Проектная фотография
#подборки

15 лучших фотокниг 2024 года

По версии проекта про российский самиздат Nizina.

Фото: Photobook Week Aarhus Dummy Awards

Список российских и зарубежных авторских книг 2024 года, на которые стоит обратить внимание, по мнению Кристины Сергеевой и Оксаны Сазоновой из команды популяризаторов культуры самиздата Nizina.

«Положите её на спину»

Ройсин Уайт

Книга Lay Her Down Upon Her Back, «Положите её на спину», ирландской художницы Ройсин Уайт — о недоверии к женской боли и дискомфорту, которым пронизано отношение врачей на протяжении долгих лет.

Речь идёт о методе лечения 1880-х годов, известном как rest cure, или «лечение покоем». Его применяли при нервных расстройствах, в случае с женщинами объединённых одним словом «истерия». Программа была следующей: постельный режим до шести месяцев, принудительное кормление, изоляция и в некоторых случаях электричество.

Содержание книги многослойно: это современные снимки, где позирует сама Ройсин, найденные архивные фотографии, графика художницы, истории женщин и выдержки из художественной литературы, а также тактильный слой, изображающий обои. «Жёлтые обои» — это новелла, опубликованная в 1892 году Шарлоттой Перкинс Гилман, одной из женщин, которую лечили с помощью rest cure. Её произведение стало классикой феминистской литературы. Жёлтые обои «кричат» о пренебрежении к здоровью — для насыщенности цвета в краситель раньше добавляли мышьяк, что медленно отравляло людей.

Метод «лечения покоем» остался в прошлом, но его наследие в медицине сохраняется и сегодня, считает автор книги. Женщинам годами не диагностируют эндометриоз, поскольку нервозность, анемия и боли часто воспринимаются как особенности женского организма. От таких симптомов нередко советуют избавляться без поиска причины — это всё тот же магически «исцеляющий» постельный режим и немного терпения и таблеток.

«Территория кочевников»

Гийом Хольцер

Territoire Nomade, «Территория кочевников», — книга ручной работы с многослойным процессом печати родом из XIX века. Он основан на светочувствительности дихроматов, что делает каждый экземпляр книги уникальным: а их всего тридцать. Тонкая японская бумага наполняет страницы воздухом благодаря своей прозрачности и лёгкости.

Французский автор Гийом Хольцер снимает жизнь общин баджао и бугис в небольшой индонезийской деревне на острове Комодо. Много лет они борются за сохранение коралловых рифов и расширение прав и возможностей местных обществ. Автор дополняет историю своими зарисовками и записями.

Книга поднимает актуальные темы: взаимосвязь идентичности и места; границы нашей мобильности или их отсутствие. Автор исследует концепцию детерриторизации — ослабления связей между местом и его культурой из-за перемещения культурных субъектов и объектов за пределы территории.

«Красота — это валюта»

Франческа Бергамини

Использование ретуши на снимках: сужение овала лица, удаление родинок и родимых пятен, растяжек и всего того, что отличает нас от пластиковых манекенов, — это всё равно что содрать с себя кожу и приклеить новую, считает концептуальный фотограф Франческа Бергамини.

Изображения кусочков мяса задают ритм её книге Beauty is a Currency, «Красота — это валюта», став отсылкой к багровому родимому пятну на лице автора и метафорой уязвимости её положения в социуме.

Не всегда люди умеют и знают как реагировать на непривычную внешность. Франческа использует технологии искусственного интеллекта, чтобы показать, что программы точно так же теряются, сталкиваясь с изображением лица, половину которого покрывает родимое пятно. Готово ли общество назвать красивым или принять как норму то, что выбивается из условных стандартов, но не несёт вреда здоровью?

«Каким я обнаружил его. Дом моей матери»

Рассел Харт

As I Found It. My Mother’s House, «Каким я обнаружил его. Дом моей матери», — история про угасание, рассказанная через мир вещей. Американский фотограф Рассел Харт снимает опустевшие комнаты дома своей матери, страдающей от деменции. Фотограф перебирает её вещи перед продажей дома — некоторые значимые для себя предметы она собрала в коробки. Документирование мира вещей матери помогает автору справляться с осознанием хрупкости человеческой жизни. Меланхоличные чёрно-белые снимки погружают зрителя в ощущение пустоты, несмотря на то что визуально заполнены предметами интерьера.

Контекст удивительно меняет восприятие привычных вещей: то, что обычно даёт опору в повседневности, становится напоминанием о скоротечности человеческой жизни.

Документальный подход Рассела Харта передаёт вдумчивое настроение автора и связь с близким человеком через созданный им когда-то уют. Книга завершается найденной запиской матери: загадочные каракули на мятом клочке бумаги совсем не похожи на аккуратные надписи на коробках с вещами.

Phenomena

Морганна Маги

Австралийский фотограф Морганна Маги исследует природу жизни и смерти с помощью художественной фотографии. Её книга Phenomena погружает зрителя в состояние полусна, где естественным образом сосуществуют разрушение и созидание. Концепцию книги отражает цитата писателя Бена Лоуренса из книги The Treeline, «Граница леса», — исследования северных лесов в контексте климатических изменений:

«Жизнь — это не противоположность смерти, а континуум. Её эволюционная природа — движущая сила её тайн: вещей, которых мы не знаем и не можем знать. Каждый шаг — это одновременно акт разрушения и созидания жизни. Утешение находится в осознании того, что мы всегда живём на руинах прошлого».

Эта мысль позволяет зрителю по-своему откликнуться на обозначенную тему, просматривая страницы книги. Среди фотографий в ней встречается графика, будто взятая из учебника по биологии. Это приглашает ещё глубже вникнуть в снятую историю об уязвимости и безопасности.

«Проклятый»

Чарли Энгман

В книге Чарли Энгмана Cursed, «Проклятый», мы видим реальность, заставляющую нас сомневаться в своей подлинности. В ней человеческое тело принимает неестественные формы и позы, странным образом вступая в отношения со средой. Это искажение вызывает у нас самые разные реакции: отвращение, улыбку, удовольствие, ужас.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

Созданный с помощью технологий искусственного интеллекта проект Cursed — это исследование разных состояний тела через утрированные образы и эксперимент с восприятием зрителя.

Автор бросает вызов представлениям о том, как должен выглядеть мир, и поднимает вопрос: может ли искусственный интеллект стать отражением «добра и зла» реального мира, будучи набором коллективного опыта?

«Помехи»

Тайсир Батниджи

Обложка книги Disruptions, «Помехи», — это акварельный эскиз чёрного цветка, растекающегося в пространстве голубого фона, визуально отсылающий к цифровым помехам. Открыв книгу, зритель видит трансформацию голубого фона в «голубой экран». Помехи на нём — это «разрушенные» до пикселей изображения палестинского художника Тайсира Батниджи, сделанные во время видеозвонков с его семьёй в секторе Газа в 2015–2017 годах.

Низкое разрешение и сильное сжатие изображений — визуализация конфликтов вокруг сектора Газа и элементов контроля над повседневной жизнью палестинцев.

«Рэй смешной»

Ричард Биллингем

Известная фотоистория англичанина Ричарда Биллингема о жизни в дисфункциональной семье. Летающая кошка, пьющий безработный отец и отчитывающая отца мать — на снимках боль автора и ироничное отношение к происходящему. Впервые эта книга увидела свет в 1996 году, а в 2024-м издательство Mack Books выпустило её новую версию, снизив градус напряжения.

В ней Рэй, глава семейства, раскрывается по-новому. Теперь он не только источник проблем и суматохи. Автор показывает его одиночество, дополнив книгу меланхоличными портретами отца, снимками деталей быта и вида из окон. Хаос из пьянок, драк и домашнего беспорядка разбавлен теплом и любовью: аккуратными украшениями матери фотографа, объятиями брата с собакой, кормлением новорождённого котёнка. В новой версии книги есть место не только семейному разобщению, но и сплочённости.

«Женщина, которую я когда-то знала»

Розалинд Фокс Соломон

В 38 лет американка Розалинд Фокс Соломон начала новую жизнь в качестве фотографа. С тех пор она снимала автопортреты, ставшие для неё средством непрерывного самоанализа.

В этом году издательство Mack Books выпустило книгу Розалинд A Woman I Once Knew, «Женщина, которую я когда-то знала». На фотографиях зафиксировано, как менялось тело художницы на протяжении более чем 50 лет. Видны и перемены настроения. Они отражены и в текстах Розалинд, где упоминаются её периоды депрессии и вспышки эйфории во время путешествий по разным странам.

Отстранение от себя с помощью камеры даёт автору сблизиться с «женщиной, которую она когда-то знала» и с «женщиной, которую она знает сейчас». Фотограф изображает старение не только как процесс утраты, но и как приобретение мудрости и стойкости.

«Неполная энциклопедия прикосновений»

Эрик Кессельс

Книга An Incomplete Encyclopedia Of Touch, «Неполная энциклопедия прикосновений», имеет полное право называться энциклопедией. Она включает в себя 1919 изображений фотографирующихся людей, разделённых по главам: прикосновения к заборам, рыбам, холодильникам и даже к могилам. Голландский автор Эрик Кессельс работает преимущественно с накопленным им годами фотоархивом. Для новой книги этого оказалось недостаточно: издание дополнено изображениями, собранными Карелом Де Малдером и Томасом Совином.

Снимки поднимают вопросы: что побуждает людей, фотографируясь, прикасаться к вещам? Ищут ли они поддержки и опоры? Можно ли зафиксированный камерой акт прикосновения назвать поиском связи с объектами? Однозначных ответов нет: энциклопедия Кессельса подталкивает зрителя к самостоятельным размышлениям. Архив из множества фотографий позволяет проследить, как меняется мода и привычки позирования, однако желание прикоснуться к чему-то остаётся неизменным.

«Сыпь»

Лера Круглова

Фотокнига Леры Кругловой о блошином рынке Ростова-на-Дону исследует пространство, где время утрачивает свою линейность, а ненужные вещи обретают новый смысл.

Блошиный рынок — это не столько про утилитарную ценность предметов, сколько про их способность вписываться в новый контекст. Забытая статуэтка превращается в оберег, старый чемодан — в сосуд памяти. Каждая сделка — символический акт, где товар становится медиатором между разными мирами. Старые вещи, утратившие первоначальную функцию, возвращаются в новый цикл жизни, становясь частью современного ритуального обмена значениями, воспоминаниями, эмоциями. Рынок, как показано в книге, — это не хаос, а упорядоченная система, где каждый предмет имеет шанс обрести новую идентичность.

Фотокнига задаёт вопросы: как мы определяем ценность вещей? Каким образом предметы продолжают существовать в новом контексте? И какой контекст приобретают внутри современных исторических катаклизмов? Это размышление об изменчивой природе времени, о том, что вещи могут сохранять отпечаток прошлого, но никогда не будут в нём окончательно заперты.

«Отец Сын Отец»

Олег Колимбет

Фотокнига «Отец Сын Отец» Олега Колимбета — размышление о природе отцовства, времени и бесконечном цикле преемственности. В центре книги — исповедь отца, который, движимый тревогой за судьбу сына, проходит через своеобразный духовный Апокалипсис. Образы иллюстрируют страх за близкого человека, но также превращаются в метафору тревоги за будущее поколение, уязвимое перед лицом изменений, которые уже невозможно игнорировать.

На страницах книги прошлое и настоящее сосуществуют: архивные и современные фотографии трёх человек переплетаются, соединяя и сопоставляя разные временные контексты. Через взаимодействие образов, отражающих как моменты совместности, так и одиночества, автор намекает на хрупкость их отношений. Он также затрагивает тему социальных ожиданий и культурных наслоений, которые формируют архетипы мужской идентичности, показывая, как в сложных реалиях жизни можно утратить связь с самим собой.

Автор строит историю через аллюзии на религиозные тексты и на мифы: образы разрушения сменяются символами искупления, сцены пустоты — проблесками света. Личное переживание обретает универсальный смысл.

Фотокнига поднимает вопрос о том, что значит быть отцом, и что значит быть сыном. Без отца сын не может обрести идентичность, но и отец, потеряв сына, лишается смысла существования. Возможно ли избежать утраты, или единственным способом сохранить друг друга остаётся память?

Книга оставляет чувство тревожной неопределённости. Она не отвечает, спасён ли сын и преодолён ли страх, но, возможно, именно в этом её суть. Как в жизни, так и на этих снимках, грань между утратой и обретением размыта.

«Голос холодной воды»

Вика Буковская

Исследование Ладожского озера, в котором оно выступает не как природный объект, а как живое существо.

Художница Вика Буковская отправляется в поездку, чтобы не только исследовать природу и контекст места, но и понять, как люди формируют свой облик за счёт пространства. Она использует подход, близкий к роуд-муви: путешествует по берегам озера, общается с местными жителями, пытаясь понять, как их жизнь переплетается с этим природным ландшафтом. Здесь Ладога становится не просто фоном, а активным участником, формирующим идентичности людей и места. Ландшафт определяет человеческие судьбы, открывая поле для формирования смыслов и самопознания.

Особое место в книге занимает архивная часть, посвящённая трагической истории курсантов, утонувших при крушении баржи на Ладожском озере.

Фото: Борис Кудояров / РИА Новости / Wikimedia Commons

Архивные фотографии переплетаются со снимками современного ландшафта, показывая, как война меняет жизни поколений.

«Голос холодной воды» — философское размышление о природе пространства. Вневременность в ней неизбежно обретает конкретные очертания настоящего. Так вечное и сиюминутное, архаичное и современное вступают в тонкий диалог, наполняя пространство новыми смыслами.

«Свет в тени прошлого»

Виктория Александрова

Фотокнига Виктории Александровой «Свет в тени прошлого» приглашает читателя пройти по улицам небольшого абхазского города Ткуарчала. Основанный в 1942 году, в советское время он был индустриальным центром, известным своими угольными шахтами. Во время грузино-абхазского конфликта 1992–1993 годов город сильно пострадал и лишился большинства населения. Сегодня его часто называют городом-призраком, но за этой поверхностной метафорой скрывается сложная история.

Фотокнига предлагает взглянуть на настоящее с эмпатией, обнажая глубину трагедии, разыгравшейся в результате геополитического конфликта. Благодаря фотографиям мы осознаём, как масштаб разрушений, вызванных войной и экономическим упадком, влияет на людей и место и как именно люди возвращают жизнь этому пространству. Шрамы, оставленные войной, читаются в обветшалых фасадах домов и потускневших стёклах окон, но в них же виден свет — символ человеческой стойкости и способности восстанавливаться. Город, окружённый величественными горными ландшафтами, находится в диалоге с природой, и его жители, несмотря на утраты, продолжают находить в ней опору.

Ткуарчал остаётся хранителем памяти, а название книги символизирует уверенность, что жизнь продолжается, пока люди продолжают любить этот город, несмотря на трагическое прошлое и неопределённость в настоящем.

Gen Z / «Поколение Z»

Александр Верёвкин

Фотокнига Александра Верёвкина исследует юность и маскулинность в современном контексте, где традиционные представления о мужественности как о силе и агрессии постепенно уступают место более гибкому, уязвимому и открытому типу маскулинности. Юноши этих на снимках не идеализированы, их растерянность и неуверенность становятся частью их идентичности.

Поколение Z — это люди, родившиеся с середины 1990-х до начала 2010-х годов. Они выросли в эпоху цифровых технологий, интернета и социальных сетей, что сформировало их способность к многозадачности и быстрому восприятию информации. Влияние внешней среды: глобализация, интернет и дискуссии о гендерном равенстве, инклюзивности и личной уязвимости, способствовали изменению восприятия маскулинности в России. Отказ от жёстких стереотипов открывает мужчинам возможность выражать свою индивидуальность вне традиционных рамок.

Фокусируясь на эмоциональном состоянии своих моделей, автор портретов не только исследует каждого героя в отдельности, но и через совокупность этих изображений формирует целостную картину трансформаций в современном обществе. Каждый портрет — часть широкой картины изменений, отражающих новые формы маскулинности, где уязвимость и внутренний поиск занимают центральное место.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована