Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Проектная фотография
#статьи

Плёнка или цифра?

Почему я выбираю оба варианта.

Фото: Мария Павловская

Фотограф Мария Павловская рассказывает, в чём для неё разница между плёнкой и цифрой и в каких случаях она обращается к аналоговой фотографии, а в каких — к цифровой.

Мария Павловская

Фотограф, член Союза фотохудожников России. Участница международных и российских выставок.

Удобство

Выбор между плёнкой и цифрой часто лежит в технической плоскости. Когда заказывают семейную или свадебную съёмку, я обычно склоняюсь к цифре, так как нужна скорость реакции и предстоит сделать много дублей.

Плёнка сильно ограничивает в количестве кадров. С одной стороны, это отличная муштра для фотографа, с другой — иногда безвозвратно теряются классные моменты. Потом эти неснятые кадры приходят в страшных снах.

Снимаешь, например, на плёнку церемонию в загсе — что делать, если катушка закончилась ровно на том моменте, когда герои надевают друг другу кольца? На такой случай для подстраховки у меня на плече всегда висит цифровая камера.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

Концепция

Плёнка — устаревший инструмент. Снимать на неё сегодня всё равно, что ездить на лошади, а не на машине. Технически возможно, но нужно точно понимать, для чего тебе это.

Плёнка подходит для проектов, исследующих материальную культуру, память, историю. Из последнего — на плёнку я снимала проект про Петербург, про мои личные сложные взаимоотношения с городом. Это попытка пробиться за рамки традиций изображения Петербурга. Такое детективное расследование, где я, как сыщик, пытаюсь найти настоящее лицо города. Плёнка помогает мне передать изменчивость, неуловимость этого лица. Весь проект снят на плёнку, за исключением одного кадра. Он цифровой только потому, что мне нужно было сделать его под водой. Времени делать это на плёнку — снять, проявить, переснять — у меня не было.

Из серии Immediate Family
Фото: Sally Mann

У потрясающего фотографа Салли Манн есть серия Immediate Family про её детей, снятая на стеклянные пластины. Старая технология придает этим фотографиям новое качество — делает их вневременными. Не сразу понимаешь, сделаны снимки в девятнадцатом или в конце двадцатого века. Дети кажутся сошедшими с живописных полотен купидонами. В современный сюжет будто привносится что-то вечное. Сочетание — удивительное. И это во многом благодаря инструменту. Так и с плёнкой.

Подлинность

Плёнка, пожалуй, про подлинность изображения и меньшее количество манипуляций с ним. На цифру часто снимаешь, не глядя на настройки, потому что понимаешь, что конфетку из сырого материала сделаешь уже на компьютере. Да, плёнка тоже сканируется, и с кадрами можно работать в том же Lightroom, но всё же на неё снимаешь не так бездумно. Плёнка как будто возвращает фотографии уникальность.

Медитативность

Сейчас я использую для работы плёночную камеру с автофокусом, поскольку у меня много коммерческих съёмок. Плюс объектив с зумом, что снимает с меня необходимость бегать ногами ближе — дальше.

Раньше я снимала на полностью механические камеры с мануальным фокусом. Недавно мне подарили одну такую — ей лет 60, думаю. С ней всё медленно, вручную, очень медитативно.

С любой плёночной камерой процесс дольше, чем с цифровой. Это не плохо и не хорошо, просто данность. Если у фотографа взрывной темперамент, он любит динамику и интенсивность, с плёнкой ему, возможно, будет сложно.

Быстрота обучения

Если ты только пришёл в фотографию, легче начать с цифры. Цифровой процесс нагляднее, чем аналоговый: снял, посмотрел, проанализировал, сделал вывод, изменил настройки, переснял. С плёнкой так не получится. Новичку легче понять на цифре, что такое выдержка, диафрагма, светочувствительность, и как это уравнение с трёмя компонентами работает. С плёнкой, конечно, система такая же, только ты не видишь результат мгновенно. Классно освоить основные навыки на цифре, а потом перейти на плёнку.

Стоимость

Плёнка — дорогая и дорожает. Это моё больное место и ограничение. Фотографируя на плёнку, я проигрываю в деньгах — из стоимости коммерческой съёмки определённая сумма уходит на покупку плёнки и её проявку. Снимать на цифру — значит в разы уменьшать свои расходы. Но я плёнку так люблю, что не могу от неё отказаться.

Цвета

Обожаю плёночный цвет. Он как бы неправильный, немного выгоревший, уехавший, как в старом кино. Плёнка дает ощущение киношности кадра, ностальгической атмосферности. Эти цвета ассоциируются у нас с чем-то старым, тёплым, ламповым. Люблю цвета Kodak — тёплые, красно-жёлто-оранжевые; у Fuji они более зелёные, что мне тоже нравится. Плёночный цвет прекрасен в своём несовершенстве со всеми техническими шероховатостями, зернистостью, рыхлой картинкой.

Практичность

Плёнка даёт красивое искажение цвета, но есть съёмки, на которых это, скорее, проблема. Иногда я снимаю брендбуки. Для создателей бренда одежды важны реалистичные цвета, а ещё возможность здесь и сейчас посмотреть, что получается на фотографиях. Цифровую камеру можно прямо в процессе съёмки подключить к компу и отсматривать результат.

Тактильность

Плёнка про материальность и тактильность — её можно подержать в руках, порассматривать негативы на просвет. Отпечаток получается сделать без использования компьютера. Чистый XIX век. Это заземляет и сближает с процессом фотографирования.

Эмоции

Возможно, это мои личные заморочки, но, когда есть некий физический носитель — плёнка, процесс съёмки для меня становится понятнее и человечнее. К процессам, происходящим внутри цифры, я не могу подключиться эмоционально. С плёнкой я чувствую, как конкретно я влияю на процесс.

Ещё важный момент — ощущение, что ты стараешься в процессе съёмки. Когда снимаешь на цифру, не особо смотришь, что там получилось, потому что предстоит сидеть за компом и выбирать. Когда делаешь тысячу дублей, ты будто меньше включён в само таинство фотографирования. Ты, скорее, смотришь на дисплей. На цифре нажимать на спуск легко. С плёнкой задерживаешь дыхание, чтобы руки не дрогнули. Ты сконцентрирован и азартен. Другого шанса просто не будет. Сколько лет снимаю, но всякий раз, когда приходит ссылка на сканы из лаборатории, испытываю трепет.

Постпродакшен

Цифра для меня как молоток. Конкретный рабочий инструмент. Никаких претензий, но и никаких удивительных открытий в процессе съёмки. Волшебство цифры начинается на этапе обработки. Есть фотографы, которые очень приятно обрабатывают цифру и делают живые, эмоциональные, дышащие работы. Они любят возиться в программе, крутить настройки, пробовать.

Я люблю снимать, общаться с людьми в процессе съёмки и интенсивно присутствовать в моменте. А вот сидеть за компом мне очень сложно. Поэтому постпродакшен стараюсь свести к минимуму.

Искра восторга

Когда получаешь сканы из лаборатории, чувствуешь себя неандертальцем, который добыл огонь. Вау: ты что-то наснимал с помощью волшебной коробочки и получил кадры из кино. Именно это чувство я пытаюсь поддерживать внутри себя, чтобы не относиться к фотографированию рутинно. Аналоговый процесс помогает сохранять искру восторга.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована