Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Бизнес
#статьи

Как рассчитать темпы роста и прироста прибыли

Объясняем с формулами и на простых примерах.

Кадр: сериал «Помоги мне, Тодд» / CBS Studios

Опытом поделился инвестиционный директор венчурного фонда и доцент МГТУ имени Н. Э. Баумана Дмитрий Бородин.

Каждому бизнесу важно знать, как его финансовые результаты меняются с течением времени. Это помогает принимать своевременные решения и корректировать стратегию, если это необходимо.

Один из ключевых инструментов для анализа динамики прибыли — темп роста и прироста. В этой статье редакции «Бизнес» Skillbox Media мы подробно разберём, что это такое, как их правильно рассчитать и интерпретировать.

Что такое темп роста и прироста прибыли

Темп роста прибыли — это показатель, который отражает, какой процент текущая прибыль составляет от прибыли в предыдущем периоде. Его используют для оценки общей динамики изменения прибыли.

Например, если прибыль выросла с 10 миллионов до 12 миллионов рублей, темп роста составит 120%.

Темп прироста прибыли — это показатель, который отражает, на сколько процентов изменилась прибыль в сравнении с предыдущим периодом. Его используют для оценки скорости роста или снижения прибыли.

Например, если прибыль выросла с 10 миллионов до 12 миллионов рублей, темп прироста составит 20%.

О том, как рассчитывают темп роста и темп прироста прибыли, мы расскажем ниже.

Рассчитывать темп роста и темп прироста прибыли нужно, чтобы понимать, как меняются финансовые результаты бизнеса. Если прибыль растёт, это может означать, что выбранная стратегия работает — например, удачная рекламная кампания или сезонные скидки привлекли много клиентов. Если же прибыль падает, это сигнал возможных проблем. Может, конкуренты предложили что-то более привлекательное или бизнес-модель устарела.

При этом единой нормы нет: темпы роста у каждого бизнеса свои, говорит инвестиционный директор венчурного фонда, спикер курсов Skillbox, доцент МГТУ имени Н. Э. Баумана Дмитрий Бородин.

«Финансовый анализ учит нас, что всегда нужно сравнивать. Сравнивать с отраслью, с рынком, с компаниями того же размера, находящимися на аналогичном этапе жизненного цикла, и так далее. Нет единого понятия „нормальности“.

Если вы не разбираетесь в отрасли и не понимаете, что является для неё средним, есть смысл сравнивать с показателями экономики страны. Например, если ваша компания растёт с тем же темпом, что и ВВП страны, это вполне нормальный показатель. Если она растёт быстрее, то показатели компании лучше, если медленнее — возможно, у неё есть проблемы», — рассказал Дмитрий.

Как рассчитать темп роста прибыли: формула и примеры

Рассмотрим, как правильно рассчитывать темп роста и прироста прибыли, а также приведём несколько примеров для наглядности.

Темп роста прибыли = Пт / Пп × 100%

Пт здесь — прибыль за текущий период, а Пп — прибыль за предыдущий период. Периоды можно брать любые — например, если хотите оценить темпы роста прибыли от месяца к месяцу, можно взять в качестве Пт прибыль в текущем месяце, а в качестве Пп — прибыль в прошлом.

Если результат больше 100%, это говорит о росте — бизнес прибавил в прибыли по сравнению с предыдущим периодом.

Например, в прошлом году прибыль составила 2 миллиона рублей, а в этом году — 2,4 миллиона рублей.

Темп роста прибыли за год составил: 2,4 миллиона / 2 миллиона × 100% = 120%.

Если результат меньше 100%, это говорит о спаде — прибыль не достигла уровня предыдущего периода. Чем меньше этот процент, тем сильнее снижение.

Например, прибыль в прошлом году была 3 миллиона рублей, а в этом году — 2,5 миллиона рублей.

Темп роста за год составил: 2,5 миллиона / 3 миллиона × 100% = 83,3%.

Темп прироста прибыли = (Пт − Пп) / Пп × 100%.

Если результат положительный — прибыль в текущем периоде выросла.

Например, в прошлом году прибыль составила 2 миллиона рублей, а в этом году — 2,4 миллиона рублей.

Темп прироста составил: (2,4 миллиона − 2 миллиона ) / 2 миллиона × 100% = 20%.

Если результат отрицательный — прибыль в текущем периоде снизилась в сравнению с прибылью в прошлом.

Например, прибыль в прошлом году была 5 миллионов рублей, а в этом году — 4 миллиона рублей.

Темп прироста составил: (4 миллиона − 5 миллионов ) / 5 миллионов × 100% = −20%.

Ещё можно посчитать среднегодовой темп роста (CAGR) — этот показатель помогает понять, с какой средней скоростью росла прибыль в установленном периоде, если рост был равномерным. Это можно сделать по формуле:

CAGR = (Пкон / Пнач) 1/n − 1 × 100%,

где Пкон — прибыль на конец периода, Пнач — прибыль на начало периода, а n — количество лет в периоде.

Например, если прибыль за 5 лет выросла с 1 миллиона рублей до 2 миллионов рублей, то CAGR будет таким: (2 миллиона / 1 миллион) − 1 × 100% = 14,87%. Прибыль росла в среднем на 14,87% ежегодно.

Что такое цепной и базисный темпы роста

Выше мы приводили формулы для расчёта цепного темпа роста прибыли, но ещё есть базовый темп роста. Расскажем подробнее, чем они различаются.

Цепной темп роста прибыли — это показатель, который отражает изменение прибыли в сравнении с предыдущим периодом. Например, показывает темп роста по месяцам или годам.

Чаще цепной темп роста прибыли считают, когда в компании долго не происходило никаких кардинальных изменений. Также использовать этот показатель удобно, если нужно оценить влияние на прибыль краткосрочных изменений — например, запущенной в этом месяце рекламной кампании.

Предположим, что в феврале прибыль составила 1,5 миллиона рублей, в марте — 1,8 миллиона рублей, в апреле — 2 миллиона рублей, в мае — 2,3 миллиона рублей. Тогда цепной темп роста будет таким:

Март: 1,8 миллиона / 1,5 миллиона × 100% = 120%.

Апрель: 2 миллиона / 1,8 миллиона × 100% = 111,1%.

Май: 2,3 миллиона / 2 миллиона × 100% = 115%.

Базисный темп роста прибыли — это показатель, который отражает изменение прибыли в сравнении с прибылью в базовом периоде. Базовым периодом, или точкой отсчёта, может быть любой год, месяц или квартал. Для расчёта базисного темпа роста в формулах, которые мы описывали выше, вместо прибыли за прошедший период используют прибыль за базовый период.

Чаще базисный темп роста прибыли считают, когда в компании произошли серьёзные изменения — например, когда она вышла на международный рынок или провела ребрендинг. Тогда в качестве точки отсчёта (базового периода) используют период, в котором и произошли изменения. Такой метод расчёта позволяет оценить, насколько они повлияли на прибыль.

Например, в январе компания провела ребрендинг. Прибыль за январь составила 1,3 миллиона рублей, за февраль — 1,5 миллиона рублей, за март — 1,8 миллиона рублей, за апрель — 2 миллиона рублей, за май — 2,3 миллиона рублей. Тогда базисный темп роста прибыли будет таким:

Февраль: 1,5 миллиона / 1,3 миллиона × 100% = 115,4%.

Март: 1,8 миллиона / 1,3 миллиона × 100% = 138,5%.

Апрель: 2 миллиона / 1,3 миллиона × 100% = 153,8%.

Май: 2,3 миллиона / 1,3 миллиона × 100% = 176,9%.

Что делать, если прибыль растёт слишком быстро или слишком медленно

Иногда слишком быстрый рост может быть так же тревожен, как и медленный. Вместе с инвестиционным директором венчурного фонда, спикером курсов Skillbox, доцентом МГТУ имени Н. Э. Баумана Дмитрием Бородиным разберёмся, когда быстрый и медленный рост прибыли хороши, а когда — не очень.

Если прибыль растёт слишком быстро. Чаще всего быстрый рост прибыли — это положительный знак, но не всегда.

Когда это хорошоКогда это не очень хорошо
Компания придумала что-то уникальное, что позволяет ей резко увеличивать прибыль. Это идеальный сценарий, и в этом случае делать ничего не нужно. Рост на основе инноваций — это хорошоЧасто быстрый рост прибыли является результатом краткосрочной стратегии — например, увеличения объёма продаж за счёт сокращения инвестиций в будущее. В таком случае, несмотря на увеличение прибыли, у компании могут возникнуть проблемы в долгосрочной перспективе

Что делать, если прибыль растёт быстро:

  • Проверять другие метрики — анализировать выручку, структуру себестоимости, рентабельность, ликвидность компании и другие финансовые показатели. Если они не меняются вместе с прибылью, стоит задуматься о том, что происходит внутри бизнеса.
  • Анализировать, не является ли рост краткосрочным. Если прибыль растёт за счёт факторов, которые приносят результат только «в моменте», возможно, стоит пересмотреть стратегию — перейти к долгосрочному планированию.

Если прибыль растёт слишком медленно. Это не всегда плохо, особенно если компания взрослеет и стабилизируется.

Когда это естественное взросление компанииКогда это проблемы внутри компании
На начальном этапе компании обычно растут быстро, а затем, по мере их становления, рост замедляется. Это естественный процесс, в таких случаях беспокоиться не стоитЗамедление роста может быть следствием внутренних проблем — например, финансовых трудностей, падения спроса на продукцию или усиления конкуренции

Что делать, если прибыль растёт медленно:

  • Если компания взрослеет и перестала быть стартапом, это естественный процесс и делать ничего не нужно — за исключением смены подхода к менеджменту для управления более крупной и менее гибкой организацией.
  • Если замедление связано с внутренними проблемами, необходимо провести полноценный финансовый анализ и пересмотреть стратегию. Это поможет выявить слабые места и принять меры для восстановления роста.

За цифрами стоят не только данные, но и контекст. Комплексный анализ позволит вовремя определить проблемы или оценить эффективность бизнес-стратегии и выбрать решения, позволяющие расти дальше.

Главное о темпах роста и прироста прибыли

  • Темп роста прибыли отражает, какой процент текущая прибыль составляет от прибыли в предыдущем периоде. Если он больше 100%, прибыль растёт; если меньше — снижается. Темп прироста прибыли отражает, на сколько процентов изменилась прибыль в сравнении с прибылью в предыдущем периоде.
  • Нет «нормальных» значений темпов роста и прироста прибыли — у каждой компании они свои.
  • Чаще всего быстрый темп роста прибыли — это положительный знак. Но если рост обусловлен краткосрочными изменениями, у компании могут возникнуть проблемы в долгосрочной перспективе. Чтобы понять, о чём говорят показатели, их анализируют вместе с другими — например, рентабельностью, ликвидностью, выручкой.

Как узнать больше об управлении финансами бизнеса

  • Чтобы лучше понимать, на что уходят деньги бизнеса, как управлять доходами и расходами, а также анализировать прибыль, нужно разбираться в финансовом менеджменте. Начать погружение в тему можно с этой статьи.
  • В финансовом анализе используют и другие метрики. Чтобы разобраться в основных, читайте статьи Skillbox Media — мы рассказывали, в чём разница между доходом, выручкой и прибылью, что такое маржа и маржинальность, что показывает EBITDA и как его считают.
  • Тем, кто хочет научиться управлять финансами бизнеса, может подойти курс Skillbox «Профессия Финансовый менеджер» от Skillbox. В программе курса — 137 часов теории и 406 часов практики. В процессе обучения можно пополнить портфолио 5 проектами.

Больше материалов Skillbox Media об учёте финансов и управлении ими



Курс

Как открыть бизнес: от идеи до реализации

Вы узнаете, как вести бизнес в России в 2025 году. Научитесь выбирать востребованные ниши, составлять финмодель и прогнозировать риски. Во время обучения запустите бизнес и начнёте зарабатывать.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Финансовый менеджер» Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована