Проектная фотография Дизайн
#статьи

«Люди хотят быть увиденными»: фотографы «Ночлежки» о своём опыте помощи бездомным

Как работает социальная фотография на практике и можно ли с её помощью что-то изменить.

Фото: Катя Зыкова / «Ночлежка»

Социальная фотография пытается привлечь внимание к проблемам общества и помочь их решить. Авторы обращаются к болезненным, иногда табуированным темам, формируют свой взгляд на них и транслируют его людям. Делая проекты, фотографы входят в сотрудничество с благотворительными организациями и иногда остаются в команде — помогать.

Для НКО фотография — это мощное средство для создания впечатления о своей работе, дестигматизации некоторых групп людей и борьбы с общественными стереотипами, а кроме того — просто помогающий в рутинной работе инструмент.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

«Важно, чтобы фотография не была в подчинённой, обслуживающей форме по отношению к организации. Ракурс работы с фотографами, который мы выбрали: каждый автор имеет своё видение и отношение к теме», — рассказывает Ксения Солодова, координатор спецпроектов благотворительной организации «Ночлежка», где помогают бездомным людям.

В «Ночлежке» целенаправленно работают с фотографией и её авторами, сформулировав для себя принципы сотрудничества.

«Конечно, у нас есть прикладные задачи вроде отчётов о работе, но даже в этом мы стараемся давать фотографам творческую свободу, — говорит Ксения. — Я никогда не буду говорить фотографам, что „нам нужен портрет три четверти и чтобы человек улыбался, а в руках у него была тарелка супа и была видна наша помощь“. Важно, чтобы фотограф формировал своё мнение в процессе работы и потом захотел вернуться — или не захотел».

Среди вернувшихся состоявшиеся профессионалы Мария Павловская, Светлана Булатова, Алексей Крупник, Павел Волков и Екатерина Зыкова.

Мы поговорили с ними о том, зачем им это нужно и как фотография помогает работе НКО.

«Ночлежку» создали в 1990-е в Санкт-Петербурге волонтёры, добившиеся от администрации города решения о выдаче бездомным карточек на основные продукты питания. За тридцать с лишним лет добрый жест нескольких человек вырос в большую благотворительную организацию, оказывающую комплексную помощь людям в беде. У «Ночлежки» есть Реабилитационный приют, Ночной автобус, в котором раздают еду и оказывают социальную помощь, Пункты обогрева, действующие с октября по апрель, Ночной приют, где можно скоротать ночь, Консультационная служба по юридическим и социальным вопросам, Приют для пожилых, Дом на полдороги для бездомных с алкогольной зависимостью, душевые, прачечная и пункт выдачи одежды и средств гигиены.

В 2020 году «Ночлежка» открыла филиал в Москве и теперь в двух самых больших городах России у бездомных, которых в организации называют клиентами, есть возможность обрести временный дом и получить материальную и информационную помощь.

Право на высказывание

Мастер-класс по фотографии для клиентов «Ночлежки»

В 2021 году «Ночлежка» провела большой партиципаторный проект «Город — приближение — человек». Клиенты приюта учились фотосъёмке у профессиональных фотографов Павла Волкова и Юрия Молодковца.

«Мы хотели понять, как люди с опытом бездомности видят город и городские пространства, — объясняет Ксения Солодова. — Обратились с этой идеей в компанию Canon и получили технику для фотосъёмки и печати. Конечно, это не новый подход и изобретён не нами: примерно с 1970-х годов в мире есть движение Photovoice, когда людям из незащищённых слоёв населения или жителям определённых территорий предоставляют возможность высказаться посредством изображений. Это отчасти арт-терапия, а отчасти — проявление гражданской позиции. Таким образом на проблему обращают внимание СМИ и чиновники».

Сначала проект вышел в виде публикаций, а затем петербургский «Манеж» предложил сделать выставку.

Выставка работ участников партиципаторного проекта «Город — приближение — человек» перед зданием петербургского «Манежа»
Фото: Ирина Колпачникова / Центральный выставочный зал «Манеж»

«Там мы уже прозвучали гораздо громче, потому что выставка была необычной — зрителей заинтересовало, что это фотографии, сделанные бездомными. — говорит Ксения. — Самое важное, что произошло после этого проекта, — о бездомных заговорили как о тех, чьё художественное высказывание ничем не отличается от видения любых других городских жителей. Нам было важно подчеркнуть, что бездомный имеет на это право.

Когда я брала интервью у участников мастер-класса, а это были в основном мужчины 40–60 лет, я заметила, что фотография значит для них довольно много. Они застали бум советских фотокружков и были среди тех увлечённых людей. Им было важно вспомнить этот свой опыт, и отчасти это помогло им в реабилитации».

С этим проектом «Ночлежку» пригласили в американский Wende Museum на групповую выставку работ представителей незащищённых и маргинализированных слоёв населения.

Павел Волков

Фотограф и преподаватель. Фотопроекты Павла опубликованы в The Washington Post, The New York Times, BBC и других зарубежных и российских СМИ. Призёр и финалист международных и российских фотоконкурсов.

— Разницы между бездомными и не бездомными на мастер-классе я не ощутил: в этом и была фишка происходящего. Это были обычные люди, которые реагировали на то, что я им рассказываю, абсолютно так же, как другие. После лекции мы пошли гулять по Питеру, и участники мастер-класса фотографировали людей, улицу, какие-то красивые штуки.

Фото: «Ночлежка»

Сегодня фотоаппарат есть в телефоне у каждого. Но мы же редко останавливаемся, чтобы посмотреть на что-то вокруг и тем более сфотографировать. Когда у тебя есть время, которое можно потратить только на фотографию, тогда ты на самом деле начинаешь по-другому воспринимать этот мир. Люди уже были в тех местах, где фотографировали, но, думаю, они посмотрели на них немного по-другому — начали понимать разнообразие визуально простых вещей.

Фотография клиента «Ночлежки» Олега
Фото: «Ночлежка»
Фотография клиента «Ночлежки» Сергея
Фото: «Ночлежка»
Фотография клиента «Ночлежки» Сергея
Фото: «Ночлежка»
Фотография клиента «Ночлежки» Сергея
Фото: «Ночлежка»
Фотография клиента «Ночлежки» Андрея
Фото: «Ночлежка»
Фотография клиента «Ночлежки» Евгения
Фото: «Ночлежка»

Искусство работает на созидание. Когда человек погружается в творческую среду, она пробуждает в нём какие-то нотки души, я уверен в этом.

Мастер-класс стал для меня новым форматом коммуникации с бездомными людьми. А с «Ночлежкой» я был знаком и раньше: делал съёмки для разных изданий. Я снимаю много социальных проектов, не только про бездомных. Должен же кто-то рассказывать про этих людей. Нам подсовывают красивую картинку: если мы пройдёмся по центру Москвы, то увидим праздничные плакаты — всё позитивненько. А реальность имеет и другую сторону, и её тоже надо показывать, чтобы человек понимал, в каком обществе и мире он живёт.

Фото: «Ночлежка»

Когда я снимал в Ночном автобусе, была зима или поздняя осень, и я уделял внимание атмосфере неуюта, чтобы показать суровость ситуации, в которой находятся люди. На фотографиях мы видим людей, которые несмотря на всю эту хтонь на улице, холод и темноту, идут за едой, и понимаем, что для них это действительно одна из немногих возможностей пропитания.

Фото: Павел Волков для издания «Черта»
Фото: Павел Волков для издания «Черта»

К занятиям фотографией меня привело простое любопытство, а потом я понял, что с её помощью действительно можно что-то изменить.

«Хочет ли этот человек, чтобы его фотографировали?»

Репортаж в СМИ

«Ночлежке» важно работать не только с бездомными, но и с отношением к ним в обществе. Большая часть этой деятельности направлена на преодоление стереотипов, в том числе визуальных, о людях, оказавшихся на улице. В «Ночлежке» хотят создать культуру работы фотографии в контексте бездомности.

«Как в СМИ обычно показывают эту проблему? Даже если это стоковые картинки, то, как правило, это человек, который лежит на скамейке. Фотограф не спрашивает себя, а хочет ли этот человек, чтобы его фотографировали? Или чтобы он появлялся где-то в таком уязвимом положении? Подобные снимки или, например, фото с ампутированными конечностями мы не используем, потому что это манипуляция и клише», — рассказывает Ксения Солодова.

В «Ночлежке» стараются сотрудничать с авторами, которые готовы выстраивать горизонтальные, уважительные отношения с героями съёмки.

Фото: Светлана Булатова для издания «Такие дела»

Фотограф Светлана Булатова — автор репортажей о Пунктах обогрева для бездомных людей на «Новой вкладке» и о работе волонтёром в Ночном автобусе на сайте «Такие дела».

«В публикациях Светлана выступила ещё и как автор текста — мы очень за то, чтобы фотограф мог и хотел говорить о своих впечатлениях, — говорит Ксения. — Света погружена в тему, она долго сотрудничает с „Благотворительной больницей“ и другими НКО. Это человек, который самостоятельно развивает тему взаимоотношений фотографии и благотворительности: читает лекции, много работает и для изданий, и для фондов. Света — транслятор культуры взаимодействия НКО и фотографов и человек, который эту культуру формирует».

Светлана Булатова

Независимый документальный фотограф. Член попечительского совета международной организации Women Photograph в Восточной Европе. Публиковалась в National Geographic, Reuters, British Journal of Photography, Bloomberg и других изданиях.

— С помощью документальной фотографии мы рассказываем зрителю о проблеме бездомности. Замалчивание проблемы ещё никогда не способствовало её решению.

Да, бывает, что человек отказывается сниматься, о чём предупреждает заранее. Я не настаиваю. Как документальный фотограф, я стараюсь провести как можно больше времени с героями моей истории. Когда я работала над материалом как волонтёр Ночного автобуса, время на стоянке раздачи горячего питания было ограничено: нас ждали на другой точке. Я старалась компенсировать это, выезжая на рейсы при первой возможности: так у меня был шанс встретить своих героев снова и продолжить наш разговор.

Фото: Светлана Булатова для издания «Такие дела»

Для меня было важным и ценным получить этот волонтёрский опыт и рассказать о нём так, чтобы материал прочитали до конца. Как автор я старалась подсветить многое из того, что мне известно из жизни бездомного человека: высокую смертность среди бездомных, а этот показатель растёт с каждым годом, и её причины; то, как бездомный человек пытается выжить в холода, как ищет доступ к питьевой воде. В то же время мне было важно рассказать и о команде «Ночлежки»: сотрудниках и волонтёрах.

Нужно поддерживать работу благотворительных фондов: они оказывают системную помощь тем, кто в ней нуждается. Каждый из проектов «Ночлежки» исключительно полезен для общества и значим для бездомного человека. Я очень благодарна «Ночлежке», что теперь я «часть корабля».

Человек, который стоит рядом с тобой на остановке и никак себя не выдаёт

Наружная социальная реклама

Летом 2022 года «Ночлежка» запустила кампанию социальной рекламы «Разный путь домой». На уличных экранах возле Третьего транспортного кольца Москвы появились снимки клиентов «Ночлежки» и высказывания о пути к дому.

«Мы не всегда используем фотографию в социальной рекламе, но если используем, то нам важно транслировать образ человека, который у многих не соотносится с бездомностью, — говорит Ксения Солодова. — Мы хотим, чтобы человек ассоциировал красивые и стильные кадры с „Ночлежкой“ и понимал, что бездомные люди могут выглядеть по-разному.

Изображение: Катя Зыкова / «Ночлежка»

Людям кажется, что они понимают, что такое бездомность, потому что на улицах своего города могут видеть неопрятных, пьяных людей. Но они не знают, что эти люди живут на улице очень долго. А на самом деле основной срез бездомных людей — это люди, которые визуально неотличимы от других».

Для кампании «Разный путь домой» использовали снимки нескольких авторов, в том числе Кати Зыковой — не только фотографа, но и волонтёра «Ночлежки».

Катя Зыкова

Спортивный фотограф и создательница бегового комьюнити.

— Фотография, выбранная на баннер, снята в контровом свете, который я очень люблю. Автобус «Ночлежки» приезжает вечером на Площадь трёх вокзалов. Летом в это время начинает садиться солнце, классический золотой час. Наверное, есть некоторый диссонанс между героем в кадре и красивым золотым свечением. Человек достаточно обычный: дедуля в кепке и с рюкзачком, который куда-то идёт. Мы не знаем, он ждёт электричку, чтобы поехать к себе на дачу или чтобы переночевать в ней, а в его рюкзаке все его пожитки. Эта универсальность героя в кадре сокращает дистанцию между нами. Существует условный образ бездомных как людей, которые неопрятно выглядят и всегда в состоянии алкогольного опьянения. Конечно, это не так. В тяжёлой жизненной ситуации может быть человек, который стоит рядом с тобой на остановке и никак себя не выдаёт.

Фото: Катя Зыкова / «Ночлежка»
Фото: «Ночлежка»

На самой первой съёмке для «Ночлежки» мне запомнился прекрасный дедуля в шляпе — очень интеллигентный, аккуратно одетый. В «Ночлежке» есть свой сленг, и слово «домашние» означает людей, которые не являются бездомными. Но они могут быть в сложном материальном положении и приходят к Ночному автобусу, просто потому что им не хватает денег на еду, — этот дедуля как раз был из таких «домашних». Он пел в хоре при церкви, но в ковид его прикрыли, и он не смог вернуться на работу.

Фото: Катя Зыкова / «Ночлежка»

На фотографа бездомные реагируют очень по-разному. Мне помогает то, что я работаю с большой дистанции с оптикой, которая позволяет мне снимать с двух-трёх метров так, чтобы это было незаметно. Но когда мы приезжаем, всегда спрашиваем, кто готов сниматься, а кто — нет. Было, что ко мне подходили и просили удалить фото: кто-то агрессивно, а кто-то просто переживал, что его увидят близкие родственники. Когда ты ничем в своей жизни не распоряжаешься, это лишает тебя субъектности. И момент, когда ты можешь сказать, что не хочешь, чтобы тебя фотографировали, — это такое возвращение себе чувства опоры.

Для меня важно заниматься системной помощью: с 2014 года я помогаю благотворительным фондам регулярными платежами. Профессионально волонтёрить я начала в 2021 году: «Ночлежка» тогда собиралась делать выставку с фотографами из разных сфер. Так я познакомилась с проектом, а потом просто подружилась с сотрудниками и начала периодически к ним ходить и снимать.

Это и про проявление гражданской позиции и просто человечности, и про любовь к людям, которые работают в «Ночлежке». Этот проект трогает меня. Собирать деньги всегда сложно, но на детей или котиков и собачек, которые выглядят мило, проще, чем на взрослых людей, которые в социальной парадигме выглядят как люди, которые «сами виноваты в той ситуации, в какой оказались».

Фото: Катя Зыкова / «Ночлежка»

После февраля 2022 года фотография как помощь НКО очень помогала мне поддерживать внутренние смыслы: ты видишь, что гуманистические идеи всё ещё существуют и люди приходят отдать своё время, чтобы помочь другим. Это и некоторое выражение гражданской позиции, низовой активизм.

Эта работа сильно поменяла моё отношение к тому, как фотография может помогать людям. Я утратила иллюзию того, что помощь должна быть с вау-эффектом, когда человек стоит напротив танков на площади. Так больше никогда не будет: люди фотографируют войну, и это ничего не меняет. Фотография — это не волшебная таблетка и не Господень перст, но это инструмент, который помогает людям делать своё дело. Я не отношусь к своей работе в НКО как к художественному высказыванию или созданию искусства. Я делаю рутинную, обычную работу, которая помогает другим людям делать свою обычную работу, помогающую другим людям… Каждый день, потихоньку, монотонно, по маленьким кирпичикам ты складываешь свой домик, а снесёт его волной, или не снесёт — дело десятое, ты возвращаешь себе субъектность.

«Помогая другим, ты помогаешь сам себе»

Фотовыставка «Сила незначительного»

В 2023 году «Ночлежка» и продакшен Stereotactic провели выставку «Сила незначительного»: в неё вошли 27 снимков, сделанных на чёрно-белую плёнку во время рейсов Ночного автобуса.

Автор фотографий, рекламный режиссёр Алексей Крупник, пришёл в московскую «Ночлежку» как волонтёр. В какой-то момент он стал брать на выезды фотокамеру и снимать для себя.

«Как-то я увидела сторис Алексея с пронзительным текстом о том, что год волонтёрства в „Ночлежке“ помог ему пережить сложное время, когда кажется, что ты не можешь ни на что повлиять, — рассказывает Ксения Солодова. — Не сойти с ума помогла „сила незначительного“ — такую формулировку он использовал — приложение своих усилий в той точке, где ты видишь результат.

Алексей Крупник на открытии выставки «Сила незначительного»
Фото: Евгения Бабская / «Ночлежка»

Я так вдохновилась этим текстом, что стала искать в наших архивах фотографии Алексея, и оказалось, что это очень талантливые кадры. Потом мы познакомились, и выяснилось, что Алексей известный в Москве режиссёр рекламы и клипов, работал с Земфирой (объявлена в России иностранным агентом. — Ред.) и другими звёздами. Я предложила ему сделать выставку и назвать её «Сила незначительного» — про то, что, помогая другим, ты помогаешь сам себе».

Алексей Крупник

Режиссёр рекламы и фотограф.

— В экспозицию вошли фотографии с акцентом на волонтёрстве — было важно, чтобы ребята пришли на выставку и удостоверились, что они делают классную вещь и что это запечатлено.

Ещё мне было важно, что на выставке столкнулись два мира: ребята из рекламного продакшена, где я работаю, и ребята, которые волонтёрят в «Ночлежке».

На открытии выставки «Сила незначительного»
Фото: Евгения Бабская / «Ночлежка»

После начала событий в Украине мне хотелось оправдать то, что я остаюсь в стране. И я задумался о волонтёрстве где-то, где я был бы полезен и мне было бы интересно. На «Ночлежку» я был давно подписан, плюс мне хотелось присутствовать физически, а не помогать за компьютером.

Первый раз было волнительно: ты не понимаешь, как всё будет. Это было начало зимы, выпал первый снег. Мы выехали из-за поворота, и я увидел очередь за едой человек в сто. Водитель сказал мне, что надо будет «стоять на ложках». Я не понял, что это значит, оказалось — выдавать людям ложки. Правда, в тот рейс (и это был единственный раз) вместо ложек были вилки. Мне дали большой пакет с вилками разных цветов: чёрными, золотыми, прозрачными. В очереди творился хаос, много людей там озлобленные, потому что голодные, — надо пытаться их сдерживать, и рядом со мной встал бездомный, который помогал «Ночлежке». Помню, кто-то просил конкретную вилку — золотую или чёрную, — и это было очень трогательно.

Фото: Алексей Крупник

В целом, когда ездишь в рейс, появляется приятное ощущение, что сделал что-то важное. В тот момент мне надо было это почувствовать. Я понял, что большая часть волонтёров делает это для себя — помогая другим, решаешь свои внутренние проблемы.

Первые несколько раз фотографировать мне было легче: искать сюжеты с каждым выездом всё сложнее, потому что происходит то же самое. Плюс я тогда учился на курсе документальной фотографии Сергея Максимишина и размышлял о допустимом и недопустимом в документальной фотографии — о деликатности фотографа по отношению к объекту съёмки. Мне кажется, со временем я стал бережнее относиться к героям. А первые разы тебя захватывает процесс, и ты не различаешь: а как реагируют люди?

Фото: Алексей Крупник

Сейчас я продолжаю работать с темой бездомности как фотограф. Мне стало интересно пойти чуть дальше: снять места, где ночуют бездомные. Сложно найти людей, которые тебя впустят в свой мир и которых ты снимешь не исподтишка. Но бездомные допустили меня к себе, чтобы показать, как выживают ночью в зимнее время, и я катался с ними в электричке — получилась история «Пережить ночь».

Какие это люди?

Съёмка команды «Ночлежки»

«Когда к нам приходят в гости, то говорят: „Вы такие молодые, красивые, весёлые. Как вы вообще с бездомными работаете?“ — говорит Ксения Солодова. — Нам важно менять не только образ бездомного в медиа, но и образ благотворителя и благотворительной организации. Как правило, НКО у нас в стране представлены фотографиями в духе „бездомному Василию передаём пакет продовольствия“, а это унизительно для обеих сторон».

Фотограф Мария Павловская познакомилась с «Ночлежкой» на съёмке сотрудников ресторана «Вход с улицы» — сейчас закрытого проекта по трудоустройству. Затем она фотографировала людей с опытом бездомности для социальной рекламы и баннеров. Недавно Мария предложила съёмку команде «Ночлежки». Через эти снимки она рассказала в соцсетях про внутреннюю кухню организации и про людей, которые в ней работают.

Мария Павловская

Портретный фотограф, член Союза фотохудожников России. Участница международных и российских выставок.

— Я в принципе люблю снимать команды, и мне очень нравится то, что делают в «Ночлежке»: их открытость, правильная интонация, человечность, отсутствие высокомерности. Мне захотелось сделать ответный жест и так поддержать ребят — рассказать о «Ночлежке» своей аудитории, которая, как и я раньше, с этой темой не соприкасалась.

Когда я снимала коллектив «Ночлежки», то видела, что несколько бывших бездомных стали там работать: очень круто, что они становятся частью команды, в которой в основном трудятся двадцатилетние благополучные и успешные молодые люди.

Команда консультационной службы «Ночлежки» на Боровой
Фото: Мария Павловская / «Ночлежка»
Команда проекта «Ночной автобус»
Фото: Мария Павловская / «Ночлежка»

Я могу фантазировать, но мне показалось, что команда «Ночлежки» — это люди с большим юмором. Нет атмосферы суперсерьёзности, страха и ужаса. Когда люди говорят о такой болезненной, пугающей теме, как бездомность, максимально просто, современно, с уместными шутками, а весь офис завешан наклейками и цитатами с какими-то приколами, понимаешь, что людям нравится там находиться, что у них к бездомным настоящий человеческий интерес и сострадание.

Сами бездомные люди на съёмках бывают замкнутыми, неразговорчивыми. Они держат дистанцию, и ты тоже её невольно держишь и ещё очень себя цензурируешь, возможно, зря. Замечала за собой, что будто боюсь сказать неаккуратное слово, задать нелепый ранящий вопрос.

Мой подход к съёмке простой — важно, чтобы человек ничего не изображал и был самим собой. Я могу выстраивать кадр и просить человека принять какую-то позу, но не заставляю улыбаться и не выдавливаю эмоции. Важно максимально честно запечатлеть каждого настолько, насколько он сможет открыться.

Стажеры ресторана «Хобо» («Вход с улицы»)
Фото: Мария Павловская / «Ночлежка»

Сила искусства работает — но тогда, когда закрыты базовые потребности по пирамиде Маслоу.

Мне кажется, что одна из основных проблем бездомности — это её невидимость. Когда показываешь бездомных на фотографиях, то будто даёшь им возможность рассказать свою историю.

Обычно ты видишь такого человека на улице, прячешь глаза и делаешь вид, что его нет, потому что думаешь, что он к тебе сейчас пристанет. Целенаправленно фокусируясь на нём, делая объектом своего интереса и рассказывая про него, как будто перестаёшь его расчеловечивать. И эта увиденность действительно может исцелить. На съёмках я замечаю, что люди хотят быть увиденными, хотят, чтобы на них посмотрели с любовью, внимательно и по-доброму. Здесь процесс даже важнее, чем результат.

Александр, клиент «Ночлежки», стажёр ресторана «Вход с улицы»
Фото: Мария Павловская / «Ночлежка»
Игорь, клиент «Ночлежки», стажёр ресторана «Вход с улицы»
Фото: Мария Павловская / «Ночлежка»
Александр, клиент «Ночлежки», стажёр ресторана «Вход с улицы»
Фото: Мария Павловская / «Ночлежка»

Мне очень интересно работать с «Ночлежкой» просто по-человечески. Я, как и многие, являюсь жертвой стереотипов — например, у нас в семье считалось, что просить деньги на улице стыдно: «Иди работай. Они все пьяницы, наркоманы, маргиналы и отбросы». Теперь я могу посмотреть глубже и увидеть, что причин у бездомности много и не все они связаны с зависимостями.

Ещё мне давно хотелось обосновать свою позицию по отношению к бездомным людям. Мы каждый день встречаем их на улице и в ступоре не знаем, что делать: то ли помогать, то ли нет, а если помогать, то как? Давать деньги — пропьёт, а может, и не пропьёт? Здесь я узнала: если хочешь помогать бездомным, то распечатай листовки «Ночлежки» и раздавай. А если можешь купить им зимой горячий суп или чай, то вообще супер. А деньги давать не надо. Благодаря чёткому алгоритму действий перестаёшь бояться бездомных людей, и про всю эту тему больше не страшно и не стыдно говорить.

Ну а поскольку я ещё и фотограф, то мне хочется это закрепить в визуальном мире. Поэтому я снимаю для «Ночлежки» и надеюсь, что ещё буду снимать и что люди будут им донатить и перестанут бояться этой темы.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована