«Сокровищница»: фотопроект о мифологии места
Художница Наташа Лозинская ищет ответы на внутренние вопросы в вятских легендах и сказках.
Фото: Наташа Лозинская
Наташа Лозинская занимается документальной фотографией около пяти лет, и почти все её фотоистории связаны с российской глубинкой. Но «Сокровищница» — особенная для автора работа, некая попытка вернуться в своё детство, прошедшее в Кировской области.
Наташа живёт и работает в Санкт-Петербурге, а родилась в городе Кирове, который предпочитает называть по-старому Вяткой.
«Сейчас, во взрослом возрасте, я возвращаюсь сюда снова и снова в поисках утраченных воспоминаний и забытого мироощущения, наполненного персонажами волшебных сказок и приключениями. Путешествуя по истории и территории своей малой родины, я собираю визуальный путеводитель по стране чудес, которую я потеряла и которую хочу заново воссоздать».
Из описания проекта
Желание исследовать свой родной регион возникло давно, и автор очень осторожно подбиралась к этой теме. Решение изучить тему в контексте волшебных историй выросло из любви к литературе: Наташа — выпускница Литературного института.
«Через мифологическое и игровое мы можем найти своё место в российской культуре и истории, исследовать собственную принадлежность к коллективному прошлому и настоящему, переступить границы между реальным и выдуманным, которые в последнее время кажутся очень зыбкими».
Из описания проекта
В фотопроект вошли 20 кадров, но работа над ним ещё продолжается. В планах у художницы выпустить фотокнигу.
«Проект сделан на стыке документалистики и арт-фотографии. Какие-то кадры документальные, например снимки крестного хода. Великорецкий крестный ход проводится каждый год именно в Кировской области. Это довольно яркое событие. Я ходила вместе с паломниками и снимала их. Но большая часть фотографий проекта постановочная», — рассказывает Наташа.
Создавая постановочные кадры, художница брала за основу какую-то местную легенду — например, про снежного человека или вятскую кикимору. Она придумывала, как с помощью фото можно показать этих персонажей в соответствии со своим художественным видением.
«У меня был план съёмок — большая часть кадров придумана заранее. Но есть и сделанные случайно, когда в твой план вдруг вмешивается реальность. Нередко такие случайные кадры получаются даже лучше запланированных», — говорит художница.
«Сокровищница» сделана без цифрового вмешательства: есть только минимальная постобработка снимков.
Работая над проектом, художница хотела понять, что такое вятская идентичность? Что такого есть в этом крае, чего нет нигде? И пришла к удивившим её выводам.
«Я довольно долго искала определение вот этой вятской идентичности. И в какой-то момент поняла, что её как таковой не существует с точки зрения истории края, — говорит Наташа. — Эта местность — такой срединный срез российской действительности в целом, а житель Кировской области — достаточно типичный представитель средней полосы России. Там нет коренных народностей, нет ярких особенностей конкретно этого региона. Поэтому для себя вятскую идентичность я определила через сказочность этих мест».
Именно в местном фольклоре художница увидела отличительные черты региона. В Кировской области, например, есть места, где люди до сих пор ищут следы снежного человека, приходят в так называемые места силы и обращаются к ним за помощью.
«Сокровищница» для автора — это путь домой и возможность сохранить немного детское восприятие действительности.
«В процессе создания этого проекта я будто возвращаю себе своё внутреннее „я“, — говорит она. — Уже довольно давно я не живу в Кировской области, но приезжаю туда снимать эту историю. Поиск себя и своей идентичности ещё продолжается, и, возможно, это возвращение закончится вместе с проектом».
Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
ПодписатьсяЧитайте также: