Проектная фотография
#подборки

Что показывают на фотофестивале в Арле

Перепрочтение японской фотографии, исследование архива Армии США, первая ретроспектива Мэри Эллен Марк и выставка-похороны.

Фото: из архива Центра солдатского снаряжения армии США

Фестиваль фотографии во французском Арле — один из важнейших в мире. В 2024 году он открылся в начале июля и продолжит работать до конца сентября. Знакомим с несколькими выставками из разных фестивальных категорий.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить 🙂

Тревоги и волнения


«Встречи»

Мэри Эллен Марк

Первая всемирная ретроспектива американской документалистки Мэри Эллен Марк и одна из главных выставок Арля в этом году.

Мэри Эллен Марк (1940–2015) работала и со звёздами Голливуда, и с людьми, которых было не принято замечать. Её проекты часто начинались с заказов известных журналов, таких как Life, Vogue, Rolling Stone, The New Yorker и Vanity Fair, и становились личными. Фотограф годами следила за судьбами своих героев, часто из маргинальных слоёв общества, — сочувственно и последовательно.

Выставка «Встречи» — это пять знаковых проектов американки. Они посвящены беспризорным детям в Сиэтле, женщинам в госпиталях Орегона, секс-работницам Мумбаи, странствующим цирковым артистам Индии и подопечным благотворительных организаций Матери Терезы.

В дополнение представлены редкие архивные документы — личные заметки и официальная переписка фотографа, дающие представление о том, как создавались её серии.

«Поцелуй в баре». Нью-Йорк, 1977 год
Фото: Мэри Эллен Марк / The Mary Ellen Mark Foundation / Howard Greenberg Gallery
Семья Дамм в своей машине. Лос-Анджелес, Калифорния, 1987 год
Фото: Мэри Эллен Марк / The Mary Ellen Mark Foundation / Howard Greenberg Gallery

«Путешествие к центру Земли»

Кристина де Миддель

Фотограф агентства Magnum Кристина де Миддель решила представить путь мигрантов из Центральной Америки в США не как бегство, а как смелое путешествие. Для этого она обратилась к структуре и атмосфере романа «Путешествие к центру Земли» французского фантаста Жюль Верна.

Путешествие героев испанского фотографа начинается на самом юге Мексики, недалеко от границы с Гватемалой, а заканчивается в «Центре мира». Такой официальный статус имеет мини-поселение Фелисити посреди калифорнийской пустыни благодаря своему эксцентричному основателю — он смог уговорить наблюдательный совет округа.

Кристина де Миддель сочетает традиционную документальную фотографию, работу с архивными материалами и конструирование изображений. Благодаря такому подходу повествование становится многослойным, дополняет упрощённый взгляд СМИ и официальных структур на вопросы миграции.

«Тот, кто ушёл», серия «Путешествие к центру Земли». 2021 год
Фото: Кристина де Миддель / Magnum Photos
«Преграда на пути», серия «Путешествие к центру Земли». 2021 год
Фото: Кристина де Миддель / Magnum Photos

Духи


«Сад Ганнибала»

Марин Ланье

Альпийский ботанический сад Лотаре на высоте 2100 метров над уровнем моря — это уникальный по разнообразию заповедник флоры, где собраны высокогорные растения со всех континентов. Учёные здесь проводят эксперимент: с помощью вертолёта альпийские пастбища переносят ниже по склону горы, чтобы исследовать, как разница температуры в три градуса повлияет на экосистему. Это поможет прогнозировать последствия глобального потепления.

Фотограф из Франции Марин Ланье присоединилась к ботаникам и другим учёным. По вечерам в компании иногда рассказывали историю о карфагенском полководце Ганнибале, который в III веке до н. э. перевёл свои войска через Альпы.

«Ганнибал выступал против господства Рима. Мне пришло в голову, что этот „сад-лаборатория“ похож на борьбу Ганнибала: оплот сопротивления в современном мире, столкнувшемся с изменением климата», — рассказывает фотограф.

Так появилась её серия, вдохновлённая переплетением событий прошлого с образами возможного будущего.

«Садоводы #2», серия «Сад Ганнибала». 2023 год
Фото: Марин Ланье / Espace Jörg Brockmann. Grande Commande Photojournalisme
«Коль дю Лотаре, лето», серия «Сад Ганнибала». 2023 год
Фото: Марин Ланье / Espace Jörg Brockmann. Grande Commande Photojournalisme

«Повелитель вещей»

Мишель Медингер

Мишель Медингер — один из самых известных фотографов Люксембурга, самоучка-экспериментатор, бывший олимпийский бегун, а ещё собиратель вещей. Полки и ящики его дома в коммуне Контерн заполнены старыми инструментами, птичьими скелетами, черепами, увядшими цветами, овощами и фруктами причудливых форм и прочими вроде бы бесполезными вещами. Из своей коллекции странных предметов Медингер создаёт натюрморты — в этом жанре он работает последние сорок лет.

Каждый кадр — результат тщательно выверенной постановки предметов, а символы заимствованы автором из картин жанра ванитас — аллегорических натюрмортов эпохи барокко. Играя ассоциациями, часто с юмором, фотограф обращается к теме хрупкости и красоты жизни.

На выставке-инсталляции в Арле представлено 50 работ Медингера, в том числе неопубликованных, и предметы из его коллекции.

Посвящение Максу Эрнсту
Фото: Мишель Медингер / AUTAAI, Centre national de l’audiovisuel’s (CNA) collection
«Веселье». 2010 год
Фото: Мишель Медингер / AUTAAI, Centre national de l’audiovisuel’s (CNA) collection

Следы


«Ни отдать, ни выбросить»

Софи Калль

Однажды ураган повредил кладовую французской концептуальной художницы Софи Калль, и споры плесени попали на работы из её серии «Слепые». Реставраторы, к которым обратилась Калль, решили, что изображения лучше уничтожить, чтобы избежать заражения.

«Но „Слепые“ имели слишком большое значение в моей жизни, чтобы оказаться на свалке. Именно тогда я вспомнила идею художника Ролана Топора закопать старый свитер, который он не мог заставить себя ни отдать, ни выбросить», — рассказывает художница.

Калль решила, что для «захоронения» хорошо подходит подземная галерея в Арле. Она позволила влажности продолжить разъедать свои работы, чтобы в итоге они смешались с землёй города, который, по иронии, играет важную роль в сохранении фотоискусства.

К «Слепым» и другим умирающим от грибка произведениям художница добавила свои вещи, которые ей уже не нужны, но которые она не может ни отдать, ни выбросить.

«Закончить красиво». 2024 год
Фото: Софи Калль / Anne Fourès

«Личные вещи»

Мияко Исиучи

Серия Мияко Исиучи «Личные вещи» — это снимки предметов, оставшихся после смерти её матери. Губная помада без губ, туфли без ног, зубные протезы без рта, платье без тела.

«Мы с мамой не слишком хорошо ладили при её жизни, но по мере того, как я снимала её вещи, казалось, что расстояние между нами постепенно уменьшается», — вспоминает японская художница.

Свою серию она сняла 24 года назад и сожалеет, что снимкам не суждено остаться в прошлом, — каждый раз, когда их показывают, они вновь становятся частью настоящего.

Фото: Мияко Исиучи / The Third Gallery Aya
«Материнское #35», серия «Материнское»
Фото: Мияко Исиучи / The Third Gallery Aya

В параллели


«Я так рада, что ты здесь»

«Я так рада, что ты здесь. Японские женщины-фотографы с 1950-х годов до наших дней» — групповая выставка, призванная расширить представление о японской фотографии и закрыть пробелы в истории фотографии вообще.

В Арле представлены работы 25 художниц разных поколений — некоторые из них получили признание при жизни, другие остались незаслуженно незамеченными. Работы созданы в разных подходах — традиционную фотографию дополняют инсталляции, видео и фотокниги.

Старые и современные работы объединены тремя мотивами. Это глубокий и деликатный взгляд на повседневную жизнь, критический взгляд на японское общество и роль женщин в нём и эксперименты с художественными средствами.

Без названия, серия «глаза уши». 2004 год
Фото: Ринко Каваучи / Aperture

«Рай и ад»

Нху Суан Хуа и Вимала Понс

В своём проекте французские художницы Нху Суан Хуа и Вимала Понс объединили перформанс и фотографию, выстроив повествование сразу на нескольких уровнях.

«Рай и ад» — это собрание «кусочков» всех домов, где художницы нашли приют или где только надеялись поселиться. Дом для художниц — место внутреннего роста. Идентичность в их понимании не может сформироваться окончательно, это постоянный процесс.

Фигуры на пьедесталах соседствуют с предметами, имеющими для авторов символическую ценность, и представляют собой аллегории. Каждый персонаж серии вдохновлён реальной или вымышленной героиней — из спорта, поп-культуры, мифов. Это героини, говорят художницы, которые помогли им обрести себя.

«Собирайся и уходи». 2024 год
Фото: Нху Суан Хуа и Вимала Понс
«Уезжая далеко, сесть на мель». 2024 год
Фото: Нху Суан Хуа и Вимала Понс

Перепрочтения


«Фешен-армия»

Серия фотографий из недавно рассекреченного архива исследовательского Центра солдатского снаряжения Армии США. В этом Центре в штате Массачусетс проводят испытания образцов солдатской формы и прототипов снаряжения.

В публичном доступе оказались 14 134 изображения, сделанных с конца 1960-х по начало 1990-х годов. С какой целью обнародовали созданные для внутреннего использования снимки, осталось неясным.

Подбирая снимки для серии, её куратор Матьё Николь опирался на визуальные критерии — субъективные ассоциации со студийными и уличными портретами. Скованные позы, напряжённые улыбки, неловкие взгляды моделей и стремящаяся к предельной объективности композиция, по мнению куратора, должны вызывать вопросы.

Серия многое говорит и о том, как военные разработки входят в обыденную жизнь. Тренчи, очки-авиаторы, камуфляжный принт проникли на подиумы и в уличную моду. Их эстетическая привлекательность вызывает некоторое беспокойство, считает Матьё. Хотя снимки не были сделаны в целях пропаганды, они продукт учреждения, существующего только для одной задачи — подготовки к войне.

«Оборудование, защитные очки, слепящая вспышка». 1974 год
Фото: архив Центра солдатского снаряжения армии США
«Демонстрация системы для жидкостного контроля микроклимата». 1980 год
Фото: архив Центра солдатского снаряжения армии США

Появления


Ho tshepa ntshepedi ya bontshepe

(«Верить в то, что никогда не произойдёт»)

Чеписо Мазибуко

Чеписо Мазибуко — 29-летняя фотохудожница из небольшого городка Токоза в ЮАР. Её главные герои — дети и молодые люди Токозы, запечатлённые в обыденных обстоятельствах. Фотограф исследует поколение «рождённых свободными» — чернокожих жителей ЮАР, родившихся после окончания апартеида, — к которому принадлежит она сама.

Что теперь, спустя тридцать лет, означает фраза «рождённые свободными»? Можно ли чувствовать себя свободным в обществе, где продолжает существовать крайнее неравенство? Задаваясь этими вопросами, Мазибуко исследует собственные надежду, ответственность и разочарование.

Название её проекта — это выражение на сесото, одном из официальных языков ЮАР. «Хо тшепа нтшепеди я бонтшепе» означает «верить в то, чего никогда не произойдёт».

«Всё, что блестит», серия Ho tshepa ntshepedi ya bontshepe. Токоза, 2018 год
Фото: Чеписо Мазибуко

L’Inquiétude («Беспокойство»)

Нантене Траоре

Открытые окна с развевающимися шторами, распахнутые двери, силуэты — снимки французского фотографа Нантене Траоре передают ощущение замершего мгновения.

Его серия называется L’Inquiétude, «Беспокойство», по названию пьесы современного французского драматурга Валера Новарины. «Некоторые снимки намекают на это напряжение: облачко дыма от сгоревшей киноплёнки; больничная палата с ещё тёплыми простынями; транквилизаторы, тщательно разложенные на прикроватной тумбочке», — объясняет куратор выставки Одри Иллуз.

Это мгновения, когда ничего особенного не происходит, но удаётся почувствовать себя по-настоящему живым.

«Вариации на тему». Монманекс, май 2023 года
Фото: Нантене Траоре
«Музыка для малышей». Монманекс, январь 2023 года
Фото: Нантене Траоре

«Разлом современности: одиссея возвращения в родной город»

Лахем

Лахем — китайский художник и куратор, чьё творчество сосредоточено вокруг тем идентичности и памяти. В фокусе автора на протяжении 15 лет — его родной городок Сибэй.

Лахем кочует между Сибэем и многомиллионным Гуанчжоу, где он живёт, и использует эту среду для изучения таких тем, как земля, миграция и трансформация.

Результатом работы стала трилогия «Родной город» — дань уважения Сибэю и другим неизбежно исчезающим небольшим поселениям. Фотограф превращает Сибэй из точки на карте в «вечную землю», существующую тысячелетиями.

«Неявный враг», серия «Сибэй». 2013–2018 годы
Фото: Лахем
«Река, которая течёт только в одном направлении», серия «Сибэй». 2013–2018 годы
Фото: Лахем

Совместные проекты


«Трансцендентность»

Групповая выставка шести женщин-фотографов из Японии: Хосокуры Маюми, Иване Ай, Окабе Момо, Сузуки Маюми, Тономуры Хидеки и Ёсиды Тамаки. Они исследуют возможности фотографии — от камерных портретов до пейзажей и поэтических экспериментов, — чтобы выразить свой индивидуальный и коллективный опыт.

«Трансцендентность» вдохновлена выставкой 2022 года «10/10» в честь современных японских женщин-фотографов, представленной на международном фотофестивале Kyotographie в Киото. Новая выставка продолжает отдавать дань уважения опыту женщин, которые осмеливаются переписать свою личную и всеобщую историю с помощью фотографии.

Из серии «Путешествие души». 2012–2020 годы
Фото: Тономура Хидека

«Скорбящие»

Франсуаза Галерон

Центральная тема работ француженки Франсуазы Галерон — погружение в сельскую жизнь. В проекте «Скорбящие» она исследует Камарг — прибрежный регион на юге Франции, известный своим природным парком.

Франсуаза живёт и работает в Камарге, изучая, что значит «не только видеть это пространство, но и обитать в нём». В рамках проекта она беседует с жителями традиционных средиземноморских сельских домов. Её собеседники — рыбаки и фермеры, мужчины и женщины разных возрастов. Художница пытается выяснить, что для них значит окружающее пространство и как течёт время. Вопросы выбраны не случайно — фотограф основывается на книге Бернара Пикона «Пространство и время в Камарге».

«Хрупкое состояние этой территории вызывает обеспокоенность. Проект отражает стремление сохранить остатки наследия и традиций, но в то же время поднимает вопрос, что они представляют собой и как они передаются», — объясняет автор.

«Картина»
Фото: Франсуаза Галерон
«Подсолнухи»
Фото: Франсуаза Галерон

Ли Фридлендер глазами Джоэла Коэна

Эта выставка — плод сотрудничества американского документального фотографа Ли Фридлендера и известного режиссёра Джоэла Коэна («Фарго», «Старикам тут не место», «Большой Лебовски»).

Ли Фридлендер — стрит-фотограф, чьи чёрно-белые снимки повседневной городской жизни узнаются благодаря асимметричной композиции.

Джоэл Коэн подчёркивает уникальный подход фотографа к построению кадра. Сделанная им выборка снимков намекает на родство между этими двумя очень разными авторами: они оба увлечённо исследуют коварную силу изображений — фрагментирование кадров, обманчивость композиции, визуальные эффекты зеркал.

В Арле представлено 70 снимков и фильм — ретроспектива 60-летней карьеры Фридлендера.

Фото: Ли Фридлендер / Fraenkel Gallery / Luhring Augustine
Фото: Ли Фридлендер / Fraenkel Gallery / Luhring Augustine
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована