Ближе к смерти: для чего фотографы снимают умерших людей
Четыре современных фотопроекта postmortem как визуальное осмысление конечности жизни. Отрывок из книги исследовательницы Лизы Светловой.
Иллюстрация: «Бомбора» / Polina Vari / Skillbox Media
Внимание! В материале содержатся фотографии мёртвых людей. Если для вас это неприемлемо, посмотрите на натюрморты с цветами и зеркалами.
Теоретик фотографии и куратор Лиза Светлова шесть лет изучает современную посмертную фотографию. В издательстве «Бомбора» вышла её книга «О чём молчит фотография: как современные постмортемы помогают жить». В ней автор рассказывает о том, как и для чего люди снимают умерших близких и зачем фотографы делают документальные проекты в моргах и похоронных бюро.
С разрешения издательства мы публикуем отрывок из главы «Художественные проекты».
Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
ПодписатьсяДля этой главы я отобрала свои любимые проекты. Все они очень разные, и объединяет их одно — исследование фундаментальных вопросов жизни и смерти. Авторы изучают границы допустимого в визуальном осмыслении темы, задают вопросы нам, зрителям, и отвечают на собственные. А вообще, проекты способны рассказать всё сами. Давайте читать и смотреть.
Ромина Рессия. «Не о смерти»
Ромина Рессия / Romina Ressia
Родилась в 1981 году в Аргентине, в небольшом городке недалеко от Буэнос-Айреса. Изучала фотографию в Институте театра «Колон». Выставлялась в Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Цюрихе, Париже, Брюсселе и Барселоне. Названа «Фотографом года» по версии International Color Awards 2017. Ромина известна использованием анахронизмов, абсурда и иронии по отношению к классическим сюжетам и современным социокультурным проблемам.
Герои проекта «Не о смерти» / Not about death аргентинской визуальной художницы Ромины Рессии живые, хотя для части фотографий используется посмертная эстетика.
Может показаться, что этот проект лишь синтез юмора и провокации, но только на первый взгляд. Ромина берёт за основу постулаты новой этики о том, насколько важно сделать видимым для общества разнообразие тел, возрастов, национальностей и т. д. Она доводит мысль до абсурда, рассказывая истории пожилых людей в образах героев комикс-культуры и мультфильмов.
Перед нами предстают Супермен, Белоснежка, Алиса, Чудо-женщина, но они непривычно стары, ослаблены или даже мертвы.
«В день съёмок Корнелия „Белоснежка“ праздновала свой 94-й день рождения. Она всю жизнь прожила в деревне, родила 12 детей и шестерых из них потеряла, но тем не менее сохранила жизнелюбие и удивительное чувство юмора. Она полна заразительной энергии и невероятно очаровательна.
Нестор «Супермен» — высокий, статный, безупречно одетый мужчина. Ему 75 лет, он овдовел после 41 года брака, и потеря заставила его найти хобби, чтобы продолжить жить. Так он обнаружил страсть к актёрскому мастерству, пению и танцам. Как и Корнелия, Нестор полон энергии, а его любовь к жизни восхищает!
На роль Чудо-женщины я выбрала Вирджинию — няню моего крестника, которая сейчас ему уже как бабушка. Вирджиния 40 лет замужем, мать двоих детей, приехала в Буэнос-Айрес в 15 лет и с того момента никогда не прекращала работать. Я знала, что она с энтузиазмом воспримет съёмку и будет с радостью ждать фотографий. Она улыбчивая, забавная и всегда готова во всём помочь.
С Иоландой «Алисой» меня познакомила её внучка Паола, описавшая её как женщину с самым большим сердцем. Иоланде 86 лет, она потеряла мужа, старшего сына и несколько близких друзей, но остаётся оптимисткой. В последнее время её жизнь осложнили проблемы со здоровьем, но их недостаточно, чтобы усмирить эту великую женщину!»
Ромина формирует альтернативную реальность, где персонажи поп-культуры не вечно молоды, здоровы и сексуальны, а могут болеть, стареть и даже умирать. Она задаётся вопросом: будет нам, зрителям, легче и спокойнее принимать собственное старение и смертность, если даже супергерои стареют и умирают?
Патрик Буденц. «Посмертно». «Поиск улик»
Патрик Буденц / Patrik Budenz
Родился в 1971 году, изучал информационные технологии в Бамберге и фотографию в Берлинской Новой школе фотографии. Работает фотографом-фрилансером и разработчиком программного обеспечения.
Опубликовал две книги — «Поиск улик» (2011) и «Вскрытие» (2013), снимки из которых являются частью выставки «Тёмное поле — отношение фотографии к власти, смерти и войне». В 2009 году выиграл премию New York Photo Award, активно выставляется в Германии, в том числе в Музеях истории медицины.
Засилье на немецком телевидении детективных сериалов, подобных «C.S.I.: Место преступления», побудило Патрика Буденца узнать, «действительно ли в судебно-медицинских бюро всё происходит именно так, как показывают нам сценаристы и режиссёры?».
Он месяцами добивался разрешения берлинского института судебно-медицинской экспертизы на съёмку и в итоге получил доступ ко всем этапам работы с телом.
За несколько лет съёмок Патрик подготовил два проекта: «Поиск улик» / Search for evidence о судебно-медицинских экспертах и «Посмертно» / Post mortem, который рассказывает о местах, куда попадают после смерти, — похоронных бюро, моргах и крематориях. Обе серии состоят из невероятно откровенных и смелых кадров, в прямом и переносном смысле обнажающих работу судмедэкспертов, патологоанатомов и похоронных специалистов. Патрик смог заснять и тела на каталках, и исследования на секционных столах, и приготовления к прощанию, и процесс кремации и душераздирающий кадр тринадцатилетней девушки со вскрытой грудной клеткой. А ещё специалистов за работой: фотографии врачей, улыбающихся и общающихся друг с другом в процессе распиливания головы и извлечения органокомплексов из тел, так как со временем их работа становится рутиной при всей её серьёзности и тяжести.
«Как и офисные сотрудники, — говорит Патрик, — они рассказывают о том, что произошло накануне, занимаясь типичной болтовнёй, но в то же время обладают определённой чувствительностью к тому, где находятся».
Патрика волнует дихотомия видимости/невидимости смерти в нашей жизни: с одной стороны, мы привыкли видеть её в фильмах и ежедневных новостях о войне, авариях и стихийных бедствиях.
«С другой стороны, повседневная естественная смерть полностью исчезла из поля зрения общественности. Она почти стала табу, о котором люди не говорят и не знают», — замечает он.
Патрик смог попасть в доступную лишь определённым специалистам сферу и представить её зрителям правдиво, искренне и красиво. По его снимкам видно, с каким уважением и любопытством он смотрит на объекты, какое внимание уделяет деталям. Хочу отметить, что практически нигде Патрик не показывает лица, фокусируясь исключительно на фрагментах тела (стопы, кисти, рот, грудная клетка, волосы), элементах одежды (рубашка, платье) и подготовке усопших (резиновые перчатки работников, маникюр для покойной дамы, одевание).
С момента первой публикации Патрик получает письма от скорбящих незнакомцев, и одно из них стало единственным текстом в его фотокниге Post mortem — это письмо от женщины, потерявшей дедушку. Ещё он признаётся, что в свободное время любит пересматривать свои книги, ловя себя на понимании, как такое метафорическое приближение к смерти удовлетворяет интерес к «загробной» жизни и успокаивает воображение и фантазии его зрителей.
Самое важное, что Патрик находит в работе со смертью, — это ощущение жизни:
«Вы видите, как она быстротечна, жизнь, и вы действительно начинаете ценить многие вещи немного больше».
Элизабет Хейерт. «Путешественники»
Элизабет Хейерт / Elizabeth Heyert
Родилась в 1951 году в Нью-Йорке, окончила магистратуру в Королевском колледже в Лондоне (история фотографии). Работы Хейерт находятся в постоянных коллекциях Метрополитен-музея, Музея современного искусства Сан-Франциско и многочисленных частных коллекциях. Фотографии из её последней серии «Метаморфозы» были представлены на Венецианской биеннале 2022 года. Мировую известность имеет её экспериментальная портретная трилогия «Спящие» (2003), «Путешественники» (2005) и «Нарциссы» (2008).
Тело поверх чёрной ткани, приклеенной скотчем к мебели, книги в качестве грузиков, удерживающих её, — вот, что находится за кадром трогательных портретов, снятых в гарлемском похоронном бюро.
Элизабет узнала о нём и его распорядителе Исайе Оуэнсе через статью в газете и поехала в гости. Исайя устраивает традиционные захоронения в уже уходящем южнобаптистском стиле, когда, отдавая дань усопшим, их одевают словно на лучшую вечеринку, чтобы подготовить к путешествию в рай. Именно поэтому проект называется «Путешественники» / The Travelers.
«Я осознавала, что фотографирую сообщество из прошлого, исчезающую часть культурной истории. Поскольку Гарлем быстро меняется, его традиции угасают. Я надеюсь, что мои фотографии сохранят небольшую часть истории уходящего поколения и его пути смерти».
Элизабет сняла 33 посмертных портрета «путешественников», среди которых, например, Дафна Джонс, наркозависимая секс-работница, умершая от СПИДа. Когда Элизабет приехала на съёмку, она увидела удручающую картину: женщину, худую, как скелет, со следами уколов на руках и шрамом от ножа на шее. Проведя с Дафной три часа, наблюдая за её телом и изучая её историю, Элизабет захотела сделать кадр, «будто жизнь была к ней добрее», и попросила Исайю нарядить Дафну, чтобы скрыть признаки болезни и употребления наркотиков. На фото Дафна предстаёт в синем платье и расшитом бисером жакете, в лёгком шифоновом белом шарфе, кружевных перчатках и блестящих серёжках, а её голова изящно наклонена набок. В проекте также представлен портрет её 22-летнего сына Джеймса Эрл Джонса — он погиб, подравшись на ножах через несколько недель после выхода из тюрьмы и менее чем год спустя после смерти Дафны. На фотографии он одет в белый спортивный костюм, кепку бейсбольной команды NY Yankees, а карман его куртки набит деньгами (в гроб друзья ещё положили музыкальные диски и общие фотографии).
Элизабет признаётся, что многие из героев её проекта были похожи на египтян, потому что хоронили их со всеми драгоценностями, одевая в праздничные наряды: невероятные шляпы, платья, жакеты и юбки, расшитые стеклярусом, яркие мужские пиджаки, разноцветные галстуки и бабочки, спортивные костюмы и банданы, кружевные перчатки и перья.
Каждая съёмка длилась около трёх часов и проходила ранним утром, часов в пять-шесть, чтобы успеть до утренней службы перед захоронением. Элизабет делится, как непросто и морально, и физически ей было снимать, как приходилось стоять на лестнице с тяжёлой камерой наперевес, но какой слаженной оказалась её работа с Исайей, который деликатно создавал изящные и элегантные позы героев съёмки (сама Элизабет к телам никогда не прикасалась).
После окончания проекта долгое время она не осознавала, что её проект был связан со смертью, ей снились кошмары, её будто бы преследовали привидения. Элизабет признаётся, что больше никогда не хотела снимать мёртвых. Вернее — желала сделать ещё больше фотографий, но каждый раз думала, что не сможет, ей просто не хватит сил. Итогом стал дихотомический страх: никогда не сделать ещё один кадр и всё-таки пойти на это.
В интервью Элизабет много рассуждает о разнице, связанной с расовой принадлежностью, и рассказывает, что, возможно, данный аспект привлёк её больше всего: белая американка, выросшая на Севере, не верящая в Бога, снимает совершенно незнакомую ей культуру. Даже Исайя удивился, что кто-то извне сообщества захотел запечатлеть чужую для него традицию. Если изначально Элизабет двигало стремление зафиксировать лишь феномен «смерть — повод надеть всё самое лучшее», то к концу она почувствовала, что узнала истории своих героев и проект начал рассказывать не об их смерти, а об их жизни.
Читайте также: