Субъективно: автопортрет и дневник в фотографии
Как фотографы сделали сюжетом собственную жизнь. Отрывок из книги Эммы Льюис «...измы. Как понимать фотографию».


Иллюстрация: Ad Marginem Press / Polina Vari / Skillbox Media
18+
Статья содержит упоминания наркотиков и насилия, фото со сценами курения.
В фотографии становится всё больше личного, замечают преподаватели фотошкол и кураторы. Пытаясь проанализировать свой жизненный опыт, художники часто прибегают к изображению самих себя. Разбираться с особенностями художественного подхода, в котором герой снимка и его автор — один человек, мы начинаем с помощью «путеводителя по фотографии» — вышедшей в Ad Marginem книги писательницы и куратора Эммы Льюис «…измы. Как понимать фотографию».
С разрешения издательства публикуем отрывок из раздела «Постмодернизм. 1950–1990-е».
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить ?
Автопортрет и идентичность
В 1970-х годах фотографы начали использовать реквизит, обращаясь к маскараду и актёрской игре в качестве протеста против навязываемых извне представлений об идентичности.
Ключевые имена: Франческа Вудман (1958–1981); Роберт Мэпплторрп (1946–1989); Ширин Нешат (род. 1957); Джиллиан Уэринг (род. 1963); Самуэль Фоссо (род. 1962).
Ключевые слова: гендер; маскарад; постмодернизм; раса; сексуальность.
Ещё в 1930-х годах Клод Каон и Марсель Дюшан фотографировались в одежде и макияже, свойственных противоположному полу, атакуя традиционные концепции мужественности и женственности.

Фото: Man Ray / Philadelphia Museum of Art

Фото: Claude Cahun / MoMA
В 1970-х годах автопортрет стал средством исследования постмодернистских теорий идентичности, гендера, сексуальности и расы.
Синди Шерман и Эдриан Пайпер в контексте квир-теории и теории феминизма обращались к маскараду и театральности для стирания понятий гендера, а Ханна Вильке, Джо Спенс и, в 1980-х годах, Роберт Мэпплторп использовали своё собственное тело для исследований на тему физического здоровья и политической критики.

Фото: Cindy Sherman / MoMA

Фото: Adrian Piper Research Archive Foundation Berlin

Фото: Hannah Wilke / Whitney Museum of American Art

Фото: Jo Spence / The Image Centre

Фото: Robert Mapplethorpe / Galerie Thomas Schulte
Оттолкнувшись от этих начинаний, фотографы начали обращаться к вопросам расовой и духовной идентичности. Так, Ширин Нешат и Лайла Эссаиди создают психологичные портреты-исследования о роли женщин в строгих религиозных культурах. Самуэль Фоссо и Лайл Эштон Харрис, используя реквизит и придумывая постановочные сценарии, показывают, что студийный портрет способен как подчеркнуть, так и подорвать культурную идентичность.

Фото: Shirin Neshat / Galeria Filomena Soares

Фото: Lalla Essaydi / Edwynn Houk Gallery

Фото: Samuel Fosso / MoMA

Фото: Lyle Ashton Harris / David Castillo Gallery
Многие фотографы предпочитают изучать свою личность и своё художественное кредо со стороны. Джиллиан Уэринг создаёт масштабные цветные фотографии, где сама же выступает в роли модели, или фотографирует художников и членов своей семьи, в то время как Ли Фридлендер снимает себя всю жизнь, часто в виде тени или отражения. Другие, в частности Борис Михайлов, Эрвин Вурм, Франческа Вудман, Анна и Бернард Блум, принимают необычные позы, иногда в духе бурлеска, или фотографируются в странных местах.

Фото: Gillian Wearing / Statens Museum for Kunst

Фото: Lee Friedlander / Fraenkel Gallery

Фото: Boris Mikhailov / GAM Palermo

Фото: Erwin Wurm / Galerie Thaddaeus Ropac

Фото: Francesca Woodman / Danziger Gallery

Фото: Anna & Bernhard Blume / VAN HAM Kunstauktionen
Автопортрет сохраняет своё важное культурное, социологическое и политическое значение. В 2010-х годах его начали переосмыслять художники, изучающие селфи и их роль в повседневной жизни.

Фото: Gillian Wearing / VERBUND COLLECTION

Фото: Francesca Woodman / Tate

Фото: Boris Mikhailov / VG-Bild-Kunst Bonn

Фото: Robert Mapplethorpe / Guggenheim Museum

Фото: Shirin Neshat / The Metropolitan Museum of Art

Фото: Samuel Fosso / MoMA

Читайте также:
Дневники
Сторонники этого направления используют камеру, чтобы документировать свою повседневную жизнь, как другие — дневник.
Ключевые имена: Нобуёси Араки (род. 1940); Ричард Биллингем (род. 1970); Нэн Голдин (род. 1953); Ларри Кларк (род. 1943); Эд ван дер Эльскен (1925–1990).
Ключевые слова: автобиографичность; интимность; систематичность; субъективность.
Документальная фотография в послевоенные годы набирала популярность, и в рамках развития субъективного подхода фотографы всё чаще выбирали в качестве сюжета свою собственную жизнь. Одним из ключевых ранних примеров является фотоальбом Эда ван дер Эльскена «Любовь на левом берегу» (1954). Эта снятая крупным планом сексуально заряженная история в жанре художественного нарратива, разыгранная друзьями автора, представляет собой информативную экскурсию в мир молодёжной субкультуры битников.
Зернистые чёрно-белые фотографии Эльскена были эстетически близки работам его современников из Японии. Эйко Хосоэ, с которым Эльскен общался в 1960-х годах, придерживался индивидуального экспрессивного стиля, который также прослеживается в близких к эстетике потока сознания работах Нобуёси Араки, Дайдо Мориямы и Такумы Накахиры. Араки с начала 1960-х годов обсессивно документирует с помощью камеры каждую деталь своей жизни. Так, в фотоальбоме «Сентиментальное путешествие / Зимнее путешествие» (1991) он рассказывает свою историю любви, а затем делится болью от потери жены, а в «Псевдодневнике» (1980) играет с функцией камеры по записыванию даты, подрывая представление о том, что дневниковые фотографии априори честны.

Фото: Eikoh Hosoe / MoMA

Фото: Nobuyoshi Araki / MoMA

Фото: Nobuyoshi Araki / Single Eyelid Books

Фото: Daido Moriyama / The Photographers Gallery

Фото: Takuma Nakahira / Yossi Milo Gallery
Тем временем в США развивалась более острая версия дневниковой фотографии. И по сей день не утихают споры о двух сериях фотографий Ларри Кларка — «Талса» (1971) и «Подростковое вожделение» (1983). Их составляют дерзкие портреты друзей Кларка из Оклахомы, на которых те принимают наркотики, занимаются сексом и совершают насилие. Ещё одна известная представительница подхода, близкого Кларку, — Нэн Голдин. Благодаря серии «Баллада о сексуальной зависимости», создаваемой с 1979 года по настоящее время и состоящей из повседневных снимков на тему взлётов и падений в личной жизни, за Голдин закрепилась репутация фотографа, мастерски документирующего частную жизнь.

Фото: Larry Clark / The Art Institute of Chicago

Фото: Larry Clark / Weatherspoon Art Museum

Фото: Nan Golding / MOCA
Голдин оказала значительное влияние на младшее поколение фотографов, работавших в 1990-х годах, в частности на Ричарда Биллингема с его серией «Рэй смешной» (1990–1996). Биллингем использовал самую дешёвую плёнку, какую смог найти, для этого неприукрашенного и честного рассказа о своей семье и её повседневной жизни. Того же подхода придерживались в своих постановочных или полупостановочных фотографиях Коринн Дэй, Вольфганг Тильманс и, позже, Райан Макгинли.

Фотографируя себя и своих друзей, Голдин демонстрирует честность и силу, не поддаваясь ностальгии и не оставляя зрителю повода делать предположений о её жизни, — ведь она всё рассказывает сама. «Баллада о сексуальной зависимости» — значимое исследование на тему отношений между мужчиной и женщиной
Фото: Nan Golding / Tang Teaching Museum

Фото: Richard Billingham / Anthony Reynolds Gallery

Фото: Corinne Day / Galerie Gimpel & Müller

Фото: Wolfgang Tillmans / David Zwirner

Фото: Ryan McGinley / Team Gallery

Фото: Nobuyoshi Araki / Adhikara Art Gallery

Фото: Richard Billingham / Galerie Jennifer Flay

Фото: Corinne Day / Gimpel Fils

Фото: Wolfgang Tillmans / MoMA

Фото: Ed van der Elxen / Rijksmuseum

Фото: Larry Clark / Whitney Museum of American Art