По словам экспертов, в следующем году череда поглощений продолжится, а тенденция к укрупнению рынка сохранится. Об этом говорят результаты аналитического отчёта «Итоги III квартала 2021 года на рынке онлайн-образования России» Smart Ranking.
Эксперты выбрали тройку лидеров, являющихся крупнейшими игроками EdTech-рынка в России. Они не учитывали образовательные проекты, в которых представленные бизнес-группы имеют миноритарные доли. В топ-3 вошли:
1. VK.
В активы холдинга входят онлайн-платформы Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, «Тетрика», «Умскул», «Учи.ру», «ЯКласс» и «Алгоритмика».
2. Skyeng.
В активах — Skyeng, Skypro, Skysmart, «Кодиум» и QMarketing Academy.
3. TalentTech.
Владеет мажоритарной долей в «Нетологии», Edmarket и «Фоксфорде».
Согласно отчёту Smart Ranking, все трое контролируют одну пятую часть EdTech-рынка страны. Ожидается, что к концу следующего года уровень консолидации будет не менее 30%.
«Дальше будет разворачиваться конкуренция „все против всех“, битва среди всех онлайн-обучалок …в русскоязычном сегменте за клиента с деньгами и за клиента без денег. <…> До 3 лет — и на рынке путём слияний образуются до 5–6 крупных игроков», — считает Иван Штанько, генеральный директор группы компаний Puzzle English.
Аналитики предполагают, что одним из лидеров на рынке онлайн-образования может стать «Яндекс». Сейчас у корпорации есть «Яндекс.Практикум», а также ряд бесплатных школьных проектов — например, «Яндекс.Учебник», — которые предположительно могли бы быть монетизированы.
В корпорации отметили, что работают над продуктом для детей по математике. Окончательного решения по нему ещё нет, оно будет зависеть от спроса со стороны аудитории.
Кроме этого, занять лидирующие позиции на EdTech-рынке может и «Сбер». В июне компания представила маркетплейс образовательных продуктов «СберОбразование». Платформа должна начать работать в конце года.
Аналитики предполагают, что «Сбер» начнёт развитие в сегменте дополнительного профессионального образования путём поглощений. Эксперты, опрошенные SmartRanking, предполагают, что потенциальными кандидатами могут стать Skyeng или «Нетология».
Среди действующих проектов компании — корпоративный «Сбер.Университет» и бизнес-школа «Деловая среда».
Кроме того, предполагается, что в следующем году ускорится консолидация в сегменте детского EdTech. На это повлияет указ президента Владимира Путина обеспечить использование только государственных информационных систем в сфере дистанционного обучения школьников с 2023 года.
В начале октября стало известно, что Дума VIII созыва может заняться темой верификации образовательных онлайн-курсов. Она затронет ресурсы, которые позиционируются как образовательные курсы.
«Рынок школьного обучения интересно отреагировал на последние постановления со стороны регулятора: резко сократилось количество стартапов, разрабатывающих продукт для школ и учителей», — рассказала Наталья Царевская-Дякина, директор EdTech-направления Фонда «Сколково».
Аналитики SmartRanking предполагают, что в связи с этим многие небольшие и средние игроки могут захотеть быстрее продать свой бизнес крупным. А весь школьный EdTech будет формироваться вокруг топ-3 — это Skysmart, «Учи.ру» и «Фоксфорд».