«Дающая жизнь»: фотопроект о том, как не потерять себя, став матерью
История красноярской художницы Юлии Овчинниковой о сложностях материнства.


Фото: Юлия Овчинникова

Юлия Овчинникова
Художница. В своей практике совмещает фотографию и создание авторских объектов: коллажей, вышивки и скульптур. Финалистка российских и международных фотоконкурсов, в том числе «АРГУС», Sony World Photography Awards. Участница групповых выставок в России и за её пределами. Живёт и работает в городе Канске Красноярского края.
В 2022 году фотограф Юлия Овчинникова родила второго ребёнка — дочь. Новая социальная роль — мамы девочки — заставила её задуматься о глобальных вещах: преемственности поколений, внутренней свободе и несвободе, долге, гармонии и выборе.


«Я осознала, что повторяю сценарий жизней прошлых поколений женщин моей семьи — выбираю долг и покорность и забываю о своих желаниях. Я испытала протест, в его основе лежало чувство несправедливости: ведь я тоже есть»
Из описания к проекту
Эти мысли стали толчком к созданию нового фотопроекта. К началу работы над ним Юлия уже около десяти лет находилась в относительной социальной изоляции, совмещая воспитание детей с работой фрилансера.



«Существует такая социальная модель: счастливая мама. „Ты мама, тебе Бог даёт детей, будь благодарна, будь рада, будь довольна“. Всё это так. Но есть и обратная сторона материнства, — рассказывает Юлия. — Это усталость; это когда ты забываешь о себе и своих желаниях; когда ты недовольна тем, как изменилось твоё тело. И всё это несмотря на огромную любовь к детям. В этом сложно признаться даже самой себе. Из таких моментов и сложился мой проект».



Работа заняла около десяти месяцев. В итоговый вариант вошли чуть больше сорока фотографий. Постобработка была минимальной: цветокоррекция и создание коллажей — художница стремилась к естественности.

«Я выбрала способ контролируемой игры и метафорического проживания своего чувственного и визуального опыта через актуальные и архивные фотографии, скульптуры; основу проекта составили автопортреты. Игра давалась мне трудно, но я предчувствовала открытия».
Из описания к проекту

Основная линия проекта «Дающая жизнь» — это серия портретов женщин одной семьи. Это не только Юлия и её мать и дочь, но и старшие женщины её рода. Художница обратилась к семейному архиву — старые чёрно-белые фотографии стали связующим звеном между поколениями.

«Мне всегда не хватало таких, знаете, женских разговоров внутри семьи, откровенных, честных, о том, что тебя может ждать, когда станешь мамой. Как ты можешь измениться? С какими проблемами столкнуться? Как с ними быть? У меня таких разговоров, к сожалению, не было. Не было их и у моей мамы с её мамой, — рассказывает Юлия. — Я осознала, что хотела бы, чтобы такой разговор был у меня с моей дочкой. Этот проект — возможность диалога через творчество».

Частью серии также стали глиняные женские фигурки, созданные Юлией и её мужем.
«Мне очень хотелось, чтобы в проекте была и мужская энергия, поэтому я привлекла к работе мужа. Мы создали оммаж на палеолитическую Венеру — первое скульптурное воплощение образа женщины. Наши статуэтки изображают беременную женщину, кормящую женщину и женщину в более зрелом возрасте. Тела палеолитических Венер показывают то, что считалось самым главным в женщине. Голова, руки и ноги слегка намечены — они как будто не столь важны. Важны широкие бёдра, большая грудь, потому что это плодоносящая женщина. Женщина, которая может рожать и вскармливать ребёнка, и этим ценна для общества», — объясняет Юлия.

В процессе работы одна из глиняных статуэток треснула. Художница не стала ничего менять, увидев в этом своеобразный символизм.
Метафоры скрыты во многих снимках — в изображениях отдельных предметов и портретах.
«Андрей Тарковский в фильме „Зеркало“ через причёску главной героини отображает разные периоды её жизни. Сначала она молода, с красивыми распущенными волосами, потом волосы заплетены в косу, а после эта коса складывается в пучок — меня вдохновил этот образный ряд», — говорит Юлия об одном из кадров.



А вообще, объяснять зрителям, что художник хотел сказать своей работой, не нужно, убеждена фотограф, потому что восприятие у каждого человека своё.
«Столкновение зрительских мыслей и произведения художника рождает новые смыслы. Интересно посмотреть, что люди увидят в этой работе, но в то же время волнительно, потому что тема материнства, она такая… полная предубеждений».

Юлия рассказывает, что её мама вначале не хотела сниматься, но в итоге поддалась уговорам, живо включилась в процесс работы и очень поддержала. Результатом стал тот самый разговор между матерью и дочерью, которого не хватало Юлии.
«Мы сблизились. А ещё я поняла, как мне вести себя со своей дочкой».

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
Подписаться