Скидки до 60% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Проектная фотография Развитие
#подборки

10 фотопроектов, где герои превратились в авторов

Как работает партиципаторная фотография.

Партиципаторность в искусстве — подход, при котором зритель участвует в создании произведения искусства или в его экспонировании. Слово происходит от английского participatory — «участвующий».

В контексте партиципаторной фотографии автор может действовать, например, так:

  • Просить героев съёмки действовать по своему разумению, а не просто позировать.
  • Позволять выбирать объекты для съёмок и выстраивать кадр.
  • Вместе с героями отбирать и редактировать фотографии.
  • Приглашать людей взаимодействовать с уже готовым произведением искусства.

Для чего это авторам?

Часто цели партиципаторного искусства социальные: художники хотят дать голос тем людям, кого обычно не слышат. Иногда совместное искусство претендует на решение глобальных проблем — и художественный жест становится политическим. А иногда автор не думает спасать ни мир, ни отдельных людей, но зачем-то хочет сделать последних сопричастными к созданию искусства — например, потому что это очень интересно.

Посмотрим, как работают разные подходы к партиципаторной фотографии.

W

Яна Романова

Российская мультидисциплинарная художница Яна Романова совмещает партиципаторные практики с играми и перформансом.

Для проекта W она попросила нескольких женщин выбрать позы для фотографии. Художница скопировала положения тел героинь, стоя в кадре рядом или на заднем плане. Яну интересовало то, как в обществе понимается женственность и красота.

Фото: Яна Романова
Фото: Яна Романова

«Нельзя сказать, что я фотограф в чистом виде, я больше работаю с фотографией как с документацией процессов, мне больше интересна сама возможность рассказывать истории разными способами, чем непосредственно работа с изображением».

Из интервью Яны Романовой изданию Colta.ru

Подробнее

«Из пепла я восстала»

Рехаб Эльдалиль

Проект «Из пепла я восстала» (From the Ashes, I Rose) рассказывает истории пациентов больницы «Врачей без границ» в столице Иордании Аммане.

В этой больнице лечатся люди из стран Ближнего Востока: Палестины, Ирака, Йемена, Сирии. Это пациенты, получившие ожоги, потерявшие конечности и перенёсшие другие травмы из-за военных конфликтов в регионе.

Египетский фотограф Рехаб Эльдалиль предложила героям своей съёмки дополнить полароидные карточки так, как они посчитают нужным. Кто-то написал стихи, кто-то выложил на отпечатке алмазную мозаику — этот вид творчества в больнице используют в терапевтических целях.

Фото: Рехаб Эльдалиль
Фото: Рехаб Эльдалиль
Фото: Рехаб Эльдалиль

Художница хотела показать опыт пациентов госпиталя как пример стойкости и сопротивления. Она держит фокус не на страданиях, а на том, какую внутреннюю трансформацию проходят люди.

Подробнее

Shine Heroes

Федерико Эстол

Уругвайский фотограф Федерико Эстол сделал проект совместно с чистильщиками обуви в Боливии.

На улицах боливийской столицы каждый день работают около трёх тысяч чистильщиков обуви. Их можно узнать по характерной детали: балаклаве. Закрывающий лицо головной убор помогает сохранять анонимность. Чистильщики обуви — презираемая профессия, и люди скрывают свой род занятий не только от знакомых, но иногда и от родных.

Изображение: Федерико Эстол
Изображение: Федерико Эстол

Федерико Эстол три года работал над фотокнигой вместе с шестьюдесятью чистильщиками. Фотограф проводил для них мастер-классы по созданию комиксов и раскадровок и делал с ними постановочные фотосессии. Итогом стала сочетающая комиксы и фотографию книга Shine Heroes, где чистильщики напоминают супергероев. Так автор пробует бороться с социальной дискриминацией.

Подробнее

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

«Птицы одного полёта»

Винсен Бекман

«Я не могу сделать много, но я могу сделать кое-что», — говорит бельгийский художник Винсен Бекман. Многие свои проекты он сделал в сотрудничестве с героями.

Один из таких — фотокнига, созданная с клиентами OpStap — организации, которая помогает людям справляться с наркотической зависимостью.

Бекман встречался со своими героями раз в неделю в OpStap; иногда они ходили на пляж или ездили на природу.

«Идея заключалась в организации семинаров, где каждый мог быть включён в проект разными способами: кто-то делал фотографии, кто-то сам мог быть на фотографии, если хотел; кто-то делал рисунки, а кто-то писал тексты. Мы пытались составить хронологию всех этих встреч разными способами», — объясняет фотограф.

Макет книги год висел на стене в комнате для собраний в OpStap. Участники могли добавить что-то или вычеркнуть картинку, которая им не понравилась. Совместно выбрали также название для книги: Birds of a Feather, «Птицы одного полёта». Русская идиома с аналогичным смыслом — «одного поля ягоды».

Изображение: Винсен Бекман
Изображение: Винсен Бекман

Фотограф говорит, что для наркозависимых людей работа над книгой стала возможностью на минуту выйти из своей реальности.

Подробнее

«Алфавиты Америки»

Венди Эвальд

«Алфавиты Америки» — проект фотографа Венди Эвальд, выросший из её воспоминаний о букваре. В нём букву C иллюстрировала картинка с блестящим автомобилем (car).

«Мой отец управлял дилерским центром Chevrolet в Детройте, поэтому я думала, что этот пример специально для меня», — объясняет художница.

Эвальд предположила, что соотносить увиденное в книге с собственным опытом свойственно всем детям. Со времени её детства Соединённые Штаты стали более культурно разнообразными, но в нулевых книги в школах всё ещё отражали жизнь белого среднего класса. Поэтому Эвальд решила создать детские алфавиты, показывающие культурное разнообразие страны, сама.

Изображение: Венди Эвальд
Изображение: Венди Эвальд
Изображение: Венди Эвальд

С 1997 по 2005 годы фотограф работала над проектом с детьми, которые предлагали слова и образы для своих алфавитов.

Эвальд создала испанский алфавит с испаноговорящими детьми иммигрантов; африканский — с чернокожими школьниками из Кливленда; алфавит для девочек — с ученицами частной женской школы; арабский алфавит — с детьми иммигрантов из Египта, Иордании, Алжира, Марокко и Ливана.

Таким образом она сделала своеобразные культурные автопортреты детей из разных групп общества.

Подробнее

Gender Voice Power

Photovoice и IIED

Этот проект — пример работы организации Photovoice, чья цель — содействовать социальным изменениям с помощью партиципаторной фотографии. С 1999 года Photovoice провела около 130 проектов.

Gender Voice Power отражает взгляд женщин Танзании на климатические изменения в регионе.

Фото: Nhadira / The International Institute for Environment and Development / Photovoice
Фото: Mayasa / The International Institute for Environment and Development / Photovoice

Экономика танзанийского острова Занзибар почти полностью зависит от сельского хозяйства и природных ресурсов. Выращивание морских водорослей, например, является основным источником дохода местных женщин. Повышение температуры моря из-за глобального потепления приводит к неурожаю морских водорослей и ставит под угрозу экономическую и социальную независимость этих женщин.

Фотографии, сделанные танзанийками, и рассказанные ими истории призваны помочь Международному институту окружающей среды и развития (IIED) установить, как опыт местных жителей может способствовать достижению климатических целей.

Подробнее

«Это называется мода»

Клементина Шнайдерман, Шарлотта Джеймс

В проекте фотографа Клементины Шнайдерман и стилиста Шарлотты Джеймс мода становится инструментом, призванным изменить восприятие Южного Уэльса. Регион, переживающий промышленный упадок, ассоциируется в массовом сознании с этим кризисом. Шнайдерман и Джеймс решили визуально переосмыслить этот стереотип.

Фото: Клементина Шнайдерман
Фото: Клементина Шнайдерман
Фото: Клементина Шнайдерман

Они провели серию модных мастер-классов в нескольких молодёжных центрах Уэльса. Дети от 8 до 14 лет учились шить и кастомизировать старую одежду и наблюдали за фотосъёмкой. Свои работы они продемонстрировали на модной фотосессии, проведя её так, как они её себе представляли.

Проект «Это называется мода» (It’s Called Ffasiwn, где ffasiwn — валлийское слово, означающее моду) делает элитарное занятие доступным жителям депрессивного региона.

Подробнее

MigraZoom

Энкарни Пиндадо

Испанский фотограф Энкарни Пиндадо много лет документировала перемещения мигрантов в Мексике, но чувствовала, что ей «чего-то не хватает», чтобы раскрыть тему полностью.

Так она начала проект MigraZoom. С группой коллег фотограф направилась к границе Мексики с Гватемалой, где обычно собираются мигранты из стран Центральной Америки, чтобы продолжить путь дальше: через Мексику в США. Пиндадо раздала мигрантам 200 одноразовых камер Kodak и провела для них короткий мастер-класс по фотографии.

Изображение: MigraZoom
Изображение: MigraZoom
Изображение: MigraZoom

Затем команда MigraZoom следовала по тому же пути, что и мигранты, собирая камеры. Взамен людям отдавали распечатанные фотографии. В итоге удалось вернуть около 70 процентов камер, снимки с которых легли в основу фотопроекта. Имена фотографов скрыты в целях безопасности, так как многие из них пересекли границу США и Мексики без документов.

Подробнее

«Домашнее насилие: отблески нарушенной тишины»

Мелания Мессина

Фотопроект итальянки Мелании Мессины рассказывает о противоречивых чувствах женщин, ставших жертвами домашнего насилия.

Мессина даёт женщинам слово — в буквальном смысле. Её кадры изображают не синяки, разбитые лица и другие последствия жестокого обращения, а записки, которые сделали женщины, вспоминая о пережитом. Записки сняты в местах, которые героини выбрали как напоминающие им о том, что произошло.

Фото: Мелания Мессина
Фото: Мелания Мессина
Фото: Мелания Мессина

Так фотограф хотела показать обыденность зла и дать жертвам насилия высказаться.

Подробнее

«Партиципаторная Вселенная»

Джей Гулд

Американский художник Джей Гулд отражает научные концепции в виде тактильных фотографических работ. Он сочетает фотографию и скульптуру, создавая объекты, с которыми может взаимодействовать аудитория.

Так автор приглашает зрителей вместе исследовать «мир за пределами чувств».

Изображение: Джей Гулд
Изображение: Джей Гулд
Изображение: Джей Гулд

«Я ищу связи между миром природы и невидимой реальностью, которая лежит в его основе, но ещё я ищу человеческие связи между теми, кто изучает науку, и теми, кто ею просто очарован».

Из Artist Statement Джея Гулда

Подробнее



Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована