Проектная фотография
#статьи

Самые дорогие фотографии в мире. Кто их авторы?

Три фотографа, чьи работы продаются за миллионы долларов.

Фото: Wiktor Szymanowicz / Future Publishing / Getty Images

По данным открытых аукционов, самые дорогие снимки, созданные в XXI веке, принадлежат этим художникам. Попробуем разобраться, за что платят коллекционеры.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

Андреас Гурски

Этот бесстрастный мир

Автор, чьи работы занимают больше десятка строчек в списке самых дорогих снимков в мире, — немецкий фотограф Андреас Гурски. Он живёт и работает в Дюссельдорфе, и это важная деталь. Чтобы попытаться разобраться в том, что сделало Гурски одним из самых дорогих художников XXI века, нам придётся откатиться на несколько десятилетий назад.

В 1970–1980-­х годах в Дюссельдорфской академии художеств преподавал концептуальный фотограф Бернд Бехер. Он и его жена Хилла были известны своими чёрно-белыми сериями фотографий промышленных сооружений Германии и объективным подходом к съёмке. Этот подход вслед за ними стали практиковать и развивать ученики Берхера, создав такое направление в фотографии, как новая бесстрастность. Одним из этих авторов и является Андреас Гурски.

Отстранённый взгляд на объект съёмки, нейтральный свет и отсутствие «истории» и эмоций в кадре — отличительные черты новой бесстрастности.

Вначале Гурски практиковал документальный подход к съёмке, но впоследствии пришёл к использованию цифровых технологий для обработки изображений, став новатором в этой области. С помощью обработки он «преувеличивает» реальность, делая её такой, какой хочет показать. Используя фотомонтаж, Гурски соединяет несколько кадров, снятых с одной точки в разное время, в один. Так появляются его знаменитые человеческие муравейники.

В отличие от своих предшественников Бехеров, не помещавших человека в кадр, Гурски снимает и людей: но не индивидуальности, а бесчисленные безликие толпы. Он часто использует максимально высокую точку съёмки, чтобы подчеркнуть масштабность своих сюжетов. Представляет работы фотограф в виде крупноформатных отпечатков, обычно два на три с лишним метра. Благодаря высокой детализации вблизи зритель может разглядеть буквально каждую мелочь на снимке, а при взгляде издалека части изображения сливаются в геометрическую абстракцию.

Признание пришло к фотографу в 1990-е. Критики увидели в его работах отражение мира массового потребления и жизни людей в эпоху глобализации. Гурски фиксирует и подчёркивает то, что определяет существование современного человека: бесчисленные ряды в торговых центрах, фондовые биржи, многотысячные концерты. Ему удалось транслировать через работы своё видение — и его взгляд на мир стал узнаваемым.

Вероятно, это и ценят коллекционеры. В 2007 году одну из знаковых работ Гурски — диптих 99 Cent II, изображающий сетевой американский дисконт-магазин, — купили на аукционе Sotheby’s за 1,7 миллиона фунтов стерлингов (сейчас это примерно 2,2 миллиона долларов). А в 2011 году на Christie’s его снимок Rhine II продали за рекордные тогда 4,3 миллиона долларов. Изображение пустынного пейзажа у реки Рейн — фотограф удалил из него все детали типа строений на горизонте и оказавшихся в кадре велосипедистов — до сих пор является одним из самых дорогостоящих снимков в мире.

Ричард Принс

Взять чужое и поменять контекст

В начале 2024 года суд обязал американского художника Ричарда Принса выплатить фотографам Дональду Грэму и Эрику Макнэтту 900 тысяч долларов в качестве компенсации за нарушение авторских прав. Принс использовал их снимки для своей выставки «Новые портреты». Его работы — распечатанные скриншоты страниц в «Инстаграме»* — галерея продавала за десятки тысяч долларов.

Каким образом «вор» Принс может быть одним из самых значимых — и богатых — художников нашего времени?

Решение суда стало итогом 10-летней тяжбы, где Принс настаивал, что его целью было не воспроизвести изображения, а придать им иной контекст, поиронизировав над тем, как люди ведут себя в соцсетях.

Этот подход — присвоить готовое изображение и наделить его собственным смыслом — носит название «апроприация», и Ричард Принс — её самый яркий адепт.

В 1980-е он произвёл своего рода революцию в искусстве, сделав фотографии фотографий из рекламной кампании Marlboro. Культовый образ ковбоя тогда был повсюду, продавая людям идею о свободе и американскую мечту, а вместе с ними сигареты. Принс взглянул на эту рекламу как на общественное достояние. Свой приём Принс назвал «перефотографирование». По его словам, в то время он даже не умел обращаться с камерой. После ковбоев Принс стал последовательно «присваивать» яркие образы из американской повседневности, провоцируя вопрос: может ли в условиях массовой культуры вообще существовать «оригинал»?

Тезис художника об отсутствии подлинности — часть общих идей постмодернизма, провозгласившего, что нет универсальной истины. Среди постмодернистских идей и отказ от любых условностей, нарушение табу, критика капитализма.

Разумеется, одни считают, что всё это красивое обоснование для использования чужого труда и Принс просто крадёт. Для других он — гений. Как бы то ни было, факт: за многочисленных ковбоев и другие работы художника-апроприатора коллекционеры выкладывают суммы с шестью нолями.

Синди Шерман

Тысячеликая героиня

Ещё одна знаковая фигура постмодернизма, чьи работы находятся в топе самых дорогих когда-либо проданных фотографий.

Как и Принс, Синди Шерман — представительница Pictures Generation, нью-йоркских художников «поколения картинок», переосмысляющих продукцию массмедиа. Её первая большая серия 1977–1980 годов состоит из 69 «кадров из фильмов». На всех — Шерман в собирательных женских образах из кино. Она тщательно изучила не только одежду и язык тела типичных киногероинь, но и особенности построения кинокадров. На волне феминизма, в то время уделявшего большое внимание тому, как массовая культура навязывает женщинам определённые роли, эта работа Шерман стала знаковой.

Довольно быстро Шерман превратилась, пожалуй, в главного автора в современной фотографии, работающего с автопортретом. Она использует театральный грим, костюмы и реквизит, сама являясь и моделью, и фотографом, и подсобным персоналом при создании своих серий. Сделав своё тело объектом, Синди создаёт стереотипных персонажей, неуловимо похожих на кого-то. Интересно, что сама она свои работы автопортретом не считает — в том смысле, что её снимки не раскрывают настоящую личность художницы, а, наоборот, стирают её.

Без названия #420, 2004 год. Цена продажи — 1,4 миллиона долларов
Фото: Cindy Sherman / Mnuchin Gallery

Сегодня Шерман считается одной из самых влиятельных художниц в мире. Это отражается и в цифрах. В 2014 году 21 фотография из «киносерии» была продана на Christie’s за 6,7 миллионов долларов. За снимок Шерман #96 из серии с «фотомоделями» покупатель заплатил почти 3,9 миллиона долларов. А рекордсмен из относительно недавних работ Шерман — снимок 2004 года из серии, где художница предстаёт в образах клоунов, — его продали за 1,4 миллиона долларов.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована