Проектная фотография
#истории

«Фотография заполнила пустоту внутри меня»: зачем взрослому человеку творческое хобби

Открыв для себя мобилографию, Владимир стал тоньше чувствовать мир вокруг. Теперь он каждый день запечатлевает моменты: снимает город, людей, пейзажи.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Владимир Зверев

Россия, Киров


Пройденные курсы


Достижения

С помощью творческого хобби — мобильной съёмки — научился видеть красоту вокруг и ценить каждый момент жизни.


ссылки


Владимир рассказал:


Почти всю жизнь я работаю в компании, которая занимается техническим оснащением концертных и театральных площадок: световым и звуковым оборудованием, электроникой, механикой сцены. Заказчики к нам обращаются разные — от маленьких районных домов культуры до крупных театров или звёзд, гастролирующих с концертами.

Свой путь я начинал как художник по свету и за всю карьеру по работе бывал на концертах разных исполнителей: мы сотрудничали и с Валерией, и с Владимиром Кузьминым, и с такими группами, как «Звери», «Мумий Тролль», «Любэ», Boney M.

Но в последние годы я сильно устал от технической работы. Монтаж, демонтаж, постоянные командировки — всё это очень изматывает. Зрителям не понять эту кухню: они два часа посмотрели концерт и пошли домой, а нам ещё пять часов всё разбирать.

Поэтому я сменил должность. Сейчас работаю бренд-менеджером в этой же компании сценического оборудования. Занимаюсь продвижением нашей марки на рынке, сопровождаю запуск новых позиций.

«Школа закончилась, закончились и кружки»: почему так легко забросить творчество во взрослом возрасте

Не могу сказать, что с самого детства мечтал заниматься именно светорежиссурой. Получилось как-то само собой: мой отец тоже работал художником по свету в театре, и я часто бывал в операторской, наблюдал за его работой. Наверное, это и повлияло — постепенно я проникся интересом к профессии.

А так в юности у меня было много других увлечений: я ходил в театральный кружок, занимался рисованием, радиоэлектроникой. Фотографией тоже интересовался — снимал на чёрно-белую плёнку.

В мои времена, кстати, фотография считалась непростым хобби: плёнку нужно было не только отснять, но и проявить. Для этого я смешивал специальные реактивы, а потом сидел в тёмной ванной и светил на снимки красным фонарём. Можно сказать, сооружал дома настоящую мини-лабораторию. Это не то, что сейчас: сделал фото, и готово.

Но, когда школа закончилась, закончились и кружки. Больше не было времени и возможности погружаться в творческие хобби и заниматься чем-то просто ради интереса. Началась взрослая жизнь: серьёзные задачи, важные цели — из-за всего этого я на много лет забросил фотографию.

Позже, когда появились доступные цветные плёночные мыльницы — Kodak и Polaroid — я, конечно же, сразу такой обзавёлся. Помню, снимал всё подряд: дом, работу, друзей. А потом вышли цифровые фотоаппараты — я снова заинтересовался и купил. Правда, поигрался недолго и вскоре интерес прошёл. Видимо, тогда время для моего творчества ещё не пришло.

«Мешал психологический барьер»: почему я не снимал на смартфон и не верил в мобилографию

После десяти лет работы в своей компании я начал размышлять о том, чтобы получить вторую профессию. «Мир изменчив, — думал я. — Мало ли что может случиться в стране. Дополнительные навыки никогда не помешают».

Стал исследовать рынок онлайн-образования: пробовал себя и в маркетинге, и в 3D-дизайне, но всё не совсем мне подходило. И вот однажды из курса по SMM в рамках обучения на маркетолога, я узнал, что существует такая дисциплина, как мобилография — съёмка на смартфон.

Мне стало любопытно: неужели даже на самый простой телефон действительно можно сделать классные кадры? Я-то считал, что фотографу обязательно работать с профессиональной камерой, несколькими сменными объективами, штативом, студийным освещением.

Более того, своим сомнениям я находил подтверждение в реальной жизни: я сам время от времени снимал на телефон, но хороших кадров никогда не получал. Из-за этого даже какой-то психологический барьер возник.

Помню, когда читал в интернете споры, что лучше снимает — iPhone или Samsung, думал: «Да как вообще можно об этом спорить? Телефон не инструмент для фотографа! Он нужен, чтобы звонить».

И всё же, несмотря на внутренние колебания, я решил дать мобилографии шанс и попробовать освоить её под кураторством профессионалов. Приобрёл курс. Каким же было моё удивление, когда, только начав снимать на свой старый смартфон по инструкциям из лекций, я увидел, на какое качество съёмки он способен.

Пришлось признаться самому себе, что раньше недооценивал мобильный телефон как инструмент для фотографии просто по незнанию.

«Вернулась та забытая страсть к исследованиям»: как благодаря фотографии я стал чаще выходить из дома

Фотография помогает мне выйти из дома. Раньше я много гулял, но потом забил весь свой внерабочий график тренировками и дополнительными занятиями — и найти причину оказаться на улице из раза в раз становилось всё сложнее. Даже если за окном весна и красиво.

А благодаря заданиям по городской съёмке в рамках курса по мобильной фотографии я вновь вспомнил про внешний мир: стал много гулять, искать красивые места, подмечать детали природы. Да и вообще: я снова почувствовал себя как в детстве!

Вернулось то забытое ощущение творчества, игры, исследования нового: «Ух ты, оказывается в этом дворе есть такая красивая церковь!»

С каждой своей «вылазкой» я всё больше и больше входил во вкус. Оказалось, что за все эти годы без творчества в моей жизни образовалось пустота, которая хотела, чтоб её заполнили. А я в суете дел её даже не замечал.

Занятия фотографией вернули мне чувственное детское восприятие, научили находиться в моменте, ценить его. Ведь как часто во взрослой жизни мы просто не обращаем внимания на мир вокруг, не приглядываемся к нему. Просто бросаем короткий взгляд и понимаем: «Это — церковь, а это — собака» — и бежим дальше по своим делам.

С тех пор как я начал заниматься мобильной фотографией, я много гуляю и стал совсем иначе воспринимать многие знакомые места. Я будто по-новому полюбил свой город, Киров, да даже собственную квартиру!

Взгляд фотографа меняет качество жизни — он учит видеть красоту.

«Я замедлился»: какие плюсы для жизни даёт увлечение фотографией

Я уверен: хобби необходимо каждому, оно привносит в жизнь новые краски, делает её интересной. Ведь как многие люди отдыхают? Приходят с работы, смотрят сериал или YouTube, и всё — ложатся спать. Согласитесь, скучно же повторять такое изо дня в день.

До фотографии моим хобби был ремонт. Но всё-таки это своеобразное увлечение конечно: не будешь же постоянно обновлять и обновлять обои дома — надоест 🙂

А вот в фотографии есть простор: сегодня можно поснимать пейзаж, завтра — какую-то композицию из вещей, послезавтра — свою кошку. Когда каждый день ищешь что-то новое или пробуешь разные подходы, возрастает интерес к жизни.

Благодаря фотографии я стал чаще замедляться и разглядывать мир вокруг. Оказалось, что снимать мелочи жизни не только очень интересно, но и полезно для здоровья: находясь в моменте, ты не думаешь о прошлом и не тревожишься о проблемах будущего, ты просто есть, здесь и сейчас.

Со временем, по мере продвижения в обучении, я стал подходить к каждой съёмке более творчески и основательно: если снимаю какую-то композицию, то сперва продумываю сет-дизайн, концепцию.

Например, если хочу снять кружку, сначала отвечаю себе на вопросы: «Что будет вокруг неё? А какой фон? С какими предметами эта кружка будет лучше сочетаться по цвету и размеру? Как из всего этого собрать композицию? Как выставить свет?» И так, в творческих поисках, могу провести целый день, а то и два.

«Многое можно улучшить на постобработке»: о секретах съёмки на смартфон

Уже первый совет из курса — хорошо протирать камеру телефона — сильно улучшил качество моих снимков. Помню, я в момент просмотра лекции сидел в рабочем кабинете и, конечно, сразу решил проверить лайфхак.

Разница меня просто поразила: оказалось, что причина всех моих размытых кадров — с бликами и ореолами — не плохая матрица телефона или скудное освещение, как я раньше думал, а просто плохо протёртый объектив!

Также для хорошего кадра важны:

1. Грамотное кадрирование.

Акцент снимка должен быть на основном объекте или событии, а второстепенные вещи или персонажи не должны создавать помех и отвлекать на себя внимание.

Кроме того, фотографу следует кадрировать фото исходя из вводных — где именно будет использоваться снимок. Например, у постов и историй в соцсетях разные форматы, а значит, и кадрирование должно быть разным.

А ещё — у телефона камера, как правило, широкоугольная и при большом приближении значительно искажает предмет. Поэтому лучше снимать с расстояния, а кадрировать потом, во время постобработки.

2. Хорошо подобранный ракурс.

Когда снимают еду, обычно выбирают ракурс сверху, его ещё называют плоским (или берут чуть-чуть под углом).

При создании портрета — фотографируют фронтально. Правда, это не всегда лучшее решение, потому что лица у нас нередко асимметричны и одна сторона обычно смотрится «выигрышнее» другой. Поэтому лучше искать интересный поворот головы, ловить взгляд и активно использовать «правило третей».

3. Выигрышная композиция.

Особенно этот пункт важен при съёмках города. Я на прогулках люблю ходить и присматриваться: где есть повторяющиеся линии (например, зебра пешеходного перехода или витиеватая решётка ограды), и как это можно использовать.

Симметрию также важно обдумать заранее: решить, будет объект расположен в центре или в одной из третей, будет он как бы «входить» в кадр или «выходить» из него.

4. Подходящий цвет.

На курсе нам давали задания по цветовым схемам, нужно было заранее выстроить композицию в соответствии с одной из схем: или монохромной, или контрастной, или спокойной и приглушённой — в аналоговом стиле.

Радует, что благодаря сегодняшним программным возможностям не обязательно выстраивать идеальный снимок по цвету здесь и сейчас. Многое можно улучшить или исправить на этапе постобработки.

Как сделать хороший кадр на ваш мобильный телефон: пошаговая инструкция

  • Найдите объект съёмки, который вам интересен. Неважно, город это, предмет или человек. Самое основное — чтобы объект вызывал ваше искреннее любопытство.
  • Походите вокруг, подберите удачный ракурс (сверху, снизу, на одном уровне) и композицию (в какой части фотографии будет объект, будут ли в кадре другие объекты или линии).
  • Хорошенько протрите объектив (да-да!).
  • Проверьте фокусировку телефона на любом предмете. Сегодня большинство камер имеют автофокус, но он может врать. Поэтому нажмите на изображение предмета на экране, чтобы зафиксировать на нём фокус. Так вы избежите нечёткости.
  • Проверьте световые настройки камеры. Автоматически камера может навестись на другой объект, например на светлое небо, и тогда всё остальное в фотографии станет тёмным и неразличимым. Чтобы исправить это, просто проведите пальцем по экрану вашего смартфона: вверх — чтобы повысить яркость, вниз — чтобы снизить.
  • По возможности не пользуйтесь встроенной вспышкой. Она всё портит, честно. Лучше поднесите объект к окну или попросите человека подойти к нему. Другой вариант: используйте настольный свет или лампу.
  • Сделайте кадр.
  • Посмотрите на результат и сразу же подумайте о постобработке: что вам хочется докрутить? Если это можно сделать здесь и сейчас, используя базовые настройки смартфона, сделайте это. Если нет — запишите идеи.
  • Чаще смотрите работы других фотографов для развития насмотренности: в социальных сетях или книгах, альбомах. Тогда мало-помалу вы сформируете вкус и будете понимать, как выглядят кадры, которые вам нравятся.
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована