Что такое стартапы и как их запускают
Разбираемся, в чём разница между стартапом и обычным бизнесом и что нужно, чтобы открыть стартап.
Фото: Bloomberg / Getty Images
Нина Феодосиади
Руководитель Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ.
Стартап — это бизнес, который запускают, чтобы изменить привычную отрасль или создать её с нуля. Стартапы бывают как локальные, так и международные. Их целью может быть создание нового продукта, улучшение функций уже существующего сервиса или блока производства, а также продаж или услуг в какой-либо сфере. Кроме запуска проекта, одна из важных задач оунера (владельца стартапа) — привлечение инвестиций для дальнейшего масштабирования и выхода на большой рынок.
В гайде о стартапах мы расскажем:
- что такое стартапы и чем они отличаются от других видов бизнеса;
- как стартапы привлекают инвестиции.
И поделимся примерами успешных стартапов из России.
Что такое стартапы и чем они отличаются от других видов бизнеса
Онлайн-школа, приложение для шопинга или кофейня за углом не являются стартапами — их бизнес-модели понятны и опробованы много раз. Чтобы бизнес был стартапом, он должен соответствовать нескольким параметрам. Среди них: уникальная бизнес-модель, чётко определённый этап запуска и выхода на рынок и необходимость привлечения внешних инвестиций.
Стартап всегда опирается на новые технологии, ищет новые способы продаж, иногда предлагает кардинально новое для рынка позиционирование.
Стартап связан со специфическим бизнес-мышлением. Часто такие проекты строят по схеме: «придумать, оформить, разработать прототип, пивот и продать дальше». Иногда владельцы остаются в стартапе, но в большинстве случаев они всё равно масштабируют проект на привлечённые средства, а не на свои.
Резюмируя, перечислим признаки стартапа:
- уникальность и новизна идеи проекта и/или способа её реализации;
- необходимость привлечения сторонних инвестиций;
- короткие, установленные сроки запуска проекта.
Есть несколько мифов о команде стартапа. Например, считается, что она всегда маленькая и молодая. На самом деле она может быть и большой, и опытной. В ней могут быть не только штатные специалисты, но и внешние консультанты, которые заняты в парт-тайм-формате.
В командах стартапов есть обязательные функции: они касаются продаж, создания продукта, коммуникаций с инвесторами и прессой. Как мы уже сказали, привлечение инвестиций — важный процесс для стартапа. Когда стартап прошёл путь от идеи до MVP, он выходит на питч. Это краткая презентация бизнес-идеи перед потенциальными инвесторами.
Как стартапы привлекают инвестиции
Когда стартап полностью проработан и готов к финансированию, для него начинают искать инвестиции. Вот как выглядит процесс по шагам:
- Составление портрета потенциального инвестора, которому будет интересен проект. Это нужно, чтобы в дальнейшем адаптировать под него презентацию проекта.
- Изучение вариантов привлечения инвестиций: условий финансирования банков, получения грантов, участия в акселерационных программах и конкурсах стартапов.
- Подготовка презентации и формирование предложения для инвестора.
- Поиск способов связи с потенциальными инвесторами.
- Проверка открытой информации об инвесторах и проведение встреч с ними.
Процесс получения инвестиций принято делить на раунды.
Pre-seed: основатели вкладывают собственные средства, просят деньги у родителей и друзей. Этот этап называется FFF: Family, Friends, Fools — «семья, друзья, дураки». Под «дураками» понимаются инвесторы без опыта.
Seed: посевные инвестиции. На эти деньги дорабатывают основной продукт, ищут Product-Market Fit и делают первые продажи.
Раунд А: на этом этапе у компании уже есть готовый продукт и она может вызвать интерес инвесторов. Средства тратят на масштабирование продаж.
Раунд В: компания может привлекать средства не только для продаж, но и, например, для расширения географии присутствия. В дальнейшем раунды могут повторяться.
Примеры стартапов из России
Примеры успешных проектов — например, Twitter или Slack — известны многим. Многие успешные компании когда-то были стартапами. Чтобы понять, как выглядит типичный стартап, приведём примеры молодых проектов из России, которые сотрудничали с Бизнес-инкубатором ВШЭ.
«Биопринтех» создал решение, которое снижает стоимость насыщения воды кислородом. Его используют для выращивания водных организмов. «Биопринтех» прошёл Future Food — акселератор ВШЭ. Сейчас идёт на получение гранта «Старт» от Национальной технологической инициативы.
Стартап «Альбатрос» разработал беспилотники, которые способны совершить беспосадочный полёт вокруг Земли на солнечной энергии. За время участия в акселераторе компания «подняла» первый раунд инвестиций. Владельцам стартапа предложили обсудить партнёрство с китайскими вузами и пригласили их к следующему раунду привлечения инвестиций в проект.
Проект Propero — сервис быстрого подбора специалистов для творческих задач, создания контента и креативных проектов. Это площадка для взаимодействия заказчиков и творческих специалистов. Победитель в номинации «MVP» конкурса HSE Startup Cup. Получили консультации с приглашёнными экспертами, за 1,5 месяца доработали проект и заявили о себе инвесторам и представителям крупных компаний.
Clockster — сервис управления персоналом для микро-, малого и среднего бизнеса. Привлёк 750 тысяч долларов на масштабирование продукта в странах СНГ и Юго-Восточной Азии.
Система автоматизирует расчёт заработной платы, учёт рабочего времени, управление расписанием персонала — независимо от местоположения и часовых поясов. В ходе раунда А в проект вложился сингапурский венчурный фонд Quest Ventures (500 тысяч долларов), российский инвестиционный акселератор HR&ED-tech (150 тысяч долларов) и частный бизнес-ангел Талгат Исмаил (100 тысяч долларов).
Fermata — AgroTech-стартап, который привлек 4,8 млн долларов. Это платформа на основе искусственного интеллекта. Она мониторит состояние растений в режиме реального времени. В феврале 2019 года в ходе Seed-раунда компания привлекла 1,1 млн долларов от частного бизнес-ангела. Средства позволили разработать решения для теплиц и провести пилотные исследования с российскими компаниями и университетами. Спустя время стартап привлёк ещё 3,7 млн долларов от международной управляющей компании Massa Innovations.
Зачем нужны акселераторы и инкубаторы стартапов? Их эксперты помогают студентам сформировать команду, упаковать идею, просчитать юнит-экономику, а также вывести проект к защите — питчу перед инвесторами. За последние три года программы Бизнес-инкубатора ВШЭ прошли 1500 команд — и привлекли для своих проектов 2,6 млрд рублей.
Коротко: что нужно знать о стартапах
- Стартап — это бизнес, который создают, чтобы изменить привычную отрасль или создать её с нуля.
- Его целью может быть создание абсолютного нового продукта, улучшение функций уже существующего сервиса или блока производства, а также продаж или услуг в какой-либо сфере.
- Чаще всего стартапы создаются на внешние средства. Именно поэтому одна из главных задач их создателей — поиск инвесторов.
Что еще почитать о бизнесе в Skillbox Media
- Как очаровать инвесторов и привлечь первые деньги в EdTech‑стартап
- Бизнес в неопределённости: пять вопросов о рынке, рисках, зарплатах и возможностях
- 5 самых дорогих EdTech-стартапов 2021 года. В топе Китай, Индия и США
- Как без рук. Кто и как зарабатывает на Hi-Tech-протезировании в России
- Искусственный интеллект в России. Состояние отрасли и прогнозы