Как написать претензию: образец досудебного претензионного письма
Рассказали, когда нужна досудебная претензия, как её составить и доставить — так, чтобы суд не отказался рассматривать иск.


Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
В большинстве споров суд отказывается рассматривать иск, если истец не пытался урегулировать конфликт в досудебном порядке — не направлял досудебную претензию. В этой статье редакции «Бизнес» Skillbox Media рассказываем главное о претензиях.
- Что такое досудебная претензия
- Когда она нужна, а когда можно обойтись без неё
- Как составить и доставить досудебную претензию
- Что делать дальше

Разобраться в досудебных претензиях помогла начальник юридического отдела Berger International Group Ольга Бурова.
Что такое досудебная претензия
Досудебная претензия — официальное письмо, в котором одна сторона заявляет о нарушении своих прав и предлагает другой стороне добровольно устранить нарушение. Такое письмо считается способом досудебного разрешения споров между физическими, юридическими лицами, а также госструктурами.
Например, торговая компания заказала у поставщика партию бытовой техники. По договору товар должен был быть новым, но часть партии приехала с повреждениями.
Вместо того чтобы сразу подавать иск, компания должна направить поставщику досудебную претензию — указать, какие пункты договора нарушены, каких действий она ожидает от поставщика (например, заменить повреждённый товар или вернуть деньги) и в какие сроки, а также предупредить, что в случае отказа или игнорирования претензии обратится в суд.
Досудебную претензию направляют до обращения в суд, чтобы попытаться урегулировать спор мирным путём. В некоторых случаях это обязательный этап досудебного порядка урегулирования спора: без него суд просто не примет иск. Подробнее об этом говорим ниже.
Когда нужна досудебная претензия
Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ, досудебную претензию нужно направлять до подачи иска в суд в двух случаях: если это предусмотрено законодательством и если стороны договорных отношений установили претензионный порядок решения споров в договоре между собой. Давайте разбираться.
Требование законодательства. Вот примеры случаев, когда по закону перед подачей иска в суд нужно направить претензию:
- Услуги перевозки грузов. Согласно статье 797 ГК РФ, претензия к перевозчику обязательна до подачи иска. Срок её рассмотрения перевозчиком — не больше 6 месяцев.
- Услуги страхования. Согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в РФ», страхователь обязан перед подачей в суд предъявить претензию страховщику; срок рассмотрения — 30 дней.
- Услуги связи. Согласно статье 55 Закона РФ «О связи», абонент обязан сначала направить претензию оператору связи. Оператор должен рассмотреть её в течение 30 дней.
- Розничная торговля. Нормы прописаны в статьях 22, 23, 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Закон не требует обязательно направлять претензию для подачи иска. Но если вы хотите взыскать штраф 50% за неудовлетворение требований потребителя, то лучше это сделать.
- Банковские споры (некоторые случаи). Согласно указанию Центробанка «О правилах наличных расчётов», до подачи иска к банку (например, по обжалованию операций) нужно направить жалобу или претензию. Срок ответа банка — 15 дней.
- Государственные и муниципальные закупки. Норма прописана в статьях 94, 95, 106 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При спорах по исполнению контракта сторона обязана сначала направить претензию.
- Платные медицинские услуги. Согласно статьям 4, 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» и статье 783 ГК РФ, претензия перед подачей иска обязательна как этап досудебного урегулирования (особенно при спорах о некачественной услуге).
- Концессионные соглашения. В соответствии с законом №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», нужно соблюдать процедуру досудебного урегулирования споров. Она включает в себя в том числе составление письменной претензии.
- Возврат денежных средств за просрочку исполнения заказа товаров или услуг. Согласно статье 31 Закона «О защите прав потребителей», претензия обязательна, срок ответа — 10 дней.
Претензионный порядок установлен договором. Если в договоре стороны предусмотрели обязанность в случае возникновения споров сначала направить претензию, это условие обязательно для исполнения. Если нарушить его и сразу подавать иск, суд может не принять иск к рассмотрению (пункт 2 части 1 статьи 148 АПК РФ).
Все случаи, когда нужно соблюдать претензионный порядок решения споров, разъяснены в Постановлении Пленума ВАС РФ №50 «О примирении сторон в арбитражном процессе».
Когда можно обойтись без досудебной претензии
Как мы говорили выше, досудебную претензию нужно готовить, если это предусмотрено законом или договором. А вот примеры случаев, когда иск в суд можно подавать без досудебок:
- при спорах по трудовому законодательству (например, о взыскании заработной платы);
- при защите прав потребителей (но лучше претензию всё-таки направить, — подробнее об этом говорили выше);
- при обращении в суд общей юрисдикции (если законом или договором не предусмотрен досудебный порядок);
- в делах об административных правонарушениях, оспаривании нормативных актов, банкротстве, защите чести и достоинства.
Как составить досудебную претензию
Единой структуры досудебных претензий нет, но обычно их составляют по такой структуре:
- шапка письма;
- описание ситуации;
- требования;
- предупреждение о судебном порядке разрешения спора.
Разберём каждый блок письма подробнее.
Шапка письма. Претензионное письмо пишет будущий истец будущему ответчику в суде. В шапке нужно указать:
- данные отправителя (от кого направлена претензия): Ф. И. О. или название компании, реквизиты (ИНН, ОГРН), адрес, телефон, email;
- данные адресата (кому направлена претензия): Ф. И. О. или название компании, реквизиты (ИНН, ОГРН), адрес, Ф. И. О. руководителя компании.
Описание ситуации (обстоятельства дела). Здесь нужно кратко описать факты: суть сделки, обязательства сторон, в чём нарушение.
Также нужно указать документы, подтверждающие позицию заявителя, — например, номер и пункт договора, акты, платёжные поручения.
Требования. В этой части нужно чётко сформулировать, чего добивается заявитель, — например, возврата денег, устранения нарушений, замены товара и так далее.
Здесь также желательно указать пункты договора и законы, которые подтверждают вашу позицию, а также приложить расчёт сумм, если вы требуете денежной компенсации.
Предупреждение о судебном порядке разрешении спора. В конце претензии нужно указать сроки для ответа (обычно это 10–30 дней) и предупредить о намерении обратиться в суд, если требования не будут исполнены.

Скриншот: Berger International Group
Скачать этот шаблон, чтобы заполнить под свою ситуацию, можно по ссылке.
Как доставить досудебную претензию
Допустимы такие способы передачи досудебных претензий:
- лично — под расписку на втором экземпляре претензии;
- заказным письмом — с описью вложения и уведомлением о вручении;
- через курьера — с отметкой о вручении;
- по электронной почте — если электронная переписка признаётся договорной формой связи между сторонами договора или если электронный адрес подтверждён в договоре;
- через систему «Мой Арбитр» (при наличии ЭЦП) — с подтверждением отправки.
Обязательно сохраните документы, которые подтвердят, что претензия была направлена, — например, уведомление о вручении или доставке письма, квитанцию с почты. Это поможет подтвердить в суде, что вы соблюдали досудебный порядок решения споров.
Что делать дальше: варианты развития событий
После отправки претензии для начала нужно подождать ответ. Обычно сроки ожидания — 10, 15 или 30 дней, если иное не указано в договоре или законодательстве.
Дальше возможны три сценария:
- Ответа нет. По истечении установленного срока можно подавать иск в суд — досудебный порядок считается соблюдённым. Главное — подтвердить факт направления претензии.
- Ответ получен — в нём отказ выполнить требования. Иск можно подавать сразу после получения такого ответа. Претензию и ответ на неё нужно приложить к иску.
- Ответ получен — в нём контрагент пытается договориться (например, просит рассрочку платежа или увеличения сроков выполнения услуг). В этом случае вы сами решаете, идти навстречу или обращаться в суд. В любом случае досудебный порядок будет считаться соблюдённым.
Если вы часто работаете с претензиями, рекомендуем вести журнал претензионной работы. В нём можно фиксировать дату отправки претензии, способ её направления, сроки ответа, дату получения ответа и результат. Такой журнал поможет не пропустить важные даты, быстро найти нужные документы и подтвердить в суде, что все процедуры были соблюдены.
Главное о досудебных претензиях в 3 пунктах
- Досудебная претензия — письмо, которое одна сторона направляет другой при возникновении спора или нарушения условий договора. Это попытка решить конфликт мирно, без обращения в суд.
- В тексте претензии указывают суть проблемы (со ссылками на пункты договора и законы), свои требования и сроки их исполнения, а также предупреждают о возможном обращении в суд при игнорировании претензии или отказе выполнить требования.
- После того как отправили досудебку, нужно выждать установленный срок и дальше действовать в зависимости от ситуации. Если ответа не было или получен отказ, можно сразу подавать иск в суд. Если сторона пытается договориться, можно согласиться на переговоры или всё же обратиться в суд — приложив претензию и ответ на неё.
Эти статьи Skillbox Media могут быть вам полезны
- Как бороться с фиктивным банкротством
- 115-ФЗ: кто, как и зачем следит за вашими переводами
- Главное о субсидиарной ответственности: что это, кого к ней привлекают и как её избежать
- Клиент всегда прав? Рассказываем о потребительском терроризме
- Как защитить дизайн товара, чтобы его не скопировали конкуренты
- Что такое товарный знак, зачем он компании и как его зарегистрировать