Зачем мужчины инвестируют в сервисы для отслеживания менструации? Анализируем FemTech
Рынок фемтех-приложений растёт и на Западе, и в России. Разбираем проблемы и перспективы нового сегмента.
Polina Vari для Skillbox Media
18+ В статье цитируются материалы З. Х. Маршенкуловой, объявленной в России иностранным агентом.
- Что такое FemTech и когда он появился?
- Сколько там денег?
- Что прогрессивного и необычного предлагает западный FemTech?
- А какие игроки есть на российском рынке?
- Чего в России не хватает для активного развития FemTech?
- Почему мужчин-инвесторов волнуют приложения для женщин?
- Как и почему будет развиваться FemTech в ближайшие годы?
Проекты, направленные на женское здоровье. Что такое FemTech и почему он недофинансирован
FemTech — общее понятие для проектов, продуктов, технологий и услуг, связанных с женским здоровьем.
Сам термин FemTech придумала и популяризировала датская предпринимательница Ида Тин — соучредитель и генеральный директор Clue. Её компания занимается развитием одного из первых фемтех-продуктов — одноимённого приложения с календарём менструального цикла. Приложение позволяет следить за циклом и овуляцией, а также вести дневник наблюдений за самочувствием и эмоциями пользовательницы в разные дни цикла. Его запустили в 2013 году, а спустя два года разработчики привлекли инвестиции на 7 млн долларов. По словам Иды Тин, на 2019 год компания получила 30 млн долларов инвестиций.
В том же 2013 году на рынке появилось другое приложение для отслеживания менструального цикла — Glow. Его основал Макс Левчин, который в 1998 году стал соучредителем PayPal. В 2013 сервис привлёк 6 млн долларов от инвесторов.
В плане основных функций приложения Clue и Glow практически идентичны, зато у последнего есть дополнительные возможности. Например, пользователи могут синхронизировать программу со сторонними сервисами вроде Fitbit или Apple Health — это позволяет автоматически вносить данные о качестве сна, потраченных калориях и текущем весе пользовательницы.
В 2020 году рынок FemTech оценивался в 22,5 млрд долларов (по данным Global Market Insights). Однако на FemTech-проекты приходится лишь 1,4% от всех инвестиций в здравоохранение по всему миру, утверждают аналитики из Research and Markets. Эксперты считают отрасль «сильно недофинансированной».
«FemTech — это сравнительно новый рынок, который только набирает обороты».
Линард Далецкис,
инвестиционный менеджер iTech Capital
«Объём этого сегмента значительно уступает объёму таких гигантов, как, например, EdTech, но при этом довольно быстро развивается на фоне активного продвижения гендерного равенства в обществе, обсуждений темы женского здоровья и появления новых технологий и продуктов для женщин», — уточнил Далецкис в разговоре со Skillbox Media.
Новшества западного FemTech: онлайн-консультации и гаджеты для женщин
В 2021 году Clue получила от FDA разрешение на цифровое противозачаточное средство, встроенное в приложение Clue. Функция прошла клинические испытания. Технологию назвали Clue Birth Control — грубо говоря, это онлайн-консультация, после которой шансы забеременеть в конкретный день становятся понятны пользовательницам и без посещения гинеколога. Для работы функции женщинам необходимо указывать даты начала каждой менструации.
«По мере того как алгоритм узнаёт о цикле женщины, его прогнозы становятся более персонализированными — расчёты начала овуляции становятся точнее. Программа не требует ежедневных измерений температуры, других клинических наблюдений и медицинского оборудования», — объясняют в фонде NGP Capital.
На западном рынке FemTech есть не только приложения, но и умные устройства. Например, компания iPulse Medical разрабатывает девайс Livia, который избавляет от спазмов во время менструации. Livia похож на компактный плеер и крепится на одежду. Запатентованная технология SmartWave заменяет обезболивающее — электрические микроимпульсы предотвращают возникновение менструальной боли. Технология также одобрена FDA и CE.
Ещё один продукт рынка FemTech — обезболивающие тампоны от английской компании Daye. Они также прошли клинические исследования, а разработка проходила под наблюдением FDA, MHRA и EMA. Правда, тампоны в Европе не признаются медицинскими изделиями, однако компания придерживается именно такого термина. Тампоны от Daye созданы из натурального хлопка, а также покрыты специальной оболочкой из каннабиноида, которая постепенно растворяется и уменьшает боли во время менструации.
Компания Inne зашла ещё дальше и создала мини-лабораторию, с помощью которой можно в домашних условиях измерить уровень прогестерона по слюне. Лаборатория действительно мини — внешне напоминает кейс для AirPods. С помощью устройства можно узнать, близка ли овуляция, есть ли шанс забеременеть в конкретный день. Данные можно отслеживать на смартфоне.
Календари менструального цикла и трекеры беременности. Как FemTech развивается в России
На конец 2019 года FemTech-рынок насчитывал более 3 тысяч приложений, которыми пользовались более миллиона женщин (отчёт Research 2 Guidance). В России же проектов на порядок меньше: в магазинах AppStore и Google Play можно найти около двух десятков сервисов. Перечислим несколько популярных проектов местного FemTech-рынка.
Flo
Что умеет
Позволяет отслеживать начало менструации, контролировать подготовку к зачатию и наблюдать за течением беременности в первые месяцы.
Кто и когда запустил
Предприниматели Юрий и Дмитрий Гурские в 2015 году.
Количество пользователей
В 2019 году приложение достигло отметки в 100 млн пользователей. В 2021 году сервисом пользуются более 200 млн человек.
Инвестиции
В сентябре 2021 года в проект вложили 50 млн долларов, а оценка компании поднялась с 230 до 800 млн долларов.
* * *
Основной источник выручки компании — платные подписки. В 2021 году в приложении было куплено 1,5 млн подписок — и это в четыре раза больше, чем в 2020-м.
amma pregnancy tracker
Что умеет
Это приложение для отслеживания протекания беременности. Оно напоминает о посещении врача, контролирует прибавку в весе и рост живота, отслеживает схватки и направляет информацию о них врачу.
Кто и когда запустил
Сервис был создан в 2019 году Евгением Жихаревым. Компания зарегистрирована в Гонконге, однако почти все основные сотрудники в России.
Количество пользователей
Активная ежемесячная аудитория amma pregnancy tracker превышает 1,5 млн человек (по данным Crunchbase)
Инвестиции
В 2019 году компания получила 1,6 млн долларов инвестиций от бизнес-ангелов, а в сентябре 2021 сразу несколько российских и зарубежных предпринимателей инвестировали в трекер 4 млн долларов в сумме.
Планы на будущее
«Приложения amma family будут помогать женщинам и их близким на всех этапах развития семьи: от планирования беременности до ухода за малышом и воспитания детей. Если сейчас средний период использования amma pregnancy tracker составляет семь месяцев, то благодаря новым приложениям мы сможем увеличить его до пяти лет, а круг потенциальной аудитории расширить с существующих 140 миллионов человек до 1,1 миллиарда», — рассказал основатель и CEO проекта Евгений Жихарев.
«У проекта очень хорошее географическое покрытие. Например, Flo сконцентрировано на монетизации рынка Северной Америки, а amma покрывает Евразию и Латинскую Америку. Сегодня приложение скачивают 7% беременных женщин со всего мира», — отметил предприниматель Игорь Рыбаков, который в 2020 году инвестировал в проект 200 тысяч долларов.
* * *
Как и у Flo, базовые функции в приложении бесплатные. Более 60% доходов компании приходится на продажи рекламы внутри трекера, а оставшееся — на платные подписки. Сейчас компания работает над созданием экосистемы приложений amma family.
Wachanga
Что собой представляет
Компания занимается разработкой приложений для родителей и будущих родителей. Она развивает сразу несколько приложений:
- Wachanga — приложение с советами для родителей и развивающими играми для детей до семи лет;
- Clover — календарь для отслеживания менструального цикла;
- Pregnancy — трекер для мониторинга протекания беременности;
- BabyCare — виртуальный помощник по уходу за новорождёнными;
- Water Tracker — приложение для правильного потребления воды с дневником и напоминаниями;
- Siberian Breath — приложение для медитации.
Кто и когда запустил
Компания появилась в 2013 году. Её основатель — кемеровчанин Максим Колпаков.
Количество пользователей
В 2016 году Колпаков говорил, что его продуктами его проектов пользуются более 100 тысяч человек. Спустя четыре года аудитория компании выросла до 1,4 млн активных пользователей в месяц.
Инвестиции
Wachanga привлекла 700 тысяч долларов в 2019 году.
Планы на будущее
«Наша цель — добиться того, чтобы пользователь находил полезными наши продукты на каждом этапе родительства: во время планирования беременности, самой беременности, при подготовке к родам, при кормлении, уходе за младенцем, воспитании малыша до школы. Сейчас у нас масса идей и инсайдов от пользователей, которые формируют наши планы на выпуск новых приложений. И уже есть приличный опыт, чтобы сделать каждое из них успешным проектом», — говорил Колпаков в 2018 году.
Почему российский FemTech не такой прогрессивный
Российским женщинам знакомы календари для записи менструального цикла, онлайн-дневники для отслеживания состояния во время и после беременности, консультации с врачами по сети: некоторые сервисы имеют миллионы активных пользователей. Но подобные приложения пока нельзя использовать в качестве лечения или заменить ими поход к реальному врачу — медицинские женские консультации в России сохраняются в традиционном виде. Приложения остаются скорее дополнением, статуса медицинского устройства у них нет. К тому же в стране пока нет ни одного отечественного гаджета, связанного с женским здоровьем.
«Разработка гаджетов и различных устройств стоит очень дорого».
Линард Далецкис,
инвестиционный менеджер iTech Capital
«Помимо денежных и временных затрат, нужно сформировать команду и отдел R& D, которые смогут создать и довести продукт до ума. На Западе венчурная индустрия находится на другом уровне развития — денег и возможностей там гораздо больше. Поэтому на российском рынке таких прорывов, как на западном, пока нет», — объяснил суть проблемы Далецкис.
Российский FemTech пока отстаёт от западного не только из-за отсутствия нормального финансирования, считает журналистка и феминистка Залина Маршенкулова (UPD: в 2024 году объявлена в России иностранным агентом). Она видит дополнительную проблему в неутверждённой фем-повестке.
«В России с популярностью фем-темы есть некоторые сложности. Нам бы сначала в медиа и маркетинге как-то утвердиться с фем-повесткой, а потом это перейдёт и на технологии», — отметила она.
Но существующие проекты чувствуют себя хорошо на местном рынке, отечественные разработчики фемтех-приложений видят в нём перспективы роста.
«Россия для нас — один из основных рынков».
Евгений Жихарев,
основатель и СЕО amma pregnancy tracker
По словам предпринимателя, в стране уже есть несколько фемтех-стартапов, которые работают не только над программными решениями и приложениями, но и над гаджетами. Евгений выделил среди них тесты на овуляцию от Mamate, в которых слюна изучается при помощи линзы тридцатикратного увеличения. Результаты такого экспресс-анализа выводят на экран смартфона, а сама линза крепится на камеру телефона. Устройство зарегистрировано как медицинское изделие в июле 2021 года.
Мужчины всё чаще инвестируют в проекты для женщин. Перспективы рынка
Один из самых больших вызовов для ниши — это недостаток финансирования инвесторов. Так считает операционный директор Tech Island Татьяна Романюха.
Татьяна Романюха
операционный директор Tech Island
Подавляющее большинство решений в индустрии FemTech принимают мужчины. В таких обстоятельствах донести потребности женщин и раскрыть весь потенциал рынка — большая проблема.
«Только в 17% стартапов хотя бы одна основательница-женщина, и только 14% венчурных инвестиций идут в стартапы, возглавляемые женщинами. Почти 90% лиц, принимающих инвестиционные решения, — мужчины», говорит Романюха.
Skillbox Media узнал у мужчин-инвесторов об их отношении к гендерному вопросу. Собеседники также ответили на вопрос о том, почему они активно вкладывают деньги в проекты для женского здоровья.
Игорь Рыбаков
предприниматель и инвестор amma pregnancy tracker
Моя инвестиция в компанию — это не только выгодное вложение денег. Возможности проекта намного шире: компания определяет развитие FemTech- и FamilyTech-сегмента. Да, сегодня многие рассматривают приложение исключительно как сервис для беременных женщин, но в будущем проект планирует стать помощником для каждого члена семьи.
Для меня вызов в том, чтобы amma влияла на жизнь миллиарда семей к 2030 году. Я уверен, что это получится. К тому времени стоимость amma будет составлять 15–20 миллиардов долларов. В этот момент я рассмотрю выход из компании.
Линард Далецкис
инвестиционный менеджер iTech Capital
Сейчас FemTech не перенасыщен и имеет большой потенциал для роста. Поэтому он интересен для инвестора с точки зрения возможности заработка и вклада в развитие этого сегмента рынка. Для нас гендер не играет какой-либо роли, важна востребованность продукта, уникальная технология и опыт команды, которая стоит за компанией.
Евгений Жихарев
основатель и CEO amma pregnancy tracker
Пока на FemTech приходится только 4% от всего объёма инвестиций в здравоохранение. Но ситуация меняется. Возникают FemTech-фонды, акселераторы, медиа и инфлюенсеры. Вопросы о женском здоровье, которые раньше замалчивались, активно обсуждаются. Раньше было сложно представить, что на встрече инвесторы спокойно обсуждали менструацию и овуляцию, сейчас для FemTech-проектов это обычное явление.
В 2020 году на рост интереса к FemTech повлияла и пандемия COVID-19. Если раньше здоровье не было очевидной ценностью для всех, то сейчас стало понятно, что это наш главный ресурс. Люди, страдающие системными заболеваниями, чаще других переносят новую коронавирусную инфекцию в тяжёлой форме. Поэтому продукты и решения HealthTech, частью которой является FemTech, стали более значимыми.
Какое будущее ждёт индустрию
Рынок FemTech растёт. К 2027 году объём сегмента FemTech достигнет 65,3 млрд долларов, если верить прогнозам Global Marketing Insights. Вот какие факторы способствуют ежегодному росту:
- использование цифровых технологий для управления здоровьем женщин;
- улучшение доступа к медицинской помощи;
- рост осведомлённости об особенностях женского здоровья;
- увеличение хронических и инфекционных заболеваний среди женщин;
- рост инвестиций в отрасль FemTech.
«Современные женщины стремятся к равенству во всех сферах, они чаще поднимают тему своего здоровья. Всё больше женщин ставят в приоритет именно карьеру, отодвигая создание семьи и материнство на более поздний возраст. Всё это увеличивает спрос на технологические решения в области FemTech», — поделилась мнением Татьяна Романюха.
Но есть и фактор, который, по версии Global Market Insights, замедляет рост, — недостаточная осведомлённость о продуктах и услугах, которые предлагает рынок. Аналитики проводили опрос среди инвесторов и основателей FemTech-стартапов. Он показал, что одна из проблем индустрии — недостаточная поддержка общества.
«Необходимо повышать культурное принятие тем сексуального здоровья, менопаузы или фертильности и менструаций обществом»
Татьяна Романюха,
операционный директор Tech Island
Технологии, которые нацелены на женское здоровье, необходимо выделять в отдельный сегмент, считает Романюха. «Поэтому чем больше будет разговоров о FemTech и женском здоровье в целом, тем меньше эти темы будут восприниматься как неудобные», — заключила она.