Терапевтический воркшоп для дизайнеров интерьера: как Skillbox провёл практику-эксперимент
Команда «Дизайна среды» объединила два формата — практический интенсив и групповую терапию — в одном воркшопе. Рассказываем, что из этого получилось.
Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media
В апреле и мае 2024 года факультет «Дизайн среды» и команда курса «Дизайн интерьеров» провели для студентов два экспериментальных воркшопа, где объединили традиционный интенсив (обучение проектированию) и групповую терапию.
Формат назвали терапевтическим воркшопом. В этой статье расскажем о его механиках и целях, а также покажем работы участников 💡
Терапевтический воркшоп: в чём идея эксперимента
Дизайнер интерьера в процессе создания красивого и функционального пространства решает множество непростых профессиональных задач. Многие из них требуют не только сильной технической базы, но и прокачанных гибких навыков: умения работать в команде, находить нестандартные решения и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.
На факультете «Дизайн среды» и в команде курса «Дизайн интерьеров» пришли к выводу, что потенциальные дизайнеры и программы обучения выбирают соответствующим образом — руководствуясь желанием развивать не только твёрдые навыки (hard skills), но и мягкие (soft skills), а также потребностью в поддержке профессионального сообщества.
Анализ социальных тенденций показывает, что сегодня развивается тренд не только на осознанность в целом, но и на экологичное погружение в сложные рабочие задачи в частности.
Выявление этих трендов подтолкнуло команду Skillbox к созданию новых форм обучения. В рамках эксперимента мы решили провести тестовые терапевтические воркшопы и проверить, насколько на самом деле эффективно включать практические занятия по развитию мягких навыков и эмоционального интеллекта в программу для начинающих дизайнеров.
Для этого разработали серию занятий, где объединили традиционное интенсивное обучение и групповую терапию.
С помощью терапевтического воркшопа студенты смогут:
- укрепить софт-скиллы;
- найти свои сильные качества;
- прибавить уверенности в презентации проектов;
- повысить качество коммуникации с коллегами.
Кто выступил спикером
Приглашённым экспертом терапевтического воркшопа стала постоянный спикер курсов Skillbox Татьяна Одинцова, соосновательница архитектурного бюро Archblack.
Татьяна не только востребованный архитектор и дизайнер интерьера, но и дипломированный практикующий гештальт-терапевт, специализирующийся на работе с группами и проработке профессиональных барьеров дизайнеров интерьера.
Татьяна Одинцова
— На время проведения воркшопа мы с участниками договорились оставить стыд и страх на задворках нашего пространства и просто поиграть, побаловать своего внутреннего ребёнка.
Пытались заметить и принять свои сильные стороны, а те, что проседают, улучшить. Учились грамотной самопрезентации, знакомству с коллегами, творческой подготовке проекта в сжатые сроки (именно творчество помогает дизайнеру успешно выкрутиться там, где презентация проекта чуть уступает).
Умение проявлять себя и заявлять о себе сегодня очень важны для любых специалистов. От того, что вы скажете и как себя преподнесёте, зависит то, как много единомышленников и заказчиков вас заметят.
Процесс: как проходил воркшоп
- Знакомство и формирование команд. Воркшоп начался с того, что все участники сели в круг и представились. Каждый рассказал о своём опыте, сильных и слабых сторонах. Это помогло студентам лучше узнать друг друга и наладить контакт.
Затем дизайнеры разделились на команды и образовали таким образом мини-бюро или студии для работы над проектами.
- Погружение в бриф. Заказчики, которыми были несколько человек из числа организаторов воркшопа, представили участникам свои брифы и рассказали, какими видят будущие проекты. Каждая команда получила не только подробное описание задачи, но и необходимые чертежи и референсы.
- Проработка концепций. На неё каждой команде отводилось два часа.
- Командная защита решений. После того как время истекло, все команды вновь собрались в круг и по очереди представили свои проекты экспертной комиссии. Внутренние заказчики принимали их и давали свои комментарии, а эксперт-терапевт наблюдала за процессом со стороны и периодически помогала командам советом.
Для организаторов воркшопа было важно, чтобы участники разрабатывали и представляли концепции именно в составе команды, а не индивидуально. Такой подход учил студентов грамотно позиционировать себя в группе и находить в ней своё место. А также слышать других и достигать единогласия в решениях.
Внутри команд участники могли определять свои роли в соответствии с личными качествами и навыками. Это способствовало развитию навыков командной работы и взаимопомощи.
Какие впечатления получили участники: комментарии студентов
Татьяна Александрова
— Первая ассоциация с сегодняшним днём — круг, а круг — это поддержка и ход энергии вокруг. Спасибо Татьяне и Skillbox за знания и организацию. Сегодня было легко открываться и подмечать в себе навыки, над которыми нужно ещё поработать, — зоны роста.
Анастасия Швецова
— Сегодняшний воркшоп — прекрасная возможность научиться работать в команде, слышать друг друга и уважать чужие взгляды. А также быть смелее и высказывать своё мнение.
Кристина Рева
— Это был мой первый воркшоп. Хочу сказать, что для начинающих дизайнеров такой формат — уникальный шанс попробовать себя в работе над реальными проектами и их реализацией, а ещё прокачать такие важные скиллы, как командная работа, грамотная самопрезентация и аргументированная защита проекта перед заказчиком.
Мария Манышева
— Хочу поблагодарить всех за организацию такого крутого воркшопа. Очень классная практика как для начинающих дизайнеров, так и для тех, кто уже практикует: помогает от выгорания, прокрастинации, а ещё вдохновляет творить. Всё-таки работа в команде — незаменимый навык в наше время, и ему обязательно нужно учиться.
Елена Мазалова
— Я уже участвовала в воркшопах, но этот формат уникальный. Он был направлен преимущественно на общение и выявление потребностей других людей. Я открыла в себе много новых качеств, над которыми однозначно должна поработать, а также большой внутренний потенциал для развития в общении с заказчиками и в презентации себя.
А ещё я впервые создавала проект коммерческого помещения!
Результаты двух воркшопов: смотрим работы студентов
Первый воркшоп
Тематически первый, апрельский воркшоп был посвящён нейросетям: участникам требовалось с помощью искусственного интеллекта разработать концепцию интерьера фешен-бутика или дома холостяка.
Студенты проходили процесс с нуля: формулировали запрос для нейросети, получали от неё картинки, накладывали на них свои варианты мебели и материалов.
Процесс оказался не только познавательным, но и очень полезным в перспективе: в будущем студенты смогут применить полученные знания в собственных проектах, сократив тем самым время своей работы.
Показываем результаты.
Дом бизнесмена-холостяка
Фешен-бутик
Экспозиция «Золото скифов»
Ресторан «Алхимия»
Второй воркшоп
Второй, майский воркшоп был чуть проще: участникам также требовалось разработать концепцию коммерческого или жилого помещения в командах, но уже без использования нейросетей.
Примечательно, что многие посетившие этот воркшоп студенты не только впервые в жизни участвовали в мероприятии подобного формата, но и в целом впервые презентовали свои проекты перед аудиторией. Но смогли преодолеть страх и выступить.
Ресторан «Печь»
Магазин-бутик бренда The act
Ювелирный магазин трендовых украшений
Квартира для инфлюенсера
Итог эксперимента: взгляд эксперта
Два тестовых воркшопа показали, что интеграция терапевтической составляющей с профессиональной подготовкой дизайнеров способствует не только развитию софт-скиллов, но и повышению мотивации студентов и качества выполняемых ими проектов.
Теперь, после изучения опыта 40 студентов, команда факультета «Дизайн среды» и команда «Дизайн интерьеров» чётче понимает, что именно мешает студентам развиваться на конкретных этапах и как это можно исправить.
Анна Шуликина
Руководитель факультета «Дизайн среды» в Skillbox
— Для многих участников этот воркшоп стал первым подобным опытом. Благодаря отсутствию жёсткой конкуренции и строгого оценивания студенты смогли свободно раскрыть творческий потенциал.
С помощью эксперта мы создали среду, имитирующую свободный рынок, где множество дизайн-студий конкурируют за внимание заказчика. Это позволило участникам почувствовать себя настоящими профи, сталкивающимися с различными вызовами и задачами в процессе работы над проектом.
Мы считаем, что подобные мероприятия являются важным шагом в подготовке будущих профессионалов. Они позволяют студентам не только улучшать свои навыки, но и учиться работать в команде, развивать коммуникативные способности и получать индивидуальные рекомендации от экспертов.
Как стать участником терапевтического воркшопа или другой образовательной практики
Команда Skillbox планирует и дальше инициировать проведение подобных воркшопов и исследований в разных направлениях.
Если вы уже студент Skillbox и не хотите пропустить такое мероприятие, вступайте в чаты комьюнити и профессий и не выключайте уведомления 💙
А пока новые мероприятия только готовятся, предлагаем вам посмотреть небольшой видеоотчёт о прошедших терапевтических воркшопах.