сферы IT.

Всё началось с Twitter

Стартом острой фазы конфликта можно считать 1 февраля — дату вступления в силу закона о самоконтроле социальных сетей. Власти обязали корпорации самостоятельно модерировать и блокировать запрещённый в России контент. И хотя автор законопроекта Александр Хинштейн говорил о том, что несоблюдение закона «не предусматривает каких-либо санкций или репрессий», государство принялось серьёзно карать соцсети.

Первым пострадал Twitter. В марте Роскомнадзор неожиданно ограничил скорость доступа к соцсети. Причина — отказ от удаления запрещённого контента. Оказалось, что в Twitter с 2017 года несколько тысяч раз проигнорировали требования Роскомнадзора. Ведомство просило удалить непристойные материалы, контент про наркотики и публикации, связанные с суицидом. Всего публикаций с запрещёнными материалами нашли более четырёх тысяч. В итоге на Twitter стали постоянно накладывать штрафы — общей суммой в 38,4 млн рублей.

В компании забили тревогу и пошли навстречу. Представители Twitter направили в Роскомнадзор письмо, в котором заявили, что готовы обсуждать претензии регулятора и разделяют озабоченность в вопросе борьбы с противоправным контентом. Единственная просьба — снять ограничение на работу в России.

Фото: сайт Роскомнадзора

В итоге соцсеть удалила более 90% запрещённого контента. После этого ограничения частично сняли — оставив задержку при загрузке на мобильных устройствах. А в майской «ревизии» Роскомнадзора добавилось ещё одно требование: удалить публикации с призывом к участию в «несогласованных массовых мероприятиях» и «экстремистские и иные запрещённые на территории РФ материалы». Исполнения этих требований Роскомнадзор ждёт до сих пор. 9% публикаций из блэклиста по-прежнему не удалены.

Facebook* или Meta

Похожие претензии были предъявлены Facebook*. Компания получила штрафы на 70 млн рублей. В октябре она удалила часть запрещённых публикаций, но было уже поздно. Как итог — корпорации грозит самый большой штраф из возможных — в размере от 5 до 10% годового оборота компании в России. В случае Facebook* это сумма от 27,6 до 55,2 млн долларов. Оборотные штрафы также грозят Google и Twitter.

Несмотря на всю серьёзность ситуации, соцсети не спешат выполнять требования российских властей. Facebook* до сих пор не уплатил ни один из штрафов за контент. Компания попросила в суде отсрочку по уплате до 4 октября, суд эту просьбу принял, но Facebook* снова не выполнил обязательства.

Фёдор Музалевский, директор технического департамента компании RTM Group, видит такие мотивы для использования этой стратегии: «Во-первых, у каждой соцсети есть своя репутация, которая может быть поставлена под сомнение — в случае, если контент будет удаляться по любому запросу властей. Во-вторых, с технической точки зрения удаление контента осуществить не так просто. Особенно в объёмах, предлагаемых регулятором. Разработчикам придётся реализовывать сложные алгоритмы, которые банально не окупятся».

Так или иначе, компании уплатили лишь небольшие штрафы за нелокализацию данных в России — это сделали TikTok, Facebook* и Google. Остальные долги Роскомнадзор решил взыскать принудительно. Судебные приставы уже подключились к делу Facebook* и Telegram — который также был оштрафован за неудаление запрещённого контента.

Локализация данных

Ещё одна тема на повестке — локализация персональных данных россиян за пределами РФ. В России есть закон, который запрещает размещать такие данные вне страны. Роскомнадзор решил проверить его соблюдение и потребовал от ряда компаний предоставить подтверждение, что хранение и обработка персональных данных россиян происходят в границах страны.

Мнение экспертов по вопросу локализации данных разделились. По словам Фёдора Музалевского, эта мера поможет вызволить россиян из возможного «цифрового рабства»: «В современном обществе часто возникают споры о том, что крупные корпорации — Google, Microsoft, Meta и прочие — обладают большим влиянием на жизнь людей. Во многом это происходит из-за данных, которые граждане страны оставляют добровольно. Эти действия — хороший рычаг для ослабления влияния корпораций».

Сооснователь Роскомсвободы и киберадвокат Саркис Дарбинян смотрит под другим углом: «Запрещать пользователям выбирать, кому доверять и где хранить свои данные, — за пределами понимания в демократическом обществе. Но вполне в духе патерналистского подхода к функции государства».

Дата-центр Facebook* на севере Швеции. Фото: AndreasNilssonSweden / Shutterstock

«Локализовать данные в России для компаний Big Tech весьма непросто, — продолжает он. — Иностранные корпорации традиционно содержат свою IT-инфраструктуру за пределами РФ на собственных серверах. Вносить в неё изменения, определять методику для вычленения россиян из потока пользователей по всему миру — сложно технически и потребует сотен миллионов долларов».

В итоге ни одна из иностранных соцсетей не смогла выполнить требование Роскомнадзора. Прямого отказа не последовало — соцсети не заявляли, что хранят данные за пределами РФ. Но по косвенным «уликам» можно понять, что это действительно так. Ещё два года назад Марк Цукерберг написал пост, в котором заявил, что Facebook* не будет хранить данные в странах, где, по его мнению, нарушают права человека.

Причины давления

В чём, по мнению экспертов, может заключаться действительный мотив действий Роскомнадзора?

Саркис Дарбинян говорит, что протесты на фоне действий Навального, разгрома его региональных штабов и многих независимых СМИ, безусловно, обострили проблему. «Власти с новыми силами взялись за информационное поле, требуя от иностранных платформ всё большего подчинения», — говорит Дарбинян.

В период выборов в Совет Федерации в середине сентября Apple и Google прямо обвинили во вмешательстве в дела России. Чтобы хоть как-то сгладить конфликт, компаниям пришлось удалить приложение «Навальный» из своих сторов во время Единого дня голосования. Apple ещё и вынудили отключить в России функцию «Частный узел» — она позволяла скрыть настоящий IP-адрес пользователя. Причина та же: компании пригрозили штрафами и уголовными делами за отказ сотрудничать.

Павел Патрикеев, руководитель юридического департамента хостинг-провайдера Reg.ru, считает, что призывы к проведению политических акций повлияли на конфликт. Но связывать его только с действиями оппозиции не стоит. «Вопрос о регулировании социальных сетей встаёт не первый год. Так, закон об ответственности социальных сетей и мессенджеров за контент вносился в Госдуму ещё в 2017 году в связи с трагедией в Кемерово. Подобные разговоры у законотворцев были и во времена „‎Синего кита“», — заключает эксперт.

Что будет дальше

Так или иначе, соцсети всё больше включаются сами в процесс регуляции контента. Безусловным лидером по упоминанию в новостях об этом стал YouTube.

К примеру, соцсеть заблокировала видео с исполнением гимна России. Причина — нарушение авторских прав музыканта из Германии. Как именно он связан с музыкой российского гимна, в соцсети не объяснили. Кроме того, YouTube ввёл ограничения на просмотр фильмов о Крыме и трагедии в Беслане. На платформе появилось предупреждение, что фильм «может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей и его материалы могут напугать или шокировать». Подобными мерами отметился и Twitter. Прямо накануне выборов соцсеть заблокировала аккаунт Мосизбиркома.

Павел Патрикеев считает, что рассматривать такие действия как укол и реакцию на конкретные действия российских властей не стоит. «Тут скорее речь о конфликте ценностей: контент, производимый указанными лицами, темы и используемый вокабуляр банально не попадают под T&С известных иностранных площадок. Обычно такие решения аргументируются со ссылкой на конкретные положения политик. Блокируют аккаунты не только российских политиков и провластных лиц — достаточно вспомнить блокировку твиттера Трампа или испанского депутата Хосе Контрераса», — заключает юрист.

С ним соглашается Саркис Дарбинян из «Роскомсвободы»: «Не думаю, что поведение соцсетей против российских властей злонамеренно. Скорее всего, дело в алгоритмах. Большая часть контента блокируется автоматически. Когда вы пытаетесь загрузить клип, система сравнивает аудиодорожку в загружаемых файлах с цифровыми отпечатками из базы данных. В случае совпадения контент блокируется».

«Аналогично алгоритмы работают при жалобах пользователей, — продолжает эксперт. — Когда многие нажимают на кнопку „Пожаловаться“ и отмечают, что контенту не место в соцсети, он блокируется. Так могло произойти с аккаунтом Мосгоризбиркома, ведь некоторые граждане считали выборы фальсифицированными и не были согласны с их результатами».

Фото: Oleg Elkov / Shutterstock

Пока действия властей говорят о том, что регуляцию соцсетей будут продолжать. Ещё в декабре 2020 года Владимир Путин подписал закон о праве Роскомнадзора блокировать ресурсы, которые цензурируют российские СМИ. А 22 ноября «Известия» рассказали, что государство обязало крупные IT-компании открыть офисы в Москве.

«Что будет дальше, непонятно. Ни одна из компаний пока не заявила, что готова приземляться в РФ, — говорит Дарбинян. — Некоторые компании уже имеют аналогичный опыт в Турции и видят в этом существенные риски — в том числе уголовного преследования для своего руководства».

Вопрос развития конфликта остаётся открытым. «Пока мы не знаем, что будут делать компании: подчинятся и откроют офисы либо продолжат игнорировать требования. Если второе, диалог затянется надолго, — продолжает эксперт. — Власти вряд ли решатся заблокировать соцсети из-за высокой зависимости экономики от этих платформ. Но игра в любом случае началась. Остаётся ждать балканизации интернета и потери связности трафика. Либо урезания сервисов, в которых останется лишь то, что нам позволено смотреть, слушать и читать».



* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Курс

Профессия Бизнес-аналитик

Бизнес-аналитик изучает процессы в компании и даёт рекомендации, как больше зарабатывать и не разориться. Вы научитесь собирать данные о финансах и бизнес-процессах, проводить продуктовые интервью и определять стратегии развития. Сможете получить профессию, которая особенно востребована во время нестабильности.

Узнать про курс
Обучение: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована