Как сделать фотокнигу или зин своими руками
Монтаж, печать и сборка авторской книги. Руководство от соорганизатора фестиваля зинов Nizina Кристины Сергеевой.
Фото: Andia / Universal Images Group / Getty Images
Из этого материала вы узнаете:
- как отбирать фотографии для книги;
- чем важен монтаж и где его делать;
- где и как делать макет книги;
- что такое спуск полос и что значат другие «книжные» термины;
- какие плюсы и минусы у печати в типографии и дома;
- какая бумага подходит для авторской книги;
- какие инструменты использовать для сборки книги;
- как собрать книгу.
Технически процессы создания зина и фотокниги схожи. Мы поговорим о том, как создать самую популярную форму зинов — тетрадку, или обычную фотокнигу в твёрдой обложке.
Отбор фотографий
У многих авторов на компьютерах творится хаос из разных съёмок, что фрустрирует перед монтажом книги. Эту проблему хорошо помогает решить работа с метками в программе Adobe Bridge. В ней вы можете категоризировать фотографии по цветам, рейтингу и так далее, тем самым помогая себе работать с большим объёмом данных.
Хорошо помогает принцип «от большего к меньшему». Сперва попробуйте сделать очень широкий отбор кадров: выберите по 50–60 фотографий из каждых ста. Постепенно уменьшайте количество изображений, пока не сложится самая короткая выборка — обычно это 10–20 фотографий. Именно такой концентрированный отбор фотографий является фундаментом, с которого стоит начинать создавать свою последовательность изображений.
Монтаж фотографий
Монтаж и его композиция являются одной из самых важных частей книжного проекта.
Теория монтажа
Чтобы понять принцип построения проекта в книге, можно обратиться к работам авторов, для которых последовательность кадров имеет важное значение. Обычно это долгосрочные проекты, где на протяжении долгих лет автор был погружён в одну историю. Попытайтесь проанализировать, за что отвечает каждое изображение в фотокниге, и попробуйте выявить связи между последовательностью в монтаже.
Например, в книге Алека Сота Sleeping by the Mississippi можно увидеть, как автор использует смежные кадры, чтобы создать монтаж истории.
Смежные кадры при монтаже книги не являются главными, но без них проект не воспринимается цельно. На них не происходит ярких событий, но они являются важными смысловыми мостиками между другими изображениями.
Большая часть проекта Алека Сота посвящена портретам людей и интерьерам их домов, но автор также делает акцент на лиминальных пространствах и отстранённых пейзажах. Вместе все эти фотографии создают образ современной Америки и передают состояние текущего времени. Центральные кадры становятся иконическими, а другие дополняют их.
Чтобы понять, на что способен монтаж в книге, я также рекомендую смотреть авторское кино.
Ещё я бы советовала обратиться к текстам теоретика кино Рудольфа Арнхейма и режиссёров Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского.
Как делать монтаж
Монтаж удобнее всего делать всё в той же Adobe Bridge: в программе легко выстраивать последовательности, оперативно меняя фотографии. А можно выбрать «живой» способ: напечатать миниатюры фотографий широкого отбора и расклеить их на стене. Таким способом пользуется большая часть фотографов, особенно когда делают монтаж с куратором.
«Живой» монтаж — в какой-то степени более реалистичный процесс. Однако постоянное рассматривание одних и тех же снимков создаёт замыленность взгляда. Я рекомендую организовать процесс не дома, а, например, в мастерской, или снимать фотографии после работы.
В любом случае, выстраивая последовательность истории, старайтесь держать в голове вашу главную идею. Подумайте, с чего должна начаться история и чем закончиться, чтобы зритель охватил весь диапазон вложенных вами смыслов.
Будьте готовы к тому, что важные для вас линии проекта могут оказаться нерабочими и их придётся исключить. Художнику важно быть смелым и отказываться от фотографий, которые выбиваются из проекта.
Dummy book
После первичного монтажа наступает время начала работы с книжной формой. Так называемая dummy book, черновой вариант книги, — это первая попытка воплотить задуманное в жизнь.
Есть два наиболее распространённых способа сделать первый книжный черновик.
Первый способ — «на коленке». Распечатайте отобранный материал на обычном чёрно-белом принтере в небольшом формате. Затем сделайте простой блокнот. Это может быть несколько пустых листов, скреплённых друг с другом степлером. В этом блокноте вы будете составлять последовательность фотографий и отмечать, какие снимки переставить, какие у них будут размеры и расположение на странице.
Важно «примерять» разные форматы книги, чтобы понять, какой подходит для вашего произведения. Это может быть стандартный вертикальный формат, а может быть более вытянутый, квадратный и так далее.
Также важно не спешить с созданием книги. Хорошие произведения не рождаются сразу. Как рассказывал художник Виталий Северов, работающий над долгосрочным проектом «Летний берег», на протяжении нескольких лет он создавал множество книг с разной последовательностью фотографий, разного размера, с разными обложками. Лишь со временем он понял, какой именно вариант работает на идею лучше остальных.
Второй способ создания черновика — это сразу делать книжный макет.
Если вы планируете сами печатать книгу, выбирайте программу Adobe InDesign. Она позволит выполнить весь процесс от создания макета до спуска полос под печать на принтере (о том, что это значит, мы поговорим чуть ниже). Если будете печатать в типографии, можно использовать любую программу, которая умеет делать постраничные макеты, например Figma.
Начиная с первой страницы, которая является нашей обложкой, вы плавно начинаете формировать книгу по разворотам.
На этом этапе важно сделать в макете метки для сгиба и для обрезки полей будущей книги, если вы планируете делать её самостоятельно.
Книжный словарь
Страница или полоса — это половина бумажного листа с одной стороны.
Разворот — это две полосы, которые мы видим, когда открываем книжку.
Возьмём лист и сложим его пополам. У нас получится четыре полосы/страницы. Первая — это обложка, вторая и третья — разворот, а четвёртая — обратная сторона обложки.
Один печатный лист — это четыре страницы. Поэтому количество полос в книге всегда должно быть кратно четырём: 4, 8, 12, 16 и так далее.
Спуск полос — это размещение страниц на печатном листе. При сборке книги лист будет сгибаться. Наша задача — разместить на нём полосы так, чтобы после сборки получить изделие с правильным расположением изображений и нумерацией страниц.
Спуск полос, или спусковой макет, — это последний этап допечатной подготовки книги. Если вы печатаете книгу сами на принтере, чтобы не ломать голову, переделывая макет вручную, стоит работать в Adobe InDesign — эта программа автоматически сделает спуск полос под печать. В типографиях спусковой макет делают самостоятельно. Поэтому в типографию мы отдаём макет именно постранично.
Спуск полос для книги делается под определённое количество тетрадок. Это сложенные и сшитые вместе несколько печатных листов. Практически все книги собираются именно по тетрадкам. Несколько тетрадок, собранных вместе, — это основной блок книги.
Представим, что вы сверстали книгу в 120 полос. Делим на четыре и получаем количество листов: 30. Именно 30 листов бумаги понадобится на одну книгу. Теперь нужно определиться, сколько тетрадок мы сделаем из этого количества листов. Допустим, одна тетрадка будет состоять из трёх листов — так нам будет удобно сшивать книгу вручную. Значит, всего у нас получится 10 тетрадок. Соответствующие параметры вам нужно задать, делая спусковой макет в программе.
Если вы делаете зин из одного печатного листа, такой спуск будет называться «спуск под брошюру».
Печать
После создания первого макета, в том числе «на коленке», автор решает, где он будет печатать своё произведение: дома или в типографии.
Печать в типографии
Плюсы
Главный плюс работы с типографией в том, что её специалисты помогут вам сориентироваться в вопросах печати и возьмут на себя все процессы.
В типографиях также есть выбор дизайнерской бумаги разной плотности. Очень важно делать тесты, а не сразу отдавать макет в печать. Одни и те же изображения на разной бумаге могут выглядеть по-разному.
Третий огромный плюс типографии — широкие технические возможности. Особенно это касается обложек: в типографии печатают шелкографией, УФ-печатью, делают тиснение и предоставляют много других услуг, которые позволяют книге стать уникальной.
Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
ПодписатьсяМинусы
Главный минус: услуги типографий, к сожалению, предполагают гораздо больший бюджет, чем домашняя печать.
Не все операторы типографий знают, что такое авторская фотокнига и как важны в ней малейшие детали. Поэтому в ответственности автора дать чёткое ТЗ и желательно показать dummy книги, чтобы вас точно поняли.
Ещё один нюанс: при заказе тиража до 300 экземпляров возможна только лазерная печать, что автоматически сделает ваши произведения глянцевыми. Но для кого-то это скорее плюс, чем минус.
Где печатать
В Москве и Петербурге есть проверенные нами типографии, где возможна сборка произведений и хорошая печать: «Немакулатура» в Москве, «Лисса» и «НП-принт» в Питере. Не исключайте возможность печатать удалённо. К сожалению, в остальных городах России ситуация с типографиями хуже, но мы верим, что при желании всё возможно.
Микрословарь для работы с типографией.
Печать дома
Принтеры
Если вы печатаете дома, рекомендуем не покупать сразу профессиональные принтеры, а купить принтер среднего уровня таких производителей, как Epson или Canon.
На заметку: если вы хотите делать тиражи книг дома, следует покупать принтер на водорастворимых чернилах. Они полностью впитываются в бумагу и не оставляют следов на руках. Принтеры на пигментных чернилах больше подходят для фотографических отпечатков, так как не выцветают на солнце.
Дизайнерская бумага
Не рекомендуется делать тиражи на обычной офисной бумаге: на ней редко получается красивая печать. Существуют специальные магазины, где продаётся бумага разных оттенков, граммовок и пухлости. В них можно брать образцы, иногда всего ассортимента.
Если вы будете печатать изображения на принтере на бумаге плотностью меньше 100 г/м², она может начать загибаться. Поэтому лучше печатать основной блок книги на более плотной бумаге: от 100 до 180 г/м². Для мягкой обложки рекомендуется 200–300 г/м².
Для лазерных и струйных принтеров подходит разная бумага. Очень важно смотреть характеристики товара, который вы приобретаете.
При выборе бумаги важно обращать внимание на размер листа. Один бумажный лист в полиграфии обычно имеет размер 70 × 100 см. Значит, необходимо попросить продавца сделать нарезку бумаги под ваш принтер.
Наименования дизайнерской бумаги, которая нам нравится и которой мы пользуемся: Pergraphica, Color Plan, Colorlab, Materica, Palatina, Arena, HPG NATURE, Verona.
Магазины, которым мы доверяем: «Дубль В», «Берег», «Европапир».
Сборка книги
Итак, вы решили собирать книгу своими руками. Пора приобрести необходимые инструменты.
Инструменты
Коврик для резки. Рекомендуем купить коврик размера А2 или даже большего, чтобы чувствовать себя комфортно во время сборки книги.
Резак, он же канцелярский нож. Он должен быть металлическим, устойчивым, комфортно лежать в руке и не быть слишком тяжёлым или чересчур лёгким. Важно, чтобы лезвие плотно держалось в ноже и не шаталось, а также хорошо затягивалось в нож.
Не рекомендуем пользоваться ножами эконом-класса из пластмассы, так как это может быть опасно для рук. Мы рекомендуем ножи бренда Olfa или менее дорогие Brauberg.
Палочка для биговки. Биговка — это процесс выдавливания на бумаге борозды с помощью линейки и подходящего инструмента. Такие борозды нужны для последующего лёгкого сгиба листов.
Мы рекомендуем использовать одновременно два разных вида палочек. Для проглаживания сгибов страниц — традиционную «косточку» для биговки, продающуюся во всех канцелярских магазинах. Для биговки страниц — металлический стек для лепки или спицу для вязания. Их диаметр позволяет делать аккуратные сгибы на плотных бумагах. В качестве подручных средств можно использовать стержень шариковой ручки без чернил или палочку для суши, но лучше что-то металлическое.
Линейка. Для создания книг подходит только металлическая линейка. Нельзя использовать деревянные или пластмассовые инструменты, так как острый резак может прорезать линейку и поранить пальцы. Берите плотную линейку не менее 40 см в длину.
Лайфхак: чтобы металлическая линейка не скользила по бумаге, особенно по гладкой, можно проклеить её малярным скотчем.
Для шитья книжного блока мы рекомендуем пользоваться шилом, специальными закруглёнными иглами для прошивки документов и нитками мулине.
Клей. Он понадобится для склеивания основного блока книги. Если вы хотите, чтобы ваша книга жила долго и счастливо, лучше использовать типографский клей. Его можно найти в интернете или попросить в типографии. В качестве альтернативы подойдёт «Момент Кристалл». Он прочный и не рассыхается со временем. К сожалению, обычный клей ПВА быстро желтеет, рассыхается и может испортить напечатанные фотографии.
Алгоритм действий
Если у вас тонкий зин, вы можете скрепить его страницы вместе с обложкой степлером или специальным инструментом — брошюратором. Вот как стоит действовать, если вы создаёте достаточно объёмную книгу.
Бигуем все листы
Метки для сгиба, как мы уже говорили, ставятся при спуске полос под печать. Выдавите на распечатанных листах бороздку по месту сгиба с помощью линейки и стека или спицы. Это позволит согнуть плотные листы аккуратно, избежав повреждений. Согните листы, сложив их в тетрадки, и проведите по месту сгиба каждой тетрадки «косточкой» для биговки.
Складываем тетрадки друг на друга в нужной нам последовательности. Это будет наш основной блок книги. Помещаем его под пресс на ночь, например под стопку книг, чтобы тетрадки стали плоскими.
Сшиваем книгу
С помощью шила проделываем дырки для ниток по линии сгиба каждой тетрадки. Важно, чтобы их расположение совпадало на каждой тетрадке. Вдеваем нитку в полукруглую иглу и прошиваем первую тетрадку обычным образом: так, как мы делали бы с тканью. Двигаемся снизу вверх. Добравшись до начала сгиба, не обрезаем нитку. Кладём на первую тетрадку вторую и прошиваем её, двигаясь уже в обратном направлении — сверху вниз. Повторяем всё то же самое с остальными тетрадками.
Важно: не обрезайте листы на этом этапе.
Проклеиваем блок
Кисточкой наносим клей на корешок будущей книги.
Некоторые авторы пропускают этот этап, что чревато неприятными последствиями для книги. Как организатор уже трёх фестивалей фотокниг, могу сказать, что без склейки книга выглядит незаконченной и часто неаккуратной.
Кладём проклеенный блок под пресс и оставляем сохнуть.
Обрезаем блок
Обрезаем по меткам сшитый и проклеенный блок ножом для резки. Страницы подгоняют под нужный размер уже после печати, шитья и склейки, чтобы в книге они точно совпадали друг с другом. Так она будет выглядеть аккуратно.
Можно отнести блок на обрезку в типографию — некоторые из них предоставляют такие услуги.
Делаем обложку
Для твёрдой обложки выбираем в специализированном магазине картон, для мягкой — очень плотную бумагу. Лицевая и задняя часть обложки и её корешок вырезаются на коврике для резки с помощью резака и линейки по размерам вашей книги. Обложка должна быть чуть больше, чем страница книги.
Склеиваем блок с обложкой
Пожалуй, самый сложный этап создания книги своими руками. Чтобы точно понять, что делать, лучше один раз увидеть этот процесс. Вот подробный туториал с прошивкой, склеиванием блока и созданием классической обложки:
Для тех, кто любит задачи со звёздочкой. Существуют разные виды переплётов книг: японский, швейцарский, коптский и так далее. У Nizina есть серия постов на эту тему: первый, второй, третий. Если вы хотите поэкспериментировать, мы рекомендуем искать на YouTube туториалы по созданию книг: вы увидите, как авторы придумывают уникальные виды переплётов.