Как закончить фотопроект
«Я фотограф. Я не хочу заканчивать проекты. Я хочу щёлк-щёлк-щёлк!» Начать серию — сложно. Но иногда сложнее закончить. Говорим с теми, кому удалось.
Кадр: сериал «Настоящий детектив» / HBO
Как понять, что проект готов? Этот вопрос мы задали фотографам, преподавателям фотографии и фоторедактору. И убедились, что он вовсе не наивный.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить 🙂
Структура, свежий взгляд и отдых
— Откровенно говоря, для меня это ужасно больная тема. Чем раньше разберёшься с этим вопросом, тем проще будут идти проекты.
Конкретно для себя я вывел три важных правила, помогающих понять, что происходит и куда двигаться.
Во-первых, я стараюсь хотя бы в общих чертах расписать сюжетный скелет. Возможно, в процессе я его дополню или поменяю, это нормально. Но структура помогает видеть, каких пазлов не хватает твоей истории. Это знание — уже полдела на пути к завершению проекта.
Во-вторых, я периодически хожу к мастерам на портфолио-ревью, а порой обращаюсь к друзьям-обывателям, узнаю, чего в моих историях не хватает им. Они дают ценные советы, а ещё просмотр работы уже предполагает какую-то завершённость, поэтому порой недоделки вскрываются сами собой.
У меня есть пара долгостроев, с которыми я уже прошёл все стадии любви и ненависти. И хотя они никак не сложатся в единую картину, я даю себе отдыхать от них и спасаюсь проектами «поменьше» — это третье правило. Отвлекающий манёвр и затем свежий взгляд на собственную работу — это всегда круто помогает. Ну и конечно, важно помнить, что лучшее — враг хорошего.
Радость от работы
— Если проект делается к определённой выставке с конкретной темой, удаётся составить чёткий план. И когда он исполнен, это означает, что проект окончен. Если проект более интуитивный, то всё намного сложнее.
Я из тех, кто редко снимает быстрые проекты. Могу снимать и год, и пять лет. Мой самый долгий проект — «Место внутри» про материнство. Поначалу у меня был план. Мне казалось, что я должна набрать небольшое количество архетипичных историй. Но оказалось, что их намного больше, ко мне приходили люди, и план я в итоге забросила и просто работала с тем, что было.
В какой-то момент я поняла, что ужасно устала от этой темы и нужно заканчивать. Если считать окончанием проекта момент, когда ты закончила съёмку и сбор материала и скомпоновала всё это, тогда этот проект действительно закончен. Но для меня проект — это не только материал, но и то, как я его покажу. И в этом смысле «Место внутри» я не довела до конца: не случилось ни выставки, ни книги.
Проект завершён, грубо говоря, когда ты от него устал. Это происходит на уровне ощущений. Ты ищешь героев, локации, роешься в архивах — и тебе интересно. Пока это радует, ты делаешь проект. А когда радости уже нет, проект надо завершать. У меня это обычно происходит, слава богу, ближе к реальному завершению проекта, когда есть силы его дотянуть. Но бывали и проекты, которые становились неинтересными с самого начала. Раньше я испытывала угрызения совести по этому поводу, но теперь пришла к тому, что, если проект не пошёл, его надо отложить — и вспомнить позже либо вообще не вспоминать. Обычно он вспоминается, но уже в другом ракурсе, и на основе предыдущих наработок делается совершенно другой проект.
Мотивация вставать по утрам
— В этом вопросе я больше ориентируюсь на чувства. Хочется мне ещё прикасаться к этому проекту или нет? Есть ли у меня мотивация вставать по утрам, чтобы его делать? Если чувствую, что уже тяжело, стараюсь плавно выйти из процесса.
Проблемы с завершением проекта бывают почти всегда. Всегда хочется — если говорить о фильмах — найти идеальную концовку, которая всё завершит или что-то недоскажет. Часто этого не происходит, и ты идёшь на компромиссы.
Сейчас у меня есть незавершённый фотопроект, который мне очень нравится. Он лежит на жёстких дисках. И проблема не в материале, а в вопросе «Что значит завершить?». Проект надо как-то показать — оформить в книгу или выставку. А значит, нужна возможность для экспонирования. Я скорее жду, когда такая возможность будет, чтобы у меня была мотивация его завершить.
Движение к конкретной точке
— В 2015 году, когда я начинал снимать «Глубокую воду», я решил, что проект будет долгим, подразумевая два-три года. Я не думал, что он затянется на девять лет.
В какой-то момент меня начала терзать мысль, что пора заканчивать. Но всё как-то не складывалось. Мой проект — про социальный пейзаж Байкала. Как выглядят населённые пункты на побережье? Какие люди там живут? Береговая линия Байкала больше 2000 километров, и она очень разная. Я подумал: территория у меня большая, пусть проект тоже будет большим. С другими проектами, может, буду торопиться, но этому дам идти спонтанно и размеренно.
В 2018–2019 году я почувствовал, что проект висит и, чтобы его завершить, мне надо поставить какую-то точку. И я её для себя придумал — сделать приличную фотокнигу.
Начал её собирать, но у меня не особо получалось. Задача оказалась сложной, возможно, за пределами моей зоны комфорта. Я забросил эту идею и только в прошлом году вернулся к ней. Как выяснилось, нужно было ещё подождать, поднакопить — и материал, и энергию, и опыт.
В начале этого года я нашёл ребят из издательства, которые мне помогли, и вот, жду книгу из типографии. Это будет прекрасная точка, и проект можно будет завершать.
Но, с другой стороны, на Байкал я всё равно буду ездить…
Воображение и опыт
— Это самое сложное в творческом процессе — работать так, чтобы каждый раз удавалось довести работу до конца.
И это зависит от двух вещей: от опыта и от воображения.
Чем больше мы визуально развиты, насмотренны, тем профессиональнее работает воображение. Благодаря этому, придумывая проект, мы видим не какую-то красивую расплывчатую картинку, а проект таким, каким он должен и может быть. И чем лучше мы его представляем, тем проще его завершить.
Именно в том, каким мы придумали проект, заключается весь его потенциал. Готовая работа — это проверка того, как воображение соотносится с воплощением.
Переход от задуманного проекта к реальному — это такая убывающая прогрессия возможностей. Когда мы заканчиваем проект, мы лишаем его всех форм, какие он мог бы принять. В процессе воплощения проекта на первый план выходят умение и техника исполнения. Часто то, что мы в итоге создаём, отстаёт от того, что мы себе вообразили. И чем меньше у нас опыта, тем больше шагов отделяет воображаемый проект от сделанного.
Мы можем пребывать в иллюзиях о том, как мы сделаем проект и он окажется в музее, будет опубликован в журнале… Но потом мы не видим работу такой прекрасной, какой вообразили её в начале. Наши иллюзии рушатся. И мы просто не завершаем проект.
Опытный художник понимает все этапы работы над проектом, а не просто представляет его себе в голове. Когда ты идёшь по адресу в первый раз, ты идёшь медленнее, чем во второй. Чем больше работает художник, тем ему легче и тем чаще ему удаётся завершить проект.
Вообще, всё, что нам нужно знать о текущем проекте, заключается в предыдущем. Мы постепенно находим свой подход ко всему — от манеры съёмки до того, сколько времени посвящаем отбору и обработке снимков, — и начинаем работать эффективнее и быстрее. И это тоже позволяет нам доводить дело до конца.
В итоге получается так: чем больше мы имеем опыта и чем лучше развито наше воображение, тем проще нам закончить проект и тем лучше мы понимаем, что он готов.
Может мешать перфекционизм. Мы все несовершенны. Наши ошибки или то, что нам ими кажется, — это наши особенности, и с ними проект зачастую более самобытный. Стоит об этом помнить и немного расслабиться.
Отмечу ещё такой момент. Чем чётче план, тем легче работать. Хороший ресёрч, понимание того, какие материалы и сколько денег и на что понадобится, и того, что мы планируем дальше со всем этим делать, — чем подробнее мы всё это распишем, тем проще двигаться и в итоге закончить проект.
Завершённое высказывание
— Заканчиваю я проект тогда, когда считаю, что история полностью рассказана.
Обычно всё происходит так: ко мне приходит идея проекта, и она не всегда полностью оформлена. Но я уже начинаю работать с материалом: это съёмка героев или создание объектов. Идея начинает оформляться, и каждый новый снимок или объект, как в «Пятой четверти», кладёт свой пазл в эту историю: один маленький пазлик, следующий кадр — второй и так далее…
Наступает момент, когда я понимаю, что, сделав следующий кадр, я не скажу ничего нового. Или скажу слишком много, что «расколдует» историю и не даст зрителю что-то додумать и вступить во взаимодействие с проектом.
Застоявшихся проектов у меня нет. Я или откладываю проект и больше им не занимаюсь, или продолжаю его делать в комфортном графике, чтобы и заказанный для проекта материал успел приехать, и не перетрудиться.
Честность с собой и зрителями
— Я отмечу два момента.
Первый — если настроения делать проект нет в принципе, душа не лежит или захватили какие-то жизненные приключения — ну, скажем, катание на досках, то, я думаю, продолжать вымучивать из себя проект нечестно по отношению к зрителям.
Второй и, пожалуй, основной. Когда появляется желание обдумывать другую идею, она захватывает, зарисовывается на бумажках, раскладывается на листочках, предыдущая уходит в прошлое, и цепляться за неё не стоит.
Допустим, мы снимаем проект и уже есть пять, ну, или 20 готовых картинок. В планах снять ещё пять, приготовлены зарисовки, подобран реквизит, продумана локация. Но съёмка периодически откладывается, а в голове начинает возникать следующий проект. Он другого цвета, там другие персонажи, другое название, другая концепция, и она становится преобладающей. Наверное, в этот момент, несмотря на то, что к продолжению предыдущего проекта всё готово, нужно оставить его таким, какой он есть. Стоит заняться тем, что сейчас действительно важно, и не обманывать ни себя, ни зрителей.
Work in progress
— Проект не обязательно заканчивать. Это же не роман XIX века, когда главный герой в конце либо умирает, либо женится. Какой может быть конец у проекта?
У одного автора горизонт планирования — сделать серию для выставки или конкурса, у другого — сделать книгу.
Современный роман — чаще всего с открытым концом. Так что work in progress — это естественное состояние художника. Проект длится ровно столько, сколько ты над ним работаешь. Может, месяц, а может, и всю жизнь.
Я завершаю проект, как только понимаю, что начались визуальные повторы. Можно сделать серию из 5–7 кадров, а можно и из 30, но это уже сложнее. А есть серии, которые работают именно из массы однообразных кадров. Это тот самый случай, когда количество перерастает в качество. Такие проекты можно делать бесконечно долго.
Я редко возвращаюсь к той или иной серии, потому что не люблю пользоваться каким-то найденным приёмом до бесконечности. Люблю работать быстро. Если история буксует по разным причинам: нет времени, что-то не клеится, «потом вернусь…», — это значит, надо срочно бросить её и начать другую. Не понимаю, зачем себя мучить долгостроями? От этого выражения перед глазами встают картины несчастных обманутых дольщиков. Зачем брать на себя такую обузу?
Опора на интуицию
— Я чаще всего опираюсь на своё внутреннее ощущение. Не стоит слишком концентрироваться на фактах: так, я отсняла это и то, и вроде бы проект закончен. Бывает, что основная повествовательная линия снята, но чувствуешь, что чего-то не хватает. И тогда надо продолжать. А иногда что-то снимается быстро — за день или за неделю. Но я понимаю, что да, я выразила всё, что хотела.
Ещё хорошо проконсультироваться с тем, кому доверяешь. Но решать, ориентируясь на себя.
У меня так было с моей историей про болезнь. Мне советовали продолжить её делать, снять что-то снаружи — у меня всё снято в закрытых пространствах. И действительно можно было бы дополнить историю кадрами с улицей и природой, но в какой-то момент я поняла, что просто не хочу этого. Я сняла финальный кадр — и поняла, что всё. После этого я не сделала ни одного кадра, потому что я высказала всё, что хотела сказать.
А если выжимать из себя кадры — ну, это будет заметно.
Раскрытая тема
— Во многих случаях проект заканчивает себя сам: автор утрачивает страсть к теме, появляется самоповтор, наступает кризис идей, заканчивается бюджет или время на проект, с героями что-то происходит, а мотивация исчезает.
Реже случается, что автор придумывает план и полностью его реализует. Всё-таки внутри работы над проектом может возникнуть столько неожиданного.
Иногда проекты, формально будучи уже отснятыми, могут продолжаться в виде постоянного пересбора материала, переписывания текста, поиска форм презентации.
Более или менее объективно говорить о том, что проект не закончен, можно, когда в нём мало снимков, работающих на тему: небольшое количество сюжетов, нет развития, просто мало изображений или мало сильных изображений, нет достаточного исследования и понимания темы.
Внимательность к повторам. И дедлайн
Светлана Софьина
Фоторедактор.
— С одной стороны, это вопрос на целую лекцию, с другой — на него может быть довольно простой ответ: только фотограф может решить, когда его проект на самом деле закончен.
Какую-то историю фотограф может снимать всю жизнь. Можно разбивать её на части и делать подыстории.
У некоторых историй просто есть финал — событие длится несколько дней и заканчивается. Или финальной точкой становится какое-то происшествие в жизни героев.
Если говорить о случаях, когда автор теряется: достаточно ли материала, пора ли сказать себе «стоп», — здесь хорошо работают такие универсальные вещи, как дедлайн. Иногда это договорённость с редакцией. Иногда — временные рамки, которые фотограф определяет для себя сам.
Работая над долгосрочными проектами, автор может заметить, что он начинает повторяться. Это точно хороший знак, что надо остановиться, сесть и подумать: может быть, достаточно? Или нужно пересмотреть подход? Потому что зацикленность — она про то, что что-то идёт не так.
Иногда полезно советоваться с коллегами или с фоторедактором. Иногда просто с друзьями — показать им историю и посмотреть на реакцию. Нужен свежий взгляд людей, не погружённых в тему так, как фотограф, который готов бороться за каждую карточку, потому что ему всё кажется важным и ценным. В совместном обсуждении становится понятно, готова история или надо что-то ещё доснять.
Читайте также: