Почему я снимаю себя?
Концептуальный фотограф Арсений Несходимов — об автопортрете.


Из проекта Safety cards. Фото: Арсений Несходимов

Большая часть практики московского фотографа Арсения Несходимова — автопортреты. Мы попросили Арсения ответить на вопрос «почему?». Получилось 10 причин.
Причина первая
Техническая
Впервые я обратился к автопортрету в 2016 году, и причина сделать это была, скорее, технической. У нас с супругой была своя студия, и в какой-то момент я начал просто отрабатывать на себе свет. Через автопортрет я учился студийной съёмке, и вот как-то даже втянулся.
Причина вторая
Перфекционизм
Когда я только начинал, я пытался довести всё до идеала. Я снимал снова и снова, пока результат меня не устраивал. Мог на один кадр потратить четыре дня. Вряд ли хоть одна модель может себе такое позволить.
Причина третья
С собой всегда можно договориться
Работать с собой проще, чем с моделями. Я снимаю авторские проекты в свободное от коммерческой съёмки время. Автопортрет избавляет от необходимости с кем-то договариваться и под кого-то подстраивать свой график.

Фото: Арсений Несходимов
Причина четвёртая
Сквозной герой
Мне сложно объяснить постороннему человеку на съёмке, что нужно сделать. Проще самому встать, сделать, посмотреть и переснять. К тому же так в проектах всегда есть сквозной герой.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
ПодписатьсяПричина пятая
Личный диалог
Параллельно с пробами автопортрета я увлёкся современным искусством. Начал читать книгу «Искусство с 1900 года» — большой такой талмуд авторства Розалинд Краусс, Хэла Фостера и других. Я стал делать автопортреты, перерабатывая визуальные образы разных художников: цвет, брызги, объекты, — и создавая собственную реальность. Так появились некоторые работы в проекте If I were / «Если бы я был». Что было бы, если бы я был Ивом Кляйном? Что, если бы я был Джексоном Поллоком? По сути, через свои работы я вёл диалог с разными художниками, переосмысляя их образы.

Фото: Арсений Несходимов
Причина шестая
Поиск ответов на внутренние вопросы
Автор всегда реагирует на актуальную повестку. Так было с сериями про пандемию и изоляцию Safety cards и Quarantine-guy, например. В окружающей реальности всегда есть острые вопросы, в которых ты пытаешься разобраться и таким образом ответить на какие-то внутренние вопросы. События в Украине, например, заставляет думать про русскую идентичность, про «русский мир». Моя последняя фотосерия — о русской кулинарной книге. Это автопортреты с разной так называемой русской едой, которая на самом деле включает в себя и татарские, украинские, узбекские, и другие блюда. Вопрос, который я ставил перед собой в этом проекте: в чём же, собственно, состоит русская идентичность?
Причина седьмая
Самоирония
В процессе съёмки автопортрета всегда есть место для иронии. Странно, если ты от себя балдеешь и снимаешь, какой ты красивый, накачанный и интересный. Нарциссизм для меня табу. На своих снимках я такой, какой есть. Для проекта Body care отправной точкой стало моё недовольство собственным широким носом: начиная с 12 лет я его стыдился. Только в 23 я примирился с собой и перестал откладывать деньги на пластическую операцию. В этой серии фотографий я пробую разные косметические приспособления и процедуры, которые в теории могут как-то улучшить мою внешность.

Фото: Арсений Несходимов
Причина восьмая
Терапия или что-то около
У меня есть проект Prozac — по названию известного антидепрессанта. Визуально для многих эта серия — близкая иллюстрация того, что они переживают внутри депрессии. Маловероятно, что у меня во время работы над проектом была клиническая депрессия — в ней ты валяешься и ничего не можешь делать. Скорее это было состояние, которое можно назвать «говённое настроение». У меня не было работы, меня одолевали сомнения, чувство неуверенности — всё навевало мрачные картинки. Я не очень серьёзно отношусь к арт-терапии, но в каком-то смысле этот проект — это она. Ты что-то делаешь, двигаешься, значит, вытаскиваешь себя из болота.
Причина девятая
Отрицание идентичности автора
Я не очень верю в историю с поиском самоидентичности и принятием себя через занятие фотографией, в частности через автопортрет. «Смотрите, какой я некрасивый» или «Смотрите, я вешу 200 килограммов и принимаю себя» — это тупиковый путь. Ты становишься заложником одной идеи. По мне, так идентичности у автора нет. В этом-то и весь смысл — в непринятии себя. У автора тысяча масок, которые он может примерить. Работа с собой — это возможность побыть в разных реальностях. Автор, как чистый лист, на который он сам проецирует идеи. Я не считаю себя концептуальным художником, но мне близка их главная идея — выключения авторства. Концептуальное искусство должно быть актуальным. Оно должно быть не про тебя и твои личные проблемы, условно, с родителями, а про мир. Я личную историю в искусстве всерьёз не воспринимаю.

Фото: Арсений Несходимов
Причина десятая
Коммерческая съёмка может быть интересной
На коммерческих съёмках я работаю не со своими идеями, но часто пользуюсь привычными художественными инструментами. Заказчики приходят ко мне, уже зная, в каком жанре я работаю, и хотят получить что-то похожее. Это интереснее, чем классическая коммерческая фотография, где всё обычно по ТЗ. Для компании Dyson я делал рекламную съёмку — автопортрет по мотивам стихотворения Иосифа Бродского «Не выходи из дома, не совершай ошибку…». А в проекте Marrow transplantation использовал автопортрет для благотворительной истории про пересадку костного мозга.

Читайте также: