«Страх всегда мешает творчеству»: история балерины Веры, ставшей фотографом
Травмы вынудили Веру оставить балет. И тогда она взяла в руки камеру. Снимает репортажи и портреты, в студии и на улице. Главная муза Веры — её дочь.
Фото: личный архив Веры Боль
Вера Боль
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Наработала базу клиентов и постоянно её расширяет. Начала зарабатывать на фотографии, пройдя всего половину курса.
Вера рассказала:
- почему ушла из балета и как рождение ребёнка пробудило в ней интерес к съёмке;
- какую цель поставила себе на время обучения;
- почему страх всегда мешает творчеству и что с ним делать;
- где фотографу найти своих первых клиентов;
- как сформировала свой творческий стиль.
«Дети растут быстро — хочется запечатлеть каждый миг их жизни»: как балерина начала фотографировать
— Вера, вы долгое время работали балериной. Почему в какой-то момент решили сменить профессию?
— Балет действительно был делом всей моей жизни: я посвятила ему 25 лет! Но, как это часто бывает у танцовщиков, во взрослом возрасте травмы заставили меня покинуть сцену.
Я была готова к такому повороту событий и быстро сориентировалась — ушла в смежную сферу и стала детским педагогом-хореографом.
— Значит, мысль о фотографии появилась не сразу?
— Совсем нет. Мне нравилось преподавать. Однако свои коррективы в мою жизнь внёс декрет. С появлением ребёнка я стала менее мобильной: совмещать работу с воспитанием было практически невозможно, и мне пришлось задуматься о новой профессии. Такой, которая позволила бы выполнять хотя бы часть задач из дома и работать на фрилансе.
— Почему выбор пал именно на фоторемесло? Ведь есть много других профессий со свободным графиком.
— Фотографировать я любила всегда. Помню, в детстве родители подарили мне зеркальный фотоаппарат, и, хотя я не знала, как правильно с ним обращаться, всё равно носила его с собой повсюду и снимала всё подряд. Иногда наряжала своих друзей и устраивала фотосессии. Словом, не ребёнок, а массовик-затейник 🙂
В декрете я вернулась к детскому увлечению и вновь начала много фотографировать. Здесь меня поймёт любая мама: дети растут так быстро, что хочется запечатлеть каждый миг их жизни.
Иногда за неделю с ребёнком происходит десяток ярких событий. Фотография помогает сохранить их все.
Я постоянно фотографировала свою дочку. Близкие, просматривая мои работы, говорили, что у меня отлично получается и мне стоит заняться фотографией профессионально.
Сперва я воспринимала их слова лишь как подбадривающий комплимент, но со временем задумалась об обучении всерьёз. И… решилась взять курс по фотографии с нуля.
— Боялись, переживали, как всё получится? Всё-таки вы впервые в жизни кардинально меняли профессию.
— Не буду лукавить: было очень страшно. Одолевали сомнения. Думала: «Мы растим дочку вдвоём с мужем, без бабушек и дедушек, нам обоим приходится совмещать воспитание ребёнка с работой, а тут ещё и учёба прибавится. А вдруг я не потяну такую нагрузку?»
И да, как вы сами подчеркнули, более 20 лет подряд я занималась только балетом и всем с ним связанным. Я просто не представляла, как это — взять и переключиться на что-то другое и стать там профессионалом.
Благо поддержал муж. Он день за днём повторял, что у меня всё получится. Что нужно заниматься тем, что нравится, что любишь. И я решилась.
«Ничего не понимала, злилась на себя, но продолжала учиться»: о сложностях и итоговой работе
— Многие считают, что фотографии невозможно научиться онлайн. Почему вы выбрали дистанционное обучение вместо «живых» фотолабораторий и мастерских?
— У меня просто не было времени на очное обучение: ездить куда-то, проводить там время, возвращаться. А онлайн-формат подходил идеально.
Тем более я давно знала, что если решусь на какую-либо дистанционную учёбу, то пойду в Skillbox — муж проходил здесь несколько курсов на разных направлениях. Поэтому с выбором образовательной платформы проблем не возникло, в ней я была уверена.
— Вы, будучи балериной, росли и развивались в творческой среде. Предполагаю, что уже до курса были человеком насмотренным, умели видеть красоту.
— Верно, я и правда хорошо видела композицию, кадр, но… совершенно не ориентировалась в технической стороне вопроса. Вообще не умела правильно обращаться с фотоаппаратом: всё делала интуитивно — просто нажимала на случайные кнопки, не понимая, как они влияют на конечный результат.
Длинная выдержка, треугольник экспозиции — всё это казалось мне чем-то далёким, непонятным. Я пробовала с ними подружиться, но у меня никак не получалось.
Так что, идя на курс, я в том числе ставила перед собой цель — разобраться, как работает фотоаппарат изнутри, какие есть характеристики съёмки и на что они влияют.
— Как быстро удалось достичь поставленной цели?
— Если честно, разбиралась я медленно. Сами понимаете: незнакомые термины, цифровые характеристики, инструменты — всё это было в новинку.
Многие лекции пересматривала по несколько раз. Пробовала настроить фотоаппарат по каждому пройденному уроку, но не получалось. Я злилась, даже психовала. А потом успокаивалась и пыталась снова.
Очень благодарна себе за то, что не сдалась: чем усерднее я пыталась вникнуть, чем чаще снимала, тем легче мне всё давалось.
Так что хочу сказать всем гуманитариям: не отчаивайтесь! Главное — быть упорным, любознательным, и со временем всё обязательно встанет на свои места.
— Вы точно этому пример: вы прошли блок по базовой фотографии и выполнили крутую итоговую работу. Давайте поговорим о ней: в чём состояла задумка?
— Через свои снимки я хотела показать, насколько близки современность и античность. Для этого выбрала соответствующую локацию — Пушкинский музей. А в качестве модели пригласила свою знакомую.
Правда, без приключений не обошлось. Проблемы начались ещё до начала съёмки: на входе нас не хотели пускать женщины-охранники. Увидев камеру, они заявили, что съёмки в музее платные и стоят 5000 рублей.
Но я была подготовлена — заранее изучила правила и сделала скриншоты, подтверждающие, что снимать в музее можно бесплатно. Спокойно показала их, и после недолгих препирательств нам всё-таки разрешили войти.
— Круто, что вы отстояли свои права. Это смело!
— Страх в принципе мешает творчеству. Причём на любом этапе: и в учёбе, когда осторожничаешь, боясь допустить ошибку, вместо того чтобы экспериментировать; и в моменты работы, подобные нашему в музее.
— Знаю, что на базовом курсе по фотографии вы не остановились и пошли дальше, до уровня PRO.
— Да, я продолжила углубляться в профессию дальше. Особенно мне понравился курс по портретной съёмке.
Не только из-за крутых техник и приёмов, которые нам объясняли, но и из-за того, что там, помимо прочего, давали исторический экскурс в сферу фотографии — например, рассказывали о методах съёмки, которые использовались в ХХ веке. А ещё — об известных фотографах. Домашнее задание тоже было посвящено изучению их работ: оно так вдохновило меня, что я даже купила книгу об одном из фотографов.
К сожалению, пока я не завершила этот курс, потому что мне стали поступать заказы на коммерческие съёмки и все свои силы я направила туда.
«Люблю репортаж за ненавязчивость»: о силе сарафанного радио и форматах съёмки
— Поделитесь секретом: как найти клиентов уже во время обучения?
— У меня всё получилось при помощи сарафанного радио. Стандартная история: знакомые узнали, что я занимаюсь фотографией, и стали заказывать съёмки, рекомендовать меня друзьям.Один из ярких примеров: как-то я провела фотосессию для одной моей знакомой, которая ведёт небольшой блог про материнство. Она поделилась у себя на страничке снимками и отметила меня. После этого ко мне от неё стали приходить мамы с детьми и те, кто только ждёт ребёнка.
— У каждого фотографа есть своя ниша. Кто ваш основной клиент?
— В основном это девушка, желающая провести студийную фотосессию.
Хотя иногда я снимаю и большие мероприятия: как-то раз работала на корпоративе на сто человек. Для фотографа это, кстати, очень полезно: гости на таких событиях очень часто подходят и просят контакт — клиентская база расширяется сама собой.
Кроме того, сейчас, в тёплый сезон, многие люди приходят ко мне парами или семьями на фотопрогулки по паркам и живописным местам.
— А какие съёмки лично вам интереснее проводить: репортажные или студийные?
— Студийные съёмки иногда кажутся мне немного искусственными, выверенными. Хотя как-то раз я снимала профессиональную актрису для её портфолио, и вот с ней было очень интересно работать! Актёры умеют правдиво показать чувства, им веришь.
Но, честно говоря, предпочитаю я всё же репортажные съёмки. Их я люблю особенно сильно. Я бы даже сказала, что мой художественный стиль в значительной степени основан на репортаже — этаком ненавязчивом наблюдении за людьми и их моментами жизни.
«Иногда лучшее решение — просто не выдумывать лишнего»: об индивидуальном стиле
— Многие творцы годами формируют собственный стиль. Как вы нашли свой?
— Это произошло настолько естественно, что я даже не могу точно сказать, когда именно и как. Я лишь следовала своим внутренним ощущениям. Мой фотоязык — это просто мой взгляд на мир вокруг.
Иногда лучшее, что можно сделать для своего творчества, — не пытаться придумать что-то особенное.
— Красиво сказано! Интересно, что у вас, как у настоящего фотографа и творца, есть собственная муза — ваша дочь.
— Да, я просто обожаю фотографировать её! Раньше она не очень любила процесс съёмки, но теперь подросла и втянулась. Да и я, будучи педагогом, понимаю, как нужно подходить к детям и как с ними общаться.
Но не думайте, я не мучаю её съёмками и не прошу позировать часами. Нет, я стараюсь превратить весь процесс в игру, сделать его максимально непринуждённым. Общаюсь с ней, как и в обычной жизни, шучу и снимаю самые яркие моменты.
У нас с дочкой получается отличный творческий тандем.
— Какой вы видите свою дальнейшую карьеру в фотографии?
— Вообще, мне интересна мода. Возможно, однажды попробую себя фотографом в фешен-съёмках. А ещё было бы здорово поснимать побольше актёрских портфолио: люблю находить необычные лица и типажи.
И конечно, не планирую прощаться с репортажными фотосъёмками. В них собрано всё, что я так люблю: динамика, лёгкость, свобода. Одним словом — жизнь, какая она есть.