Проектная фотография
#истории

«Главная цель предметной съёмки — успешно продать товар»: история фотографа Марии Захаровой

Мария пробовала работать в найме и вести собственный бизнес, но нигде не чувствовала себя на своём месте. Пока не увлеклась предметной фотографией.

Фото: личный архив Марии Захаровой

Мария Захарова

Россия, Санкт-Петербург



Достижения

Нашла работу мечты и победила в креативном спринте Skillbox и 4fresh. Успешно берёт коммерческие заказы.


ссылки


Мария рассказала:


«Я могу не только отснять товар, но и помочь с составлением ТЗ»: как маркетолог стала предметным фотографом

— Мария, на своём сайте-портфолио ты написала, что в предметной фотографии, помимо прочего, тебе сильно помогает опыт в маркетинге. Расскажи: как именно?

— В маркетинге я проработала где-то полтора года. В основном занималась интернет-маркетингом: контекстной и таргетированной рекламой. Не то чтобы я построила карьеру маркетолога, но полезные для моей нынешней профессии навыки действительно получила.

Поясню: сейчас съёмки у меня заказывают преимущественно компании, главная цель которых — продать товар потребителю. Поэтому мне, как фотографу, важно не только знать фоторемесло, но и понимать, что нужно целевой аудитории, какие факторы влияют на продажи и привлечение внимания, как с помощью визуала передать УТП продукта и выделиться на фоне конкурентов.

Благодаря маркетинговому бэкграунду я могу не только красиво отснять товар, но и помочь клиентам с составлением ТЗ и предложить дельные решения.

— А что подтолкнуло тебя перейти из маркетинга в предметную фотографию? Нельзя сказать, что эти две сферы так уж сильно пересекаются.

— После маркетинга я запустила своё небольшое дело: вручную готовила шоколад и конфеты. Конечно, чтобы продукт хорошо продавался, фотографировала его в разных ракурсах и выкладывала снимки в соцсетях.

Процесс фотосъёмки мне так нравился, что с каждым разом я уделяла этому этапу всё больше и больше времени. Я по натуре визуал: люблю, когда всё красиво оформлено.

Спустя два года я выгорела от производства сладостей и неожиданно для себя поняла, что единственная часть бизнеса, которая до сих пор приносит мне удовольствие, — это фотография.

— И тогда появилась идея стать фотографом?

— Именно. Я закрыла бизнес и начала искать, где можно учиться фотографии. Именно предметной, не портретной, — снимать людей я не хотела. Так и наткнулась на курс Skillbox.

«Диафрагма, выдержка — я просто не знала, что это такое»: как с нуля освоить узкую фотоспециальность

— Не было страшно осваивать такую практическую профессию, как предметный фотограф, в онлайне? Без человека рядом, который бы показал, как сделать сет-дизайн или поставить свет, например.

— Абсолютно нет. Сейчас возможности онлайна безграничны, можно осуществить любую практику. Плюс лекция — это всё-таки не чёрный экран: на видео разговаривают живые люди, всё демонстрируют, прикладывают презентации.

Ещё в онлайн-обучении подкупает то, что ты сам можешь выстроить себе график обучения — такое в очном формате просто невозможно. Там ты всегда привязан к месту, человеку и часам его работы.

Когда началась практика, конечно, иногда хотелось, чтобы кто-то был рядом и на пальцах объяснил тот или иной процесс. Но такое желание нормально: всегда, когда изучаешь новый для себя предмет и сталкиваешься с трудностями, хочется, чтобы кто-то помог.

Фото: личный архив Марии Захаровой

Надо это преодолеть и сделать задачу самому — применить свежие навыки в реальной жизни, адаптироваться.

Ни в одной сфере вы не найдёте такой учебной программы, где профессионалы всё сделают за вас и за ручку приведут к гарантированному успеху.

— А какие сложности у тебя возникали с практическими заданиями?

— В основном они были связаны с тем, что я начала изучать довольно узкое направление в фотографии, не имея при этом опыта работы с камерой и фототехникой в целом. Поэтому многие понятия из курса мне были попросту незнакомы: диафрагма, выдержка…

— И как же ты справилась?

— В итоге я решила взять паузу в обучении и прошла курс по основам фотографии в своём городе. Изучив основы и ознакомившись с устройством и функциями фотоаппарата, вернулась в Skillbox. С новыми знаниями чувствовала себя уже увереннее.

Сейчас в курс «Предметный фотограф» входит курс «Фотография с нуля 2.0», где учат основам фотографии.

— Круто, что, несмотря на трудности, ты не опустила руки и не бросила обучение!

— Если честно, у меня даже мысли такой не возникало, хотя мне свойственно быстро загораться и так же быстро разочаровываться в каком-то деле.

Но здесь, думаю, сыграло роль то, что я действительно увидела в фотографии своё призвание. Ведь я не только визуал, но ещё и интроверт. Мне нравится деятельность, которой можно заниматься наедине с собой.

Как предметный фотограф, я могу ни от кого не зависеть: часами крутить перед собой разные предметы в домашней студии и не замечать, как летит время. Это не выматывает и приносит удовольствие.

Мне бы точно не подошла работа, где нужно много и вживую общаться с заказчиками и снимать в заполненных моделями и другими членами команды помещениях. Я бы уставала на раз-два.

— А есть какой-то учебный лайфхак в съёмке, который запомнился тебе больше всего? Возможно, ты теперь часто применяешь его на практике.

— Таких фишек очень много, но выделю советы по постановке света. Они стали для меня настоящим откровением — раньше я, как и все начинающие, фотографировала у окна. В Санкт-Петербурге, где солнце светит совсем нечасто, сами понимаете, это не самый удобный и практичный подход.

Понимание того, как работают разные схемы света и как их выстраивать с помощью специального оборудования, дало мне возможность больше не подстраиваться под внешние условия и создавать классную картинку в любое время дня.

Ещё на меня сильно повлиял блок про подбор референсов и составление мудбордов. Я поняла, что референс — это не столько картинка, которую можно повторить, сколько способ нащупать атмосферу будущей съёмки на уровне чувств, эмоций, ассоциаций.

Фотография даёт возможность не только запечатлеть момент в красивом ракурсе, но и рассказать какую-то историю.

«Конкурсы — классная возможность прокачать навыки и стартануть в индустрии»: о спринте Skillbox и 4fresh

— На креативном спринте Skillbox и 4fresh ты сделала именно то, о чём только что рассказала: с помощью фотографии передала настроение и эмоции. Но давай по порядку: почему ты вообще решила поучаствовать в конкурсе?

— Об этой возможности я узнала из студенческого телеграм-чата. Причём как раз в момент, когда переживала небольшой творческий кризис. Я тогда много снимала для маркетплейсов по чётко выверенному ТЗ и ещё вела длительный проект для клиента, продающего товары для уборки. В общем, места для креатива в моей работе было не очень много 🙂

Знаю, что многие фотографы советуют в такие моменты снимать для себя — то есть самому придумывать творческие проекты. Но… это ведь очень сложно — детально прописывать несуществующую концепцию, назначать дедлайн, выделять время. Вот креативный спринт и стал для меня той самой удобной возможностью выразить себя, но всё же по прописанному заданию.

И ещё я решила поучаствовать, потому что мне понравился сам бренд — 4fresh. При позиционировании он совмещал такие, казалось бы, рутинные практики, как мытьё головы, с концепцией заботы о себе и духовностью.

— Как звучало техническое задание от бренда? Что именно вы должны были отобразить в фотографии?

— Все участники спринта должны были выбрать один продукт из линейки парфюмированных гелей для душа и отснять его. Придумать уникальную концепцию, выстроенную вокруг того, что у каждого геля — уникальный аромат, определённым образом влияющий на нервную систему.

Свободы участникам давали много. Нам не говорили, как именно нужно снимать, в каких ракурсах, на каких фонах. Просто предоставили продукт, его описание и миссию бренда.

Всего в линейке было пять продуктов. Каждый — для определённой эмоции и состояния: для радостей, для мечтаний, для чувств, для расслабления и для притягивания.

— И какой выбрала ты?

— Парфюмированный гель для душа «Роза и кашемир», раскрывающий чувствование.

Мне сразу же пришла в голову идея остановки времени — запечатлеть момент, когда всё вокруг будто замирает и ты можешь посвятить время себе и своим мыслям. Эту концепцию и реализовала.

— Как думаешь, что помогло тебе так быстро определиться с концепцией?

— Вероятно, большую роль сыграло то, что я сама отношу себя к целевой аудитории бренда — людям, интересующимся и косметикой, и различными духовными практиками. Это помогло не рисовать часами майнд-карту, а сразу определиться с решением.

А вот на само обдумывание и декомпозицию идеи уже ушло больше времени: я размышляла, с помощью каких образов выразить задумку, какие из них самые говорящие.

Этап подготовки не менее важен, чем сама съёмка. А может, даже и более важен.

Результат будет хорошим только тогда, когда вы заранее знаете, какое изображение в итоге хотите получить.

— Как ты выстроила подготовку к съёмке?

— Обдумывая идею остановки времени, я пришла к тому, что лучше всего в кадре её отразят застывшие в динамическом процессе материалы: текущая вода, развевающиеся ткани…

Вода стала центральным объектом съёмки. Я сразу же начала искать подходящие референсы, запечатлевающие её движение. При этом, конечно, не забывала и о самом продукте — активно думала, как включить его в съёмку. Например, пришла к тому, что, по сути, гель для душа — это та же вода, только вязкая. Он тоже может течь в кадре, показывая тягучесть времени.

Дальше я начала размышлять, как большую идею остановки времени разбить на меньшие. И, опираясь на референсы и мудборд, составляла покадровый план съёмки.

— А бывало, что твоя съёмка шла не по плану, несмотря на тщательную подготовку?

— Конкретно в этой съемкё вышло ровно наоборот — у меня получилось даже то, чего я не задумывала. Многие идеи пришли ко мне спонтанно, в процессе.

Например, изначально я хотела сделать кадр, где флакончик геля лежит в прозрачном мешочке (для мешочка, кстати, взяла обычный мусорный пакет!), но, отсняв кадр и вытащив флакончик из пакета, неожиданно подумала: «А что, если порвать полиэтилен на кусочки и подкинуть его?..»

Оказалось, что мусорный пакет в разорванном виде очень красиво летает 🙂 Именно так родилась серия снимков, которая отлично раскрыла концепцию застывших воздушных потоков.

Некоторые референсы мне не удалось повторить точь-в-точь, но в итоге это тоже стало скорее плюсом. Например, у меня не получилось снять вытекающий гель фронтально, то есть горлышком, повёрнутым в камеру. Я просто не учла того, что сам флакон тёмный и не пропускает свет. В итоге пришлось поменять ракурс и поставить бутылку боком. Результат мне понравился даже больше первоначальной задумки.

Скажу так: да, план иногда приходится корректировать в процессе, но это не значит, что его не надо делать вовсе.

— В итоге ты стала победительницей спринта! Как думаешь, что этому поспособствовало?

— Представителям бренда в моей работе понравилась не только идея, но и то, что я учла при съёмке визуальный код и стилистику бренда.

Как коммерческий фотограф, я понимаю, что творчество важно, но первична именно репрезентация компании через визуал. Поэтому я выделила время на просмотр сайта, соцсетей и карточек 4fresh на маркетплейсах, чтобы понять, как бренд преподносит себя аудитории. Классно, что жюри заметило и оценило мои усилия!

Пока не знаю, будет ли бренд использовать мои фотографии, но опыт в любом случае очень ценный и полезный.

Для многих участников спринта эта съёмка стала первым самостоятельным шагом в предметной фотографии. Как ни крути, участие в таком мероприятии — это классная возможность не только прокачать навыки, но и стартануть в индустрии.

«Первый заказ избавил меня от страха и неуверенности»: как закрепиться в новой индустрии

— К слову, о старте в индустрии. Расскажи, с чего он начался у тебя: где находила первые заказы?

— В процессе обучения я стала потихоньку выкладывать свои практические работы в соцсети. Да, было стрессово и дискомфортно, но я понимала, что о новом деле нужно рассказывать. И не зря: в итоге первый клиент написал мне сам — он просто нашёл мой профиль по описанию «предметный фотограф», посмотрел выложенные съёмки, и они ему понравились. Хотя у меня тогда даже расценок не было.

— Какую съёмку заказал у тебя первый клиент?

— Предметную фотосессию детской продукции — боксов для малышей, ползунков, погремушек… Обычно заказчик снимал всё это сам, но тогда находился не в России, без товара, и поэтому обратился ко мне.

Конечно, сперва мной овладел страх, но от того факта, что клиент находится где-то далеко, мне стало спокойнее. Как будто это развязало мне руки и дало возможность неторопливо, в своём темпе, повозиться с товаром и подумать, как выгоднее его подать. В итоге получилось классно — клиент остался доволен.

— При следующих заказах страха не испытывала?

— Нет. Первый успешный опыт избавил меня от страха и неуверенности. Я поняла, что действительно умею хорошо снимать, а люди готовы за это платить. И начала активнее продвигать свои услуги в разных каналах: чатах в Telegram, агрегаторах для поиска исполнителей, соцсетях.

Больше всего заказов пришло из «Инстаграма»* и с «Профи.ру». На последней площадке обычно ищут фотографа для одной конкретной съёмки. Но, если хорошо проявить себя, там можно найти и постоянных клиентов, которые будут обращаться к вам снова и снова. Именно так случилось у меня.

Знаю, что многие также продвигают себя на «Авито», Behance, Pinterest. Возможностей много, главное — не ограничиваться одной площадкой и не стесняться экспериментировать. Один из каналов обязательно выстрелит, а дальше уже заработает сарафанное радио.

— Ты упомянула, что ты интроверт. Как выстраиваешь общение с клиентами с учётом своего типа личности?

— Как и любому интроверту, мне всегда хочется свести общение с не близкими мне людьми к минимуму. Парадоксально, но для этого на начальных этапах нужно как можно больше общаться 🙂

Зато, если уже на этапе согласования обсудить все актуальные вопросы и детали — сроки, референсы, желаемый результат, — можно избежать долгих и мучительных переговоров и правок в дальнейшем.

Скажу честно: первое время мне было сложно даже не столько общаться, сколько работать с правками. Не принимать их близко к сердцу, отгонять мысли: «Я так старалась, а им не понравилось».

Сейчас я понимаю, что замечания — это нормально: заказчик корректирует результат в соответствии со своими целями и видением, а я, как исполнитель, должна выполнять свою работу.

Не стоит воспринимать правки на свой счёт: творчество — вообще такая сфера, где многое решает вкус. Чьё-то видение может не совпадать с вашим, и это просто так. Тут нет категорий «лучше» или «хуже», есть только разные взгляды.

— Ты несколько раз упомянула, что предметная фотография — прежде всего коммерческий инструмент для продажи продукта. И всё же: есть ли в ней место творчеству?

— На мой взгляд, в 90% случаев предметная фотография — это всё же ремесло, а не искусство. Впрочем, как и любая деятельность, где вы делаете что-то на заказ и за деньги, а не следуете исключительно желаниям своей души.

Я не считаю себя сверхтворческим человеком, поэтому меня даже радует, что в работе мне зачастую не надо ничего выдумывать — достаточно качественно выполнить ТЗ. А в ситуациях, когда клиент говорит «Делайте что хотите, дайте свободу фантазии!», наоборот, скорее вижу опасность: обычно это заканчивается не творческой победой, а чередой правок и недовольством.

При этом даже в ремесле личность и видение мастера очень важны.

Каждый фотограф по-разному снимет один и тот же предмет по одну и тому же ТЗ и вложит в работу что-то своё. Это и есть творчество в предметной съёмке. А в случае выгорания всегда можно участвовать в таких инициативах, как спринт от Skillbox, например. Или взять дополнительный творческий проект за небольшую плату.

— Мария, ты уже закрепилась в фотоиндустрии. Какие дальнейшие планы?

— Сейчас я снимаю в домашней студии — это распространённая практика, которую используют почти все начинающие предметные фотографы. Это довольно удобно: не нужно таскать оборудование с собой и торопиться успеть отснять всё за один день аренды. Но теперь я созрела для того, чтобы перейти на следующий этап и снять студию недалеко от дома. Со временем оборудования становится всё больше, оно начинает занимать слишком много места, мешать быту.

Также в будущем я бы хотела побольше снимать косметику. Мне интересно передавать текстуру помад, теней, следить за тем, чтобы матовое оставалось матовым, а глянцевое — глянцевым. Меня это завораживает: съёмки бьюти-продуктов часто граничат с искусством.

Так что планирую развиваться в бьюти-сфере. А самая большая мечта — однажды провести предметную съёмку для бренда Рианны Fenty.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована