15 лучших фотокниг 2024 года
По версии проекта про российский самиздат Nizina.
Фото: Photobook Week Aarhus Dummy Awards
Список российских и зарубежных авторских книг 2024 года, на которые стоит обратить внимание, по мнению Кристины Сергеевой и Оксаны Сазоновой из команды популяризаторов культуры самиздата Nizina.
«Положите её на спину»
Ройсин Уайт
Книга Lay Her Down Upon Her Back, «Положите её на спину», ирландской художницы Ройсин Уайт — о недоверии к женской боли и дискомфорту, которым пронизано отношение врачей на протяжении долгих лет.
Речь идёт о методе лечения 1880-х годов, известном как rest cure, или «лечение покоем». Его применяли при нервных расстройствах, в случае с женщинами объединённых одним словом «истерия». Программа была следующей: постельный режим до шести месяцев, принудительное кормление, изоляция и в некоторых случаях электричество.
Содержание книги многослойно: это современные снимки, где позирует сама Ройсин, найденные архивные фотографии, графика художницы, истории женщин и выдержки из художественной литературы, а также тактильный слой, изображающий обои. «Жёлтые обои» — это новелла, опубликованная в 1892 году Шарлоттой Перкинс Гилман, одной из женщин, которую лечили с помощью rest cure. Её произведение стало классикой феминистской литературы. Жёлтые обои «кричат» о пренебрежении к здоровью — для насыщенности цвета в краситель раньше добавляли мышьяк, что медленно отравляло людей.
Метод «лечения покоем» остался в прошлом, но его наследие в медицине сохраняется и сегодня, считает автор книги. Женщинам годами не диагностируют эндометриоз, поскольку нервозность, анемия и боли часто воспринимаются как особенности женского организма. От таких симптомов нередко советуют избавляться без поиска причины — это всё тот же магически «исцеляющий» постельный режим и немного терпения и таблеток.
«Территория кочевников»
Гийом Хольцер
Territoire Nomade, «Территория кочевников», — книга ручной работы с многослойным процессом печати родом из XIX века. Он основан на светочувствительности дихроматов, что делает каждый экземпляр книги уникальным: а их всего тридцать. Тонкая японская бумага наполняет страницы воздухом благодаря своей прозрачности и лёгкости.
Французский автор Гийом Хольцер снимает жизнь общин баджао и бугис в небольшой индонезийской деревне на острове Комодо. Много лет они борются за сохранение коралловых рифов и расширение прав и возможностей местных обществ. Автор дополняет историю своими зарисовками и записями.
Книга поднимает актуальные темы: взаимосвязь идентичности и места; границы нашей мобильности или их отсутствие. Автор исследует концепцию детерриторизации — ослабления связей между местом и его культурой из-за перемещения культурных субъектов и объектов за пределы территории.
«Красота — это валюта»
Франческа Бергамини
Использование ретуши на снимках: сужение овала лица, удаление родинок и родимых пятен, растяжек и всего того, что отличает нас от пластиковых манекенов, — это всё равно что содрать с себя кожу и приклеить новую, считает концептуальный фотограф Франческа Бергамини.
Изображения кусочков мяса задают ритм её книге Beauty is a Currency, «Красота — это валюта», став отсылкой к багровому родимому пятну на лице автора и метафорой уязвимости её положения в социуме.
Не всегда люди умеют и знают как реагировать на непривычную внешность. Франческа использует технологии искусственного интеллекта, чтобы показать, что программы точно так же теряются, сталкиваясь с изображением лица, половину которого покрывает родимое пятно. Готово ли общество назвать красивым или принять как норму то, что выбивается из условных стандартов, но не несёт вреда здоровью?
«Каким я обнаружил его. Дом моей матери»
Рассел Харт
As I Found It. My Mother’s House, «Каким я обнаружил его. Дом моей матери», — история про угасание, рассказанная через мир вещей. Американский фотограф Рассел Харт снимает опустевшие комнаты дома своей матери, страдающей от деменции. Фотограф перебирает её вещи перед продажей дома — некоторые значимые для себя предметы она собрала в коробки. Документирование мира вещей матери помогает автору справляться с осознанием хрупкости человеческой жизни. Меланхоличные чёрно-белые снимки погружают зрителя в ощущение пустоты, несмотря на то что визуально заполнены предметами интерьера.
Контекст удивительно меняет восприятие привычных вещей: то, что обычно даёт опору в повседневности, становится напоминанием о скоротечности человеческой жизни.
Документальный подход Рассела Харта передаёт вдумчивое настроение автора и связь с близким человеком через созданный им когда-то уют. Книга завершается найденной запиской матери: загадочные каракули на мятом клочке бумаги совсем не похожи на аккуратные надписи на коробках с вещами.
Phenomena
Морганна Маги
Австралийский фотограф Морганна Маги исследует природу жизни и смерти с помощью художественной фотографии. Её книга Phenomena погружает зрителя в состояние полусна, где естественным образом сосуществуют разрушение и созидание. Концепцию книги отражает цитата писателя Бена Лоуренса из книги The Treeline, «Граница леса», — исследования северных лесов в контексте климатических изменений:
«Жизнь — это не противоположность смерти, а континуум. Её эволюционная природа — движущая сила её тайн: вещей, которых мы не знаем и не можем знать. Каждый шаг — это одновременно акт разрушения и созидания жизни. Утешение находится в осознании того, что мы всегда живём на руинах прошлого».
Эта мысль позволяет зрителю по-своему откликнуться на обозначенную тему, просматривая страницы книги. Среди фотографий в ней встречается графика, будто взятая из учебника по биологии. Это приглашает ещё глубже вникнуть в снятую историю об уязвимости и безопасности.
«Проклятый»
Чарли Энгман
В книге Чарли Энгмана Cursed, «Проклятый», мы видим реальность, заставляющую нас сомневаться в своей подлинности. В ней человеческое тело принимает неестественные формы и позы, странным образом вступая в отношения со средой. Это искажение вызывает у нас самые разные реакции: отвращение, улыбку, удовольствие, ужас.
Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
ПодписатьсяСозданный с помощью технологий искусственного интеллекта проект Cursed — это исследование разных состояний тела через утрированные образы и эксперимент с восприятием зрителя.
Автор бросает вызов представлениям о том, как должен выглядеть мир, и поднимает вопрос: может ли искусственный интеллект стать отражением «добра и зла» реального мира, будучи набором коллективного опыта?
Читайте также:
«Помехи»
Тайсир Батниджи
Обложка книги Disruptions, «Помехи», — это акварельный эскиз чёрного цветка, растекающегося в пространстве голубого фона, визуально отсылающий к цифровым помехам. Открыв книгу, зритель видит трансформацию голубого фона в «голубой экран». Помехи на нём — это «разрушенные» до пикселей изображения палестинского художника Тайсира Батниджи, сделанные во время видеозвонков с его семьёй в секторе Газа в 2015–2017 годах.
Низкое разрешение и сильное сжатие изображений — визуализация конфликтов вокруг сектора Газа и элементов контроля над повседневной жизнью палестинцев.
«Рэй смешной»
Ричард Биллингем
Известная фотоистория англичанина Ричарда Биллингема о жизни в дисфункциональной семье. Летающая кошка, пьющий безработный отец и отчитывающая отца мать — на снимках боль автора и ироничное отношение к происходящему. Впервые эта книга увидела свет в 1996 году, а в 2024-м издательство Mack Books выпустило её новую версию, снизив градус напряжения.
В ней Рэй, глава семейства, раскрывается по-новому. Теперь он не только источник проблем и суматохи. Автор показывает его одиночество, дополнив книгу меланхоличными портретами отца, снимками деталей быта и вида из окон. Хаос из пьянок, драк и домашнего беспорядка разбавлен теплом и любовью: аккуратными украшениями матери фотографа, объятиями брата с собакой, кормлением новорождённого котёнка. В новой версии книги есть место не только семейному разобщению, но и сплочённости.
Читайте также:
«Женщина, которую я когда-то знала»
Розалинд Фокс Соломон
В 38 лет американка Розалинд Фокс Соломон начала новую жизнь в качестве фотографа. С тех пор она снимала автопортреты, ставшие для неё средством непрерывного самоанализа.
В этом году издательство Mack Books выпустило книгу Розалинд A Woman I Once Knew, «Женщина, которую я когда-то знала». На фотографиях зафиксировано, как менялось тело художницы на протяжении более чем 50 лет. Видны и перемены настроения. Они отражены и в текстах Розалинд, где упоминаются её периоды депрессии и вспышки эйфории во время путешествий по разным странам.
Отстранение от себя с помощью камеры даёт автору сблизиться с «женщиной, которую она когда-то знала» и с «женщиной, которую она знает сейчас». Фотограф изображает старение не только как процесс утраты, но и как приобретение мудрости и стойкости.
«Неполная энциклопедия прикосновений»
Эрик Кессельс
Книга An Incomplete Encyclopedia Of Touch, «Неполная энциклопедия прикосновений», имеет полное право называться энциклопедией. Она включает в себя 1919 изображений фотографирующихся людей, разделённых по главам: прикосновения к заборам, рыбам, холодильникам и даже к могилам. Голландский автор Эрик Кессельс работает преимущественно с накопленным им годами фотоархивом. Для новой книги этого оказалось недостаточно: издание дополнено изображениями, собранными Карелом Де Малдером и Томасом Совином.
Снимки поднимают вопросы: что побуждает людей, фотографируясь, прикасаться к вещам? Ищут ли они поддержки и опоры? Можно ли зафиксированный камерой акт прикосновения назвать поиском связи с объектами? Однозначных ответов нет: энциклопедия Кессельса подталкивает зрителя к самостоятельным размышлениям. Архив из множества фотографий позволяет проследить, как меняется мода и привычки позирования, однако желание прикоснуться к чему-то остаётся неизменным.
«Сыпь»
Лера Круглова
Фотокнига Леры Кругловой о блошином рынке Ростова-на-Дону исследует пространство, где время утрачивает свою линейность, а ненужные вещи обретают новый смысл.
Блошиный рынок — это не столько про утилитарную ценность предметов, сколько про их способность вписываться в новый контекст. Забытая статуэтка превращается в оберег, старый чемодан — в сосуд памяти. Каждая сделка — символический акт, где товар становится медиатором между разными мирами. Старые вещи, утратившие первоначальную функцию, возвращаются в новый цикл жизни, становясь частью современного ритуального обмена значениями, воспоминаниями, эмоциями. Рынок, как показано в книге, — это не хаос, а упорядоченная система, где каждый предмет имеет шанс обрести новую идентичность.
Фотокнига задаёт вопросы: как мы определяем ценность вещей? Каким образом предметы продолжают существовать в новом контексте? И какой контекст приобретают внутри современных исторических катаклизмов? Это размышление об изменчивой природе времени, о том, что вещи могут сохранять отпечаток прошлого, но никогда не будут в нём окончательно заперты.
«Отец Сын Отец»
Олег Колимбет
Фотокнига «Отец Сын Отец» Олега Колимбета — размышление о природе отцовства, времени и бесконечном цикле преемственности. В центре книги — исповедь отца, который, движимый тревогой за судьбу сына, проходит через своеобразный духовный Апокалипсис. Образы иллюстрируют страх за близкого человека, но также превращаются в метафору тревоги за будущее поколение, уязвимое перед лицом изменений, которые уже невозможно игнорировать.
На страницах книги прошлое и настоящее сосуществуют: архивные и современные фотографии трёх человек переплетаются, соединяя и сопоставляя разные временные контексты. Через взаимодействие образов, отражающих как моменты совместности, так и одиночества, автор намекает на хрупкость их отношений. Он также затрагивает тему социальных ожиданий и культурных наслоений, которые формируют архетипы мужской идентичности, показывая, как в сложных реалиях жизни можно утратить связь с самим собой.
Автор строит историю через аллюзии на религиозные тексты и на мифы: образы разрушения сменяются символами искупления, сцены пустоты — проблесками света. Личное переживание обретает универсальный смысл.
Фотокнига поднимает вопрос о том, что значит быть отцом, и что значит быть сыном. Без отца сын не может обрести идентичность, но и отец, потеряв сына, лишается смысла существования. Возможно ли избежать утраты, или единственным способом сохранить друг друга остаётся память?
Книга оставляет чувство тревожной неопределённости. Она не отвечает, спасён ли сын и преодолён ли страх, но, возможно, именно в этом её суть. Как в жизни, так и на этих снимках, грань между утратой и обретением размыта.
«Голос холодной воды»
Вика Буковская
Исследование Ладожского озера, в котором оно выступает не как природный объект, а как живое существо.
Художница Вика Буковская отправляется в поездку, чтобы не только исследовать природу и контекст места, но и понять, как люди формируют свой облик за счёт пространства. Она использует подход, близкий к роуд-муви: путешествует по берегам озера, общается с местными жителями, пытаясь понять, как их жизнь переплетается с этим природным ландшафтом. Здесь Ладога становится не просто фоном, а активным участником, формирующим идентичности людей и места. Ландшафт определяет человеческие судьбы, открывая поле для формирования смыслов и самопознания.
Особое место в книге занимает архивная часть, посвящённая трагической истории курсантов, утонувших при крушении баржи на Ладожском озере.
Архивные фотографии переплетаются со снимками современного ландшафта, показывая, как война меняет жизни поколений.
«Голос холодной воды» — философское размышление о природе пространства. Вневременность в ней неизбежно обретает конкретные очертания настоящего. Так вечное и сиюминутное, архаичное и современное вступают в тонкий диалог, наполняя пространство новыми смыслами.
«Свет в тени прошлого»
Виктория Александрова
Фотокнига Виктории Александровой «Свет в тени прошлого» приглашает читателя пройти по улицам небольшого абхазского города Ткуарчала. Основанный в 1942 году, в советское время он был индустриальным центром, известным своими угольными шахтами. Во время грузино-абхазского конфликта 1992–1993 годов город сильно пострадал и лишился большинства населения. Сегодня его часто называют городом-призраком, но за этой поверхностной метафорой скрывается сложная история.
Фотокнига предлагает взглянуть на настоящее с эмпатией, обнажая глубину трагедии, разыгравшейся в результате геополитического конфликта. Благодаря фотографиям мы осознаём, как масштаб разрушений, вызванных войной и экономическим упадком, влияет на людей и место и как именно люди возвращают жизнь этому пространству. Шрамы, оставленные войной, читаются в обветшалых фасадах домов и потускневших стёклах окон, но в них же виден свет — символ человеческой стойкости и способности восстанавливаться. Город, окружённый величественными горными ландшафтами, находится в диалоге с природой, и его жители, несмотря на утраты, продолжают находить в ней опору.
Ткуарчал остаётся хранителем памяти, а название книги символизирует уверенность, что жизнь продолжается, пока люди продолжают любить этот город, несмотря на трагическое прошлое и неопределённость в настоящем.
Gen Z / «Поколение Z»
Александр Верёвкин
Фотокнига Александра Верёвкина исследует юность и маскулинность в современном контексте, где традиционные представления о мужественности как о силе и агрессии постепенно уступают место более гибкому, уязвимому и открытому типу маскулинности. Юноши этих на снимках не идеализированы, их растерянность и неуверенность становятся частью их идентичности.
Поколение Z — это люди, родившиеся с середины 1990-х до начала 2010-х годов. Они выросли в эпоху цифровых технологий, интернета и социальных сетей, что сформировало их способность к многозадачности и быстрому восприятию информации. Влияние внешней среды: глобализация, интернет и дискуссии о гендерном равенстве, инклюзивности и личной уязвимости, способствовали изменению восприятия маскулинности в России. Отказ от жёстких стереотипов открывает мужчинам возможность выражать свою индивидуальность вне традиционных рамок.
Фокусируясь на эмоциональном состоянии своих моделей, автор портретов не только исследует каждого героя в отдельности, но и через совокупность этих изображений формирует целостную картину трансформаций в современном обществе. Каждый портрет — часть широкой картины изменений, отражающих новые формы маскулинности, где уязвимость и внутренний поиск занимают центральное место.
Читайте также: