Проектная фотография
#статьи

10 цитат Энни Лейбовиц

Она фотографировала рок-звёзд и английскую королеву, антивоенные протесты и нескольких президентов США и сама стала знаменитостью.

Фото: Stefanie Keenan / Getty Images

Американка Энни Лейбовиц, пожалуй, самый известный фотограф из ныне живущих. Её путь противоречив: в нём есть и андерграунд, и поп-культура, и политика, и мода, и союз с философом Сьюзен Сонтаг, и безумные гастроли с Rolling Stones.

«Когда тебя практически вырастили в машине, легко стать художником. Ты видишь мир уже в готовой рамке через окно автомобиля»

Энни Лейбовиц не мечтала стать фотографом. Просто камера была ещё одним членом её большой семьи. Лейбовицы много ездили по стране и возили с собой шестерых детей, снимая приключения на восьмимиллиметровую плёнку. Ещё они часто делали семейные портреты.

Первый фотоаппарат появился у Энни во время вынужденного переезда на Филиппины. В годы войны во Вьетнаме её отца-военного командировали на расположенную на островах американскую базу. Там ей разрешили пользоваться фотолабораторией. Энни не представляла, что надо делать, и просто снимала то, что видела на базе и в окрестностях.

«Камера даёт тебе право быть везде. И быть самой по себе — но с определённой целью»

В 1967 году родители разрешили Энни вернуться в Сан-Франциско под присмотр старшей сестры. Лейбовиц поступила в институт искусств на специальность «живопись». Она хотела стать учителем рисования, но как-то услышала, что нельзя учить, не будучи состоявшимся художником, и подумала: «А вдруг это правда?» — и записалась в класс фотографии.

Энни Лейбовиц во время гастрольного турне Rolling Stones, 1975 год
Фото: Christopher Simon Sykes / Hulton Archive / Getty Images

В фотошколе равнялись на Роберта Франка и Анри Картье-Брессона — создателей нового репортажного стиля, динамичного и лёгкого. Энни вспоминала: «Ты бродишь по улицам и снимаешь жизнь как она есть». Благодаря книге Картье-Брессона она поняла, что работа фотографом позволит ей путешествовать по всему миру.

«Зачастую то, что происходит между главными событиями, говорит о них не меньше, чем они сами»

В перерыве между двумя курсами Энни уехала снимать в Израиль. Единственным источником новостей о США на это время для неё стал журнал Rolling Stone, подписку на который ей подарил тогдашний бойфренд. В конце 1960-х в Сан-Франциско начинался расцвет рок-культуры, и на этой волне появился андеграундный журнал, вся редакция которого размещалась в четырёх комнатушках. Вернувшись в город, Энни появилась в журнале с чемоданом своих снимков. Её приняли, а фото с демонстрации против войны во Вьетнаме попало на обложку очередного номера.

Разворот журнала Rolling Stone от 12 сентября 1974 года с фотографиями Энни Лейбовиц
Фото: Rolling Stone / Ebay
Разворот журнала Rolling Stone от 12 сентября 1974 года с фотографиями Энни Лейбовиц
Фото: Rolling Stone / Ebay

В Rolling Stone писали не только о музыке, и Лейбовиц, вскоре ставшая главным фотографом журнала, как репортёр отрабатывала самые разные темы: снимала астронавтов, избирательные кампании и последствия Уотергейта. Фотографируя в 1974 году, как вынужденно ушедший в отставку Ричард Никсон покидает Белый дом, она задержалась дольше, чем большинство представителей прессы. Результатом стал кадр: охранники Белого дома сворачивают ковровую дорожку на фоне улетающего вертолёта с уже бывшим президентом США. Этот и другие снимки фоторепортажа стали главным материалом журнального номера. Успеху способствовали обстоятельства: рок-звезда американской журналистики Хантер Томпсон не сдал статью. Впервые в Rolling Stone главенствовал не текст, а фото — и это было незаурядным событием.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию

…и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.

Подписаться

«Чтобы делать безупречные снимки, мне нужно быть в теме. Оказаться внутри ситуации»

В Rolling Stone изучали субкультуры и погружались в жизнь разных сообществ. Энни проводила по несколько дней в дороге со своими героями, чтобы пожить с ними одной жизнью. На фотографа переставали обращать внимания, и она могла снимать что угодно. Так ей, например, удалось снять закулисную жизнь бодибилдеров.

Энни Лейбовиц (слева на заднем плане) наблюдает за выступлением группы Rolling Stones на арене Madison Square Garden. Нью-Йорк, 1969 год
Фото: Michael Ochs Archives / Rolling Stones / Getty Images

Следуя своему правилу, Энни решила отправиться в гастрольный тур с безумно популярными Rolling Stones. В журнале отговаривали от этой затеи: из поездок с «роллингами» люди возвращались наркозависимыми. Но Энни поехала и «делала всё, что и предполагалось, ведь это турне с Rolling Stones, а это значит, всё что угодно». Несколько снимков из этой поездки стали культовыми, Энни надолго подружилась с музыкантами и утвердилась как фотограф номер один в мире американского рок-н-ролла. Впереди у неё были знаковые снимки рок-идолов: от Пэтти Смит на фоне горящих бочек с керосином до иконического кадра с Джоном Ленноном и Йоко Оно за несколько часов до гибели музыканта.

«Ты должен показывать свои работы другим людям и уметь сделать их значимыми и для них тоже»

В 1978 году редакция Rolling Stone переехала в Нью-Йорк. Там Лейбовиц познакомилась с фотографом Ричардом Аведоном, на которого равнялась. Но её наставницей стала арт-директор Биа Файтлер, уже тогда имевшая статус легенды в мире модных журналов. Под её влиянием Энни начала мыслить концептуально. Она стала делать постановочные снимки, используя в кадре реквизит, который что-то мог рассказать о герое.

Журнал Rolling Stone No 306 от 13 декабря 1979 года с актрисой Бетт Мидлер на обложке
Фото: Rolling Stone / Etsy

Одной из первых таких работ стал снимок актрисы Бетт Мидлер на ковре из живых роз. Съёмка отсылала к драме «Роза», где она исполнила главную роль. После выхода номера главред Rolling Stone получил от Ричарда Аведона письмо со словами: «Фото Бет — одна из лучших журнальных обложек, которые я видел за последние 30 лет».

Так появилась идея концептуальных обложек. Энни старалась передать суть своего героя. Её идеи часто были очень прямолинейными, как говорила сама Энни, дурацкими, но они работали. Люди ждали очередной выпуск Rolling Stone ради новой съёмки Лейбовиц — раньше такой популярностью могли похвастаться только авторы статей.

«Я просто стараюсь не думать о том, что кого-то „запечатлела“. Жизнь намного сложнее и больше, чем этот одномерный момент»

Когда Энни предложили снимать для глянцевого Vanity Fair, она планировала совмещать работу в двух журналах, но главный редактор Rolling Stone Ян Веннер отказал ей. Он предположил, что другая среда позволит Энни отказаться от наркотиков. Энни вспоминала, что сама «работа в Rolling Stone была частью наркокультуры».

Энни легла в рехаб — и больше не вернулась к запрещённым веществам. После клиники началась её работа в Vanity Fair. Она переходила из андерграунда в мейнстрим и рисковала репутацией. В самом Vanity Fair хотели, чтобы Энни стала новым Эдвардом Стайхеном: продолжила традицию портретной съёмки великого американского фотографа. Лейбовиц считает, что у неё получилось «очень глянцево». И всё-таки именно портреты стали тем, ради чего сниматься у Лейбовиц согласны самые занятые знаменитости: от Трампа до королевы Елизаветы II.

Английская королева Елизавета II на ступенях террасы Виндзорского замка со своими собаками, апрель 2016 года
Фото: Энни Лейбовиц / Vanity Fair

«Обложка — это реклама, а не фотография. Я вынуждена делать эти снимки, но мои настоящие фотографии живут внутри журнала»

Уйдя в глянец, Лейбовиц продолжила создавать знаковые обложки. Она стремилась к балансу между коммерческим успехом журнала и творческими экспериментами. Герои съёмок ей доверяли. К тому же их так часто снимали, что знаменитости были не против попробовать что-то новое.

Обложка с обнажённой Деми Мур на девятом месяце беременности подняла тираж Vanity Fair с 800 000 до 1 000 000 экземпляров, а актрисе обеспечила пожизненную известность. Кроме того, она спровоцировала публичный диалог о восприятии беременности в обществе.

Обложка журнала Vanity Fair 1991 года с беременной актрисой Деми Мур
Фото: Энни Лейбовиц / Vanity Fair

«Люди часто противопоставляют снимки для глянцевых журналов другим моим работам. Я бы вообще сломала эти стены. Я фотограф. Это моя работа. Бывает такая, бывает другая»

Начав работать в глянце, Энни не понимала, зачем делать людей более привлекательными на снимке. Ей казалось глупым, что людям специально подбирают одежду для кадра. Но постепенно пришла к мысли: если я снимаю снимаю актёров, почему не придумать для них историю? Она стала использовать множество нарядов и масштабные декорации.

Модельер Джон Гальяно, стилист Алексис Рош и модель Наталья Водянова в фотопроекте для журнала Vogue
Фото: Энни Лейбовиц / Vogue

Энни пригласили в Vogue — культовый журнал в мире моды — и там бюджеты на съёмки достигли фантастических размеров. Одна из самых известных её работ для журнала — масштабная по количеству костюмов и приглашённых звёзд съёмка с моделью Натальей Водяновой по мотивам сказки «Алиса в стране чудес».

«Чем лучше знаешь кого-то, тем сложнее фотографировать. Ты знаешь, каким человек видит себя. Когда ты любишь его, то не хочешь разочаровывать»

Лейбовиц познакомилась со Сьюзен Сонтаг на съёмках: писательнице нужны были портреты для издания книги «СПИД и его метафоры». Сонтаг точно знала, какие кадры ей необходимы и как её снимать. А затем захотела продолжить общаться с Энни. Лейбовиц недоумевала: «С моей репутацией после Rolling Stone, Vanity Fair и поп-культуры, нафиг я ей сдалась?» Их союз продлился 15 лет.

Писательница и критик Сьюзен Сонтаг. Нью-Йорк, 1991 год
Фото: Энни Лейбовиц / Scottish National Portrait Gallery

Сьюзен Сонтаг, одна из главных интеллектуалок XX века, оказала на Энни заметное влияние. Лейбовиц вспоминала, что надеялась стать «ближе к этому величию» и поднять свою работу на большую высоту. Сонтаг действительно хотела, чтобы Лейбовиц стала более серьёзной. Писательница убедила её вместе поехать в Югославию документировать реальность войны. Энни говорила, что этот опыт в каком-то смысле вернул её работе верную перспективу: «С какой стороны фотографировать Барбару Стрейзанд, уже не представлялось таким существенным».

Упавший велосипед подростка, только что убитого снайпером. Сараево, 1994 год
Фото: Энни Лейбовиц / CO Berlin / Vanity Fair

В 1999 году вышла фотокнига Лейбовиц «Женщины» с предисловием Сонтаг, где писательница размышляла о разнице восприятия изображений женщин и мужчин в обществе.

Другой концептуальный проект Лейбовиц начала делать, переживая смерть Сонтаг. «Паломничество» — метафорические портреты умерших писателей, политиков, музыкантов и других значимых в американской истории фигур, сделанные в путешествиях по их родным местам.

Софа психоаналитика Зигмунда Фрейда. Музей Фрейда в Лондоне. Из проекта «Паломничество»
Фото: Энни Лейбовиц / Random House

«Я всё время смотрю. Куда бы я ни посмотрела, я выстраиваю кадры»

Лейбовиц 75 лет, она продолжает снимать для Vogue и рекламных кампаний брендов, а её снимки по-прежнему становятся событиями. В 2022 году Энни сняла для Louis Vuitton вечных футбольных соперников Лионеля Месси и Криштиану Роналдо за партией в шахматы. В преддверии чемпионата мира, где звёзды футбола противостояли друг другу, рекламная кампания стала вирусной.

Футболисты Лионель Месси и Криштиану Роналдо в рекламе Louis Vuitton
Фото: Энни Лейбовиц / Louis Vuitton

В документальном фильме 2006 года «Лейбовиц: жизнь, увиденная через объектив» фотограф говорила, что хотела бы снимать даже в тот день, когда умрёт.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована