Проектная фотография
#статьи

Я так вижу: что такое зин, фотокнига и artist’s book

И при чём здесь средневековые монахи и панк-рок? Гайд по авторским книгам от исследовательницы самиздата Кристины Сергеевой.

Фото: Fairfax Media / Fairfax Media / Getty Images

Художники всё чаще выбирают печатную форму для презентации своих проектов, в России проходят локальные фестивали и маркеты зинов, а крупные книжные магазины выделяют отдельные полки под авторские издания.

Так что такое зин, фотокнига и книга художника? Как они появились и чем отличаются друг от друга? О современных печатных формах мы попросили рассказать художницу и соосновательницу проекта Nizina о российском самиздате Кристину Сергееву.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить 🙂

Каждая печатная форма имеет свои преимущества для художника.

Артист-буки представляют собой неповторимые художественные объекты, в которых соединяются различные техники и материалы.

Для черновых книг художника существуют отдельные конкурсы, где оценивают выражение идей автора в печатной форме, что привлекает интерес зрителей.

Зины часто используются как средство самовыражения и коммуникации, предоставляют авторам возможность быстро и доступно донести свои идеи до широкой аудитории.

Фотокниги позволяют фотографам создавать законченные визуальные нарративы, объединяя фотографии и тексты.

Зины, фотокниги и артист-буки имеют много общих черт, разделение на эти жанры не всегда актуально, и они часто смешиваются. Но мы попробуем разобраться.

Зин

Зин — это издание с небольшим тиражом. Слово произошло от английского zine, сокращения от magazine, журнал, или fanzine, фанатский журнал.

Зины могут выпускать издательства, но в России художники, фотографы и дизайнеры часто выпускают их самостоятельно. Темы — от личных историй до документальных проектов.

Главное отличие зина от других форматов — в его доступности. Для создания зина не требуется разрабатывать сложные макеты с дизайнером и издавать большие тиражи. Зин — это выражение идеи в печатной форме, предоставляющей полную свободу автору. Создать зин может любой желающий, в любом месте и за короткий срок, нужны лишь желание, идея, базовые навыки вёрстки и доступ к принтеру.


История зинов

Прежде чем говорить о зинах, предлагаю обратиться к нашим воспоминаниям. Частные истории тесно связаны с коллективным опытом, поэтому зины, особенно созданные вручную, могут напоминать что-то из нашего детства, из эпохи до интернета. У меня зины ассоциируются с маленькими тетрадками-анкетами, которые мы делали с девочками в начальной школе. Каждая такая тетрадка существовала в единственном экземпляре, мы записывали в неё вопросы, делились в ней секретами и обязательно вклеивали наклейки. Эти страницы дополняли вкладыши из журналов с изображениями любимых актрис. У формы такого «коллективного дневника» есть своя история, которая началась ещё в конце XIX века.

«Всплеск интереса к девичьим альбомам произошёл в гимназиях в конце XIX — начале XX века. Одноклассники владелиц альбомов писали в них стихи — свои или известных поэтов. В то время сложился некий стиль, определились темы. Сохранилась эта традиция и в 40-е годы, но свой отпечаток накладывала война. В конце 70-х — начале 80-х появились анкеты в более привычном для нас формате».

Из интервью Игоря Скандакова,
директора Омского музея просвещения

Рукотворность и коллективность — важные понятия для определения зина. Зин как феномен имеет глубокие исторические корни в разных странах. В Европе первые «зины» тесно связаны с ранними формами печатных изданий, такими как памфлеты, которые активисты в XVI и XVII веках использовали для распространения антигосударственных идей. Эти материалы часто издавались анонимно или под псевдонимами и распространялись вручную.

К XIX веку в Европе появилась радикальная пресса. Журналы с публикациями на острые политические и социальные темы печатали в небольших типографиях или вручную и распространяли через сети активистов.

Изображение: Honoré Daumier / La Caricature. 1832 / Paris Musées Collections
Французский сатирический журнал La Caricature (1830–1835) публиковал политические карикатуры и иллюстрации, критикующие правительство и монархию
Изображение: Honoré Daumier / La Caricature. 1832 / Getty Research Institute
Немецкий еженедельный сатирический журнал Simplicissimus (1896–1944) сочетал политически смелое содержание с ярким, непосредственным и удивительно современным графическим стилем. Simplicissimus публиковал работы таких писателей, как Томас Манн и Райнер Мария Рильке
Изображение: Simplicissimus

Самый активный рост зин-культуры в Европе происходил в 1970-х и 1980-х годах с развитием панк-рок-движения. Панк-культура подразумевала DIY-этику: do it yourself, делай сам. Её приверженцы создавали и распространяли собственные музыкальные записи, мерч и печатные издания. Зины стали важной частью панк-движения. Их использовали для обмена информацией о музыке, концертах и для политических высказываний.

Британский панк-зин Sideburns (1977–1978) получил известность благодаря инструкции «Here’s three chords, now form a band» — «Вот три аккорда, теперь соберём группу». Этот призыв действовать считается ключевым посланием панка. Выпуск с этой инструкцией — коллекционная редкость
Изображение: Sideburns. 1977 / The Roxy
Изображение: Sideburns. 1977 / The Roxy

В США история зинов тесно связана с культурой комиксов и фэнзинов. Фэнзины — это самоизданные произведения, которые распространяют фанаты определённой темы или культуры. Первые фэнзины появились в 1930-х годах, когда поклонники научной фантастики начали издавать свои журналы, чтобы обсуждать любимые книги и персонажей. Одним из первых был The Time Traveller, созданный в 1932 году Джулиусом Шварцем, будущим редактором DC Comics.

В 1940-х и 1950-х годах популярность фэнзинов выросла, а жанров и тем стало больше. В 1960-х фэнзины тесно связаны с панк-роком и андерграундной культурой. Их посвящают не только комиксам, но и музыке, искусству и политике. Так зины эволюционировали в то, что называется современными зинами.

Отдельной вехой в истории американского зина является движение Riot Grrrl. Его придумала в 1990-х годах Джен Смит, американская активистка и музыкант. Движение было связано с феминизмом и панк-роком, стремилось к расширению прав и возможностей женщин через музыку, искусство и активизм. Зины Riot Grrrl часто содержали материалы на эти темы и рассказывали о личных проблемах участниц движения.

Riot Grrrl №1, Молли Ньюман и Эллисон Вулф, июль 1991 года. «Чтобы начать контркультурную революцию, вам нужно всего лишь несколько листов формата А4, пишущая машинка, ксерокс, маркер Sharpie и несколько старых журналов», — пишет The Guardian
Изображение: riot grrrl zine. 1991 / MoPOP
Листовка Кэтлин Ханны из группы Bikini Kill — манифест об ответственности каждого за то, чтобы не поддерживать систему угнетения
Изображение: riot grrrl zine. 1991 / NYU Libraries

История самиздата в Советском Союзе похожа на то, что происходило в других странах. Самиздат в стране появился в конце 1950-х годов в условиях жёсткой цензуры как форма нелегального распространения запрещённой литературы и информации. Он возник среди интеллигенции, недовольной официальной политикой. Первые издания с произведениями Пастернака, Солженицына, Шаламова и других опальных авторов делали на машинках с копировальной бумагой и распространяли среди друзей.

В 1960-е годы самиздат стал более организованным, появились подпольные журналы, такие как «Синтаксис» и «Феникс». В 1970-е культура самиздата распространилась на музыку, возникли подпольные группы: «Аквариум», «Кино», «Наутилус Помпилиус».

Самиздат стихотворений Бродского
Фото: «Антиквариум»
Самиздат «Гамлета» в переводе Пастернака
Фото: Folger Shakespeare Library / Flickr
Самиздат-журнал «Красный рок» (Тюмень)
Фото: Институт музыкальных инициатив

Самиздат продолжает существовать в России, хотя и в совершенно иной форме. Его «наследницей» сегодня является скорее форма западноевропейского зина, чем журнала или факсимильной копии запрещённого произведения.

Современный зин

Развитие дизайна, типографики и интернета ускорило совершенствование печатного мастерства. Современные зины — это слияние формы и содержания в воплощении идей художников, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов и других авторов. Сегодня зины стали не столько политическим высказыванием, сколько коллекционными объектами.

Развитие зинов в России активизировалось в 2010-е годы, когда люди, устав от глобальной цифровизации, начали испытывать потребность в материальном. Художники стали активно воплощать свои проекты в форме зинов; на маркетах современного искусства появились самоизданные книжечки тиражом до 100 экземпляров.

Интерес зрителей к этой форме объясняется ещё и доступностью для покупки: зин — это возможность приобрести произведение искусства по цене до 1000 рублей.

Низкая цена не умаляет символической и исторической ценности зинов. Андерграундное российское издательство «Плато Тольятти» под руководством Александра Верёвкина начиная с 1997 года выпустило более двухсот печатных изданий. Средняя стоимость зина варьируется от 100 до 1000 рублей. Небольшая цена объясняется использованием техники «низкой печати» (ризография, ксерокс). Но благодаря идейной стороне многие зины издательства сохраняют коллекционную ценность. Например, в 2023 году «Плато Тольятти» выпустило зин совместно с американским художником Джошем Смитом, стоимость отдельных работ которого превышает 10 тысяч евро.

Главный библиотекарь библиотеки Музея «Гараж» Виталий Сидоров регулярно пополняет фонд современными зинами. Авторские издания не представлены в публичной библиотеке, но можно заказать до 10 изданий из каталога, чтобы ознакомиться очно, или прийти на экскурсию в фонд.

Многие локальные пространства сегодня устраивают выставки зинов, а художники проводят целые фестивали самиздата. Наш с Кристиной Шкилёвой проект Nizina возник в 2022 году как двухдневный фестиваль в Санкт-Петербурге, на котором нам удалось собрать около 200 печатных позиций из 35 регионов России. Масштаб заинтересованности со стороны как авторов, так и зрителей был неожиданным, поэтому фестиваль постепенно превратился в целый проект о культуре самиздата. В том же 2022 году в Ростове-на-Дону художница Лера Круглова организовала масштабный фестиваль «Жердёла». Лера ведёт телеграм-канал «Дзинь» с зинами и фотокнигами художников.

Формы зинов

Самая простая форма зина — это обычная тетрадка. Её размеры — от небольшого формата А6 до крупного А4, но можно встретить зины и меньшего, и большего размера. Формат тетрадки тоже может быть самым разным: вытянутым, квадратным; в одном зине могут даже совмещаться страницы разного вида.

Отмечу несколько работ. Вот, например, зин художницы Дианы Васиной «Женщины», переосмысливающий женские фольклорные образы; размер А6.

Зин из фотографий Кати Мухи «Карманный попутчик» — про потерянность и неопределённость в настоящем, формат А6, ризография.

Зин Виктории Ковшиковой «Чересчур обыкновенное небо разрушает мою лёгкость» про поиск ответов на безответные вопросы и совпадения в случайных вещах; формат — вытянутый A4.

Зин Лады Баевой и Валерии Коваленко «ртутная мазь на щеках моей бабушки» — визуальная рефлексия на тему образа бабушки; формат А5.

Не менее популярный формат — одностраничный зин: сложенный в несколько раз один лист бумаги. Бумага может быть любого размера. Стандартная восьмистраничная конструкция позволяет создать обложку и небольшую историю, а на обратной стороне может поместиться постер или продолжение истории.

Такой формат использовала Яна Переверзова в работе «Солнце моё». Это зин с минималистичными иллюстрациями, описывающими её ощущение любви к человеку, даже находящемуся вдали.

Работа Маши Высоковских «В Тольятти некуда спрятаться от солнца». Зин про поиск своего внутреннего тольяттинца после того, как спустя три года жизни в Тольятти переехал в Санкт-Петербург.

«Неопознанное лето» Лизы Демченко — зин про одновременно ужасное и прекрасное лето 2022 года. Два 16-страничных зина формата А6, соединяющиеся в постеры на обратной стороне.

Реже используется зин-гармошка. Такой формат редко когда делают типографии, поэтому авторам приходится учиться мастерству создания книги-лепорелло самостоятельно. Формат отлично подходит для многослойных проектов — на тему времени, истории.

«Подлинный образ прошлого» — мой зин, вдохновлённый статьёй философа Вальтера Беньямина «О понятии истории» про поиск случайных точек на карте истории.

Виолетта Котегова, «badgoodemotions» — дневник негативных эмоций. Зин-трансформер; лепорелло и тетрадки.

«цветок из гербария» Лизы Демченко — зин-рефлексия, посвящённый переосмыслению прошлого своей семьи через форму документальной поэзии.

Фотокнига

Фотокнига как медиум — одна из важных форм презентации для фотографов.

Фотокниги создаются на самом разном материале: от долгосрочных фотопроектов до ситуативных концептуальных серий. Дизайн фотокниг часто минималистичен, не затмевает фотографическую сторону, но может быть неотъемлемой частью фотопроекта.

Эта форма многогранна, и ей активно интересуются кураторы и коллекционеры.


История фотокниг

Первые фотокниги появились вскоре после изобретения фотографии в 1839 году. Обычно это были альбомы с приклеенными фотографиями и короткими пояснительными текстами. Они часто издавались ограниченным тиражом и предназначались для узкого круга зрителей.

В конце XIX века фотография стала более доступной и популярной. Фотокниги часто оформляли в стиле пикториализма, подчёркивая художественные качества фотографии. Фотографы, такие как Альфред Стиглиц и Эдвард Стайхен, создавали книги, которые были одновременно художественными произведениями и средствами массовой коммуникации.

В 1920-х и 1930-х годах фотокнига стала важным средством выражения для модернистских авторов. Фотографы, например Ласло Мохой-Надь и Джон Хартфилд, экспериментировали с новыми формами и техниками. Их книги были и художественными произведениями, и политическими заявлениями.

После Второй мировой войны фотокнига стала ещё более популярной и доступной. Фотографы, в частности Анри Картье-Брессон и Роберт Капа, создавали книги, которые можно назвать и документальными, и художественными произведениями.

The Americans, роуд-муви-книга фотографа швейцарского происхождения Роберта Франка, известна грубым и неприукрашенным изображением американской жизни 1950-х годов. Франк смотрит на повседневную жизнь американцев критическим, но сочувствующим взглядом. Этот фотопроект разительно контрастирует с идеализированными образами Америки, распространёнными в СМИ того времени. В книгу вошли снимки в закусочных, на улицах, у парковок, на похоронах, на дороге. Первое издание The Americans вышло во Франции в 1958 году с предисловием французской писательницы и философа Симоны де Бовуар. Американское издание, вышедшее в 1959 году, содержало предисловие писателя Джека Керуака.

Книга Франка получила смешанные отзывы. Одни хвалили её за откровенный и беспристрастный взгляд на американское общество, другие критиковали за негатив и нетрадиционный стиль. Куратор Джон Шарковски охарактеризовал книгу как «молчаливый, но мощный взгляд на суть Америки, лишённый романтизма и сентиментальности» и отметил, что сам медиум оказался намного более пластичным, чем предполагалось. Книга навсегда осталась в истории фотографии и вдохновила бесчисленное множество фотографов, таких как Ли Фридлендер и Гарри Виногранд.

Ещё одной вехой в жанре фотокниг стала книга Эда Руши Twentysix Gasoline Stations 1963 года со снимками автозаправок в минималистском формате.

В 1970-х годах фотокнига пережила новый подъём, связанный с развитием цифровых технологий и новых форм книгопечатания.

Sleeping by the Mississippi Алека Сота, одна из самых значительных фотокниг, продолжает тему исследования американского общества. Для этого проекта Алек Сот снимал в жанре deadpan разнообразные сюжеты, встреченные им во время путешествия вдоль реки Миссисипи от Миннесоты до Луизианы. Он создавал портреты местных жителей, запечатлевал сельские и городские пейзажи и различные атрибуты жизни. С помощью в чём-то «сухих» и отстранённых фотографий Алек Сот отразил культуру и идентичность жителей Среднего Запада и Юга США.

Важной частью книги являются драматургия и последовательность фотографий, тщательно продуманные и постепенно погружающие зрителя в сонную, меланхоличную атмосферу этих мест. Несмотря на кажущуюся простоту, снимки Сота обладают потрясающей глубиной повествования. Бесстрастный подход позволяет зрителям глубже вникнуть в фотографии, обнаружить скрытые слои смысла.

Особенно выделяются книги концептуальной художницы Софи Калль. Одна из них — Suite Vénitienne 1980 года. В этой книге Калль рассказывает, как она преследовала мужчину, с которым познакомилась на вечеринке в Париже. Она последовала за ним в Венецию и документировала его повседневные действия без его ведома. Тема её работы — вуайеризм и границы между публичной и частной жизнью.

Для своего проекта Take Care of Yourself 2007 года Софи Калль попросила 107 женщин разных профессий интерпретировать полученное ею письмо о расставании. В проекте, отражающем точку зрения и опыт каждой женщины, сочетаются текстовый анализ, перформансы и визуальное искусство. В своих работах Софи Калль часто использует сочетание разных медиумов для исследования сложных эмоциональных ландшафтов. Ценность её работ не только в идейной и концептуальной части, но и в том, как Калль использует фотокнигу как медиум.

Эти книги, как и многие фотокниги, имеют довольно классическую форму, где содержание превалирует над формой. Проводниками в фотоисторию являются идея проекта, последовательность фотографий, дизайн (весьма минималистичный) и однообразная вёрстка, не отвлекающая зрителя от авторского замысла.

Конечно, это не единственная возможная форма: у фотокниги существует много экспериментальных форм.

Современная фотокнига

Культура фотокниги в Европе и США активно развивается. По всему миру проводят фестивали и ярмарки, посвящённые этому медиуму; существуют специализированные книжные магазины — photobook stores. Развитие фотокниги поддерживается специализированными конкурсами, на которых выделяют фотокниги, наиболее полно отражающие концепцию «цельности». Критики и издания публикуют рецензии и составляют списки лучших фотокниг по итогам года.

В России культура фотокниг только начинает развиваться, несмотря на периодические всплески активности. Познакомиться с этим медиумом можно на локальных фестивалях, таких как Nizina, «Жердёла», «Фотобукфест» и «Разворот», которые активно популяризируют самиздат и визуальную культуру. С каждым годом таких фестивалей становится больше, а фотографы представляют свои работы в виде печатных изданий. Например, в 2022 году в галерее Pennlab проходила выставка «Фотокнига: история, документ, объект» под кураторством художницы Аллы Мировской. В экспозиции были проекты, раскрывающие темы памяти и истории, личной и коллективной. Выставка существует в цифровом формате.

Фото: Pennlab

Отмечу несколько фотокниг, в которых форма и содержание гармонично сосуществуют. Рекомендуется смотреть видеопрезентации книг, так как с помощью нескольких фотографий погрузиться в нарратив практически невозможно.

Книга Аллы Мирзаи «Ты меня помнишь? Море, возьми меня» — история о дедушке автора.

«Когда я родилась, дедушка уже никого не узнавал и не говорил. Каждый день он гулял вокруг дома. Бабушка клала записки с адресом в карман его пальто, чтобы дедушке помогли, если он заблудится. Но он всегда их находил и выбрасывал.

Когда я спрашивала, что такое «Альцгеймер», мне говорили, что это вода в голове. В тот день было тепло, и он впервые после зимы вышел в пиджаке. Записка лежала в кармане.

Через день его нашли в парке в шести километрах от дома. Безымянный человек в пиджаке лежал на берегу реки, будто спал».

Из книги Аллы Мирзаи

«Девушка напротив озера» Елены Холкиной — это визуальная сказка, построенная из трёх типов фотоизображений. В основе проекта лежит идея цикличности исторических процессов и того, как общие социальные проблемы проявляются через частную историю. Детство автора превращается из смутных и тревожных 1980–1990-х в сказку — с помощью слайдов из семейного архива, сделанных её родителями. В книге оно сосуществует с фотодневником её настоящего, которое на вкус и запах очень похоже на 1980–1990-е. Красочное повествование сопровождают мрачные тревожные работы, которые Лена создаёт как визуальный художник. На дизайн книги Лену вдохновила цветовая палитра фильмов Андрея Тарковского и кинематографический способ повествования. Использует она и образ поезда из книг Виктора Пелевина. Изображения в макете разделены пополам и размещены близко к краям страниц, чтобы имитировать взгляд на мир из движущегося поезда.

Книгу Елена создала на воркшопе Reminders Photography Stronghold. Это специализированная программа для фотографов по доработке проектов в книжной форме. Фотографы со всего мира приезжают в Токио, чтобы погрузиться в интенсивный процесс создания книги. Среди кураторов — один из ведущих фотокнижных авторов Кадзума Обара. Он опубликовал несколько фотокниг, получивших международное признание. В их числе книга Silent Histories.

В ней автор документирует истории шести человек, переживших бомбардировки во время Второй мировой войны, и трудности, с которыми они столкнулись в послевоенной Японии. В фотокниге сочетаются сделанные Обарой современные фотографии и архивные и личные снимки из коллекций выживших. Такое сопоставление прошлого и настоящего создаёт убедительное повествование, соединяющее историю с современностью. Форма книги напоминает семейный альбом с рукописными заметками и вырезками. Кадзума Обара часто делает для книг факсимильные копии документов, которые придают повествованию глубину и достоверность.

Книги, которые делает Кадзума и студенты воркшопа, совсем не похожи на классические фотоальбомы. В них множество подтекстов как на содержательном уровне, так и на уровне формы книги, больше похожей на книгу художника. Несмотря на то что они печатаются в типографиях, в книгах много деталей ручной работы: вставок, вкладышей, других элементов, дополняющих фотопроект. В таком случае фотопроект становится неразъединим с формой книги.

Несколько полезных ресурсов:

  • Photobookstore — онлайн-магазин фотокниг с большой коллекцией — от классических изданий до самых последних новинок. Есть видеопрезентации фотокниг, что очень удобно.
  • Tipi Bookshop — офлайн- и онлайн-фотобукстор в Брюсселе. У создателей есть целый ютуб-канал с большим количеством видео фотокниг.
  • Dummy Award — ежегодный конкурс черновых фотокниг. Шорт-лист из 50 фотокниг организаторы выкладывают на YouTube.
  • Ревью фотокниг от Ольги Бубич, художницы, куратора и критика из России.
  • Журнал Collector Daily c ревью книг от кураторов и коллекционеров со всего мира.
  • Издательство Mack — одно из самых больших издательств фотокниг. Есть всё: от ретроспектив до проектов современных авторов.
  • Список издательств фотокниг по всему миру.

Книга художника

Не менее популярный, чем фотокнига, формат презентации проекта — книга художника, artist’s book. Они не печатаются в типографии, а создаются руками автора как объекты искусства. Артист-буки выпускают ограниченными тиражами или как уникальные экземпляры. Минимальный тираж и рукотворность — то, что отличает книгу художника от других медиумов.

У книг художника часто характерный дизайн с разными декоративными элементами. В них могут использоваться необычные материалы, техники переплёта и компоновки страниц, что расширяет границы традиционной фотокниги или зина.

Во многих книгах художника текст и изображения сплетаются в единое целое. Их сочетание часто является основой концепции повествования. Тактильные ощущения от работы с книгой и взаимодействия с ней — тоже важный момент для многих авторов книг художника. Физическое взаимодействие может углубить связь зрителя с произведением.

Благодаря уникальности книги художника востребованы у коллекционеров и их средняя стоимость выше, чем у тиражной фотокниги.


История книги художника

У книги художника длинная история, восходящая к Средневековью. Иллюминированные рукописи, созданные монахами, можно рассматривать как предтечу современных артист-буков. Эти манускрипты содержали сложные иллюстрации и декоративный текст.

Пионером книги художника считается английский поэт и художник Уильям Блейк (1757–1827). Он создавал «иллюминированные книги», соединяя свои стихи с иллюстрациями. Изображения он печатал с гравированных пластин и раскрашивал вручную.

Иллюстрированный отрывок из поэмы «Мильтон» Уильяма Блейка
Изображение: William Blake, 1811 | The William Blake Archive

В конце XIX века во Франции возникла традиция livre d’artiste, книги художника. Это были книги, иллюстрированные оригинальными гравюрами художников. В Главном штабе Эрмитажа действует постоянная экспозиция «Кабинет книги художника», где представлены издания с иллюстрациями Пьера Боннара, Мориса Дени, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Сальвадора Дали и других известных художников.

Книги художников были популярны среди авангардистов. Художники движения дада, такие как Тристан Тцара и Курт Швиттерс, создавали книги, бросавшие вызов традиционной эстетике и классической книге. Русские конструктивисты, в частности Эль Лисицкий и Александр Родченко, исследовали возможности книжного дизайна как вида искусства. Яркий пример — работа Лисицкого «Из двух квадратов» 1922 года.

Изображение: Pablo Picasso / Tristan Tzara. À haute flamme/ Éditions Georges Visat & Cie., 1955 / Museu Picasso
Изображение: Pablo Picasso / Jean Cocteau. Éditions du Rocher, 1962 / Bukowskis
Сборник стихотворений, проиллюстрированный Жоаном Миро
Фото: MoMA

Художники Баухауса, такие как Ласло Мохой-Надь, создавали фотокниги и экспериментальную типографику.

В послевоенный период книга художника стала ещё более экспериментальной. Движение Fluxus 1960-х и 1970-х годов, в котором участвовали Джордж Мачюнас и Йоко Оно, выпустило множество книг, акцентирующих внимание на процессе, игре и интерактивности.

Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Джордж Мачюнас, Fluxus 1
Фото: Specific Object

Современная книга художника

Книги художников продолжают развиваться, в том числе в России. В 2024 году в музее «Гараж» прошёл цикл лекций «Книга художника: 12 раундов». На встречах с художниками, издателями и исследователями рассматривались ключевые моменты в истории жанра и разные подходы к его пониманию на примерах работ современных авторов.

Одна из ведущих художниц России, создающих артист-буки, — Юлия Бориссова. Она исследует темы памяти, идентичности и исторических нарративов через уникальные книжные формы. На её сайте представлено больше 10 изданий. Юлия активно вовлечена в культуру фотокниги и ведёт канал на Boosty, где берёт интервью у книжных авторов и делится полезной информацией.

В книге J.B. about men floating in the air 2015 года Юлия исследует темы полёта и свободы, используя образы мужчин, парящих в воздухе. На создание книги её вдохновила история двух американских лётчиков литовского происхождения, упомянутая в стихотворении Иосифа Бродского. Форма гармошки позволяет зрителю по-своему трактовать историю.

Книга Let Me Fall Again 2018 года продолжает тему свободы, истории и пересечения реального и нереального. Она посвящена одному из первых воздухоплавателей Чарльзу Леру, погибшему в 32 года при прыжке с парашютом. Юлия создаёт воображаемое путешествие, следуя за выступлениями Леру. Художница использует вставки, выполненные по принципам оригами. Издание выпущено тиражом в 239 экземпляров — столько прыжков совершил Леру.

Книги Юлии — сложные высказывания, трогательные и часто ироничные, собираются автором вручную и, как в случае со второй книгой, делаются под заказ.

«Я поняла, что хочу расширить рамки понимания медиума фотокниги, рассматривая её как скульптурное произведение, арт-объект. Все мои книжные проекты созданы таким образом. Мне было интересно найти способы, с помощью которых можно пригласить аудиторию не к пассивному просмотру книги, а к активному участию, даже создавая какие-то новые формы на основе существующей книги. Меня интересует, как через фотокнигу найти контакт со зрителями и дать им возможность сотворчества».

Из интервью Юлии Бориссовой для проекта Nizina

В шорт-лист Dummy Award 2024 попала книга художника Алексея Юренёва Seeing Against Seeing — визуальное и историческое исследование воспоминаний дедушки Алексея о Второй мировой войне, которыми он никогда не делился. Юренёв обращается к книге 1924 года немецкого анархиста и пацифиста Эрнста Фридриха «Война против войны», где собраны фотографии времён Первой мировой. С помощью нейросети фотограф трансформировал тысячи портретов солдат и добился поразительного сходства с изображениями из манифеста Фридриха.

Японская художница Моэ Судзуки победила в конкурсе фотокниг LUMA Rencontres Dummy Book Award Arles 2021 с книгой Sokohi. Автор документирует свою повседневную жизнь с отцом, постепенно теряющим зрение из-за глаукомы. Моэ смешивает фотографии из семейного архива со снимками, сделанными её отцом. В черновом варианте, dummy book, более широкая выборка фотографий, другая обложка и есть изготовленные вручную элементы: вклеенные фотографии и разные виды бумаги.

Главный художественный приём заключается в постепенном снижении чёткости фотографий и появлении «пробелов», иллюстрирующих процесс потери зрения. Записи отца тоже становятся всё менее различимыми. В финальном варианте книги, реализованном за счёт гранта конкурса в издательстве Choose Common, от этого приёма отказались, предположительно из-за сложной технологии создания «точек».

Изготовление книг художника может быть сложным, но не ограничивается только одним экземпляром. Несмотря на акцент на материальности, многие из них не создаются полностью вручную, а печатаются в типографии и собираются автором.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована