Фотография: куда пойти учиться?
Представители пяти основных образовательных институций России в области фотографии — о том, кого и чему они учат.
Фото: SolStock / Getty Images
Учиться фотографировать сегодня можно и в авторитетном государственном вузе, и на курсах из соцсетей. Предложений для желающих взять в руки камеру много, и в них трудно ориентироваться. Мы решили рассказать о тех местах, где уделяют внимание некоммерческой фотографии, учат проектному мышлению и современному визуальному языку. Возможно, это поможет кому-то определиться с выбором.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить 🙂
«Фотографика»
Академия документальной и арт-фотографии «Фотографика» основана в Санкт-Петербурге как офлайн-школа фотографом и преподавателем Катей Богачевской. Сейчас школа предлагает долгосрочное онлайн-образование. В академии преподают не только фотографы, но и режиссёры, фоторедакторы, журналисты и другие специалисты. Обучение состоит из серии авторских курсов, а также встреч с приглашёнными лекторами.
Только онлайн
Я вела фотографические мастерские в двух учебных заведениях Петербурга и в какой-то момент поняла, что один человек не может показать студентам всё разнообразие существующих подходов. Появилась идея создать школу, в которой преподают люди с порой противоположными взглядами на профессию. Я обсудила эту идею со своими учениками, и уже на следующий год в Петербурге появилась «Фотографика».
Сначала мы работали только в офлайне. Желающих учиться было довольно много. Людей привлекал наш новаторский подход: много разных преподавателей, а не один мастер. Потом появилась онлайн-программа, она стала ещё более популярной.
Сегодня только она и осталась — я уехала из России, и офлайн-школу в Петербурге пришлось закрыть. Примерно треть наших преподавателей и студентов тоже уехали из страны, так что онлайн-формат отвечает требованиям времени гораздо лучше.
К тому же онлайн — это возможность приглашать разных лекторов. Уже несколько лет я зову иностранных спикеров, так или иначе связанных с фотографией. Это особенно важно для той российской части аудитории, которая сейчас ещё больше, чем раньше, отрезана от западного мира фотографии.
Доступный вид творчества
У нас две долгосрочные учебные программы. Полный курс рассчитан на новичков. Это люди, которые хотят привнести фотографию в свою жизнь. Фотография ведь довольно простой, доступный вид творчества. Сейчас многие ощущают потребность выразить свои чувства и именно за этим приходят в фотографию.
Вторая программа — для тех, кто уже в профессии. Чаще всего это люди, которые занимаются коммерческой фотографией и хотят сместить фокус в сторону проектной.
Получается, наша аудитория довольно обширна. Разброс в возрасте тоже большой: есть ребята только после школы, а есть ученица, которой 65. Многие студенты приходят в фотографию, уже окончив какой-то профильный вуз, часто технический. Либо они поработали бухгалтерами, экономистами, ещё кем-то и поняли, что хочется чего-то более творческого.
Многие перестали бояться кардинальных перемен.
Наши программы состоят из авторских курсов. Они, особенно наша полная программа, построены так, что дают студентам возможность попробовать очень разные направления фотографии, начиная документальной и заканчивая проектной. Ученик пробует многое и понимает, что из этого возьмёт в свою жизнь. Именно это для меня краеугольный камень академии.
Что ещё важно — у нас много дисциплин, не связанных с фотографией напрямую, но помогающих формировать насмотренность: история живописи, история современного искусства, в этом году появился курс по кино. Студенты обретают некую медиаграмотность.
Мы не навязываем слушателям какой-то визуальный язык или приёмы. Мне не нравится категоричность классического образования: это можно, это — нет, это плохо, а это — хорошо. Фотография — творческий процесс, в нём не может быть таких категорий. Все разные, и здорово об этом конструктивно дискутировать, никого не вычёркивая. Сегодня можно всё: смешивать документальную и арт-фотографию, работать с искусственным интеллектом. Безумно интересное время. Наша задача — помочь студентам во всём этом сориентироваться.
Ещё одна важная вещь — это комьюнити, которое формируется вокруг «Фотографики». Сейчас, когда многие студенты оказались разбросаны по свету, это особенно ценно.
Чего хотят люди
Очень многие фотографы, занимающиеся проектной фотографией, не вполне понимают, как, собственно, собрать проект, отобрать материал, написать к нему хороший стейтмент, как проект продвигать. К нам часто приходят с такими запросами. Это мне тоже кажется важным: помочь тем, кто уже понял, что фотография — это способ взаимодействия с миром и с собой. Сделать их истории видимыми.
Ещё я вижу большой запрос на получение инструмента для саморефлексии. Очень многие студенты приходят, чтобы работать над личными темами, переосмысливать травмировавшие их события. Им хочется найти способ рассказать свои истории.
Вообще, появление в фотографии большого числа личных проектов связано с тем, что в профессию пришло много женщин. Они не боятся смотреть внутрь себя. У нас сейчас 90% слушателей — женщины. Это не локальная тенденция. Если ещё лет десять назад в шорт-листах международных фотоконкурсов было намного больше мужских имён, то сейчас большинство — женщины. И это прекрасно, потому что вместе с ними в профессию пришли темы, на которые раньше вообще никто не говорил.
Это насилие, сложности материнства, телесность. Например, несколько лет назад наша студентка Маша Алексеева делала проект на тему насилия над детьми. Она пережила это сама. Ей было очень тяжело работать. Но, опять же, был большой фидбэк. Проект опубликовали в нескольких изданиях, была выставка. Но самое главное, её мама, которая всё отрицала, наконец признала, что должна была её поддержать, они поговорили друг с другом. Это ведь очень ценно.
У нас была студентка, которая сделала фотокнигу для своего папы. Причины заниматься фотографией у всех разные. Но даже такая «маленькая», как сделать книжку для одного человека, важна.
Изменения в мире могут начаться именно с таких, небольших проектов. Я верю в теорию малых дел.
Зачем нужна фотография
В эмиграции я оказалась в сложной эмоциональной ситуации, и нужно было найти этим эмоциям выход. Я начала снимать проект, так или иначе рассказывающий о моих переживаниях по поводу ситуации в Украине, о страхе за детей и моей беспомощности. Я живу в Лиссабоне, и именно португальская природа и океан помогли мне. Я делаю субъективные пейзажи, как я их называю.
У меня был очень серьёзный кризис понимания, зачем теперь вообще нужна проектная фотография. Но когда снова начала снимать — понимание вернулось.
«Докдокдок»
«Докдокдок» — фотошкола в Санкт-Петербурге, основанная фотографом Михаилом Доможиловым и исследовательницей фотографии и художницей Феодорой Каплан. В школе преподают современную документальную, постдокументальную и арт-фотографию. Акцент в программе сделан на технических знаниях и творческом осмыслении. Учиться можно в онлайне.
Михаил Доможилов
Основатель школы фотографии «Докдокдок», документальный фотограф, исследователь фотографии, коллекционер. Победитель и финалист профессиональных конкурсов, в числе которых NPPA Best of Photojournalism, Sony World Photography Award, LensCulture Exposure Awards. В фотопрактике обращался к темам субкультур, национализма, военных и социальных конфликтов.
Последствия в виде любви и фотошколы
До того, как появилась школа, я уже преподавал фотографию. Но чем больше я преподавал, тем больше становилось понятно, что надо делать всё по-своему и давать такое образование, какое я бы сам хотел получить, когда начал заниматься фотографией и столкнулся с большим количеством сложностей. Как раз в момент, когда возникла эта идея, я встретился с Феодорой — со всеми последствиями в виде любви, женитьбы, семьи и совместной школы. И у нас так получилось, что я в школе отвечаю за документальную фотографию, а Феодора за арт-фотографию.
Когда я начинал снимать, не было системного образования в «полевой» документальной фотографии. Как делается фотопроект? Как разруливать сложности на всех этапах, начиная с самого первого — выбора темы? Всё это приходилось узнавать самому, набивая шишки и либо пытаясь найти информацию в книгах, либо обращаясь к смежным дисциплинам — социологии и журналистике.
Ещё: как разбирать отснятое? Пришлось самому себе придумывать задания и методы анализа изображения, а потом все эти знания адаптировать для преподавания в школе.
Потом у нас появился курс «Постдокументальная фотография», и тогда это была настолько новая тема, что она мало где звучала.
Разговоры о технике и искусстве
К нам приходят очень разные студенты. Те, у кого ещё даже нет фотоаппарата, и те, кто уже состоялся в фотографии, но хочет найти что-то новое. Много ребят, увлечённых фотожурналистикой. Есть те, кто занимается коммерческой фотографией и хочет попробовать себя там, где нет понятия «клиент-ориентированная картинка». Много ребят ищет способ себя выразить, кто-то просто ищет себя. Мы открыты для всех, есть ограничение лишь по возрасту — у нас можно учиться только с 18 лет.
Я критически смотрю на «классовый подход» к обучению. Это когда есть классы с разным уровнем подготовки студентов. У нас в группах учатся люди с разной технической базой. Технически можно быстро прокачаться. Сложности появляются, если у человека меньше знаний в какой-то ещё области, но и это решаемо — он подтягивается и растёт. И всё же совсем новички теперь имеют возможность пойти на базовый курс.
Идея такого курса возникла, потому что у многих студентов были хорошие с точки зрения языка и идеи работы, но они провисали технически. В таких случаях я всегда привожу в пример себя: мне потребовалось около пятнадцати выставок, двадцати публикаций в журналах, десяти конкурсов, чтобы я узнал, что поляризационный фильтр крутится.
У нас в программе серьёзное внимание уделяется технике, в этом смысле я зануда — из тех, кто разбирает камеры. Но чисто технический курс стал бы скукотищей для суперзануд, поэтому мы дополнили базовый курс второй частью — творческой. Со мной много разговоров о технике, с Феодорой много серьёзных разговоров об искусстве — и это отлично работает.
Главное — личная мотивация
Среди тем, которые волнуют студентов, стало больше личных, хотя мы пытаемся прививать интерес к разным. В последнее время усилился интерес к социальной фотографии, к последствиям событий прошлого — советской и постсоветской России. Проявляют интерес к аналоговой фотографии — как к инструменту, который можно использовать в проектной работе
Самое главное в получении знаний — это мотивация. Я слышал от одного студента, что наш недостаток как школы в том, что мы даём слишком много. Я обдумывал эту весьма интересную мысль. Да, если мы говорим о взрослых студентах, то время для них — ключевой ресурс.
Действительно, в качестве интеллектуальной базы мы даём довольно много: где искать дополнительные материалы, что смотреть и читать. И здесь всё зависит от мотивации человека и от того, какое направление в фотографии он выбрал. Если это документальная фотография на базе репортажа, то здорово, если будет начитанность и насмотренность, но всё-таки на первом месте практика правильной съёмки с последующим анализом. А если мы говорим о концептуальной арт-фотографии, то здесь нужно трудиться интеллектуально — и это долгий путь.
Фотография позволяет проявить разные способности: у кого-то особенный визуальный язык, кто-то очень умный, кто-то в совершенстве владеет техникой, кто-то выбирает офигенные темы, а у кого-то нет ничего из этого, но он максимально трудоспособен и это всё решает.
Что такое фотография в 2024 году
Когда мы только открыли школу, моей целью было, чтобы большинство студентов обязательно делали итоговый проект. Сейчас у меня к этому отношение более спокойное — не у всех получается что-то сделать в первый же год. Наша первая задача теперь — погрузить студентов в то, какая фотография сейчас, в 2024 году.
Вторая задача — показать, каким может быть образование. Я учился в девяностые годы, когда ещё было живо наследие советского образования, к которому много вопросов и которое сказывается в течение всей жизни. Поэтому мне хочется локально, в рамках школы, менять людей, их зависимость от оценок: часто бывает такое, что студент делает проект будто не для себя, а для преподавателя. Хочется избегать токсичности в отношениях, тем более что у нас творческая сфера, люди ранимые. Идеально не получается, но пробовать необходимо.
Мы хотим изменить взгляд на фотографию. Я, как большой поклонник документальной фотографии и человек, который попал в неё с началом цифровой революции, могу пробудить интерес студентов к документальной фотографии. Тем более сейчас такое время: для страны сложное, для документалистов — интересное.
Фото из группового проекта студентов из экспедиции в Тамбовскую область. В проекте приняли участие Павел Басин, Юлия Серебренникова, Полина Трель, Евгения Губанова, Евгения Фролова, Валерия Паринова и Саша Кулагина
Миссия школы связана и с развитием фотографии. Предложений обучить коммерческой съёмке много — глаза разбегаются. А если говорить о документальной и арт-фотографии, то тут всё сложно — предложений почти нет. Мы развиваем эти направления.
У нас нет ресурсов как у больших школ — помещений, выставочных пространств, в этом смысле мы маленькие, но у нас есть результаты, выпускники. К нам приходят из других школ, от нас уходят в другие. Это нормально: люди ищут себя.
«ФотоДепартамент» / «Проекция»
«ФотоДепартамент» — известная в фотографическом мире институция. Со временем в ней решили отойти от привычного формата фотошколы. Сейчас все образовательные материалы и инициативы «ФотоДепартамента» сосредоточены на онлайн-платформе «Проекция».
На платформе зарегистрировано три с половиной тысячи русскоязычных участников со всего мира. Наиболее популярная у студентов в последнее время тема — «Травма и визуальное». Большой запрос также на практические курсы «Как писать о фотографических проектах» и «Как писать биографию и CV».
Надежда Шереметова
Исследовательница, один из основателей и директор «ФотоДепартамента», фотокритик. Организатор выставочных и образовательных проектов. Автор курсов и практикумов.
Точка самостоятельности
В долгосрочной программе «ФотоДепартамент. Институт» у нас был гибридный формат образования: мы первыми начали проводить курс в онлайне и строили программу на соединении практики и чтения теории. В какой-то момент стало понятно, что невозможно быть постоянно в одном и том же процессе, несмотря на то, что программа актуализируется.
Это был не кризис, а осмысленный шаг в сторону идеи зафиксировать наши знания в увесистом и визуально насыщенном текстовом материале, который доступен в онлайне. Такая форма обучения позволяет самостоятельно освоить подходы теории к фотографии и визуальному искусству в целом. И эта точка самостоятельности для нас очень важна. Классно, когда образовательный процесс — это год поступательной работы, где тебя поддержат, где тебе будет хорошо, но такая программа может не открыть человека и в ней можно застрять. Мы предлагаем человеку рискованный процесс — учиться самому.
Нам кажется, да и отклики об этом говорят, что да, это сложно — всё усвоить, когда тебя никто не подгоняет, не помогает и не одобряет. Это не похоже на тот образовательный процесс, к которому все привыкли, но «Проекция» — такая антитеза и делает предложение тем, кто готов стать более зрелым.
Сейчас на платформе мы устраиваем всё меньше личных онлайн-встреч с подписчиками, чтобы усваивать материал. Иначе мы так и будем жить в инфантильной среде. И нам всё очевиднее, что не за встречами на неё заходят, а за материалами — приняв спокойное взвешенное самостоятельное решение читать. При этом на базе «Проекции» есть интенсивы в формате онлайн-встреч «Маршруты». Но они не укладывают знания в голове, а дают задачу, к которой нужно прорваться, и задают структуру процесса размышления о ней.
В самостоятельном режиме тебя не будут хвалить, поддерживать, ты сам должен научиться работать с раскручиванием мыслительного импульса. И вообще понять, что импульс важнее, чем инструменты: визуальные диагонали или цветовые сочетания, композиция, стиль и эстетика снимка — вся эта «ерунда» важна, но это только тридцать процентов из того, что нужно, чтобы высказывание сформировалось.
Импульс понять
В образовании важно дать человеку его самость, а не просто знания. У нас в стране почти нет самодостаточных авторов, именно фотографов, которые бы рождали искусство.
На «Проекции» нет никаких технических курсов. Мы скорее подойдём не человеку, который хочет лучше снимать, а тому, у кого есть импульс понять, как фотография вообще осуществляет искусство.
Если в человеке что-то свербит, что-то формируется, но он не знает, как это выразить, — то ему на «Проекцию» и «Маршруты». Хотя мы-то как раз не упрощаем, а усложняем заход в художественное поле.
Зачем человек вдруг хочет зайти в художественное поле? В большинстве случаев мотивация — это желание получить успех, и это неплохо, но цель художественного образования не в том, чтобы сделать кого-то успешным, а в том, чтобы художник открывал людям глаза. Это служение. Это, может быть, дурацкое пафосное слово, но цель художника — производить свободу мысли для людей и в людях. Всё. Если вам школа даёт другую цель, то, извините, из неё стоит выйти. Или не считать себя художником, это тоже важный момент в самоидентификации.
Художнику нужно уметь мыслить, развивать своё внимание и интерес к внешнему миру. Фотография соотнесена с миром, и важно то, какие отношения у неё с физическим пространством, с миром подтекстов и контекстов, а не то, как сделать красивую картинку. Средства фотографии так же сложны, как в любом другом искусстве. И именно это нужно познать. Одновременно это и процесс открытия себя. Вот то, что должна давать школа.
Сложно, чтобы потом было просто
Теоретический материал, который есть на «Проекции», даёт насмотренность в том, что происходило в современной фотографии и искусстве в последнее десятилетие, а закладывалось с шестидесятых. Даже если человек ничего не понимает в современной фотографии, ему будет достаточно рассмотреть, как возрастала сложность фотографических проектов, увидеть то, как искусство развивалось, и научиться понимать механизмы производства смысла через изображения.
И платформа всегда может предложить следующий разрез. Он в том, что ты учишься фотографии, но на самом деле получаешь художественное мышление.
Художественное мышление — это когда ты понимаешь совокупность любых элементов, средств и связей, которые вдруг становятся искусством. Внезапно открывается понимание, что то, на что я смотрю, в чём я нахожусь, что делаю, — имеет смысл. И тогда искусство становится более сложным, чем картинка, которую можно «потребить» за секунду. Мы хотим, чтобы это умение управлять обстоятельствами так, чтобы в них появлялись насыщенность, резонанс к действительности и смысл, открылось в любом человеке. Фотография здесь только «подложка», способ принять такой тип мышления. Для этого и нужно читать.
Да, бывает, что человек, изучив теорию, перестаёт что-то делать на практике. Но я не знаю человека, у которого бы этого философского тупика не было. И это хорошо. Важно и нужно задаваться вопросом: «А что мне поистине важно?»
Понимание того, как сложно и интересно всё устроено внутри, в пространстве связей, которыми и создаётся искусство, позволяет смотреть, видеть и выстраивать смысловое поле, а вокруг него вообще режим своей жизни. День рождения могу устроить со смыслом, гулять в лесу могу со смыслом, «ещё одна деталь, и тут бы получилось что-то мощное» — вот так устроен художник. И это пространство в себе может открыть любой человек.
На сайте «ФотоДепартамента» написано: «Мы хотим показать, как искусство может быть применимо в любой среде и меняем сознание через фотографию» — достичь этого можно. Для нас важно, чтобы было сложно, чтобы потом было просто.
«Автор своей жизнью производит проект»
Как оценить эффективность своего образовательного проекта? За счёт учеников, которые прославились на всех конкурсах мира? Для нас такие критерии не работают. Я бы скорее посмотрела в долгосрочной перспективе на то, сколько действующих и мыслящих зрелых авторов осталось после каждой школы и в каком поле они авторитетны. И важно, что эти авторы внесли в сознание и способ мыслить тех, кто видел их работы.
Не так давно мы открыли выставку Ирины Задорожной «Мой Лимбо Лэнд». Она училась у меня в 2014 году. Она участвовала в групповых выставках, а потом на 6–7 лет ушла из публичного поля. И сейчас появилась с этим проектом — такую многоуровневую работу невозможно породить за полгода и даже за год. Это зрелость уровня международных биеннальных выставок, как мы и слышали в репликах о выставке. И вот такой подход к себе, как к художнику, который вырывает из собственной жизни время, чтобы этот проект породить, а сначала всё философски осмыслить… Вот с такими авторами мы готовы работать, пусть это будет даже десять лет, нам не нужна гонка. Важно не «накачивать» эффект от наград и заслуг — важно, когда автор своей жизнью производит проект.
Школа Родченко
Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко открылась в 2006 году и существует как структурное подразделение Мультимедиа Арт Музея. Программу обучения, как утверждается на сайте школы, разрабатывали на основе опыта ведущих художественных школ мира, вдохновляясь отечественными школами авангарда.
Обычно школа предлагает традиционное дневное обучение, но в этом году там пробуют и дистанционный режим: появился онлайн-курс — аналог дневного.
Обучение на основной программе школы построено в формате мастерских. Мы поговорили с ведущей одной из них — художницей Еленой Аносовой, не только преподавателем, но и выпускницей школы.
Елена Аносова
Художница, исследовательница и куратор. С 2021 года — мастер основной программы Школы имени Родченко. Сооснователь и куратор арт-резиденции современного искусства на Байкале «Дело о клубнике». Визуальные исследования Елены получили поддержку музея «Гараж» и Фонда Аарона Сискинда. Работы отмечены наградами World Press Photo, LensCulture и другими. Сфера профессиональных интересов — изучение изолированных сообществ.
Отмена «крепостного права»
Преподавать в школе мне предложили давно, но у нас тогда было «крепостное право»: ты поступал к мастеру на все три года, и было невероятно сложно перейти в другую мастерскую, если понимал, что это не твой медиум или не твой мастер. В такой системе мне сложно было бы быть наставником. А когда в 2021-м подход изменился и студентам стало разрешено посещать сразу несколько мастерских, то я включилась в процесс.
Моя мастерская называется «Проектное мышление в визуальных медиа». Обычно из восьми студентов всего несколько работают с фотографией. Остальные практикуют или пробуют себя в разных медиа: кто-то снимает документальное кино, кто-то делает компьютерную игру, кто-то занимается живописью и графикой, скульптурой или создаёт видеоарт. У меня нет ограничений — участник мастерской может комбинировать медиумы или работать с кем-то в команде. Главное, чтобы ему было интересно и чтобы он был искренне вовлечён в создание произведения.
Одни из первых тем, с которыми студенты начинают взаимодействовать, — это познание себя и мира, времени, в котором они росли и находятся сейчас. Кто я, откуда мои корни, семейные процессы и травмы. Мы часто строим всё вокруг себя. И в большинстве случаев это «личное» масштабируется на район, на город, на страну, на других людей. В этом как раз умение автора сделать ход: или метафорой, или расширяющимся вопросом: «что происходит», «почему вот так».
В портфолио потенциальных студентов я в первую очередь обращаю внимание на смысл произведения, во вторую и последующие — на формальные признаки оформления и структуру.
Еда, сон и другие учебные правила
У меня в мастерской есть несколько правил, одно из которых: «Мы не сравниваем себя с другими. Мы сравниваем себя с собой вчерашним». У всех разные возможности, входные данные, жизненный опыт, идеи и, самое главное, — разная скорость. Кому-то надо несколько месяцев или даже несколько лет, чтобы понять, какие вопросы он хотел бы задать и каким образом: через какой медиум и какие приёмы. В высказывании важны и результаты, и процессы.
В мастерской есть традиция — в конце каждого триместра мы куда-нибудь ездим: во Владимир, Суздаль, Звенигород, Калининград. И каждый раз я говорю на занятиях, что тех, кто себя хорошо вёл в течение семестра, возьму с собой в поездку. А «хорошо себя вести» значит спать хотя бы пять часов в день и есть хотя бы два раза в день. Понятно, что это всё для улыбки, но мы не можем отрицать того, что, погружаясь в практику, забываем о здоровье и удовольствии и позже сожалеем. На моих занятиях мы можем сидеть, грызть яблоки и орехи, пить кофе и при этом не отвлекаться от группового обсуждения.
Работа в группе важна. Да, студенты создают свои индивидуальные проекты, но ещё учатся взаимодействовать друг с другом.
Ряд учебных встреч я могу провести в онлайне из арт-резиденции или экспедиции. Вопросы практики и устройства быта, кстати, мы тоже обсуждаем: как гармонизировать темп жизни и отношения с близкими, как совмещать искусство с коммерческой деятельностью, чтобы содержать себя и оплачивать художественные процессы, особенно на начальных этапах.
Нужно ли учиться три года?
Бывает, что в школу приходят состоявшиеся авторы. Возникает вопрос, а нужно ли им три года учиться в Родченко с десяти утра и до семи вечера каждый день? Многие ошибочно думают, что могут использовать школу как такой нетворкинг, где их познакомят со всеми галеристами мира и они сразу будут продаваться на Cosmoscow. Но это заблуждение. Школа Родченко не выполняет арт-менеджерских функций.
Состоявшимся авторам я рекомендую ездить в арт-резиденции и летние школы и не тратить время на очень длительную очную учёбу. Но если вы ещё в поисках своего художественного пути или вы начинающий автор с идеями, желанием и искренностью и готовы три года жизни отдать школе, то вам сюда.
Отмечу ещё, что технические дисциплины прекрасно преподаются в Родченко больше 18 лет. В собственной практике мне, например, доставляет удовольствие тонкая работа с освещением — вот этому тоже можно научиться в Родченко. Я считаю, что дисциплины по работе со светом полезны не только фотографам. Но в фотографии ты сразу должен сделать то, что тебе нужно, так как потом не будет возможности вмешаться в изображение — это если мы заходим на территорию документальности.
Я сама поступила в школу Родченко в довольно зрелом возрасте, мне был 31 год, и, наверное, главное, что я получила, — это возможность развивать художественную практику в группе. Благодаря моему наставнику, Евгению Нестерову, в конце первого курса у меня получилось съездить по обмену в Gobelins School of the Image в Париже. От школы по гранту я ездила на Венский книжный фестиваль. Общение с коллегами очень способствует развитию.
Вход в профессию
У меня академическое образование, и это даёт преимущество при освоении медиумов. Могу сказать, что фотография — один из самых лёгких медиумов в освоении. Сейчас есть цифровые камеры, да и плёночные процессы уже автоматизированы, они не вызывают сложностей. Фотография сейчас доступна и легка, нет материальных барьеров, если мы, конечно, не хотим снимать на Hasselblad и в большом формате. Для занятий живописью, например, однозначно нужна мастерская и материалы стоят дороже.
Как бы ни было, с этим в первое время поможет школа. В Родченко Ольга Свиблова, Ирина Успенская, Елена Лунгина, Владимир Куприянов и другие основатели школы разработали систему, при которой студенты учатся бесплатно, и это позволяет многим войти в профессию. Это невероятно важно. Да, в школе есть единоразовый вступительный взнос на амортизацию оборудования и материалы, но за три года пользования бесплатными принтерами, включая 3D, печами обжига и огромным пулом съёмочного оборудования, это всё равно бесплатно.
Школа дизайна НИУ ВШЭ
Школа дизайна — подразделение Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», по-простому — «Вышки». В Школе дизайна больше 15 направлений образования, в их числе — фотография. Студентам предлагают не только получить технические навыки, но и понять, как фотография взаимодействует с другими медиумами.
Об особенностях обучения мы попросили рассказать координатора направления Евгению Соломатину.
Евгения Соломатина
Фотограф. Работает с художественной проектной фотографией. Координатор направления «Фотография» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Продюсирует выставочные и публичные проекты студентов школы. Курирует онлайн-журнал о фотографии «Отпечаток».
Проектная работа
Школа дизайна Высшей школы экономики открылась в 2012 году, и с самого начала главной задачей было внедрить в образовательный процесс большое количество проектной работы. Поэтому в каждом учебном модуле студенты ставят перед собой конкретную задачу. На сессии они должны её защитить. И если в начале обучения задачи скорее умозрительные, то старшекурсники работают в условиях, максимально приближенных к реалиям будущей профессии.
Благодаря тому, что каждый студент с самого первого занятия начинает работать над собственным проектом, он приучается мыслить комплексными содержательными задачами. А ещё формирует профессиональное портфолио, которое помогает начать карьеру. На нашей открытой платформе собрано уже больше 200 тысяч студенческих проектов.
Мы хотим, чтобы студент как можно раньше включался в реальную профессиональную деятельность. И для этого мы предоставляем широкие возможности. Обучаясь у нас прикладной фотографии, например, можно работать не только над реальными проектами, но даже с реальными заказчиками. Это учит не студента не просто придумывать, но и работать по брифу, креативить в заданных рамках, что, конечно, очень пригодится ему в будущем. Работая над проектами в области художественной фотографии, студенты создают завершённые, осмысленные произведения. Школа регулярно проводит выставки в значимых музеях Москвы и Санкт-Петербурга, и это позволяет студенту уверенно начать карьеру художника.
Школу выбирают современные, ориентированные на получение системного образования в сфере искусства и технологий студенты.
Авторские курсы
Мы предлагаем обучение фотографии на разных уровнях: бакалавриат, магистратура, краткосрочные программы прикладных практик, детская школа для самых юных.
Обучение фотографии в школе строится по двум траекториям: фешен-фотография и арт-фотография. Студенты изучают историю и теорию современной фотографии, получают знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией. Много практических часов посвящено техническим навыкам съёмки, изучению современных тенденций в модной и коммерческой фотографии.
У нас большой выбор кураторских и вариативных дисциплин.
Вариативы — это уникальные авторские курсы преподавателей школы дизайна. Их могут выбирать студенты третьего курса. Для студента это возможность поработать под руководством известных художников и получить знания, которые не входят в стандартную программу обучения.
Например, в ближайшем модуле обучения направления «Фотография» у нас будет программа «Арт-фотография». Этот вариатив ведёт Юрий Молодковец, фотограф-художник Государственного Эрмитажа, автор фотографий к более чем 200 каталогам и альбомам, посвящённым собраниям и коллекциям Эрмитажа, и к книгам по истории и архитектуре Петербурга. На вариативе студенты будут изучать историю фотографии через призму истории изобразительного искусства, прежде всего — на основе коллекций Эрмитажа.
Ещё один пример — вариатив «Архитектурная фотография и исследование пространства», совместный проект школы и Центра «Зотов». Он соединяет метод архитектурной фотографии и современную художественную практику работы с пространством. Студенты займутся художественным исследованием московского района Пресня. Они сформируют концепцию выставки и создадут для неё художественные проекты. Выставка пройдёт в ноябре 2024 года в Центре «Зотов». Куратор этого вариатива — художник и фотограф Владислав Ефимов, лауреат премии «Инновация» и других значимых премий.
Параллельно с разработкой концепции проекта под руководством куратора будущие выпускники у нас изучают необходимые для реализации своей идеи инструменты на дисциплине «Технологии фотографии», расширяют художественный арсенал на «Арт-практике», получают теоретический бэкграунд на «Истории и теории фотографии».
Способ говорить о важном
В сфере фотографии сейчас возникает много новых образовательных инициатив. Это и интересные узкоспециализированные краткосрочные программы, и мастерские ведущих авторов и технических специалистов.
Это неудивительно. Фотография — один из самых доступных и на первый взгляд простых способов коммуникации. Стремление воспроизвести увиденное, объяснить реальность и поделиться впечатлением увлекает многих, поэтому фотография существует как способ говорить о важном и воображаемом. Мы замечаем, что сегодня не только не исчез интерес к плёночной культуре и работе с ручными отпечатками на бумаге, но и возникла тенденция соединять аналоговые фотографии с новыми цифровыми технологиями. В невероятных работах с нейросетью художники изобретают несуществующее пространство как новую модель реальности.
Ну и конечно, фотография сегодня востребована в сугубо коммерческих сферах: рекламе, моде, журналистике.
«Зрители ждут новых имён»
Сегодня поле современного искусства постоянно расширяется. Открываются новые выставочные площадки, фестивали и ярмарки — зрители ждут новых имён.
Для того чтобы построить карьеру в мире искусства, сейчас открыто множество путей. Кто-то начинает сразу после школы и поступает в бакалавриат, кто-то строит карьеру художника, опираясь на жизненный опыт, и приходит в магистратуру.
В бакалавриате у нас есть бюджетные места. Ещё в школе действует серьёзная система скидок, особенно, опять же, на бакалавриате: после полугода успешного обучения выстраивается студенческий рейтинг и распределяются скидки — от 25 до 75%.
Все наши программы идут в офлайне. Прийти учиться в школу — серьёзный шаг. Среди прочего поэтому в течение года у нас бывает множество дней открытых дверей. Ни них можно познакомиться со всеми программами Школы, задать вопросы кураторам, изучить работы студентов и выпускников.
Своими выпускниками мы очень гордимся. Они работают с крупнейшими российскими изданиями и брендами. Например, Митя Лялин, который выпустился в 2020 году, снимал для The Blueprint, «Сноба» и «Тинькофф Журнала». Назову ещё Зулю Алиеву, Викторию Александрову, Юлию Петренко, Дашу Калнину, Андрея Вальмуса, Сашу Гонохину. Список можно продолжать.