Проектная фотография
#статьи

Обучение фотографии за границей: что нужно знать

Где учиться концептуальной фотографии в Европе, что необходимо для поступления и сколько это стоит. Личный опыт трёх студентов.

Мы попросили трёх художников рассказать о том, почему они решили учиться за рубежом, какие плюсы и минусы европейского образования обнаружили и что дала им учёба.

Франция


Бесплатное обучение и множество выставок

Учебное заведение: Высшая школа искусств Клермон-Феррана

Направление: изобразительное искусство

Срок обучения: 3 года, бакалавриат

Актуальная стоимость обучения: бесплатное; налог 300–500 евро в год

Поступление: онлайн; портфолио, мотивационное письмо и собеседование

Елена Малахова

Фотограф. Магистрантка Университета Лиона во Франции. Выпускница российской школы документальной фотографии «Докдокдок».

«Всего я подала c десяток заявок на поступление»

Я родом из Самары, и мне нравится город, но возможности для художественного развития там ограничены. Ни Москва, ни Питер мне не подошли. Поняв, что не вижу для себя будущего в России, я начала думать в сторону Франции, где есть бесплатное образование. Ну или условно бесплатное: платишь налог в 300–500 евро в год в зависимости от учебного заведения. Плюс я знаю французский язык.

Есть такая международная организация — Campus France, с филиалом в том числе в России. Она помогает иностранным студентам с поступлением во французские учебные заведения. Поступление происходит онлайн, через сайт Études en France. Можно выбрать три программы бакалавриата и семь — магистратуры. Но этот ресурс не очень заточен на творческие специальности. Дополнительно я отправила ещё семь заявок через другой ресурс — Campus Art. Подавалась просто везде, где было интересующее меня направление. Всего подала с десяток заявок.

Для поступления, кроме творческого портфолио, нужен подтверждённый экзаменом уровень французского: B2 или C1 в зависимости от программы. Нужно также написать мотивационное письмо, можно одно во все вузы, приложить рекомендательные письма, последний полученный диплом или текущие оценки, если ты школьник. Для творческих специальностей дополнительно есть собеседование, в некоторых случаях вступительные испытания. На собеседовании спрашивают, какой у тебя бэкграунд, почему выбрал Францию, что читаешь, чем интересуешься, какие выставки поразили в последнее время. Ещё нужна справка о том, что на твоём счету есть запас денег на год — 7–8 тысяч евро.

В итоге я поступила в четыре школы и один университет. Школы — это формат более камерного образования, там маленькие группы и индивидуальный подход. Свою школу в Клермон-Ферране я выбрала, потому что мне понравился город, сайт школы и то, как проходило собеседование.

Фото: Wikimedia Commons

Студенческая виза даётся на год. Если обучение длится дольше, её надо обновлять. Права она даёт такие же, как у французских студентов: на бесплатное образование, дешёвое общежитие, если его удастся получить, частичную финансовую компенсацию аренды жилья, медицинскую страховку, покрывающую примерно 90% расходов.

«Во Франции любят мультижанровый подход»

Поступила я сразу на последний курс, так что лейтмотивом всего обучения стала подготовка дипломного проекта. Диплом — это всегда какая-то физическая работа, которую можно экспонировать. Несколько раз в год оценивают промежуточные результаты. В конце года — защита, которая выглядит как выставка.

В течение года мы также презентовали свои наработки: клеили работы на стены или размещали их прямо на полу, показывали кино, устраивали перформансы. В школе много помещений, специально предназначенных для этих целей. Обычно собирается комиссия, она смотрит работы, слушает твой рассказ, задаёт вопросы и пишет отзыв. Следующая стадия — предзащита: то же самое, только более официально и с привлечением жюри из двух практикующих художников, не связанных со школой. На предзащиту и защиту может прийти кто угодно из студентов и преподавателей, если ты согласен на публичность.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить 🙂

Кроме работы над дипломом, студенты изучают дисциплины. У нас был предмет fabrique — это слово в переводе означает «производство». Выбираешь предмет из предложенных и занимаешься им в течение года, в общей сложности месяц. Я взяла курс, название которого можно перевести как «перечтение» или «редактура». Берёшь любую книгу и физически её переделываешь: рвёшь, что-то зачёркиваешь, переклеиваешь. Подчёркивалось, что это не концептуальная работа, а интуитивная. Итогом была выставка в музее, где каждый мог как угодно представить свою книгу.

В программе были и предметы по выбору — их надо было набрать определённое количество за семестр. Разброс очень большой: от плёночной фотографии до лекций по истории искусства. Были и ремесленные занятия. На одном нас учили, к примеру, пользоваться звукозаписывающими инструментами. В целом во Франции любят мультижанровый подход к образованию по художественным специальностям. Ценится, когда пробуешь разное. Я хотела сделать в качестве диплома фотопроект, но в школе настояли на расширении методов. В итоге я добавила рисунки и сняла кино.

На одном из предметов мы должны были сделать перформансы под общим руководством педагога, действующей художницы, и показать их на площадке вне школы. На этот показ могли прийти обычные горожане. Это было здорово.

Школа продвигает своих студентов на разные выставки, мероприятия. Однажды я даже побывала в жюри международного кинофестиваля. В Клермон-Ферране проходит довольно известный International Clermont-Ferrand Short Film Festival. Конкурсные фильмы смотрит интернациональное, национальное и экспериментальное жюри. У каждого два состава: профессионалы и студенты. В студенческом жюри может принять участие любой, кто прошёл отбор. Я и ещё четыре студентки из нашей школы смотрели фильмы, выступали на сцене, объявляли победителей.

«Здесь не допросишься конкретных инструкций»

Художественное образование во Франции, по моему опыту, даёт огромную свободу. Ты не допросишься здесь конкретных инструкций. Всё, что ты делаешь и придумываешь, инициировано только тобой. Это сложно и иногда дезориентирует, когда привык жить в жёстких рамках российского образования. Честно говоря, я бы сказала, что это две крайности. Во Франции ты не понимаешь, что делать, опираешься только на себя, а в России испытываешь постоянный гнёт, а иногда, можно сказать, буллинг со стороны преподавателей. К такому перепаду непросто привыкнуть. Мне очень нравится уважительный подход к студентам во Франции. Всё очень тепло и лояльно. Технически всё очень располагает к работе: огромное количество мастерских, где можно произвести практически всё, что придёт в голову, хорошая библиотека. Словом, созданы все условия для того, чтобы творить.

Обязательная часть обучения в школе — стажировка. Место для практики ты должен найти сам, а в школе помогут с составлением резюме и написанием мотивационного письма. Я прошла две стажировки, хотя это было необязательно. Работала фотографом в самой известной газете Клермон-Феррана и в региональном фонде современного искусства.

Поступая, я планировала остаться во Франции. Сейчас я поступила в магистратуру по культурному управлению в Университет Лиона. Это многотысячный вуз. Я могла продолжить обучение в Клермон-Ферране, но, честно, мне не очень комфортно в городе. Он уютный, но маленький и поэтому скучноватый.

Резюмируя свой опыт, скажу, что большую роль при поступлении играют мотивационное письмо и грамотно составленное CV. Часто абитуриенты, поступающие после школы, не знают, как его сформировать. Нужно уметь отражать в CV любую свою активность, даже если это подготовка презентации на урок литературы. Отдельное умение — расписывать всё так, чтобы вырисовывалась магистральная линия творчества. Когда у поступающего есть какая-то общая идея, отражённая в его проектах, это очень ценится, как и самостоятельность и инициативность.

Нидерланды


Много свободы и много ответственности

Учебное заведение: Академия Геррита Ритвельда

Направление: фотография

Срок обучения: 5 лет, бакалавриат

Актуальная стоимость обучения: 8791 евро в год

Поступление: дистанционно и очно; портфолио и собеседование

Лилия Луганская

Художница, в чьей практике фотография является ключевым медиумом. Финалистка и победительница международных конкурсов и автор двух фотокниг. Работы Лилии находятся в собраниях музеев и частных коллекциях в Нидерландах, Франции, Швейцарии, Великобритании и США. Живёт в Амстердаме.

«Поступить в Ритвельд — большая удача»

Где-то в 2009 году в Петербурге я начала ходить на курсы проекта «ФотоДепартамент». Они привозили классных европейских фотографов и художников, делали интересные воркшопы. Постепенно я поняла, что меня тянет в концептуальную фотографию. Примерно в это же время съездила на каникулы в Амстердам и буквально влюбилась в город. Начала смотреть, кто из художников связан с Голландией или учился в стране, и обнаружила, что почти все мои на тот момент фавориты обучались в Академии Геррита Ритвельда. Я решила поступать, потому что поняла, что классного высшего образования в области концептуальной фотографии в России нет.

После возвращения с каникул у меня было две недели, чтобы собрать документы и портфолио, которое тогда принимали только в печатном виде и по обычной почте. Затем я поехала на очное собеседование. Оно было сложным. Жюри довольно жёсткое. Это потом я узнала, что в «Ритвельд» очень непросто поступить даже местным. Это большая удача.

Фото: Академия Геррита Ритвельда

Меня взяли сразу на середину курса благодаря моему неоконченному высшему в сфере искусства. Я училась у известного фотографа Пола Койкера, это очень большой голландский художник. Сейчас он успешно занимается фешен-фотографией. Я хотела именно к нему: в творческом образовании очень важно, у кого ты учишься.

Поехала по студенческой визе, которая выдаётся на весь период обучения. Она позволяет работать определённое количество часов в неделю и ездить по Евросоюзу. Плюс в Нидерландах после учёбы предоставляется дополнительный год для поиска работы по специальности. Это очень многим помогает остаться в стране.

Нельзя сказать: «Я не понял» или «Мне этого не рассказали»

Академия в некотором роде следует идеям «Баухауса». Преподают действующие профессионалы, для которых преподавание — про передачу опыта, а не про карьеру. Это чувствовалось.

Учебный процесс в «Ритвельде» устроен хаотично и интуитивно. Голландское образование в целом подразумевает много самостоятельной работы. Преподаватель смотрит твои работы и, самое большее, может дать парочку советов. Никаких домашних заданий, указаний, что делать. В этом отличие от российского образования. Самостоятельно находишь тему, разрабатываешь её, выбираешь медиум, реализуешь. Промежуточный процесс обсуждаешь в группе с преподавателем, причём высказываются все. Почти все занятия построены на таких обсуждениях. Так как я пришла на середину курса, теоретические предметы почти не застала.

Иногда мне не хватало более точной траектории обучения. «Ритвельд», скажем так, славится тем, что здесь выживает сильнейший: тот, кто смог сориентироваться и во всём разобрался. Критериев оценки на экзаменах и просмотрах всего два: сдал и не сдал. Никаких процентов и баллов. Это было для всех самое страшное — отсутствие полумер. Если не сдал, даётся один шанс на пересдачу, а дальше отправляешься на второй год. Два раза в год во время сессий — период драм. Ничего нельзя было оспорить.

У тебя много свободы, но и ответственности тоже. Нельзя сказать: «Я не понял» или «Мне этого не рассказали». Здесь взрослый подход: к студентам относятся как к равным. Субординация, конечно, есть, но иерархию или давление не чувствуешь. Да, могут жёстко сказать, что ты принёс плохую работу, но без унизительного подтекста, всё очень по делу. Словом, северные европейцы. Держатся на некоторой дистанции, но с уважением.

Признаюсь, мне было сложно адаптироваться к местной системе образования. Не от кого ждать помощи, а тебе, как экспату, нужно решать миллион всяких практических вопросов, параллельно — учиться, молниеносно генерировать интересные идеи и реализовывать их. В целом опыт «Ритвельда» не для слабонервных, не все справлялись. Не знаю людей, которые могут сказать, что было легко и беззаботно. Но этот сложный опыт помогает, когда начинаешь заниматься автономной художественной практикой, где всё зависит только от тебя. «Ритвельд» подготовил меня к жизни в Нидерландах. Здесь каждый отвечает за себя по максимуму: такой менталитет.

«Через полтора года после выпускного со мной связалась куратор из Лондона»

Раз в год, в начале июля, «Ритвельд» превращается в одну большую галерею, где студенты показывают годовые или выпускные работы. На просмотр приходят галеристы, сотрудники музеев, обычные зрители. Я представляла в качестве выпускного проекта видеоработу. Она не вызвала большого отклика, что расстроило. Но через полтора года со мной связалась куратор из Лондона, которая была на просмотре. Она вновь увидела работу, уже на моём сайте, и предложила сделать вокруг неё групповую выставку в Польше.

Академия практикует коллаборации с художниками, местными институциями. Пару раз в год инициируются поездки в другие страны, где на базе партнёрской площадки или учебного заведения студенты показывают свои работы. Я организовала нашему курсу поездку в Санкт-Петербург. Классно, что в «Ритвельде» прислушиваются к студентам. Были ещё совместные выставки в Германии, Бельгии, Великобритании.

Фото: личный архив Лилии Луганской

Я не планировала возвращаться в Россию с самого начала. Мне хотелось продолжать свою карьеру там, где это легче сделать. В Голландии дают гранты. Это не какие-то огромные деньги, но на них можно вести практику, арендовать студию, делать выставки. Голландия очень стабильная страна, здесь классно жить, заводить семью, растить детей. Единственный её минус — климат. Он, к сожалению, ужасен.

При планировании поступления самое главное — запал. Ну и, конечно, желательно иметь бюджет. Нужно быть готовым, что эмиграция — тяжёлый опыт, но в конце этого сложного пути обретаешь нового себя.

Польша


Пропуск в арт-сообщество

Учебное заведение: Познанский университет искусств имени Магдалены Абаканович

Направление: фотография

Срок обучения: 2 года, магистратура

Актуальная стоимость обучения: 8000 злотых в год (около 200 000 рублей)

Поступление: очное; портфолио, мотивационное письмо, собеседование

Мария Венславская-Грибина

Фотограф, преподаватель и автор образовательных программ. Работы Марии находятся в коллекциях МАММ, Музея Москвы и частных собраниях в США, Европе и России.

Фотография в широком контексте

Я переехала в Польшу «по корням». Мысли учиться не было — немного странно оказаться на месте студента, когда долгое время сама уже преподаёшь. Опасалась, что буду самой «старой» в группе. Но мне нужно было быстро интегрироваться в арт-сообщество страны, а все, с кем я советовалась, в один голос говорили, что учёба — лучшее решение.

Всё началось с того, что мы с мужем отправились в путешествие по Польше. В каждом городе изучали галереи, арт-пространства, учебные заведения. В Познани зашли посмотреть университет искусств. Там было так классно! «Почему бы тебе сюда не поступить?» — предложил муж. Я задумалась. Вторым местом, которое я рассматривала для учёбы, была знаменитая киношкола в городе Лодзи. Познанский университет искусств победил, потому что образование в нём больше про современное искусство, чем про фотографию. Мне, как человеку, который много лет занимался фотографией, интереснее был более широкий контекст.

Фото: личный архив Марии Венславской-Грибиной

Для поступления требовалось портфолио и мотивационное письмо. Если проходишь первый тур, тебя зовут на собеседование. Я успешно прошла все этапы. Кстати, опасения по поводу возраста были напрасными — в моей группе два человека были даже старше меня.

«Тебя никто не ругает»

Обучение проходит на польском языке. Я могла учиться очно, но выбрала нестационарное отделение. Это что-то вроде российского заочного образования, но не совсем. Занятия — два уикенда в месяц. В пятницу — онлайн, в субботу и воскресенье — офлайн. Такой формат обучения даёт возможность учиться людям со всей Польши и даже из других европейских стран. Первое время я ездила на учёбу из Кракова.

Формат нестационарного обучения очень классный. Сами профессора очень его ценят. На это отделение идут учиться те, кто точно знает, чего хочет, — более зрелые, практикующие, способные оплачивать своё обучение художники. Таким заряженным студентам интереснее преподавать.

Фото: Dominik Darocha

Учёба в магистратуре устроена так. В пятницу — теория (история искусства, фотографии, дисциплины с приглашёнными художниками и прочее), в субботу — две обязательные мастерские и дополнительные по желанию. На мастерских собираются студенты из разных групп. Мастер в начале года даёт тему — ты можешь следовать ей либо предложить что-то своё. Есть свобода выбора. На занятии показываешь проект, над которым работаешь, и вы его все вместе обсуждаете. За полгода ты должен сделать два проекта. В воскресенье — теория и практические мастер-классы. Дисциплины не только творческие, но и технические, прикладные, вроде работы над портфолио или управления собственной художественной практикой.

В процессе обучения между студентами и мастерами складываются классные отношения. Тебя никто не ругает, вся ответственность за твоё обучение — на тебе самом. Нет того прессинга, который, насколько я знаю, иногда присутствует в российском художественном образовании: не спишь с карандашом в руке — как так?

Сессии на нестационарном отделении проходили на выезде. Зимой на неделю все вместе едете на море, летом — в горы. Такой фестиваль искусства. Там очень плотное расписание: лекции, мастер-классы приглашённых художников, просмотр работ, консультации мастеров. Ну и тусовки до утра, конечно, если на них остаются силы.

Город открыт по отношению к студентам

Университет поддерживает и продвигает своих студентов. В конце каждого года на нашем отделении проходит большая выставка, которую готовят сами студенты. Работы размещаются во всех аудиториях, в коридорах. Посмотреть на них приходят люди не только из университета, но и со всего города — выставки широко рекламируют. Время от времени они проходят и в городе — у университета в Познани несколько собственных галерей, где могут выставляться студенты, преподаватели, выпускники. Периодически сами преподаватели предлагают студентам сделать какой-нибудь совместный проект.

Ещё одна форма поддержки — возможность познакомиться с действующими кураторами музеев и галерей. Многие из них преподают в университете. И это уже не просто знакомство за бокалом на вернисаже, а возможность тесного общения или даже дружбы. Появляются важные связи в арт-среде.

Практически все галереи и арт-пространства Познани специально оставляют дни под выпускные студенческие экспозиции. У каждого студента есть возможность сделать персональную дипломную выставку. Мне кажется, это супер. Очень нравится серьёзное отношение к дипломному проекту как к персональной выставке. А открытость города по отношению к студентам очень вдохновляет.

Поступление в этот университет стало одним из лучших решений в моей жизни. Да, из-за языка мне было страшновато его принимать, но я рада, что сделала это. Попробовать — всегда лучший выбор.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована