World Press Photo 2025: победители
Лучшие документальные снимки, сделанные в прошлом году.


Фото: Cinzia Canneri / Association Camille Lepage / World Press Photo Foundation
27 марта организация World Press Photo объявила победителей конкурса 2025 года. В список вошли 42 работы. Жюри выбрало их из 59 320 заявок, поданных 3778 фотографами из 141 страны.
В этом году лучшие кадры выбирали, разделив работы на шесть групп по географическому признаку: Северная и Центральная Америка, Южная Америка, Европа, Африка, Западная, Центральная и Южная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион и Океания. В каждой группе выбрали победителей в трёх номинациях: «Отдельные фотографии», «Истории» и «Долгосрочные проекты».
Мы публикуем работы, отмеченные в номинациях «Истории» и «Долгосрочные проекты».
Истории
«Кризис на Гаити»
Кларенс Сиффрой, France-Presse



После убийства президента Гаити Жовенеля Моиза в 2021 году в стране выросло число вооруженных банд и начался рост насильственных преступлений. Здесь действуют около 300 преступных группировок, контролирующих территорию, на которой проживают 2,7 миллиона гаитян. В фотопроекте показано, как этот кризис отражается на отдельных людях.
Жюри посчитало, что этот проект — мощное высказывание местного фотографа о проблеме.
«Место, где можно умереть»
Оливер Фарши



Серия о необычном доме в американском штате Вашингтон, куда приходят неизлечимо больные люди, чтобы провести свои последние часы перед эвтаназией. Автор исследует, почему некоторые люди выбирают встретить смерть в этом месте.
Жюри отметило, что проект снят с нежностью, заботой и вниманием к метафорическим деталям.
«Город сошёл с рельсов»
Ребекка Кигер, The Center for Contemporary Documentation, TIME



3 февраля 2023 года поезд Norfolk Southern сошел с рельсов в небольшом городке Ист-Палестайн в американском штате Огайо. В поезде находились опасные вещества, в том числе канцерогены. Фотопроект рассказывает о последствиях катастрофы и её продолжающемся влиянии на местное общество.
Жюри посчитало, что автор убедительно рассказала историю города, пострадавшего от корпоративной халатности, фокусируя внимание на упорстве его жителей в поисках справедливости.
«Худшие наводнения в истории Бразилии»
Аманда Масиэль Перобелли, Reuters



Невиданные наводнения в Бразилии в 2024 году привели к гибели 183 человек и экологической катастрофе. Более 600 000 жителей вынуждены были покинуть свои дома. Правительство объявило случившееся крупнейшей климатической катастрофой.
Учёные считают, что риск наводнений в регионе вырос в два раза из-за изменений климата. Если раньше стихийные бедствия подобной силы случались каждые 100–250 лет, то теперь они могут стать более частыми из-за ухудшения состояния окружающей среды.
Жюри отметило, что проект показал как огромные масштабы разрушений и экономические потери для страны, так и влияние катастрофы на жизнь отдельных людей.
«Засуха в Амазонии»
Мусук Нолте, Panos Pictures, Bertha Foundation



Уровень воды в Амазонке сильно упал из-за климатических изменений. Это угрожает биоразнообразию, влияет на всю экосистему и на жизнь местных сообществ, выживание которых зависит от реки. Люди сталкиваются с трудным выбором: отказаться ли им от своей земли в пользу жизни в городе? Отток людей в города навсегда поменяет социальную структуру этого региона. Фотопроект показывает конкретные последствия изменения климата.
Мусук Нолте создал убедительное визуальное повествование о быстро меняющейся реальности, отметили в жюри.
«Джайдэ»
Сантьяго Меса



Эмбера — кочевой коренной народ Колумбии, который исторически населял территорию вокруг реки Бохая. Многие эмбера мигрировали в Боготу, столицу страны, спасаясь от конфликта между военизированными формированиями Колумбии и в поисках возможностей.
В столице они сталкиваются с дискриминацией и живут в небезопасных условиях. По данным церкви Беллависта в Бохая, количество самоубийств в общине эмбера резко возросло: с 15 случаев в период с 2015 по 2020 год до 67 самоубийств и более 400 попыток к 2024 году. Фотопроект показывает жизнь женщин эмбера, пострадавших от этого кризиса.
«Мария»
Мария Абранш



Ана Мария Херемиас — сиделка и домработница в Португалии. Её история перекликается с опытом многих женщин по всей Европе. Ана Мария попала в Португалию из Анголы, когда ей было девять лет. Некие люди пообещали, что дадут девочке образование, а в итоге она провела более четырёх десятилетий, работая в чужих домах.
Рассказывая историю Аны Марии, фотограф Мария Абранш стремится побудить людей к размышлениям о привилегиях и отдаёт дань уважения своей героине и многим женщинам, подобным ей.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
Подписаться«Протесты в Грузии»
Михаил Терещенко, ТАСС



Фотограф ТАСС Михаил Терещенко снял серию о грузинских протестах. В ноябре 2024 года люди вышли на улицы городов по всей Грузии, после того как премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе объявил о приостановке переговоров о вступлении страны в Европейский союз.
«Ночные снимки показывают, как пиротехника стала новым городским оружием, и фиксируют динамику массовых протестов, поднимая вопрос о том, как демократические движения во всём мире реагируют на всё более милитаризованные действия полиции», — отметило жюри конкурса.
«Демократия умирает во тьме»
Рафаэль Хейгстер, Der Spiegel



Немецкая ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (AfD), которая называет себя «партией маленьких людей», добилась значительных успехов в 2024 году и получила 20,8% голосов на выборах 2025 года.
В 2024 году фотограф Рафаэль Хейгстер ходил на митинги AfD, чтобы увидеть что представляет собой партия.
Жюри посчитало, что эта история особенно значима на фоне роста популистских настроений в Германии и по всей Европе.
«Озеро затихло»
Обин Мукони



Киву — величественное озеро на границе Руанды и Демократической Республики Конго. Местные рыболовные общины столкнулись с неопределённостью. Изменение климата привело к частым штормам, потеплению воды и сокращению рыбных запасов. Озеро загрязняется пластиком и другими отходами, а на его дне обнаружены запасы метана. Всё это угрожает будущему хрупкой экосистемы. Фотопроект Обина Мукони — о сложных связях людей с их средой.
Жюри оценило глубину повествования, напоминающего зрителям о последствиях региональной нестабильности и ухудшения состояния окружающей среды.
«Молодёжное восстание в Кении»
Луис Тато, France-Presse



В 2024 году в Кении начались протесты против законопроекта о дополнительных налогах на повседневные товары. Их возглавили молодые кенийцы, организовавшие акции с помощью социальных сетей. 25 июня протестующие ворвались в парламент и столкнулись с полицией; многие из них были убиты, сотни людей получили ранения. Несмотря на то что власти страны отозвали законопроект, протесты продолжились: молодые люди требовали системных реформ.
Жюри назвало проект «мощным фотожурналистским рассказом о ключевом новостном событии года».
«Заклинатели слонов из Ливингстона»
Томми Тренчард, Panos Pictures, для NPR



В Замбии, в городе Ливингстон, засушливая погода и вторжение человека на земли, где традиционно обитали слоны, привели к сложной ситуации. Слоны проникают в Ливингстон в поисках еды, совершая набеги на фруктовые сады и огороды. Их преследуют и пугают местные жители, и такое взаимодействие представляет опасность. В 2024 году в городе от слонов погибло не менее одиннадцати человек. Группа волонтеров Elephant Response Team из трёх человек работает над тем, чтобы обеспечить безопасность и людей, и слонов.
Жюри посчитало, что снимки Томми Тренчарда «бросают вызов нашим представлениям о территории — задавая вопрос, вторгаются животные в среду обитания человека или наоборот».
«Больше никакой обезьяномании»
Чалини Тирасупа, Reuters



Лопбури, город в Таиланде к северу от Бангкока, считается «городом обезьян». Туристы стекались сюда, чтобы посмотреть на животных и покормить их фруктами. К 2020 году популяция обезьян достигла 3121 особи, но во время пандемии COVID-19 туристы исчезли.
Обезьяны стали агрессивными, нападали на горожан, воровали еду и устраивали драки. Жители безуспешно пытались отпугнуть их с помощью рогаток, а в апреле 2024 года власти начали программу стерилизации обезьян, чтобы вернуть ситуацию под контроль.
Жюри отметило, как Чалини Тирасупа подчеркнула в своей фотосерии смену ролей «агрессор — жертва», провоцируя подумать о меняющихся отношениях между людьми и дикой природой.
«Четыре шторма, двенадцать дней»
Ноэль Селис, Associated Press



Четыре последовательных циклона обрушились на Филиппины в течение нескольких дней в конце октября и начале ноября 2024 года. За тропическим штормом «Трами» последовали разрушительные тайфуны «Иньсин», «Тораджи» и «Усаги».
Эксперты полагают, что рост числа тайфунов на Филиппинах в последние годы связан с изменениями климата.
Фотопроект Ноэля Селиса, по мнению жюри, иллюстрирует, как люди в Юго-Восточной Азии всё больше привыкают к стихийным бедствиям.
«Нация в конфликте»
Йе Аунг Ту



Мьянма в течение десятилетий страдает от внутренних конфликтов. Последний из них — военный переворот 2021 года, приведший к революции. Фотограф Йе Аунг Ту пережил переворот 1988 года в возрасте шести лет и стал свидетелем повторения истории, когда его собственному сыну было шесть лет. С тех пор он путешествовал по стране, снимая различные повстанческие группы.
Жюри отметило преданность автора выбранной теме.
«Газа под израильской атакой»
Али Джадалла, Anadolu



Серия фотографий о последствиях израильской военной операции в секторе Газа. По данным ООН, больше 60% домов в секторе Газа разрушены, а 95% больниц не функционируют. Почти два миллиона человек покинули территорию из-за острой нехватки продовольствия, чистой воды и лекарств.
Али Джадалла — местный фотограф, документирующий конфликт. Как и многие, потерял из-за военных действий своих близких.
«Каждый раз, когда я фотографирую разрушенный дом, я вспоминаю свой. Каждый раз, когда раненых и погибших вытаскивают из-под обломков, я вспоминаю своего отца, братьев и сестёр», — говорит он.
«Страна не для женщин»
Киана Хайери, Fondation Carmignac



Правительство Талибана (движение «Талибан» объявлено в России террористической организацией и запрещено) в Афганистане лишает женщин доступа к образованию после начальной школы, запрещает им большую часть работы вне дома, а в некоторых регионах женщинам нельзя выходить из дома без мужчины-опекуна или с открытым лицом. Места, где женщины когда-то свободно собирались, — школы, парки, спортзалы, салоны красоты и офисы — теперь закрыты.
Несмотря на эти ограничения, афганские женщины находят способы сопротивления. Их неповиновение разворачивается за закрытыми дверьми: в домах, тайных классах и на частных праздниках.
Жюри отметило, что долгосрочный подход к проекту и тесное взаимодействие с героинями позволили Киане Хайери получить глубоко личные снимки, через яркие цвета, разнообразные текстуры и детали отражающие богатый внутренний мир каждой женщины. Эта жизнерадостность резко контрастирует с усиливающимися ограничениями их свобод.
«У теней уже есть имена»
Сэмюэль Накар, Revista 5W



Длительная гражданская война в Сирии достигла переломного момента 8 декабря 2024 года, когда пал 24-летний режим президента Башара Асада. Последовавшее освобождение заключённых противников правительства вскрыло масштабы систематических задержаний во время режима Асада.
Фотоистория Сэмюэля Накара снята в военной тюрьме «Седная». Работа привлекла внимание жюри деликатным подходом и яркой композицией каждого кадра.
Долгосрочные проекты
«Жизнь и смерть в стране без конституционных прав»
Карлос Баррера, El Faro, NPR



В 2022 году власти Сальвадора объявили в стране чрезвычайное положение. Закон о нём ограничивает права на свободу собраний и конфиденциальность общения. Эта мера была объявлена временной и объяснялась необходимостью борьбы с бандитизмом в стране. По состоянию на март 2025 года чрезвычайное положение в Сальвадоре продлевалось 35 раз. За эти годы тюрьмы в стране оказались переполненными, а лишение людей свободы стало нормой. Фотопроект сосредоточен на историях отдельных лиц и семей.
Жюри посчитало, что работа фотографа Карлоса Барреры, созданная с риском для жизни, убедительно показывает последствия авторитаризма.
«Тропы отчаянной надежды»
Федерико Риос



Фотопроект о мигрантах, пересекающих Дарьенский пробел, 100-километровый участок густых джунглей на границе Колумбии и Панамы. С 2021 года этим опасным маршрутом прошло более миллиона человек. Это афганцы, спасающиеся от правительства Талибана (движение «Талибан» объявлено в России террористической организацией и запрещено), венесуэльцы, бегущие от экономического кризиса, китайцы, спасающиеся от авторитаризма, и многие другие — люди, движимые стремлением к лучшей жизни.
Многие из них так и не добираются до цели. Те, кому это удается, оказываются лишь в начале другого трудного путешествия — через Центральную Америку и Мексику в Соединённые Штаты.
«Дома пахнет дымом»
Алёна Кардаш, DOCKS Collective, for Stern Magazine



Россиянка Алёна Кардаш, живущая в Германии, сняла работу — размышление о потере дома и о любви к «людям, которые верят в другую версию реальности» после 24 февраля 2022 года.
«Фотограф визуально передаёт свою грусть из-за отношений с семьёй, находящейся под влиянием государственной пропаганды, столкнувшись с универсальной дилеммой о том, как поддерживать контакт с близкими, находящимися под контролем государства», — прокомментировали выбор члены жюри.
«Женские тела как поля битвы»
Чинция Каннери, Association Camille Lepage



В 2017 году Чинция Каннери начала документировать опыт женщин, спасающихся от репрессий со стороны правительства Эритреи. С началом войны на севере Эфиопии в 2020 году она также стала снимать женщин, спасающихся от вооруженного вторжения. Обе группы подвергались систематическому насилию — изнасилованиям и пыткам. Из-за социальной стигмы, ограниченной медицинской помощи и затруднённого доступа журналистов к местам событий этот факт остаётся недостаточно освещённым в СМИ.
«Этот проект предоставляет голос женщинам, пострадавшим от войны в регионе на границе Эритреи, Эфиопии и Судана, с замечательной глубиной и заботой», — комментирует свой выбор жюри.
«Пули не знают границ»
Эбрахим Алипур



Колбари — это люди, нелегально перевозящие товары из Ирака и Турции в Иран. Иранское правительство запрещает импорт многих товаров, чтобы защитить местных производителей и избежать оттока иностранной валюты в условиях западных санкций. Многие из колбари — иранские курды, вынужденные искать способ заработка в условиях безработицы. Рискуя жизнью, они пешком доставляют через границу бытовую технику, мобильные телефоны и одежду. Многие из них считают свою работу законной, так как не признают государственных границ, разделяющих представителей одного народа.
Жюри посчитало, что проект детально показывает комплексные последствия экономических санкций.
«Те Уревера — живой предок народа таху»
Татьяна Чипсанава, Pulitzer Center, New Zealand Geographic



Народ нгаи-таху из региона Те Уревера в Новой Зеландии сохранил свою самобытность. Таху никогда не теряли связи со своим языком и культурной идентичностью. В 2014 году правительство Новой Зеландии дало таху возможность управлять исконными землями в соответствии с их культурными ценностями. Недавно правительство приняло изменения, которые таху рассматривают как отмену прогрессивной политики в отношении коренных народов. Фотопроект рассказывает о том, как они продолжают бороться за самобытность.