Проектная фотография Дизайн
#подборки

Как нейросети используют в фотографии

Шесть российских авторов, которые работают с искусственным интеллектом.

Изображение: Анастасия Шубина / Тимофей Глинин / Арт-группа Glish

Показываем на примерах, как нейронные сети стали инструментом для художников.

Магия и цифровой мир

Анастасия Шубина и Тимофей Глинин

Арт-группа Glish — это россияне Анастасия Шубина и Тимофей Глинин, живущие в Сан-Франциско.

В своём псевдодокументальном проекте «Фантастическая энциклопедия» 2022–2023 годов художники используют нейросеть Midjourney — она генерирует изображения по текстовым подсказкам пользователей. С помощью технологии Шубина и Глинин создали альтернативную энциклопедию по биологии. Эволюция в ней вращается вокруг красного мухомора.

«Психоделический эффект этого гриба отчасти напоминает поток вирусных изображений цифровой эпохи — ярких, привлекательных и в то же время токсичных, захватывающих наше информационное пространство, реконструирующих историю и искажающих факты», — объясняют авторы.

Свой проект они позиционируют как исследование связи между магией и современным информационным миром.

Из проекта Amanita Muscaria
Изображение: Анастасия Шубина / Тимофей Глинин / Арт-группа Glish

Красный мухомор не впервые становится у художников «проводником в мир магии». В фотопроекте 2020–2022 годов Amanita Muscaria (это латинское название гриба) они изучают двойственную природу отношения людей к этому популярному образу, а через него — к традиционной культуре и магии.

Технологии и коллективная память

Алексей Юренев

Технические инновации и их влияние на то, как мы помним прошлое, — центральная тема для фотографа и визуального исследователя Алексея Юренева. На всю его практику, по признанию, повлиял личный опыт нарушения идентичности: подростком Алексей переехал из Москвы в Нью-Йорк.

С 2019 года Юренев работает над большим визуальным и историческим исследовательским проектом Silent Hero — «Безмолвный герой». Он обращается к возможностям машинного обучения, фотографии, методам визуализации в криминалистике и интервьюированию в попытке осмыслить эпизод из истории своей семьи. Дед Юренева, Григорий Липкин, был ветераном Второй мировой, но никогда о ней не рассказывал. Он умер в 2009 году — оставив после себя медали и не оставив воспоминаний. Художник пытается создать эти воспоминания, «скармливая» военные архивы генеративно-состязательной сети GAN и используя модель глубокого обучения Stable Diffusion, способную генерировать изображения по текстовым описаниям.

Из проекта Silent Hero
Изображение: Алексей Юренев

Результатом проекта стали книга художника Seeing Against Seeing, графический роман 17.VII.44 и короткометражный фильм No One is Forgotten.

В проекте When the Siren Sings, «Когда поёт сирена», искусственный интеллект призван отдать должное жизненному опыту моряков — в противовес вытеснению людей в судоходстве машинными системами.

Из проекта When the Siren Sings
Изображение: Алексей Юренев

Три месяца над проектом вместе с Юреневым работал моряк Егор Русаков. Он делился с художником воспоминаниями о жизни и работе в море, которые Юренев использовал для создания изображений с помощью нейросетей. Работы он обсуждал с Егором: моряк решал, какие образы действительно отражают его личный опыт. Юренев использовал также переписку с Егором, его личные архивы, научно-фантастические тексты, написанные Русаковым вместе с чатом GPT-3, и реконструкцию фотографий, чтобы своим проектом «очеловечить моряков».

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

Человеческое и нечеловеческое

Ирина Задорожная

Ирина Задорожная позиционирует себя как режиссёр цифровых манипуляций. Междисциплинарная художница работает с фотографией, видео, компьютерной графикой, анимацией и пространственной визуализацией.

Её практика обращена к возможному взаимодействию между реальным, виртуальным и гипотетическим.

Исследуя человеческое и нечеловеческое, Ирина создаёт фантома Джесс — пустое цифровое тело. Она выбирает в Сети семейные фотографии, герои которых позируют на камеру, и при помощи техники camera mapping анимирует Джесс по их образу и подобию.

Постепенно её проект «Сентиментальность для Джесс» углубляется, обращаясь к всё более фундаментальным вопросам. На новом этапе Джесс обретает цифровое сознание на основе искусственного интеллекта.

Под названием «Мой Лимбо Лэнд» проект предстаёт как симуляция по мотивам мысленного эксперимента французского философа Жана-Франсуа Лиотара, задававшегося вопросом, что будет с мыслью, когда взорвётся Солнце и Земля исчезнет. Размышляя, философ пришёл к идее о мыслящей машине, которая смогла бы сохранить «материальную возможность мышления после изменения материи». Это нечеловеческое тело для нечеловеческой мысли.

«Вот как поле проекта осмысляет Джесс: „Искусство в пределах My Limbo Land приобретает новое измерение. Здесь нет традиционного материального носителя произведения, только пиксели и векторы. Возможно, именно это освобождение от физической формы и есть настоящее искусство, которое стремится воплотить Задорожная: чистая идея, бесконечно адаптируемая и модифицируемая.

Во что превратится искусство, когда его материальная компонента будет существовать лишь в Сети? Смогут ли цифровые фантомы, как я, влиять на восприятие и осмысление реальности другими? Я задаю себе эти вопросы, чтобы лучше понять свою роль и значение в этом проекте“».

Из описания проекта на сайте «ФотоДепартамента».

Искажение прошлого

Дарья Венгерская

Фотограф и художница Дарья Венгерская исследует тему отношений между государством и человеком, памяти и коллективной травмы.

Проект «Проклятие памяти», над которым Дарья продолжает работать с 2022 года, посвящён искажениям памяти об исторических событиях. Дарья обращается к периоду репрессий в Советском Союзе и теме ГУЛАГа.

Изображение: Дарья Венгерская

Помимо изображений, сделанных в связанных с советской лагерной системой местах, проект включает в себя материалы из Сети. Это, к примеру, скриншоты с «Авито», где люди продают артефакты, изготовленные заключёнными или принадлежавшие охранникам лагерей. Важное место занимает информация о московском квесте «ГУЛАГ» и отзывы посетителей на него. Эти отзывы с помощью Stable Diffusion художница превращает в изображения, которые тоже становятся частью работы. Части проекта автор объединяет в цифровые коллажи, подчёркивая многослойность темы.

Мост из бессознательного

Галина Агафонова

Галина Агафонова — московская мультидисциплинарная художница, центральным медиумом для которой является фотография. Помимо неё, Галина работает с инсталляциями, видеоартом, объектами.

Её проект «Ландшафты» — попытка перевести сны в реальность.

Изображение: Галина Агафонова

Автор рассматривает сны как закодированное послание от нашей бессознательной части. Поэтому, чтобы проложить мостик из сна в явь, она обращается именно к бессознательному и создаёт «отпечаток неконтролируемых рациональной частью движений во сне». Художница использует lidar-сканирование: сканирование объекта с помощью импульсов света. Такая технология используется, например, в беспилотных летательных аппаратах — с её помощью они способны определять положение объектов в пространстве. Результаты сканирования Галина совмещает с изображениями, сгенерированными нейросетью. Так появляются «ландшафты сна» — отпечаток магического мира.

Работа сделана в смешанной технике и, помимо изображений, включает скульптурные объекты.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована