Формы ведения бизнеса: какие они бывают и чем отличаются друг от друга
Разбираемся, в чём разница между ООО, НАО, ИП и самозанятыми.


Кадр: сериал «Гранд Отель» / ABC Signature

Помог разобраться в формах ведения бизнеса юрист, генеральный директор юридическо-бухгалтерской компании «Гестион» Артём Лызин.
Организационно-правовая форма ведения бизнеса определяет его юридический статус и то, как бизнес взаимодействует с контрагентами и государством. От неё зависит, например, то, какие налоговые режимы доступны бизнесу, и, соответственно, то, сколько налогов он будет платить.
В России действует общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ). Согласно ему, формы предпринимательства делятся на три основных вида: юридические лица, организации, которые ведут свою деятельность без образования юрлица, а также индивидуальные предприниматели. Юрлица и организации делят ещё на несколько форм: ООО, АО, НКО, товарищество, кооператив и другие. Кроме того, существует ещё самозанятость: это не организационно-правовая форма бизнеса, а налоговый режим, но начинающие предприниматели часто выбирают её.
В материале Skillbox Media рассказываем о формах ведения бизнеса и о режимах, которые используют чаще всего: в чём их особенности, какие налоги на них платят, какие отчёты сдают и как их зарегистрировать.
- Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
- Непубличное акционерное общество (НАО)
- Индивидуальный предприниматель (ИП)
- Самозанятость (режим НПД)
В конце рассказываем, к какому виду предпринимательства могут относиться перечисленные организационно-правовые формы ведения бизнеса.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
ООО — один из видов юридического лица. Представляет собой компанию, которую создали от одного до 50 учредителей.
При регистрации ООО учредители вкладывают свои средства в его уставный капитал. Он не может быть меньше 10 тысяч рублей и служит гарантией исполнения обязательств компании перед кредиторами.
У ООО может быть собственное имущество, которое обособлено от имущества учредителей, — например, недвижимость, транспорт или производственное оборудование.
По общему правилу, по долгам компании отвечает только сама компания — и только принадлежащим ей имуществом. В некоторых случаях на участников и руководителя ООО может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам Общества. Но это может произойти только по решению суда — в рамках процедуры банкротства бизнеса.
Прибыль компании распределяется между учредителями в форме долей — как правило, пропорционально их вкладу в уставный капитал. Учредители могут продавать свои доли в бизнесе и покупать доли других участников.
ООО имеет право нанимать сотрудников по трудовым договорам или договорам ГПХ. Также у ООО должен быть генеральный директор — его избирают на общем собрании учредителей. Генеральным директором может быть один из учредителей или наёмный сотрудник, не владеющий долей в бизнесе.
Какие налоги платит. ООО доступны четыре налоговых режима: ОСНО, УСН, ЕСХН и АУСН. Особенности налогообложения зависят от выбранного режима.
Больше всего налогов, например, платят на ОСНО: НДС, налог на прибыль, НДФЛ за сотрудников и поимущественные налоги. А на упрощёнке большинство этих налогов заменены общим налогом УСН. Но с 2025 года на УСН также платят и НДС, — это касается только компаний и ИП, чей оборот превышает 60 миллионов рублей в год.
От выбранного налогового режима зависит не только количество налогов, но и их ставки. Например, на ОСНО налог на прибыль составляет 25%, а на УСН этот налог заменён единым налогом со ставкой 6% или 15% — в зависимости от объекта налогообложения.
В некоторых регионах ставка по УСН может быть ниже — властям регионов позволено самостоятельно принимать решение об установлении льготных ставок по УСН.
Какую отчётность ведёт. Объём и состав отчётности тоже зависят от выбранной системы налогообложения. Например, на ОСНО компания должна вести и сдавать:
- бухгалтерскую отчётность — бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и отчёт о движении денежных средств, если компания относится к среднему или крупному бизнесу;
- налоговую отчётность — декларации по НДС, по налогу на прибыль, по имущественному налогу, расчёт 6-НДФЛ по сотрудникам и расчёт по страховым взносам;
- отчёт в СФР по форме ЕФС-1, если в компании есть сотрудники.
На УСН к обязательной отчётности относится только декларация по УСН, бухгалтерская отчётность, некоторые разделы ЕФС-1, а также декларация по НДС — в случае, если компания импортирует товары или её оборот превышает 60 миллионов рублей в год. На АУСН декларацию сдавать не нужно.
Как зарегистрироваться. Перед началом работы учредители ООО должны составить устав. Это документ, в котором определяют название и вид деятельности компании, состав участников ООО, размер уставного капитала, выбранную систему налогообложения.

Кроме устава, для регистрации понадобятся такие документы:
- протокол собрания учредителей о создании ООО или решение об учреждении общества, если учредитель только один;
- договор об учреждении ООО — если учредителей несколько;
- заявление о государственной регистрации;
- документы, подтверждающие юридический адрес общества;
- уведомление о переходе на спецрежим налогообложения — если учредители не хотят использовать ОСНО.
Собранный пакет документов нужно подать в ФНС. Сделать это можно разными способами:
- Лично в ФНС по месту регистрации компании или МФЦ. В этом случае должны присутствовать все учредители. Также необходимо заплатить госпошлину — 4 тысячи рублей.
- На сайте ФНС. Это бесплатный способ, но у каждого учредителя должна быть УКЭП. Если подписи нет, её можно оформить в приложении «Госключ».
- У нотариуса. Потребуется оплатить только его услуги, госпошлина не взимается. Должны присутствовать все учредители.
- В банке. Услугу предоставляют многие банки — обычно бесплатно, но после регистрации потребуется открыть счета ООО в этом же банке.
Срок регистрации ООО по общему правилу — три рабочих дня. В некоторых случаях налоговая может зарегистрировать ООО и за один день.

Читайте также:
Непубличное акционерное общество (НАО)
НАО, или просто АО, — ещё один вид юридического лица. В отличие от ООО, у него может быть неограниченное количество учредителей. При этом учредители владеют не долями в уставном капитале, а акциями, которые выпускает компания. Но уставной капитал у НАО тоже должен быть — не менее 10 тысяч рублей.
Как и ООО, у акционерных обществ есть обособленное имущество, которое принадлежит компании. Прибыль АО распределяется между акционерами — пропорционально количеству акций, которыми они владеют.
Управленческий орган акционерных обществ (АО) — совет директоров. По закону его не обязательно собирать, это остаётся на усмотрение учредителей. Также АО имеют право нанимать сотрудников по трудовым договорам или по договорам ГПХ.
Акции НАО распределяются между учредителями. В некоторых случаях учредители могут ограничить право продажи акций третьим лицам. То есть если один из акционеров захочет продать свой пакет, он должен будет согласовать это с другими учредителями.
Какие налоги платит. Количество налогов и их ставки зависят от системы налогообложения, по которой работает акционерное общество. Как и ООО, ПАО и НПАО могут выбирать между общим налоговым режимом, упрощённым, ЕСХН и АУСН.
Какую отчётность ведёт. Ведение налоговой, бухгалтерской отчётности и отчётности в СФР регламентируется выбранной системой налогообложения.
Как зарегистрироваться. Как и ООО, НАО перед регистрацией должны составить устав. В нём указывают название АО, вид его деятельности, размер уставного капитала, а также особенности управления Обществом, о которых договорились учредители.
Процесс создания АО отличается от ООО. Сначала необходимо зарегистрировать выпуск акций в Центральном банке. После того как выпуску присвоят номер, можно подавать документы на регистрацию НАО в ФНС.
Подать документы и на регистрацию акций, и на создание АО могут сами учредители — лично или через сайт ФНС. Но намного проще и дешевле будет привлечь регистратора — профессионального участника рынка ценных бумаг (реестродержателя). Это может быть банк или специализированная компания.
Регистратор может выпустить акции и зарегистрировать АО от своего имени в электронной форме. После этого реестродержатель будет заниматься ведением реестра акционеров созданного Общества.
Индивидуальный предприниматель (ИП)
ИП — это физлицо, которое уведомило государство о намерении вести предпринимательскую деятельность. Работать ИП может практически в любой отрасли, за исключением, например, продажи крепкого алкоголя, производства лекарств или организации частной охраны.
У индивидуального предпринимателя, в отличие от юрлица, нет уставного капитала и собственности, принадлежащей бизнесу. Всё имущество и доходы ИП считаются личными. Это одновременно и преимущество — их не нужно выводить со счета в качестве дивидендов, и недостаток — если у ИП появятся долги, их придётся выплачивать даже из личных денег и имущества.
Также ИП не имеет права привлекать к работе партнёров и передавать им долю в бизнесе. Но он может нанимать сотрудников по трудовому договору и договору ГПХ, а также получать от инвесторов средства на развитие бизнеса.
В отличие от ООО, продать бизнес целиком ИП не сможет: придётся переоформлять все договоры с контрагентами на другого человека и продавать всё имущество, задействованное в бизнесе, по отдельности.
Какие налоги платит. Индивидуальным предпринимателям доступно шесть систем налогообложения: ОСНО, УСН, АУСН, ПСН, ЕСХН и НПД.
Какие налоги будет платить ИП, зависит от того, какую систему налогообложения он выберет. Например, больше всего налогов платят на общем режиме налогообложения, а меньше всего — на НПД.
Есть налоги и взносы, которые платят все индивидуальные предприниматели, кроме тех, кто выбрал НПД: НДФЛ за сотрудников, страховые взносы за себя и страховые взносы за сотрудников.

Читайте также:
Какую отчётность ведёт. ИП могут не вести бухгалтерскую отчётность, поэтому готовят и сдают только налоговую отчётность и отчётность в СФР.
Состав отчётности зависит от выбранной системы налогообложения. Например, на НПД отчётность не сдают совсем, а на патентной системе нужно вести КУДиР и сдавать ЕФС-1 — если есть сотрудники.
Как зарегистрироваться. Чтобы зарегистрировать ИП, нужно заполнить заявление по форме №Р21001 — указать в нём коды ОКВЭД, желаемую систему налогообложения — и передать его в налоговую вместе с пакетом документов.
В пакет документов для регистрации ИП входят:
- Уведомление о применении специального режима налогообложения — если гражданин планирует менять режим ОСНО.
- Квитанция об уплате госпошлины — если документы подают в отделение налоговой, а не через сайт ФНС.
- Копия паспорта.
Проще всего подать документы в личном кабинете на сайте ФНС или через «Госуслуги». Ответ налоговой обычно поступает в течение трёх рабочих дней.

Читайте также:
Самозанятость (НПД)
Налог на профессиональный доход (НПД) — специальный налоговый режим для физлиц, а «самозанятый» — это статус плательщика НПД.
Самозанятость не относится к формам ведения бизнеса, но довольно часто люди, которые начинают заниматься своим делом, выбирают между статусом самозанятого, ИП на других налоговых режимах и юрлицом.
У самозанятых есть ограничения на некоторые виды деятельности — например, на продажу подакцизных товаров и перепродажу товаров чужого производства. Так, если самозанятый закупает готовые товары у поставщика и перепродаёт их на своём сайте, он нарушает закон, а если производит товары сам — не нарушает.
Самозанятый не может нанимать сотрудников, а его общий доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год. ИП тоже может быть самозанятым, если его деятельность соответствует условиям НПД.

Читайте также:
Какие налоги платит. Самозанятые платят один вид налога — налог на профессиональный доход. Ставка НПД зависит от источника дохода: 4% — при получении дохода от физлиц и 6% — при получении дохода от юридических лиц.
Какую отчётность ведёт. Самозанятый не должен вести бухгалтерскую отчётность и подавать её в ФНС. Выставлять счета и выдавать чеки заказчикам за выполненную работу, а также ежемесячно уплачивать налоги нужно в приложении «Мой налог».
Как зарегистрироваться. Нужно скачать приложение «Мой налог» и подать через него заявку на регистрацию в ФНС. Регистрация бесплатная, а ответ от ФНС обычно поступает в тот же день. Также подать заявление на регистрацию в качестве самозанятого можно через банки, уполномоченные ФНС.
Какие бывают виды предпринимательства
В обиходе предпринимательство делят на три вида: производство, продажи и услуги. Разделение зависит от того, что именно делает бизнес: производит товары, продаёт их или выполняет работы для клиентов.
Производство. Бизнес создаёт продукт с нуля: разрабатывает, изготавливает, упаковывает. Сюда входит производство любых товаров — от продуктов питания и косметики до смартфонов и автомобилей.
Продажи. К этому виду относится перепродажа готовых товаров. Например, книжный магазин закупает книги у разных издательств и продаёт их. Кроме офлайн-магазинов, к бизнесу по продажам можно отнести, например, онлайн-площадки или оптовые базы.
Услуги. Бизнес в этой сфере предлагает не товары, а навыки. Например, он может предлагать бьюти-услуги, юридическую помощь, консалтинг, ремонт квартир или техники, доставку еды, клининг и так далее.
На самом деле форм предпринимательства намного больше, чем три обобщённых вида, которые мы описали. Подробно об этом мы рассказывали в большой статье о бизнес-моделях.
Главное о формах ведения бизнеса
- ООО — это юридическое лицо, созданное одним или несколькими (до 50) учредителями, которые делят прибыль между собой. У ООО должен быть гендиректор и уставный капитал. Имущество ООО обособлено. Налоги организация уплачивает по одной из выбранных систем: ОСНО, УСН, ЕСХН или АУСН.
- ПАО и НПАО — акционерные общества с неограниченным количеством участников, которые владеют акциями. Управленческий орган компании — совет директоров. Как и у ООО, у акционерных обществ есть уставный капитал и обособленное имущество. Платить налоги компания может по одной из выбранных систем: ОСНО, УСН, ЕСХН или АУСН.
- ИП — гражданин, который уведомил государство о намерении вести предпринимательскую деятельность. ИП не может взять в свой бизнес дольщиков или акционеров. У него нет уставного капитала, а всё имущество и прибыль не обособлены и принадлежат предпринимателю. Выбор систем налогообложения у ИП больше, чем у ООО и АО: ему доступны ОСНО, УСН, АУСН, ПСН, ЕСХН и НПД.
- Самозанятый — особый налоговый статус физлиц, а не форма ведения бизнеса, но его часто выбирают как альтернативу ИП. Самозанятый не может нанимать сотрудников или перепродавать чужие товары. Он платит налог на профессиональный доход, не платит обязательные страховые взносы и не ведёт отчётность.
Как узнать больше о налогообложении и финансовой отчётности в бизнесе
- В Skillbox Media есть отдельные гайды по всем системам налогообложения: ОСНО, УСН, ПСН, НПД, АУСН, ЕСХН. В них подробно разобрано, какие есть ограничения на применение того или иного режима, какие налоги и взносы нужно платить и какую отчётность сдавать.
- Чтобы разобраться в бухгалтерской отчётности, посмотрите эти материалы Skillbox Media: статья о бухгалтерском балансе, статья об отчёте о финансовых результатах и статья об отчёте о движении денежных средств.
- Для тех, кто хотел бы открыть своё дело, но пока не знает, с чего начать, в Skillbox есть курс «Как открыть бизнес: от идеи до реализации». На нём учат анализировать рынок, составлять уникальное торговое предложение, концепцию будущего предприятия и продумывать стратегию продвижения.
Другие материалы Skillbox Media для предпринимателей
- Как ИП и ООО работать с самозанятыми, чтобы не нарушить закон
- Финансовая модель: для чего она нужна бизнесу и как её разработать
- Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как бизнес планирует бюджеты
- Оценка бизнеса: всё, что о ней нужно знать предпринимателю и менеджеру
- Что такое стартапы и как их запускают