Проектная фотография
#истории

«Первая съёмка сразу же окупила обучение»: история интерьерного фотографа Настасьи Бал

Однажды Настасья, руководитель дизайн-студии «Новый дизайн», искала интерьерного фотографа, но не нашла. И решила освоить профессию самостоятельно.

Иллюстрация: freepik / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Настасья Бал

Россия, Нижний Новгород



Достижения

Освоила профессию интерьерного и предметного фотографа и включила рекламную фотосъёмку в перечень услуг своей дизайн-студии. Выполняет заказы для брендов, медийных локаций городского масштаба, интерьеров отелей и ресторанов.


ссылки


Настасья рассказала:

Настасья Бал — дизайнер и психолог. Окончив факультет психологии управления, работала редактором на телевидении и организовывала съёмки передач домашней и строительной тематики. В процессе работы она так увлеклась, что выучилась на дизайнера интерьеров и создала свою студию StudioNewDesign, которая уже более десяти лет успешно работает в Нижнем Новгороде.

Но на этом не остановилась: она также обучилась интерьерной съёмке и достигла успехов в этом направлении. В интервью Настасья рассказала о своём профессиональном пути и поделилась впечатлениями от учёбы на онлайн-курсе.

«В 2000-х дизайна не было — в то время ковры только сползали со стен на пол»: как всё начиналось

— Настасья, расскажите: как строился ваш путь? Чем вы занимались до увлечения интерьерной фотографией?

— В детстве я очень любила рисовать и хотела стать дизайнером. А ещё в школьные годы интересовалась психологией. Наверное, я бы долго выбирала, кем стать — психологом или дизайнером, если бы родители не поставили меня перед фактом: днём ты должна работать, а учиться — только вечером. Поскольку у факультета дизайна вечерней формы обучения не было, я поступила на психологию управления.

И… правильно сделала: в 2000-х в СНГ дизайна интерьеров как такового ещё не существовало. Особенно в регионах. Дома «новых русских» красотой не отличались, у обычных людей и вовсе ковры только-только сползали со стен на пол, а хрусталь медленно перекочёвывал в гараж. Ремонтом в то время все занимались самостоятельно.

— Итак, по вечерам вы учились на психолога. А где работали днём?

— Сперва на телевидении, в рекламном отделе. Потом начала писать сценарии для рейтинговых телепередач по домашней и строительной тематике и организовывала съёмки.

Позже стала редактором, а затем главным редактором самого популярного сайта в Нижнем Новгороде. С наклейкой этого сайта в то время по городу ездила каждая вторая машина, поэтому работа главным редактором была огромной ответственностью, но я получила большой опыт, который до сих пор пригождается. В частности, я пишу экспертные статьи по дизайну интерьеров для известных порталов и всегда рада приглашениям к сотрудничеству от них.

Окончив факультет психологии управления, я получила диплом психолога и сертификат бизнес-коуча и работала по специальности, но со временем всё чаще и чаще стала задумываться: «А как бы сложилась моя жизнь, стань я дизайнером?» Когда затеяла ремонт у себя дома, окончательно убедилась, что мне очень нравится выбирать мебель и материалы для отделки. Я могла часами ходить по строительным магазинам.

— И вы всё-таки осуществили давнюю мечту и стали дизайнером интерьеров?

— Да. Если я чего-то хочу, я этого добиваюсь — сама, без протекций и поддержки. Я долго училась и получила диплом дизайнера интерьеров в Москве, а потом защитила ещё и британский диплом, чтобы работать с заказчиками из других стран. И вот уже много лет я успешно руковожу своей студией StudioNewDesign.

В спектр услуг входит составление проектной документации, визуализация, подбор мебели, ремонт и авторский надзор. Заказчикам очень нравятся наши интерьеры, они рекомендуют нас знакомым и возвращаются сами, когда планируют переезд, обустройство новых офисов и другие задачи, связанные с ремонтом.

«Не можешь найти специалиста? Стань им сам»: об учёбе в Skillbox

— Настасья, поделитесь: зачем вы пошли учиться на интерьерного фотографа? Не проще ли было пригласить в команду уже готового специалиста?

— Наверное, проще… если бы они были. История моего прихода в интерьерную фотографию вообще очень интересна.

Однажды меня попросили представить мой дизайн-проект на конкурсе. Требовалось его отснять. Я стала искать интерьерного фотографа и с удивлением обнаружила, что в Нижнем Новгороде таких специалистов просто нет. Есть свадебные фотографы, есть портретные, даже фешен, а вот интерьерные отсутствуют. Вот я и не придумала ничего лучше, чем самой пойти учиться.

— Как вы выбирали курс по интерьерной фотосъёмке?

— Я присматривалась к разным онлайн-курсам: изучала содержание, условия. Больше всего понравилась программа Skillbox. Оставила заявку, перезвонила менеджер и всё рассказала.

Вообще, я очень внимательно отношусь к обучению. Я, как руководитель известной студии, привыкла быть в тренде и постоянно учиться. Мне важно подкреплять пройденный путь дипломом или сертификатом.

— На момент начала обучения вы были абсолютным новичком в фотографии?

— Можно сказать, что да. Прежде иногда снимала пейзажи, но исключительно для себя.

А как вы представляли себе деятельность интерьерного фотографа, когда ещё не погрузились в тему? Оправдались ли ваши ожидания?

— На самом деле я имела довольно чёткое представление, кто такой интерьерный фотограф. Всё-таки давно занималась дизайном интерьеров и видела много красивых съёмок на известных порталах. Так что на курс шла с пониманием, какие именно навыки мне нужно освоить на практике: настройку света, постановку кадра, декорирование.

Если задуматься, в работе интерьерного фотографа и дизайнера интерьеров много общего. Например, в программе 3ds Max, где дизайнер делает 3D-визуализации, есть подобные настройки. Вот и получается: раз в программе ракурс и свет я уже настраивала, оставалось лишь разобраться с этим в реальной жизни.

— А что насчёт формата? Как вам давалось онлайн-обучение?

— Я и раньше училась на разных онлайн-курсах, так что никаких предубеждений против дистанционного образования не имела. Поначалу было лишь одно опасение: что в случае затруднений останусь один на один со своими вопросами. Но затем быстро успокоилась на этот счёт — увидела, что кураторы и комьюнити Skillbox всегда максимально поддерживают студента.

А спустя несколько лет, проведённых в учебных чатах, меня пригласили стать администратором группы дизайна среды Нижнего Новгорода.

Сама программа курса оказалась хорошо структурированной: материал давался последовательно, а затем всегда закреплялся на практике и поэтому лучше усваивался.

— Что мотивировало вас учиться? Это ведь так непросто — находить свободное время, когда есть много других дел, а в их числе собственный бизнес.

— На самом деле учёба давалась мне довольно легко. Творческий процесс увлекал: я задавала много уточняющих вопросов куратору и выполняла все необходимые задания.

А ещё, думаю, секрет в том, что мне хотелось как можно скорее приступить к практике и начать не только снимать свои проекты, но и брать коммерческие заказы. Я ведь видела, что ниша в моём городе, да и во многих других городах, свободна!

— Как вы считаете: все ли практические задания на курсе посильны новичкам? Или всё же есть те, что даются с особым трудом?

— Некоторые задания и правда показались довольно сложными, но благодаря помощи куратора я с ними справилась. Как справятся и все те, кто искренне заинтересован в обучении.

Пожалуй, среди самых трудных тем отмечу работу со светом и постобработку кадров. Например, как-то нам нужно было «собрать» фотографии с разным освещением в один кадр так, чтобы он выглядел профессионально. Пришлось непросто.

Это называется съёмка в HDRI — она позволяет сделать фотографию насыщенной и чёткой. Сейчас я делаю такие сборки одного финального кадра из 3–5 рабочих очень быстро, обрабатывая тысячи фотографий для отелей и ресторанов.

— А какая из тем, наоборот, вам особенно полюбилась?

— Декорирование. В курсе есть очень интересный модуль, где декоратор рассказывает о том, как правильно подготовить интерьер для съёмок. Её уроки стали для меня настоящим открытием, несмотря на то, что я опытный дизайнер. После них гораздо проще не только оформлять свои проекты для интерьерных съёмок, но и делать визуализации в программе 3ds Max. Теперь все мои подушечки и вазочки смотрятся ещё эстетичнее, чем прежде.

«Училась для себя, а в итоге в студии появилась новая услуга»: о результатах обучения и о личных проектах

— Настасья, как изменилось ваша профессиональная деятельность после прохождения курса?

— Кардинально. Изначально я думала, что, как интерьерный фотограф, буду снимать в основном свои проекты, но потом увидела в этом бизнес-идею. Ниша интерьерной съёмки была свободна.

Особенно это было заметно в сегменте HoReCa. Отели и рестораны делали дорогие сайты и наполняли их фотографиями с телефона, где не только не выставляли кадр, но часто можно было увидеть неприглядные ракурсы. Встречаются вешалки с пальто на передних планах, заслоняющие часть зала на фото, иногда на полу заметен мусор или в дальнем углу виден неприбранный после гостей стол. Можно увидеть жующих или скучающих людей.

Как-то моя студия делала рекламные фотографии для сайта дорогого отеля, на главной странице которого до начала нашей работы была запечатлён чешущийся гость. Казалось бы, как такое может быть?

Дело в том, что, когда делают сайт, нужного фотоконтента часто нет, поэтому, чтобы было хоть что-то, быстро снимают на телефон, собираясь потом переснять, но забывают или откладывают. Так сайты и остаются в неприглядном для посетителей виде долгое время.

Поэтому, изучив ситуацию в нише рекламных фотосъёмок, я стала предлагать сделать новые рекламные фотографии сначала своим заказчикам — рестораторам и управляющим отелей, а потом они начали рекомендовать меня как рекламного интерьерного фотографа уже своим знакомым.

Заказов стало так много, что мы выделили под интерьерные съёмки целое направление в студии и стали снимать командой.

В портфолио StudioNewDesign теперь есть не только красивые дизайн-проекты, но и множество рекламных съёмок. А ещё мы гордимся отзывами наших заказчиков, которые часто говорят: «Как жаль, что мы не знали о вас раньше».

— Как интересно! А чем отличается интерьерная съёмка от других видов съёмки?

— Прежде всего подходом. Мы прописываем для каждого заказчика план подготовки. Кому-то он требуется в большем объёме, кому-то в меньшем.

Некоторые пустые интерьеры наполняем декором, который специально заранее продумываем. На отдельные съёмки привозим живые цветы. А у кого-то и так всё хорошо, но в любом случае мы специально двигаем мебель в кадре, просим заранее отпарить текстиль — одним словом, помогаем заказчику безупречно подготовиться к съёмке.

Всё-таки многие гости не имеют возможности заранее увидеть красоту интерьера вживую и выбирают локации исключительно по фотографиям на сайте. Именно от подготовки и качества фотосъёмки зависит то, каким они его увидят.

Кстати, о качестве. Не все знают, что оборудование, которым пользуется портретный или свадебный фотограф, получая хороший результат, не подходит для рекламных интерьерных съёмок. В них не только используются другие объективы, в них иначе происходит работа со светом и применяются совсем другие принципы постобработки, даже способ съёмки отличается.

— А чем именно?

— Работа портретного или свадебного фотографа — это чаще всего съёмка одним кадром. Фотограф нажимает на кнопку и получает фото, меняет ракурс и тоже снимает одним кадром, потом обрабатывает и выдаёт такую съёмку заказчику.

Но в интерьерах очень много деталей, текстур, цветов и разного света, от дневного до и искусственного, поэтому, нажав на кнопку и сделав один кадр, такой фотограф рискует получить фотобрак.

Так что к интерьерной съёмке нужно подходить иначе. При нажатии на ту же кнопку благодаря нужным настройкам у меня получается не одна, а сразу 3–5 фотографий в одном ракурсе, но с разными акцентами и фокусом. Из этих 3–5 фотографий я при постобработке собираю один прекрасный и чёткий кадр. Это та самая съёмка в HDRI, о которой я уже говорила.

Фотографии получаются такие проработанные, что их можно не только использовать для рекламы на сайте в социальных сетях, но даже разместить на билборде.

Это особенности именно интерьерной рекламной съёмки. Не стоит просить фотографа, успешно занимающегося съёмкой свадеб, фотографировать интерьер. Это всё равно что просить женского парикмахера подровнять бороду. Он, может, и не откажется, но вы вряд ли останетесь довольны.

— Выходит, вы совсем нетипичный фотограф…

— Думаю, да 🙂 Знаете, перед заказом клиенты нередко присылают мне свои фотографии интерьера, чтобы узнать стоимость работы. А потом его снимаю я. И если положить рядом два снимка одного и того же места, покажется, будто это два совершенно разных помещения.

Добиться этого очень сложно, и если бы я не была дизайнером, то не смогла бы уникально снимать интерьеры. Фотографы любят снимать людей, наблюдать за динамикой в кадре. А меня, как дизайнера интерьеров и интерьерного фотографа, наоборот, увлекают именно композиции из статичных предметов, передача всей этой красоты с помощью объектива.

— Вы занимаетесь такими съёмками уже четвёртый год. Что нового произошло в вашей студии после появления направления рекламной интерьерной фотосъёмки?

— Я снимала много ресторанов, и заказчики начали просить фото не только интерьеров, но и блюд. Я попробовала, фотографии получились хорошие, а мне понравилось работать с близким предметным ракурсом.

Поняла, что нужны новые знания, и выучилась на предметного фотографа, а ещё освоила фуд-левитацию. Теперь в услугах моей студии появилась фуд-съёмка, её очень любят и активно заказывают.

Ещё я работаю в нише предметной съёмки для брендов. Очень люблю показывать с помощью съёмки новые локальные бренды их аудитории. Специально разрабатываю для таких задач сет-дизайны. Нам присылают посылки с посудой для ресторанов, косметикой, декором со всей страны. Мы проводим съёмку и отправляем предметы обратно.

Так люди из других городов получают возможность обладать красивыми рекламными фотографиями своей продукции и демонстрировать их аудитории.

Кстати, я левша и у меня очень нестандартный, творческий склад ума. Поэтому часто результат превосходит ожидания клиентов. Это им очень нравится, и они возвращаются с новыми интересными заказами!

— Настасья, знаю, что, кроме фотосъёмки, у вас в студии есть ещё и видеосъёмка. Расскажете об этой услуге?

— В какой-то момент заказчики стали спрашивать, нет ли у нас ещё и видеосъёмки. Некоторое время я собирала информацию и анализировала, как лучше создать такое предложение по съёмке, чтобы она была действительно крутой и полезной, выбирала оборудование.

Поскольку я раньше работала на телевидении и как раз занималась съёмками, пригодились навыки их организации и написания сценариев. Теперь в моей студии есть не только услуги дизайна и ремонта, но и отдельное направление рекламной фото- и видеосъёмки.

Мы снимаем рекламные видео с хорошим стедикамом, слышала, что таким снимают новости на «Первом канале». Монтируем и даже красим видео в программе для монтажа фильмов, чтобы они были такими же насыщенными, как и фотографии. При этом обработку фото и видео делаем без фанатизма, чтобы всё было естественно и профессионально.

«Я пишу статьи, постоянно учусь и очень много снимаю, а ещё выступаю, популяризируя дизайн интерьера»: о планах

— Вы освоили новую профессию и уже преуспели в ней. Какие у вас профессиональные планы?

— Мои планы связаны в основном с расширением географии. Мне бы хотелось получать больше заказов из других городов.

Практика показала, что нет разницы, где делать дизайн-проекты. Большую часть времени мы всё равно проводим в рабочих чатах. Так что можем одинаково хорошо выполнить дизайн-проект для квартиры и в соседнем районе, и в тысячах километров от Нижнего Новгорода.

В плане интерьерной фотографии мне также хочется больше работать с заказами из других городов. Есть много интересных локаций по всей стране, которые можно показывать с помощью красивой фото- и видеосъёмки для привлечения новых гостей.

Сейчас очень развит локальный туризм, и хочется, чтобы люди, выбирая отель на сайте, могли по достоинству оценить его интерьер, а при выборе мест, где поесть, смогли посмотреть варианты посадки, фотографии блюд, а не читать сухое меню и довольствоваться парой небрежных кадров с телефона. А ещё есть интересные выставочные центры, парки развлечений — их управляющие тоже могут рассчитывать на хорошие фотографии.

Поэтому я стараюсь как можно больше рассказывать о наших съёмках и о их возможностях. Когда я училась на психолога, культура дизайна интерьера только зарождалась. Когда начинала работать дизайнером, приходилось иногда долго объяснять тонкости и рассказывать о стилях. А сейчас всё просто. Почти каждый заказчик приходит к нам с запросом на конкретный стиль, знает, что такое декор и зачем он нужен, в целом понимает ценность и значение красивого дизайна в своей жизни и работе.

Когда-то ковры «сползли со стен», и это было прекрасно. Теперь я жду, когда фото с телефонов покинут сайты и их заменит красивая, профессиональная и эстетичная фото- и видеосъёмка, и даже принимаю в этом участие. Я и моя команда очень рады продвинутым заказчикам, которые приходят за рекламными съёмками и потом с удовольствием пользуются красивыми фотографиями.

А ещё в свободное время я пишу статьи о дизайне и выступаю на тематических бизнес-мероприятиях как спикер. Для этого даже специально училась в школе ораторского мастерства. Хотела бы продолжить эту деятельность и дальше, ведь именно благодаря популяризации дизайна интерьера услуга из элитной превращается в доступную и востребованную.

«Нужно делать „красиво“»: о скиллах, необходимых интерьерному фотографу

— Настасья, поделитесь секретом: что должен уметь интерьерный фотограф, чтобы быть востребованным?

— Я искренне считаю, что фотограф должен владеть не только камерой. Важно ещё:

  • Умело сочетать цвета и декорировать интерьер. Без этого навыка даже самый классный фотограф ничего не сможет снять — всё будет казаться каким-то серо-буро-малиновым 🙂
  • Внимательно относиться к деталям. Скучный диван будет выглядеть совершенно иначе, если рядом расположить красивый интерьерный столик, поставить на него вазу с живыми цветами, положить пару журналов. Осталось лишь выбрать верный ракурс и — красивый кадр готов!
  • Грамотно работать со светом.
  • Владеть программами для постобработки. Я бы сказала, что обработка — 50 процентов успеха. Могу сравнить обработку фото в программе с косметическим ремонтом интерьера: можно «замазать» дырки, выровнять погрешности в текстурах, «обновить» обшарпанные полы, подправить цвет.
  • Выступать не только в роли фотографа, но и в роли продюсера, декоратора и много кого ещё. Только в столице на съёмке присутствует директор съёмки, продюсер, декоратор, фотограф и другие сотрудники. В маленьком городе все роли будете выполнять вы одни. У меня, конечно, есть команда: есть ретушёры, менеджеры и даже два продюсера, но большую часть работы я выполняю сама.
Настасья летит на рекламную съёмку в Санкт-Петербург
Фото: личный архив Настасьи Бал

— Вы рассказали о хард-скиллах. А без каких софт-скиллов нельзя обойтись интерьерному фотографу?

— О, здесь тоже целый список. Никакой съёмки не состоится, если фотограф прежде о ней не договорится. Хорошему специалисту нужно:

  • Иметь развитые коммуникативные навыки и не бояться предлагать свои услуги. Свои первые заказы я искала сама. Рассказывала заказчикам и поставщикам, что я завершаю обучение на интерьерного фотографа, и предлагала свои услуги. Этот способ работал: первая же съёмка полностью окупила моё обучение.

    Проект был большим: несколько дней мы снимали загородный отель. Причём съёмку требовалось провести в определённое время, чтобы получить нужный свет. Об этом я тоже договаривалась предварительно.
  • Уметь грамотно планировать съёмку. У меня большой опыт в дизайне интерьера, поэтому с планированием всё в порядке. Но подготовка действительно важна. В первом проекте, о котором я уже упоминала, я специально писала директору, как правильно подготовить номерной фонд к съёмке. В частности, просила, чтобы горничные отпарили все шторы и постельное бельё. Предлагала заранее продумать декор в кадре и вызывалась с этим помочь.
  • Приходить на съёмку с активным рабочим настроем. Благодаря этому всё вокруг меня начинает шевелиться, как в мультике «Белоснежка». Птички-официанты, клевавшие носом до моего прихода, декорируют столы, горничные наводят последние штрихи в уборке, управляющие суетятся и дают персоналу нужные указания. А уже через пятнадцать минут подготовки техники я приступаю к съёмке, и тут начинается магия красоты и эстетики!
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована