Скидки до 50% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Проектная фотография
#статьи

Интернет-арт в фотографии: от субкультуры к мейнстриму

Интернет давно не малая часть повседневности — он проник во все сферы жизни. То же произошло с нет-артом: теперь это полноценный художественный язык.

Изображение: Роза Менкман

В последние годы мы наблюдали интересную трансформацию: визуальные техники узкого круга цифровых художников активно входили в повседневную визуальную культуру. То, что раньше было экспериментальным и маргинальным, сегодня может оказаться в рекламной кампании модного бренда или музыкальном видео популярного исполнителя.

Яркий пример — рекламная кампания Adidas 2017–2018 годов под названием Glitch. Бренд создал линейку футбольных бутс Glitch, построив всю визуальную айдентику на основе эстетики цифрового сбоя. Рекламные материалы использовали глитч-эффекты и искажённые изображения как центральный визуальный приём. Интересно, что Adidas применил эту эстетику не только в цифровых медиа, но и в дизайне самих кроссовок. Дизайнеры буквально материализуют цифровой глитч в реальном продукте. Эта кампания демонстрирует, как экспериментальная цифровая эстетика заимствуется крупным брендом для привлечения молодой аудитории.

Рекламная кампания Adidas
Фото: Adidas

Этот процесс начался еще в «эпоху Tumblr» середины 2010-х, когда эта платформа стала инкубатором для новых визуальных стилей и подходов. Глитч-эстетика, пиксель-арт, сырые GIF-анимации — все эти проявления цифрового искусства существовали в относительно закрытых онлайн-сообществах, прежде чем проникнуть в массовую культуру.

Параллельно с этим развивался и интернет-арт, или нет-арт. Это направление в искусстве, где интернет выступает средой для создания и демонстрации художественных произведений. Художники экспериментировали с HTML-кодом, веб-интерфейсами, использовали глюки браузеров и необработанные материалы из Сети как медиа.

После случился переход к так называемому постинтернету — состоянию, когда цифровые технологии настолько глубоко интегрированы в нашу жизнь, что граница между реальным и виртуальным становится всё менее отчетливой. Эстетические коды цифрового мира теперь встречаются в самых разных контекстах — от NFT-искусства до коммерческой фотографии. Принципы датамошинга используют в музыкальных клипах, а глитч-эстетика находит применение в фешен-фотографии.

Фотографам этот культурный сдвиг позволяет переосмыслить собственную практику. Цифровые техники, изначально воспринимавшиеся как оппозиционные традиционной фотографии, становятся инструментами обогащения её визуального языка и позволяют по-новому взглянуть на природу изображения.

Разберём, какие ключевые подходы цифрового искусства используют фотографы и как эти подходы работают на художественную концепцию.

Глитч

Глитч — это непреднамеренная ошибка в работе программы или устройства: искажение изображения, звука или данных.

Художники используют обнаруженные нарушения структуры изображения и провоцируют их сами. Можно влиять на устройства записи и воспроизведения и на носители информации — диск или флешку.

В проекте «Год глитча» американский художник Филлип Стернс исследует цифровые сбои разных систем: преднамеренные и непреднамеренные.

А Бенджамин Гаулон для проекта KindleGlitched создаёт повреждённые изображения с помощью сломанных читалок Kindle.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

Датамошинг

Датамошинг — это нарушение сжатия видео для создания необычных визуальных эффектов. Авторы, к примеру, изменяют ключевые кадры в видеопотоке для создания эффекта «растекающихся» форм или используют программы, позволяющие вмешиваться в алгоритмы кодирования видео.

Проект Полины Ефремовой «Разрушение» — пример непреднамеренного датамошинга. Фотограф установила новый видеоплеер на старый компьютер. Когда она стала воспроизводить видео, время от времени начали происходить сбои. Серия художницы основана на скриншотах цифровых ошибок, которые превращают кадры из видео в сюрреалистичные и тревожные образы, словно «мир распадается на части».

Датабендинг

В отличие от датамошинга, который относится только к видео, датабендинг — это вмешательство в данные любого файла. Неожиданные визуальные результаты можно создать, изменяя данные напрямую — к примеру, редактируя бинарный код изображения в текстовых редакторах — или обработав картинку в непредназначенных для этого программах, например в аудиоредакторе.

Голландская художница Роза Менкман исследует различные алгоритмы «ломки» файлов. Для проекта Vernacular of File Formats она составила целый мануал по созданию визуальных артефактов путём деконструкции файлов. Таким методом художница создаёт зашифрованные послания: изображение у неё становится способом передачи текстового сообщения.

Уже упомянутый Бенджамин Гаулон сделал версию своего проекта с читалками Kindle под названием KindleGlitcher. В нём он искажает электронные книги с помощью Corrupt.epub — программы для повреждения данных.

GIF-арт

GIF, Graphics Interchange Format, — это движущиеся изображения: несколько кадров воспроизводятся как зацикленная анимация. Этот формат «стар, как сам интернет». Художники используют его, создавая анимации с эстетикой раннего цифрового искусства. GIF-анимации могут быть сделаны на основе видео, на основе готовых или созданных статических изображений.

Канадская художница Лорна Миллс создаёт свои анимации, разыскивая изображения на форумах и «по-настоящему плохих сайтах».

Художник Рик Силва использует формат GIF для создания анимированных пейзажей, вдохновлённых реальными ландшафтами Скалистых гор.

Из проекта En Plein Air
Изображение: Рик Силва

Искусственный интеллект

Создание изображений с помощью машинного обучения стало самостоятельным направлением в искусстве благодаря стремительному развитию ИИ-инструментов. Художники используют такие методы, как обучение нейросетей на специфических визуальных данных для генерации новых образов и исследование ошибок и искажений машинного восприятия.

Немецкий фотограф Борис Эльдагсен стал широко известен, когда его портрет двух женщин получил приз на конкурсе Sony World Photography Awards 2023. Портрет — изображение из серии под названием «Псевдомнезия», то есть «ложная память», созданной Эльдагсеном с помощью генеративных нейросетей.

Другие алгоритмы

Авторы генерируют изображения не только в нейросетях, но и с помощью кода и математических формул.

Художники используют языки программирования, созданные специально для создания графики, такие как Processing и его браузерная версия p5.js. Так делает дизайнер Уильям Нган в Structure #003 и других работах.

Скриншоты анимации, работа Structure #003
Изображение: William Ngan / Whitney Museum of American Art

Авторы исследуют фракталы и случайные генеративные структуры и разрабатывают интерактивные визуализации. Проект Land Lines от Chrome Experiments предлагает пользователю нарисовать на экране линию, после чего программа показывает похожий по очертаниям участок на карте мира.

Скрапинг изображений

Автоматический сбор и анализ изображений из интернета. Для сбора картинок с веб-сайтов используются специальные программы, которые «обходят» сайты в поисках файлов с изображениями.

Ещё один метод — использование API, Application Programming Interface. Это интерфейс, с помощью которого можно взаимодействовать с поисковиками типа Google и Yandex и получать систематизированные результаты по своему запросу. Художники используют API для создания визуальных баз данных.

Собранные этими способами изображения подвергаются анализу и манипуляциям для выявления повторяющихся мотивов.

Фотограф Тарин Саймон вместе с программистом и борцом за свободный интернет Аароном Шварцем создали проект Image Atlas. Программа способна отображать результаты поиска изображений по заданному слову в разных странах, подчёркивая, как культура влияет на визуальную информацию.

В проекте Us, Aggregated 2.0 американская художница Мими Онуоха использует для поиска в Google не слова, а изображение. Она попросила машину найти картинки, похожие на снимок из её семейного архива. Проект представляет собой серию изображений, которые алгоритмы определили как похожие и пометили тегом «девушка». Художница говорит, что её работа — размышление о том, «кто имеет полномочия определять. кто такие „мы“».

Инсталляция Us, Aggregated 2.0
Фото: Мими Онуоха

Игровые движки и 3D-моделирование

Применение инструментов игровой индустрии в искусстве. Художники разрабатывают виртуальные миры и сцены с помощью игровых движков, создают 3D-объекты и персонажей в специализированных программах, применяют ассеты — графические и звуковые компоненты из видеоигр.

Китайская художница Лу Ян, к примеру, работает с 3D, создавая изображения по мотивам компьютерных игр, аниме и научной фантастики.

Канадская художница Сабрина Ратте использует 3D-сканирование и 3D-анимацию, создавая принты, скульптуры и видео, исследующие взаимодействие материальности и виртуальности.

А художник и куратор LaTurbo Avedon — сам по себе цифровой аватар и существует только в виртуальном пространстве.



Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована