В галерее Pennlab проходит выставка «Умри, замри, воскресни» Юлии Павловой
Успейте посмотреть до 11 апреля 2024 года.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/d29/d29abd74382738cc3700b4e7abff10cf/c7e32fb6a061ac05c0f4928c9ce1459a.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/d29/d29abd74382738cc3700b4e7abff10cf/c7e32fb6a061ac05c0f4928c9ce1459a.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
С 6 марта в галерее Pennlab на Винзаводе проходит выставка проекта «Умри, замри, воскресни» художницы Юлии Павловой. В экспозиции представлены фотографии, коллажи, скульптурная группа и видео-арт. Идея проекта — найти путь духовного спасения в турбулентные и сложные времена. Автор ищет этого спасения в материнстве и искусстве.
![](/upload/setka_images/10100308042024_c2fc3cad45e4179e3f2d1a19f490a345374b199e.png)
Источником вдохновения для художницы был театр абсурда — зародившийся в середине ХХ века, он стал реакцией на тотальную войну, лагеря смерти, оружие массового уничтожения и террора. Герой абсурдизма — всегда объект, марионетка, лишённый воли. Образы — гротескные, странные: жизнь в абсурдистском искусстве становится нелепым кошмаром, а смерть — игрой.
Название проекта отсылает к игре. «Умри!» — командует ведущий, и участники игры замирают в нелепых позах. «Воскресни!» — и игроки оживают. Примерно так мы ведём себя, когда жизнь становится слишком страшной, чтобы продолжать жить как ни в чём не бывало. Мы замираем в нелепых позах.
Работая над проектом, художница снимала своих детей. Вместе они создали собственный театр, в котором герои не задают вопросов и не трактуют реальность — они принимают её как есть. Это делает их счастливыми.
Концепция проекта
![](/upload/setka_images/10100508042024_b629b7dc02fe6f5723da7d5f3dd63eb28fb5f3e4.jpg)
Умри, замри, воскресни! Игроки начинают хаотично двигаться, бегать, прыгать. «Ночь наступает — всё замирает», — говорит ведущий. Игроки замирают. Ведущий выбирает игрока и просит рассказать о его позе — что он может в ней делать? Затем ведущий говорит: «День наступает — всё оживает». Игра продолжается.
К игре обращались многие классики. Был среди них и Альбер Камю.
Писатель задавался вопросами: как быть разумными существами в иррациональном мире? как осмыслить мир, который не имеет смысла? В качестве возможного ответа Камю предлагал придумать свои правила игры.
Итак, игра — это способ выживания в абсурдные времена. Но кто играет в игры? Конечно же, дети. Взрослые, безусловно, тоже играют, но героями проекта Юлии Павловой стали именно дети.
![](/upload/setka_images/10154508042024_181cbb31e4238c1c11b385d01e6dcc075479973d.jpg)
Дети умеют прощать, любить, надеяться и мечтать. А ещё они верят в добро и чудеса и воспринимают мир всем своим существом, без остатка. Для детей игра и есть сама жизнь: в ней звери могут говорить, деревья — страдать, а солнце — смеяться.
Но чем старше становятся люди, тем больше они понимают и тем меньше воспринимают. Взрослые не расстаются с тревогами. Они заберут их с собой даже в монастырь, если решат удалиться от мира, а вместе с тревогами возьмут обиды, злость и весь багаж страстей.
![](/upload/setka_images/10100508042024_aadc6dada1c2b47a57ee8a782537d4bcc1e79599.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
Кажется, что, пока взрослые стараются рассудочно осознать происходящее и взять под контроль то, что от них не зависит, дети уже нашли выход. Они живут сегодняшним днём, проживая каждую эмоцию, будь то горе, отчаяние, радость, — и утром следующего дня начиная снова. Дети знают секрет счастья: нам уже дана полная чаша, и надо просто донести её и не расплескать.
Художница обращается к Евангелию от Матфея. Вот одна из цитат, которая раскрывает смысл работы:
«Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».
Смыслы
![](/upload/setka_images/10100508042024_3a13088d023e9f50b6d7dd9d789d9ee05e51ab28.jpg)
«Первоначальной интенцией было сделать работу о духовном спасении, — говорит Юлия Павлова. — Именно поэтому я много читала о христианстве, а именно о православии. Изучала, как эту тему раскрывали другие авторы. Например, Юрий Норштейн в книге „Снег на траве“ пишет про иконы так:
„Мы настолько иссушили свои чувства и мозги, что ищем во всём сакральный смысл. Но есть ещё и чувственная сторона. Вы когда-нибудь видели, как жеребёнок сосёт свою мать?“»
![](/upload/setka_images/10100408042024_a21449561049939422c6ccf788bc0c1c90d933e0.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
![](/upload/setka_images/10100508042024_67e34c602f3338613896d5e163d290f14fdaa52e.jpg)
Вместе с детьми Юлия рисовала образы разных животных, например рыбу. Животное выбрано не случайно: первые христиане часто изображали рыбу на стенах катакомб. Так они аллегорически передавали образ Христа. Слово «рыба» (ихтис; Ίχθύς) — акроним, он состоит из начальных букв имени «Иисус Христос» (Ἰησοῦς Χριστός). Образ рыбы встречается в фотографиях прямо и косвенно, в виде мальков.
![](/upload/setka_images/10100408042024_4bee5bc7607f7bd29ea700220550e2abce458536.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
![](/upload/setka_images/10100408042024_a3b94f39d302de69071e0ddb4b99c14337af80c2.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
Коллажи
«Я решила продолжить ряд коллажей. Коллаж — это всегда игра, и он поддерживает концепцию проекта. Некоторые коллажи мы делали вместе с детьми», — рассказывает художница.
![](/upload/setka_images/10100408042024_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
![](/upload/setka_images/12124808042024_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
По словам Юлии, она вдохновлялась собранием икон Новгородского музея-заповедника. Зелёный цвет в иконе символизирует жизнь. Красный — цвет гнева на грешников, с одной стороны и чистота с другой. Синий символизирует небо и стремление к Богу.
![](/upload/setka_images/10100608042024_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
![](/upload/setka_images/10100508042024_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
![](/upload/setka_images/10100508042024_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
![](/upload/setka_images/10100508042024_b76bc71fa80c20942ed01e19c21ead7b69ad6b89.jpg)
![](/upload/setka_images/10100608042024_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
![](/upload/setka_images/10100508042024_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
Кукольный театр
На эти фотографии художницу вдохновило литературное творчество Льюиса Кэрролла. Логика его известных произведений про Алису или про таинственного Снарка абсурдна: события часто никак не связаны между собой, персонажи нелепы, а их поведение и существование в целом бессмысленны.
![](/upload/setka_images/10100508042024_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
![](/upload/setka_images/10100508042024_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
![](/upload/setka_images/10100508042024_b200d8bc76303a5287d3954213dd40d331052ae4.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
Скульптура
![](/upload/setka_images/10101508042024_178ae943fb180dbd85da113c997e71d410f43eb6.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
![](/upload/setka_images/10101408042024_acb3891951eada938d821fe8c18ea10c2884033f.jpg)
![](/upload/setka_images/10101408042024_00ef4ecbef33723c9293d85ddb5e396ecc049496.jpg)
![](/upload/setka_images/10101408042024_6ed0b04ccb1af0573cd045b2bd21a60938919582.jpg)
![](/upload/setka_images/10101408042024_d879e3a09b3d33248cfb9e16b5b5b31c5891b3f5.jpg)
![](/upload/setka_images/10101408042024_1b9538555bc8b6bb16a0625a682661edb953ea1c.jpg)
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
Книга
На выставке также представлена книга художницы, в которой раскрыты концепция и идея проекта.
«Я вдохновлялась старыми театральными брошюрами, афишами и либретто. Поэтому форма книги вытянутая. А ещё я хотела совместить игру и театр и включить детей в работу», — объясняет художница.
![](/upload/setka_images/10101408042024_5d2552f3c147808bd3c9149b748f69964400c85d.jpg)
В игре правила звучат так: «Ночь наступает — всё замирает!», «День наступает — всё оживает». Книга поделена на главы, как пьеса — на сцены, и каждая глава посвящена отдельному действию игры.
![](/upload/setka_images/10101408042024_7b6ae682f40573d2c3c9364d21893c206fdb58bd.jpg)