EdTech
#статьи

Coursera вышла на IPO. Спасёт ли это убыточную компанию?

Компания существует 9 лет, но до сих пор генерирует убытки. Чем она нравится инвесторам?

Lucas / Unsplash / Siora Photography / Unsplash / Colowgee for Skillbox

В марте 2021 года образовательный стартап Coursera провёл первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Как образовательный проект за 9 лет существования превратился в публичную компанию с капитализацией почти в 6 млрд долларов? И почему, несмотря на достигнутые успехи, компания до сих пор остаётся убыточной?

В этом материале:


Что за компания?

Coursera — американская EdTech-компания, основанная профессорами факультета информатики Стэнфордского университета Дафной Коллер (Daphne Koller) и Эндрю Ыном (Andrew Ng) в 2012 году. На платформе размещены онлайн-курсы по различным предметам — физике, информатике, дизайну, медицине, биологии, математике, лингвистике, экономике, бизнесу, маркетингу и многим другим. Все материалы подготавливаются авторитетными учебными заведениями.

На сайте или в приложении можно прослушать курс, сдать по нему экзамен и получить сертификат. Курс обычно длится от 6 до 9 недель, в программу входят видеолекции, текстовые материалы и ежедневные задания. В основном обучение проводится на английском, но есть курсы на русском, китайском, испанском, французском и других языках. Число пользователей платформы в 2021 году превысило отметку в 77 млн.

Зачем компания сотрудничает с университетами?

Сразу после запуска Coursera начала искать партнёров среди высших учебных заведений. Первыми с компанией стали сотрудничать Стэндфордский, Принстонский, Мичиганский и Пенсильванский университеты. Всего за 2012 год к проекту присоединилось 33 вуза. В 2013-м — ещё 29. К 2014 году партнёрами компании стали уже 108 учебных заведений, в том числе университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский университет, Московский физико-технический институт и Высшая школа экономики.

Сейчас у платформы уже более 200 партнёров из 29 стран. В их числе не только высшие учебные заведения, но и большие корпорации — например, Google, Facebook*, Mail.ru Group, Goldman Sachs и другие.

Пользователи Coursera могут пройти образовательную программу онлайн и получить официальный диплом. Средняя стоимость такого курса составляет менее 2 тысяч долларов — это значительно дешевле очного обучения в тех же университетах.

С 2017 года пользователи Coursera могут получить степень магистра онлайн — например, степень в области инноваций и предпринимательства (OMIE) в Высшей коммерческой школе Парижа (HEC Paris) или в области делового администрирования (iMBA) в Университете Иллинойса.

Кроме того, Американский образовательный совет одобрил пять курсов, рекомендованных для зачёта в колледжах США:

  • «Алгебра» от Калифорнийского университета в Ирвайне;
  • «Начала математического анализа» от Калифорнийского университета в Ирвайне;
  • «Введение в генетику и эволюцию» от Университета Дьюка;
  • «Биоэлектричество: количественный метод» от Университета Дьюка;
  • «Математический анализ, функции одной переменной» от Пенсильванского университета.

Слушатели этих курсов могут сдать очный онлайн-экзамен у аккредитованных партнёров, цена этой услуги колеблется от 60 до 90 долларов. Получив отметку о сдаче, можно не сдавать аналогичную дисциплину в своём учебном заведении.

Университеты, которые не являются партнёрами Coursera, тоже могут опубликовать на платформе свои курсы. Но видеть такие материалы будут только студенты этих вузов, а другие пользователи доступа к нему не получат. Так с сервисом сотрудничают более 3700 вузов и колледжей со всего мира.

Хотя номинально любое высшее учебное заведение может использовать платформу компании для публикации курсов, попасть в общий каталог Coursera не так просто. За это должен проголосовать консультативный совет, состоящий из членов университетов-партнёров.

«Мы хотим быть действительно избирательными в отношении уровня учебных заведений. Наше отличие — высокое качество университетов и колледжей», — объясняет глава Coursera Джефф Маггионкалда.

Компания до сих пор убыточна, но так ли это плохо?

Как следует из поданных в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) документов, Coursera остаётся убыточной компанией. Сейчас сервис получает выручку из трёх источников:

  • потребительский сегмент — платежи и подписки, сделанные непосредственно учащимися на Coursera;
  • корпоративный сегмент — подписки и платежи предприятий и государственных заказчиков, обучающих своих сотрудников;
  • сегмент университетов, предоставляющих студентам онлайн-курсы. Сюда же входит партнёрство с учебными заведениями, в рамках которого учащиеся могут получить степень бакалавра или магистра.

Выручка от рядовых пользователей наиболее значительна, хотя корпоративный и университетский сегменты растут из года в год. В 2020 году доходы от потребителей составили 192,9 млн долларов, от предприятий — 70,8 млн долларов, а от университетов — 29,8 млн долларов.

Годовая выручка Coursera в 2020 году составила 293,5 млн долларов — она подскочила на 60% на фоне возросшего спроса на онлайн-образование во время пандемии. При этом вместе с ростом выручки увеличился и убыток компании — с 46,7 млн до 66,8 млн долларов. Причина таких показателей — перезатраты на рекламу и маркетинг. В 2020-м Coursera вложила в маркетинг 107 млн долларов, что почти вдвое больше, чем годом ранее.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox

Согласно поданным в SEC документам, Coursera тратит на стимулирование продаж почти 37% выручки. Это удивило некоторых отраслевых экспертов.

«Одним из ключевых преимуществ Coursera является то, что у них 77 миллионов учеников, которых они могут превратить в платных подписчиков или соискателей степени. Однако 37% доходов, потраченные на маркетинг, говорят о том, что компания может не иметь возможности набирать студентов по более низким ценам», — отметил Даниэль Пианко, управляющий директор University Ventures.

Основатель Центра будущего высшего образования и стратегии развития талантов Северо-Восточного университета Шон Галлахер считает, что затраты Coursera на маркетинг «нормальны» с учётом масштабов и скорости роста компании.

«Многие компании, в том числе в сфере онлайн-образования, при масштабировании бизнеса тратят более 50% своих доходов на продажи и маркетинг и тем самым генерируют убытки, но эта доля со временем снижается», — подчеркнул Галлахер.

1 июня 2020 года в связи с пандемией COVID-19 Coursera открыла бесплатный доступ ко всем образовательным программам для студентов любых учебных заведений — это 3800 курсов, 150 интерактивных проектов и 11 профессиональных программ. Для бесплатного доступа нужно лишь отправить запрос с почты с доменом университета.

Многие EdTech-платформы столкнулись с резким ростом популярности во время пандемии, считает управляющий директор инвестиционного банка и консалтинговой фирмы Tyton Partners Трейс Урдан. Однако удастся ли Coursera сохранить такой высокий уровень вовлечённости, остаётся для него неясным.

В свою очередь, глава Coursera Джефф Маггионкалда уверен, что после пандемии студенты будут значительно чаще обращаться к онлайн-обучению.

«Учащиеся будут больше заниматься онлайн — особенно иностранные студенты и взрослые люди, имеющие семью и работу», — сказал он.

«Мы всё ещё находимся на ранних стадиях масштабирования. В мире 1,3 миллиарда человек станут трудоспособными в ближайшие 10 лет».

Джефф Маггионкалд,
глава Coursera

Какие у компании перспективы после IPO?

В первом квартале 2021 года выручка Coursera превысила 88 млн долларов, что на 64% больше, чем годом ранее. Чистый убыток составил 18,7 млн долларов.

Стартап вышел на IPO, имея оценку в 4,3 млрд долларов. Всего на продажу выставили 15,7 млн обыкновенных акций на сумму в 517 млн долларов. В организации IPO приняли участие Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup и UBS Investment Bank.

В первый день после размещения на бирже ценные бумаги компании выросли на 17% — с 33 до 38,6 доллара за штуку. Таким образом, рыночная капитализация Coursera сразу выросла до 5,13 млрд долларов, а на сегодняшний день этот показатель почти достиг 6 млрд долларов.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox

«IPO Coursera было самым ожидаемым значимым событием последних нескольких лет. У Coursera нет покупателя, поэтому IPO — это естественный способ добиться возврата своих вложений для инвесторов. Уолл-стрит отчаянно ищет быстрорастущие предприятия, ориентированные на потребителей, — вроде того, каким стала Coursera. А повышенное внимание к используемой бизнес-модели freemium позволило ей добиться успеха на IPO», — говорит Даниэль Пианко, управляющий директор University Ventures, инвестиционной компании, специализирующейся на мировом высшем образовании.

«Они могут, конечно, схлопнуть эти затраты и перейти к безубыточности, но сразу упадут в темпах роста и мультипликаторах».

Артём Инютин,
сооснователь, управляющий партнер фонда TMT Investments

Выход на IPO не гарантирует компании быстрого выхода на безубыточность. Среди возможных причин, по которым этого не произойдёт, — замедление спроса на платформу, усиление конкуренции, снижение роста рынка или его насыщение подобными продуктами. В Coursera ожидают, что в ближайшем будущем проект продолжит нести убытки, а его расходы только увеличатся.

Как рассказал Skillbox Media сооснователь и управляющий партнёр фонда TMT Investments Артём Инютин, убыточность Coursera — временные издержки, которые позволяют компании не сбавлять высоких темпов роста.

«Проект обеспечивает не 5–10, а 60% ежегодного роста, что очень много, учитывая, что они растут с высокой базы. Поэтому столь высокие расходы на маркетинг обоснованы. Они могут, конечно, схлопнуть эти затраты и перейти к безубыточности, но сразу упадут в темпах роста и мультипликаторах», — пояснил эксперт.

По мнению Инютина, ключевой задачей для Coursera становится завоевание как можно большей доли рынка и вытеснение конкурентов. Если у компании это получится, через несколько лет она сможет уменьшить маркетинговые затраты и перейти к прибыльности, заключил он.



* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Академика заменила Курсеру

Курсы ведущих российских вузов. Полезные навыки — бесплатно и прямо сейчас!

Получить доступ
 width=
Академика заменила Курсеру.
Полезные навыки — бесплатно и прямо сейчас!
Получить доступ
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована