Референсы для фотографов: где искать и как с ними работать
Отрывок из книги «40 проделок творческого леопарда. Задания для фотографов».
Иллюстрация: «Бомбора» / Polina Vari / Skillbox Media
В издательстве «Бомбора» готовится к выходу в свет книга фотографа Ивана Князева и ретушёра Александры Кособоковой «40 проделок творческого леопарда. Задания для фотографов».
«В мире полно талантливых людей, которые не знают, что делать. Но стоит поставить перед ними конкретную задачу и ограничить в сроках — как творческое начало сразу активизируется», — считают авторы.
Для книги они придумали 40 заданий, которые помогут разбудить в себе внутреннего ребёнка (ну или леопарда), перестать долго думать и наконец начать делать.
С разрешения издательства публикуем отрывок о том, как креативно использовать референсы, и одно из заданий.
Как работать с референсами?
Сценарий первый
Когда хотим «взломать чей-то код». К примеру, нам не дают покоя женские портреты, как у Питера Линдберга или Хельмута Ньютона. Или цветокор Уэса Андерсона. Или свет как в фильме «Неоновый демон». И мы берём вожделенную картинку-референс, крутим, вертим, думаем, как она была сделана. Потом хватаем камеру и пытаемся воссоздать то же самое, но… не всегда никогда не получается. Тогда мы бесимся, страдаем, идём копать, гуглить, спрашивать. И вот тут-то начинается реальная прокачка. Творческий леопард в это время может спокойно пойти поспать, за него поработает учёный-алхимик с горящими глазами, намеренный в 40-метровой студии с низким потолком, мятым фоном, протёртым софтбоксом и бонусным кулером с водой (не всегда холодной) всё равно создать золото.
На самом деле кейс суперполезный. Потому что с айсбергом под названием «суровая реальность» лучше познакомиться до того, как вы встанете за штурвал своего «Титаника».
Сценарий второй
Когда есть идея, но пока непонятно, как её реализовать. Например, мы хотим снять историю о том, что вещи покидают хозяина и начинают жить своей жизнью, как в задании про Сторожа Леонида. Звучит интересно, но как насчёт конкретики?
- Что это будут за вещи?
- Кто их владелец?
- Будет ли он присутствовать в кадре?
- Хотим ли мы работать с брендом Balenciaga или «Сударь»?
- Где всё это лучше снимать?
- В какое время дня?
- Какая будет погода?
- Какая нужна камера?
- И так далее…
Если выписать все эти вопросы и сформулировать для себя идею съёмки, будет легче. Когда начинаешь об этом думать, подбирать слова, становится понятнее, что из референсов подойдёт, а что можно смело отсечь. Это всё равно что идти в супермаркет с чётким списком продуктов для определённого блюда, а не просто в надежде что-нибудь купить и в итоге отужинать чипсами с дошираком.
Сценарий третий
Пополняем копилку вдохновения. На будущее.
Просто смотрим картинки в интернете, на выставках, в журналах, кино, ловим импульс и без всяких раздумий сохраняем в заветную папку всё, что зацепило.
Позже, разглядывая свой улов, задаём себе вопрос: «Что конкретно мне понравилось?» Это может быть не только картинка целиком, но и какая-то маленькая деталь или сочетание цветов, затейливая фактура или искренняя эмоция.
В результате мы лучше узнаем себя и сможем использовать свои находки в новых проектах. Внимание! Возможны побочные реакции: когда под воздействием «Пинтереста» или других соцсетей вы начинаете делать типовые картинки по всем законам жанра. И вас в них уже нет. В этом случае отлично помогает визуальный детокс — референсы вообще без картинок, чисто на звуках, кусках текста и так далее. В заданиях мы это тоже попрактикуем.
Сценарий четвёртый
Когда в голове всё уже сложилось, но нужно донести задумку до клиента/стилиста/визажиста/модели/сет-дизайнера и т. д. Тут референсы, подкреплённые словами, помогают всем понять друг друга.
Бывает так, что концепция вдруг меняется прямо в процессе, нужно быстро пересобрать мудборд, и на ресёрч нет времени. Тогда наши заветные накопления — это спасение.
Но! Тут как с хранением вещей — важно удобство, порядок и сортировка. А также периодическая зачистка того, что устарело и разонравилось.
У нас в команде, например, папочки с референсами такие:
- свет (в основном там сцены из кино и спектаклей);
- сет-дизайн (туда мы сохраняем идеи декораций и реквизита);
- стиль (образы, которые нравятся: фотки с показов мод, стрит-луки и пр.);
- прикольные рекламные кейсы;
- проекты, которые нам запомнились.
Кстати, в том числе из таких подборок в итоге вырос канал «Фотожир». Там мы публикуем то, что нам кажется интересным. Всё в одном месте.
Где искать референсы?
Сайты:
Фотостоки:
Телеграм-каналы:
Задание 21. Теория множеств
— Почему сыворотка не действует?
— Возможно, мы задаём не те вопросы.
© Фильм «Матрица»
Работая фотоассистентом, я наивно надеялся, что мой босс, студийный труженик тогдашнего глянца, научит меня снимать. Однажды подхожу к нему за советом, а он мне: «Ну, сними голову гипсовую, потренируйся». Я часа два её снимал, показываю. Он смотрит. Я спрашиваю: «Как ещё можно потренироваться?» А он мне: «Сними ещё две».
Время на выполнение задания: 48 часов
Снимите композицию из множества предметов одного типа. Например, только вилки, только шнурки и т. п. на ваш выбор. Они могут быть разными или одинаковыми. Ничего другого в кадре быть не должно.
Цветовая гамма кадра должна повторить одну из картин Марка Ротко.
Для вдохновения:
- Chema Madoz
- Pelle Cass — Group Therapy (Jacquemus for Dazed)
- Роб Вудкокс — «Тела света»
Читайте также: