10 фотопроектов в жанре трукрайм
Знакомство с английскими гангстерами, поиск контрабанды и поездка по следам ангарского маньяка.


Кадр: фильм «Стрингер» / Open Road Films
Трукрайм (от английского true crime, «настоящее преступление») — жанр, в котором авторы кино, подкастов, рассказов и других произведений обращаются к реальным криминальным историям. Фотография — не исключение.
«Крыша»
Марина Истомина
Фотограф Марина Истомина сделала проект о нулевых на основе реальной криминальной истории, воспоминаний из детства и архивных снимков.

Весной 2003 года в перестрелке на трассе недалеко от города Усть-Кут Иркутской области погиб лидер местной организованной преступной группировки по прозвищу Король. Услышав новость, 10-летняя Марина начала искать взглядом собственного снайпера. Король был крышей многих частных предпринимателей, в том числе отчима девочки.
«Я бывала в доме Короля, я помнила печку в углу и большие иконы на стенах. Я знала арку, в темноте которой пропал его брат. Я слышала неистовый плач его матери. Я никогда не видела таких высоких могильных плит. Страх изводил меня, заползал под кожу. Дома я рассчитывала, откуда меня будет проще убить, и следом начинала искать укрытие. Я готовилась. Мне казалось, что произошедшее обязательно оставит свой след, возможно, уже оставило, и я просто не могу его обнаружить. Одно преступление неизменно ведёт к другому, и я чувствовала себя свидетелем, от которого необходимо избавиться».
Из описания проекта
Помимо собственных фотографий, автор включила в работу 2000 снимков 1993–2003 годов из архивов жителей Усть-Кута. Они призваны составить картинку воспоминаний о нулевых.
«Образ действия»
Наталья Шульгина
В 1990-е в Самарской области орудовал серийный убийца. Он действовал у так называемой Дороги любви — это окружённое лесом местечко, куда часто приезжали парочки в поисках уединения.
Мужчина, прозванный Лесным маньяком, дожидался, пока кто-то из влюблённых выйдет из автомобиля, и нападал на него с ножом, а после направлялся к оставшемуся в машине. Жертвами маньяка стали не меньше 10 человек.

Годы спустя фотограф Наталья Шульгина попыталась переосмыслить обросшую слухами историю. Она сделала ряд постановочных кадров в лесу у Дороги любви и исследовала открытые источники: журналистские материалы о маньяке и соцсети местных жителей. Часть информации автор обработала с помощью нейросетей.
«…в Самаре есть городские легенды вокруг этой истории с маньяком — охотником на влюблённых. Отчасти эти мифы будто романтизируют совершённые преступления. Я обратилась к искусственному интеллекту, чтобы показать этот процесс мифологизации образа серийного убийцы. Нейросети, к примеру, сгенерировали портреты маньяка на основе реальных фотороботов, и изображения получились совершенно разные».
Из интервью Натальи Шульгиной
«Ангарский маньяк»
Анастасия Чистякова
Фотограф Анастасия Чистякова побывала в местах, где совершал свои преступления экс-полицейский Михаил Попков, известный как ангарский маньяк.
С 1992 по 2010 годы Попков совершил на территории Иркутской области десятки убийств. На сегодня следствию удалось доказать его причастность к 86 преступлениям.

Попков предлагал женщинам подвезти их на своей «Ниве», увозил в лес, насиловал и убивал.
Анастасия Чистякова задокументировала места, где преступник жил, работал, выслеживал своих жертв и оставлял их тела.
«Фирма»
Джослин Бэйн Хогг
Англичанин Джослин Бэйн Хогг несколько лет снимал жизнь британской криминальной группировки The Firm.

В 1997 году на журналистском задании фотограф познакомился с одним из бандитов и понял, что получил шанс заглянуть в закрытый и пугающий мир гангстеров. Хоггу удалось получить у банды разрешение на съёмку. Фотограф считает, что смог сделать такие резонансные снимки благодаря честному подходу к работе.
«С самого начала я дал им понять, что не хочу снимать то, какими они выставляют себя, — никаких постановочных кадров, никакой сопричастности. С первого дня я показывал им фотографии, продолжая запечатлевать их жизнь во всём её уродстве. Таким образом не осталось места для споров и компромиссов. Вскоре я понял, что им даже нравится быть представленными так жёстко и реалистично».
Из интервью Джослина Бэйна Хогга
«Контрабанда»
Тарин Саймон
В 2010 году американка Тарин Саймон провела рабочую неделю с сотрудниками таможни США. Фотограф снимала каждый предмет, конфискованный у пассажиров в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Всего она сделала 1075 фотографий.

Помимо оружия, табака и подделок вещей известных брендов, на снимки попали пенис оленя и живые улитки, запрещённая к перевозке колбаса и контрафактные матрёшки.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
Подписаться«О тюремных камерах»
Юрген Хилл
Фотопроект немецкого автора Юргена Хилла — это девять снимков тюремных камер, сделанных в исправительных учреждениях Германии.
Фотограф выбрал строго документальный подход. Верхняя точка съёмки подчёркивает беспристрастность автора. Хилл ничего не убирал и не добавлял к интерьеру — все вещи на тех местах, где оставлены хозяевами.

Серия получила первый приз на Европейском конкурсе архитектурной фотографии с темой «Любимые места». Жюри отметило, что решение может показаться циничным, однако заключённые «придали камерам максимально индивидуальный вид, чтобы те могли показаться любимым местом хоть на время».
«Любимое место — это то место, которое человек выбирает сам, а не то, которое для него определено. Оно предполагает свободный выбор. Но свобода дана не всем. Те, у кого её нет, вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам, обустраивая для себя пространство».
Из описания проекта
«Глубоко под кожей. Взгляд за татуировки»
Стивен Бёртон
Начиная проект о гангстерских татуировках, Стивен Бёртон собирался просто сделать фотографии «до» и «после». Он снимал бывших членов бандитских группировок в Лос-Анджелесе, а затем ретушировал их фотографии, удаляя все татуировки.
Показывая героям обработанные фотографии, Бёртон увидел, насколько эмоциональным оказывался для них этот момент. Люди делились с фотографом своими чувствами и рассказывали истории из жизни.

Для тех, кто решил бросить преступный мир, татуировки, служившие знаками принадлежности к бандам и когда-то защищавшие своих владельцев, стали преградой на пути к новой жизни.
Бёртон записал рассказы экс-преступников на видео, а также включил их в свою книгу.
«Я надеюсь, что этот проект поможет показать человеческое лицо тех, кого зачастую демонизируют в обществе. Проект предоставляет им возможность рассказать о себе, своих семьях, планах на будущее и о том, что для них значат эти татуировки. В то же время он даёт представление о том, какие препятствия люди должны преодолеть, чтобы вернуться в общество».
Из описания проекта
«Об изнасиловании»
Лайя Абриль
«Об изнасиловании» — вторая часть большого проекта «История мизогинии» каталонской художницы Лайи Абриль.
Абриль выбрала эту тему, узнав из новостей историю 18-летней жительницы Испании, которая подверглась групповому изнасилованию. Суд признал пятерых мужчин виновными только в сексуальном абьюзе (sexual abuse) — менее серьёзном с точки зрения закона преступлении, чем изнасилование. Защита утверждала, что сделанное преступниками 96-секундное видео, на котором девушка замерла с закрытыми глазами, — доказательство её согласия. Это дело вызвало протесты женщин по всей Испании.

Лайя Абриль пытается понять, почему правоохранительные органы и судебные структуры по всему миру не только недостаточно защищают жертв насилия, но и поддерживают устоявшиеся в обществе стереотипы о сексуализированном насилии. Художница смещает визуальный фокус с жертв на институции, чтобы не подпитывать культуру обвинения пострадавших.
«Цвет насилия»
Сергей Строителев
Работая фотожурналистом, Сергей Строителев наблюдал, как на улицах российских городов местные жители оскорбляют приезжих за внешность и цвет кожи, намеренно провоцируя конфликты. В проекте «Цвет насилия» фотограф исследует природу этой проблемы. С 2016 по 2020 год он работал над темой, сосредоточившись на Москве и Московской области.
Проект состоит из трёх частей. Первая часть — это портреты и рассказы мигрантов, подвергшихся нападениям на расовой и национальной почве. Все герои на снимках скрыты сигнализирующим об опасности красным цветом.

Вторая часть — попытка определить психотип нападавших. Строителев составил фотороботы преступников со слов жертв нападений, а затем обратился к психологу для анализа изображений.
В третьей части проекта Строителев исследует места нападений. По данным правозащитников, большинство преступлений на почве расовой ненависти происходит в Подмосковье с 19 до 23 часов вечера. Фотограф посетил несколько таких точек, спрашивая прохожих об их отношении к приезжим.
«Цвет насилия — красный, как наша кровь».
Из описания проекта
«Превышение полномочий»
Игорь Скабелин

Игорь Скабелин обращается к теме пыток в российской правоохранительной системе.
«Мои фотографии представляют собой постановочные съёмки обыденных предметов, размещённых в бытовых условиях. По рассказам жертв полицейского произвола и материалам возбуждённых уголовных дел, аналогичные изображённым предметы использовались для пыток».
Из описания проекта

Читайте также: