Что такое шеринг пауэрбанков и можно ли на нём заработать: интервью с основателем PowerApp
Спросили, как работает приложение и кто им пользуется.


Изображение: d3sign / Getty Images
В 2021 году в Москве открылся сервис по аренде пауэрбанков PowerApp. Сейчас у компании более тысячи зарядных станций в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. Чтобы взять пауэрбанк напрокат или вернуть его, клиенты используют мобильное приложение.
Аренда пауэрбанков — необычная для России услуга. Редакция «Бизнес» Skillbox Media поговорила с основателем PowerApp Даниэлем Михайловым и выяснила:
- зачем люди арендуют пауэрбанки и как появилась идея открыть такой бизнес;
- кто типичный клиент PowerApp;
- как выглядит бизнес-модель;
- почему зарядные станции нужно дорабатывать;
- как работает приложение;
- почему аренда стоит дёшево;
- как часто пауэрбанки выкупают;
- как устроена франшиза.

На вопросы ответил основатель PowerApp Даниэль Михайлов.
— Даниэль, здравствуйте! Вы предоставляете необычную услугу. Расскажите, зачем людям арендовать пауэрбанки и как вам пришла идея запустить сервис шеринга зарядных устройств?
— Здравствуйте! Сервис аренды пауэрбанков на самом деле востребован. Смартфоны есть у всех, мы используем их практически всё время в течение дня: сидим в социальных сетях, отправляем сообщения, пользуемся доставками и онлайн-банками. Из-за этого часто приходится заряжать гаджеты вне дома.
Да, можно носить с собой зарядку, но это не очень удобно. Во-первых, нужно найти свободную розетку. Во-вторых, придётся сидеть рядом с ней до тех пор, пока смартфон не зарядится. Это лишает человека мобильности. А если попросить официанта в кафе поставить смартфон на зарядку на баре, вы на время лишитесь доступа к устройству и останетесь без связи.
Конечно, у многих есть собственные пауэрбанки, но тут действует человеческий фактор. Внешний аккумулятор может разрядиться, его можно забыть дома. Сервис проката решает все эти проблемы.
Мы взяли идею у зарубежных коллег — такие сервисы очень популярны в Китае. В России шеринг-экономика как раз набирала обороты, и мы решили, что это может стать перспективным начинанием.
— Расскажите, а кто ваша целевая аудитория? Есть ли у вас портрет среднестатистического клиента сервиса?
— Аудитория максимально широкая — это буквально все, у кого есть как минимум смартфон, а скорее всего, ещё и ноутбук или планшет. То есть в теории пользоваться сервисом могут люди любого возраста и социального статуса.
На старте проекта мы устанавливали станции преимущественно в ресторанах. Теперь же они есть практически во всех местах скопления людей — например, в вузах, аэропортах, бизнес-центрах, отелях и парках.
Чтобы воспользоваться нашим сервисом, не обязательно быть клиентом заведений, где расположены станции. Например, человек может через приложение найти станцию в ближайшем кафе.
— Расскажете о своей бизнес-модели? На что PowerApp тратит деньги и на чём зарабатывает?
— Главный источник дохода — аренда устройств. Но в конце 2024 года мы запустили франшизу, так что теперь доход приносят ещё и роялти от франчайзи.
В нашем приложении есть интерактивный гид по заведениям и афиша событий. Однако мы отказались от продажи рекламных мест и не берём деньги за размещение заведений в гиде или за упоминание их акций.

Скриншот: PowerApp / Skillbox Media
Расходов при этом довольно много: закупка и доставка станций в Россию, обслуживание приложения, зарплаты сотрудников и комиссия партнёрам, которые размещают у себя станции, развитие франшизы и маркетинг.
— Если не ошибаюсь, вы закупаете оборудование для станций в Китае, а затем брендируете его и устанавливаете на него собственное ПО. А почему станции нужно «дорабатывать»?
— Да, верно, всё подобное оборудование сегодня производят в Китае. Нам пришлось модернизировать его, потому что изначально все станции были настроены на работу через WeChat. Это коммуникационная система, которой пользуются практически все люди в Китае, но в России её нет.
Поэтому мы приняли решение разработать собственное ПО. У нас есть несколько способов авторизации, служба поддержки на русском языке, многоступенчатая реферальная программа и гид по заведениям. Кроме того, собственное ПО позволяет активно масштабировать работу сервиса.
Мы закупили тестовую партию оборудования и вместе с инженерами и программистами модернизировали его под наши задачи. После этого мы заключили индивидуальный контракт с производством. Сейчас нам поставляют полностью готовые станции, которые подходят для работы на российском рынке.
— Расскажете о приложении подробнее? Что пользователю нужно сделать, чтобы взять пауэрбанк в аренду?
Мы стараемся следовать принципу «human to human», чтобы взаимодействие пользователя с приложением было максимально быстрым и простым. Нужно скачать приложение, зарегистрироваться по номеру телефона или через свой аккаунт в Telegram и привязать банковскую карту.
При использовании нужно включить геолокацию — тогда приложение определит ваше местонахождение и покажет, где находится ближайшая станция.

Скриншот: PowerApp / Skillbox Media
Чтобы взять пауэрбанк, нужно просто отсканировать QR-код на станции. Вернуть аккумулятор можно на любую станцию, для этого достаточно вставить его в свободный слот: наша система автоматически идентифицирует аренду и завершит её.
Плата списывается с карты в зависимости от количества времени, которое пауэрбанк был в аренде. Если прошло больше часа, плата спишется за сутки.

Скриншот: PowerApp / Skillbox Media
— Стоимость аренды у вас довольно демократичная. Как вы определили подходящую цену?
— Первые два года стоимость аренды составляла 77 рублей в сутки — это действительно немного. Такая цена позволяла нам развиваться и при этом оставалась доступной для пользователей.
В 2025 году мы повысили стоимость аренды, потому что выросли и расходы. Теперь цена зависит от города и локации, где установлена станция. Например, в Москве и Санкт-Петербурге средняя стоимость аренды в сутки составляет 180 рублей, а если пользователь возвращает пауэрбанк в течение часа — всего 90 рублей.
С учётом приветственных бонусов и кешбэка, которые мы начисляем всем пользователям, стоимость аренды может быть ещё ниже. Кроме того, во всех локациях есть бесплатное время от 5 до 30 минут. И многие пользователи заряжаются бесплатно.
Мы не хотим делать стоимость аренды слишком высокой, потому что нам важно, чтобы как можно больше клиентов познакомились с нашим сервисом, остались довольны качеством обслуживания, а также привыкли к тому, что временное пользование всегда выгоднее.
Сейчас 80% клиентов сервиса постоянные. Около 20% воспользовались арендой пару раз. Одни пользователи берут и сдают устройства в аренду в одних и тех же заведениях, но есть и те, кто берёт устройство на станции в одном конце города, а сдаёт в другом.
— Я знаю, что клиент может выкупить пауэрбанк. Как это происходит и как часто устройства выкупают? Какие ещё необычные опции вы предлагаете?
— Если пользователь не вернул пауэрбанк на станцию и совокупная стоимость аренды составила 3100 рублей, тот переходит в его владение. Мы посчитали, что этой суммы более чем достаточно, чтобы компенсировать нам стоимость устройства.
Но на самом деле таких пользователей немного. Например, выкуп происходит, если клиент взял пауэрбанк в аренду перед поездкой и либо забыл его сдать, либо не успел. Также выкупать устройства могут люди, которые живут за границей. В этом случае они целенаправленно не возвращают пауэрбанк, а оставляют его себе, так как он может заряжаться не только от нашей станции, но и от обычной розетки.
Для тех, кто хочет выкупить устройство сразу, в приложении есть отдельная кнопка. С её помощью можно уплатить полную стоимость единовременно, и сессия аренды закроется.
Также можно взять в аренду с одного аккаунта сразу два пауэрбанка — например, для двух смартфонов или для смартфона и планшета. Каждое устройство нужно оплачивать отдельно.
Ещё у нас есть реферальная программа. Пользователи могут приглашать друзей и получать кешбэк, который можно потратить на аренду.
— Расскажите подробнее о франшизе. На каких условиях можно стать вашим партнёром?
— Условия довольно простые. Франчайзи покупают у нас станции на сумму от 590 тысяч рублей, а потом платят роялти в размере 20% от оборота станций. Они договариваются об установке станций с потенциальными партнёрами самостоятельно, но мы можем оказывать помощь при необходимости.
Всю техподдержку клиентов и обслуживание приложения мы берём на себя. Также у нас есть менеджеры, которые работают с франчайзи: консультируют их на всех этапах. Если франчайзи со временем расширяют бизнес и докупают дополнительные станции, роялти от этого не меняется.
Сейчас у нас подписаны договоры с франчайзи из Краснодара, Казани, Ингушетии и Сербии. В процессе заключения сделки с франчайзи ещё из десяти регионов, а три региона помимо Москвы и Санкт-Петербурга мы будем развивать своими силами.
Больше интересных материалов редакции «Бизнес» Skillbox Media
- Эффект McDonald’s: 5 уроков по масштабированию бизнеса от фастфуд-гигантов
- Всё или ничего: чем перфекционизм опасен для бизнеса и как с ним бороться
- Почему бизнесмены обязаны заботиться о своём ментальном здоровье и как это делать
- Социальный контракт: как получить от государства 350 тысяч рублей на открытие бизнеса
- 7 мифов о мобильной разработке: в каких случаях бизнесу нужны и не нужны свои приложения