Родченко: революция в фотографии
Александр Родченко впервые взял фотоаппарат в руки в 32 года и навсегда изменил фотографию.
Фото: Анатолий Скурихин / МАММ / МДФ / История России в фотографиях
Разбираем, почему один из главных художников русского авангарда начала XX века Александр Родченко — визуальный новатор в области фотографии.
Фотомонтаж
В начале был фотомонтаж.
Александр Родченко одним из первых начинает экспериментировать в этой области. Он составляет иллюстрации из газетных и журнальных вырезок и смешивает изображения и текст, раскрывая потенциал фотомонтажа как отдельного медиума в искусстве. Один из лидеров конструктивизма, Родченко пропагандировал искусство как производство, и техника коллажа с его использованием готовых визуальных элементов отвечала этой идее. В фотомонтаже само расположение изображений позволяло Родченко транслировать новые смыслы.
И именно фотомонтаж подтолкнул Родченко самому взять в руки камеру.
«Фотомонтаж натолкнул заняться фотографией. В первых фото — возвращение к абстракции. Фото — почти беспредметные. На первом плане стояли задачи композиции».
Александр Родченко, «Перестройка художника»
Абстрактность
Родченко начинает снимать уже будучи признанным художником-новатором. Свои идеи он пробует применить и в фотографии. Абстрагироваться от объектов изображения как таковых и выявлять в них геометрические формы — подход художника.
«Родченко, наверное, один из первых мастеров в фотографии, кто так принципиально независим от обыденности, от повседневности, от освещения, фона. Он один из первых, кто так жесток и целенаправлен в отборе. Для него жизнь — конструктивный материал для фотографии. Из огромной массы зрительных впечатлений Родченко всегда выбирает лишь немногое: кусок пространства, луч света, фрагмент формы.
Он как бы пишет беспредметные картины с помощью фотоаппарата».
Александр Лаврентьев, «Ракурсы Родченко»
Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
ПодписатьсяДиагонали
В 1920-х на своём курсе для студентов во ВХУТЕМАСе Родченко давал такое задание: разместить в прямоугольнике простые геометрические формы. Все эти формы должны были быть расположены определённым образом: по вертикали, по диагонали, по горизонтали, по кресту.
Идею конструктивной композиции Родченко переносит в фотографию. В основе его фотографического мышления не сюжет, а зрительные образы. Любимым приёмом становится диагональ. Диагонали придают кадру динамичность и ощущение движения. Родченко задаёт композиции диагональ, поворачивая камеру и соответственно располагая людей и объекты в рамках кадра. Один из самых известных подобных снимков — женщина с ребёнком, поднимающаяся по лестнице на Кропоткинской набережной. Кадр с обыденным сюжетом, ставший каноническим.
«В самых радикальных его фотографиях нет ни верха, ни низа, а в самых обычных, репортажно-протокольных, всегда есть небольшой наклон линии горизонта. То, что потом среди фотографов называлось „косина“».
Александр Лаврентьев, «Ракурсы Родченко»
Ракурсы
Мы говорим «Родченко» — подразумеваем «ракурс».
Родченко отходит от традиционного в то время прямого ракурса, пришедшего в фотографию из классической живописи. Он называет это «снимать с пупа». Полемизируя с поэтом Борисом Кушнером, написавшим открытое письмо с критикой Родченко, художник объясняет: из-за этой традиции фотографы «выпрямляют» кадры, приводя в классический вид, доводя этот приём до абсурда. Он приводит в пример съёмку 68-этажного здания в США. Чтобы сделать кадр, фотограф отправляется на 34-й этаж соседнего здания, ведь именно на этом уровне находится «пуп» дома. А если соседнего дома нет, фасадного вида добиваются с помощью ретуши. Но в жизни мы смотрим на гигантское здание снизу вверх, на снующие по улице автомобили с высокого этажа — сверху вниз. Родченко предлагает смотреть на предметы со всех сторон, чтобы действительно их увидеть.
Его визитной карточкой становятся экстремально низкие и экстремально высокие точки съёмки.
«Ищут новые объекты для съёмки, но снимают по старым традициям. И комары будут сняты фотографом „с пупа“ и по канону „Запорожцев“ Репина. Но есть возможность показывать объект с таких точек, с которых мы смотрим, но не видим».
Александр Родченко — Борису Кушнеру, 1929 год
Репортаж
Впервые Родченко снимает уличный репортаж летом 1928 года. Он фотографирует тяжёлым аппаратом «Септ». В конце года у художника появляется компактная «лейка», которую удобно носить с собой, и начинается новый период в фотографии.
Родченко начинает работать для прессы и не считает репортаж «низким» жанром в противовес салонной художественной фотографии. Он критикует позирование на снимках и выступает категорически против инсценировок. И, хотя в центре репортажа — факты, Родченко считает, что, как и в экспериментальной фотографии, важно не только что снято, но и как. Разные точки съёмки, возможности света и перспективы — без своего особого подхода автор «будет только бухгалтер, а не фоторепортёр».
Благодаря практике Родченко у фоторепортажа появляется художественная ценность.
Фотография как искусство
По сути, Родченко одним из первых смотрит на фотографию как на искусство. Сейчас эта идея может показаться очевидной, но долгое время фотография оставалась лишь способом документальной фиксации фактов.
«…он ввёл в фототворчество совершенно новое понятие — отношение к фотографии как к визуальному изобретению».
Александр Лаврентьев, «Ракурсы Родченко»
Теория фотографии
Дискутируя с оппонентами и выступая перед студентами, Родченко формулирует свои тезисы о фотографии. Он рассуждает о композиционном построении кадра, документальности и художественности, работе фоторепортёра, подготовке кадров фотографов, важности серийности съёмки, внося свой вклад в теорию фотографии.
Вот что пишет о «вторжении» Родченко в фотографию директор МАММ Ольга Свиблова в сопроводительном тексте к ретроспективной выставке фоторабот художника:
«Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций».
P. S. Александр Родченко умер в 1956 году, уже около пятнадцати лет не занимаясь фотографией. В 1957 году открылась его первая персональная фотовыставка, организованная Союзом журналистов СССР.
Читайте также: